Программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича Н. Д. (2 часа)

Программа курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена  на основе Примерной программы  основного  курса «Информатика и ИКТ», рекомендованнoй Министерством образования и науки Российской Федерации  с учетом учебника  под редакцией  Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается 105 часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе).    Рабочая программа составлена на 70...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 - 9 класс)

под редакцией Угриновича Н.Д.


Пояснительная записка

Программа курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованнoй Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся с назначением и структурой языка гипертекстовых документов; обучить основным приемам работы создания структуры и разработки веб-страниц;

  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

В Федеральном базисном учебном плане предусматривается 105 часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе). В МБОУ «Лицей» г.Арзамаса за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов. Рабочая программа составлена на 70 часов в 8 классе - 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования для 8 класса было увеличено количество часов по темам вдвое для более углубленного изучения тем курса информатики в 8 классе с последующим повышением уровня подготовки учащихся к сдаче ГИА по информатике в 9 классе и ЕГЭ по информатике в 11 классе. Увеличение часов по некоторым темам, таким как, изучение языка построения веб-страниц, предусматривает повышение практических навыков учащихся и развитие их творческих способностей в сайтостроении.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

8 класс

1

Информация и информационные процессы

16 ч

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

18 ч

3

Коммуникационные технологии

34 ч


Повторение, резерв времени

2 ч

Итого:

70 часов

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться в более обширном объеме, добавлены задания проектного плана. Количество часов по темам удвоено с целью углубления знаний учащихся и увеличения практических навыков работы.

Программой предусмотрено проведение: в 8 классе:

  • количество практических работ - 17;

  • количество проектных работ - 3;

  • количество самостоятельных работ - 4;

  • количество контрольных работ - 3.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 8 классе

Информация и информационные процессы (16 ч)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 « Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Проектная работа № 1 «Знаковые системы в различных научных областях»

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (18 ч)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа №2 «Определение разрешающей способности мыши».

Проектная работа № 2 «Память будущего»

Коммуникационные технологии (34 ч)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.

Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

Практическая работа № 4 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 5 «География Интернета».

Практическая работа № 6 «Путешествие во Всемирной паутине».

Практическая работа № 7 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 8 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 9 «Создание простейшей веб-страницы»

Практическая работа № 10 «Размещение и форматирование текста на веб-странице»

Практическая работа № 11 «Размещение и форматирование изображений на веб-страницах»

Практическая работа № 12 «Создание мини-сайта»

Практическая работа № 13 «Создание маркированных списков на веб-страницах»

Практическая работа № 14 «Создание нумерованных списков на веб-страницах»

Практическая работа № 15 «Создание многоуровневых списков на веб-страницах»

Практическая работа № 16 «Создание интерактивных форм на веб-страницах»

Практическая творческая зачетная работа № 17 «Создание сайта «О Великой Отечественной войне 1945 года»

Проектная работа № 3 «Сравнительная характеристика поисковых систем»

Повторение (2 ч)







Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе на базовом уровне

по программе Н.Д. Угриновича

(2 часа в неделю, 70 часов в год)

№ п/п

Тема урока

Количество часов


Материал

учебника

Дата

проведения

Информация, информационный процесс (16 часов)

1

Информация в живой и неживой природе.

1

п.1.1.1, п.1.1.2, стр. 11 вопр.2,

стр.13, вопр.2


2

Человек: информация и информационные процессы

1

п.1.1.3,

стр.16, вопр.4


3

Информация и информационные процессы в технике

1

п.1.1.4.

стр.19, вопр.3


4

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: формы и значение

1

п.1.2.1,

стр. 21, вопр.2,4


5

Знаковые системы

1

п.1.2.2,

стр. 21, №. 1.1


6

Проектная работа "Знаковые системы в различных научных областях"



7

Двоичная знаковая система. Перевод чисел из двоичной с.с. в десятичную с.с. и обратно

1

п.1.2.2, повторить, задание в тетр.


8

Самостоятельная работа.

Кодирование информации

1

п.1.2.3,

стр. 26 1.2


9

Решение задач по кодированию информации

1

задачи в тетр.


10

Количество информации как мера уменьшение неопределенности знаний

1

п.1.3.1,

стр. 29, № 1.3, 1.4


11

Определение количества информации

1

п.1.3.2,

стр.30, №1.5, 1.6


12

Определение количества информации. Решение задач

1

п.1.3.2, повторить,

задачи в тетр.


13

Алфавитный подход определение количества информации. Самостоятельная работа

1

п. 1.3.3,

стр. 33, № 1.8-1.10


14

Алфавитный подход определение количества информации.

Практическая работа №1 "Вычисление количества информации с помощью калькулятора"

1

п. 1.3.3, повторить,

задание в тетр.


15

Решение задач на определение количества информации. Подготовка к контрольной работе

1

1.1 - 1.3 повторить


16

Контрольная работа по теме: "Информация, информационный процесс"

1


Компьютер как универсальное устройство обработки информации (18 часов)

17

Программная обработка данных на компьютере

1

п. 2.1,

стр.36, вопр.2,


18

Устройства компьютера. Процессор и системная плата

1

п. 2.2.1,

стр. 38, №2.1, доклады + презентация


19

Устройства ввода.

Практическая работа 2.3 "определение разрешающей способности мыши"

1

п. 2.2.2,

стр. 43, вопр.5


20

Устройства вывода.

1

п.2.2.3,

стр.46, вопр.2


21

Память: оперативная и долговременная

1

п. 2.2.4, 2.2.5,

стр. 51, №2.5


22

Проектная работа "Память будущего"

1

подг. к тестированию


23

Тестирование по теме: "Программная обработка данных. Устройства компьютера"

1


24

Файлы: определение, типы.

