- Преподавателю
- Информатика
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барабанова Л.И. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Барабанова Л. И.
преподаватель ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.
Основной акцент ставится на качество знаний информационных технологий предметной области. Подготовка специалистов технического профиля направлена на формирование у них высокого уровня профессиональных знаний, который не возможен в новом «информационном» веке без высокого уровня информационной культуры в области информационных технологий, одной из граней которой является эффективное использование прикладных программных продуктов в будущей профессиональной деятельности.
Ознакомление студентов с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучение принципам построения информационных моделей, проведению анализа полученных результатов, применению современных информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности начинается в рамках дисциплины «Информатика».
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.
Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.
Исходя из этого, считаю, что первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Важно, чтобы с первых уроков студенты поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач - вот характерные черты человека нового «информационного общества».
Возникают вопросы: Какова же роль преподавателя информатики в формировании человека нового информационного века? Как преподавателю научить студента выбирать свои информационные маршруты? Как формировать и развивать информационную культуру студентов?
Основной целью информационного образования является формирование информационно коммуникационной компетентности, которая предполагает:
-
способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;
-
овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.
Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.
Опыт моей работы показал, что наиболее продуктивными являются информационно - коммуникационные технологии.
На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание студентов к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику групп и склонности каждого студента.
Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
-
формирование целостной естественнонаучной картины мира;
-
способствование творческому развитию личности.
Можно выделить следующие возможности и преимущества ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность студентов.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.
Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность студентов возрастает в несколько раз.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации студентов, «насытить» учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.
Студенты заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности студента.
Студент становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
-
Активизировать познавательную деятельность студентов;
-
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
-
Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
-
Повысить объём выполняемой на уроке работы;
-
Усовершенствовать контроль знаний;
-
Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
-
Формировать навыки исследовательской деятельности;
-
Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».
Список использованных источников
-
Сергеева Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной культуры.
-
Виноградов В.А., Скворцов Л.В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. - 1991 - № 2 - с. 5-29
-
Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. 1994. № 1. С. 2