Рабочая программа по информатике 8 класс (Семакин)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312), программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий обучению курсу информатики, включает:

  1. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - М.: Бином. Лаборатория знаний

  2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: Бином. Лаборатория знаний

  3. Методическое пособие для учителя

Цели и задачи изучения курса информатики

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

- связь между информацией и знаниями человека;

- что такое информационные процессы;

- какие существуют носители информации;

- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

- как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

- правила техники безопасности и при работе на компьютере;

- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

- типы и свойства устройств внешней памяти;

- типы и назначение устройств ввода/вывода;

- сущность программного управления работой компьютера;

- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

- назначение программного обеспечения и его состав.

- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

- какие существуют области применения компьютерной графики;

- назначение графических редакторов;

- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

- что такое мультимедиа;

- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

уметь

- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой;

- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

- инициализировать выполнение программ из программных файлов;

- просматривать на экране каталог диска;

- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

- использовать антивирусные программы.

- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.



Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.



Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 8-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 18;

  • контрольная работа - 5.



Планируемые результаты обучения

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

  1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.

В задачнике-практикуме, входящем в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов, содержатся задания проектного характера. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

  1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером. Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Содержание курса информатики

Тема 1. Введение

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.

Тема 2. Человек и информация

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор­мации.

Тема 3. Первое знакомство с компьютером

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор­мации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Тема 4. Текстовая информация и компьютер

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Тема 5. Графическая информация и компьютер

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

5. Технология мультимедиа

Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Учебно-тематический план

(1 ч в неделю, 34 ч в год)

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Человек и информация

5

3

2

2

Первое знакомство с компьютером

8

5

3

3

Текстовая информация и компьютер

10

5

5

4

Графическая информация и компьютер

5

3

2

5

Технология мультимедиа

6

3

3

Всего:

34

19

15


Список литературы для подготовки и проведения занятий

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

  2. Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)


Календарно-тематическое планирование 8 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Виды деятельности

Домашнее задание

Человек и информация - 5 ч.

1

Введение. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности на уроках информатики.

Информация и знания.

Познакомить с предметом информатики, учебником, провести инструктаж по ТБ.

Выявлять связь между информацией и знаниями человека.

Проводить классификацию знаний.


стр. 5-8, §1

2

Восприятие и представление информации

Лабораторная работа №1

Иметь представление о способах восприятия информации.

Знать формы представления информации, функции и виды языка.

§2, сообщения учащихся.

3

Информационные процессы.

Лабораторная работа №2

Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники.

Знать основные виды информационных процессов

Познакомить с клавиатурным тренажером.


§ 3

4

Измерение информации.

Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

Познакомить учащихся с алфавитным подходом к измерению информации, с единицами измерения информации

Научить определять информационный объем текста.

§4, подготовиться к контрольной работе

5

Измерение информации.

Контрольная работа№1

Контрольная работа по теме «Человек и информация».


Первое знакомство с компьютером - 8 ч.

6

Назначение и устройство компьютера.

Лабораторная работа №3

Познакомить с основными устройствами ПК.

Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке.

Получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера

§5.

7

Компьютерная память

Дать определение внутренней и внешней памяти компьютера, рассмотреть структуру внутренней памяти ПК.

Познакомить с носителями и устройствами внешней памяти.


§6.

8

Как устроен персональный компьютер.

Лабораторная работа №4.

Познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением.

Знать функции основных устройств, принцип взаимодействия устройств ПК.

Уметь: включать и выкл.ПК; пользоваться клавиатурой

§7.

9

Основные характеристики персонального компьютера.

Рассказать об основных характеристиках микропроцессора, устройств внешней памяти, объема внутренней памяти.

Знать определения основных характеристик ПК.

Различать основные и дополнительные устройства ввода/вывода.

Готовить к работе внешние устройства.

§8, сообщения учащихся.

10

Программное обеспечение компьютера.