1

п.2.3,

стр. 53, вопр.2,

стр. 55 № 2.8


25

Файловая система

1

п.2.3


26

Программное обеспечение компьютеров. Операционная система

1

п. 2.4.1, реферативная работа


27

Прикладное программное обеспечение

1

п.2.4.2,

стр.62, № 2.11


28

Графический интерфейс графических систем и приложений

1

п. 2.5,

стр. 66, вопр.3


29

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

1

п.2,6,

стр. 69, № 2.15, 2.16


30

Компьютерные вирусы, их классификация

1

п. 2.7,

стр. 73, № 2.17, подг. к к.р.


31

Антивирусные программы


п. 2.7


32

Правовая охрана программ и данных

1

п. 2.8.1, 2.8.2


33

Защита информации

1

п. 2.8.3


34

Контрольная работа по теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"

1


Коммуникационные технологии (34 часа)

35

Передача информации

1

п.3.1


36

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1 "Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети"

1

п. 3.2


37

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав и адресация в интернете. Практическая работа № 3.2 "Подключение к Интернету"

1

п. 3.3.1, 3.3.2


38

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа №3.3 "География" Интернета"

1

п. 3.3.3


39

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Практическая работа № 3.4 "Путешествие по всемирной паутине"

1

п. 3.4.1


40

Электронная почта. Файловые архивы. Практическая работа №6 "Загрузка файлов из Интернета"

1

п. 3.4.2, 3.4.3


41

Общение в Интернете

1

п.3.4.4

42

Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

1

п. 3.4.5, 3.4.6

43

Поиск информации в Интернете. Правила поиска

1

п. 3.5

44

Практическая работа № 3.7 "поиск информации в Интернете"

1

45

Проектная работа "Сравнительная характеристика поисковых систем"

1

46

Электронная коммерция в Интернете

1

п. 3.6

47

Разработка Web - сайта с использованием языка разметки HTML. Web - страницы и Web - сайты

1

п. 3.7.1

48

Структура Web - страницы. Практическая работа по созданию простейшей Web - страницы

1

п. 3.7.2.

49

Форматирование текста на Web - странице.

1

п. 3.7.3

50

Практическая работа по размещению и форматированию текста.

1

п.3.7.3, повторение

51

Вставка изображений на Web - страницу

1

п.3.7.4

52

Практическая работа по размещению и форматированию изображений на Web - странице

1

п.3.7.4, повторение

53

Гиперссылки на Web - странице

1

п.3.7.5

54

Практическая работа по созданию мини-сайта

1

п.3.7.5, повторение

55

Практическая работа по созданию мини-сайта. Самостоятельная работа

1

п.3.7.5, повторение

56

Списки на Web - странице. Создание маркированных списков

1

п. 3.7.6

57

Практическая работа по созданию маркированных списков

1

п. 3.7.6, повторение

58

Списки на Web - странице. Создание нумерованных списков

1

п. 3.7.6

59

Практическая работа по созданию нумерованных списков

1

п. 3.7.6, повторение

60

Списки на Web - странице. Многоуровневые списки

1

п. 3.7.6

61

Практическая работа по созданию многоуровневых списков

1

п. 3.7.6, повторение

62

Интерактивные формы на Web - странице

1

п.3.7.7

63

Практическая работа по созданию интерактивных форм

1

п. 3.7.7, повторение

64

Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): подбор материала, разработка макета сайта

1

65

Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): создание

1

66

Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): создание

1

67

Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): защита

1

п.3.1-3.7, повторение, подг. к к.р

68

Контрольная работа на тему: "Коммуникационные технологии".

1

Резерв (2 часа)

69

Итоговое занятие

1

70

Резерв

1


Планируемые результаты

По окончанию изучения курса учащиеся должны знать/понимать:

  • роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;

  • единицы измерения количества информации;

  • название и функциональное назначение различных устройств компьютера;

  • назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;

  • сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;

  • Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;

  • назначение и функции локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • принцип маршрутизации и транспортировки данных;

  • назначение и функции электронной Web - почты;

  • способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;

  • виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;

  • технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;

  • назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта.

научатся:

  • кодировать и перекодировать информацию;

  • решать задачи на определение количества информации;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • архивировать и разархивировать информацию

  • оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;

  • различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;

  • предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • осуществлять настройку и подключение к Интернету;

  • настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете;

  • регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;

  • загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;

  • общаться в реальном времени с помощью Интернет - технологий;

  • создавать Web -страницы с помощью HTML;

  • задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web - страницу;

  • представлять результат своей деятельности в виде Web - сайта.



Литература (УМК)

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. «Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.

Дополнительная литература:

  1. Журнал «Информатика и образование» (infojournal.ru/journal/info/)

  2. Журнал «Информатика» (издательский дом «Первое сентября», inf.1september.ru/)

  3. Журнал "Компьютер-пресс"

  4. Ежемесячный теоретический и прикладной научно-технический журнал (с приложением) "Информационные технологии" (novtex.ru/IT/index.htm)

  5. Научный журнал «Информатика и ее применения» (ipiran.ru/journal/issues/)

  6. Журнал «Информатика в школе» (infojournal.ru/journal/school/)

Полезные сайты:

  1. Министерство образования и науки РФ - минобрнауки.рф/

  2. Министерство образования Нижегородской области - minobr.government-nnov.ru/

  3. Нижегородский институт развития образования - niro.nnov.ru/

  4. Федеральный институт педагогических измерений - fipi.ru/

  5. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» - lbz.ru/

  6. "Российское образование" - федеральный портал - edu.ru/

  7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты - standart.edu.ru/

  8. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства вывода звуковой информации - колонки или наушники;

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

.

Программные средства

  • Операционная система - Windows XP.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения.

  • Простой редактор Wеb-страниц.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.




© 2010-2022