О системном ПО и системном программировании.

Познакомить с разновидностями программного обеспечения.

Знать назначение и функции ОС.

Знакомство с сервисными программами и системами программирования.

§9,§10

11

О файлах и файловых структурах.

Лабораторная работа №5 «Работа с файловой системой ОС и со справочной системой ОС»


Просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами

Создавать и удалять папки, переименовывать файлы и папки

Уметь работать с файловым менеджером.

§11.

12

Пользовательский интерфейс.

Ориентироваться в среде пользовательского интерфейса операционной системы.

Уметь использовать контекстное меню.

§12, подготовка к контрольной работе

13

Контрольная работа №2 по теме: «Первое знакомство с компьютером.»

Контрольная работа №2.


Текстовая информация и компьютер - 10 ч.

14

Тексты в компьютерной памяти.

Знать способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки,текстовые файлы)

Выполнять упражнения по кодировке фраз.

§13

15

Текстовые редакторы.

Лабораторная работа№6.

Познакомить с назначением текстовых редакторов;

Понимать основные режимы работы текстовых редакторов.


§14

16

Работа с текстовым редактором.

. Лабораторная работа№7.

Знать основные шрифты.

Уметь: набирать и редактировать текст; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором

§15

17

Работа с текстовым редактором.

Лабораторная работа№8.

Изучение возможностей многооконного редактора.

Знать основные приемы форматирования текста. Форматировать текст и фрагменты текста.

§15

18

Работа с текстовым редактором.

Лабораторная работа№9.


Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Проверять правописание.

§15

19

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№10.

Изучить дополнительные возможности текстовых редакторов.

Работа с таблицами.

§16

20

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№11.

Применять дополнительные возможности текстовых редакторов.

Работа с маркированными списками.


§16

21

Дополнительные возможности текстовых процессоров.

Лабораторная работа№12.

Применять дополнительные возможности текстовых редакторов.

Уметь включать в документ рисунки, диаграммы.

§16

22

Система перевода и распознавания текстов.

Лабораторная работа№13

Познакомить со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок. Сканирование и распознавание текста.

§17, подготовиться к контрольной работе

23

Контрольная работа №3 по теме

«Текстовая информация и компьютер»

Выполнить задания для двух вариантов.


Графическая информация и компьютер -

24

24.Компьютерная графика.

Познакомить с с основными областями применения компьютерной графики.

Знать устройства вывода графических изображений.

§18

25

25.Технические средства компьютерной графики.

Лабораторная работа№14

Знать способы представления изображений в памяти ПК; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.

§19,сообщения учащихся

26

26.Как кодируется изображение .Растровая и векторная графика.

Иметь понятие об объеме видеопамяти.

Различать два принципа представления изображения.


§20, §21

27

27. Работа с графическим редактором растрового типа.

Лабораторная работа№15

Знать назначение графического редактора, основные инструменты.

Запускать графический редактор и завершать его работу.

§22

28

28.Работа с графическим редактором растрового типа.

Лабораторная работа№16

Создавать рисунки, копировать фрагменты рисунка.

Загружать и сохранять рисунки.

§22

Технология мультимедиа - 6 ч.

29

29.Что такое мультимедиа?

Иметь представление о мультимедиа.

Знать назначения и преимущества.

§23, сообщения учащихся.

30

30.Аналоговый и цифровой звук.

Знать историю звукозаписывающей техники.

Объяснять разницу между АЦП и ЦАП.

Знать принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти ПК

§24

31

31.Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Лабораторная работа№17

Перечислять и знать устройства специальных средств мультимедиа.

Знать основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях, этапы создания презентаций.


§25, §26

32

32.Компьютерные презентации.

Лабораторная работа№18

Уметь создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

§26

33

33.Контрольная работа №4 по теме «Технология мультимедиа»


34

34.Итоговая контрольная работа за курс 8-го класса





© 2010-2022