- Преподавателю
- Информатика
- Программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича Н. Д. (2 часа)
Программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича Н. Д. (2 часа)
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белова Т.В. |
Дата | 15.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 - 9 класс)
под редакцией Угриновича Н.Д.
Пояснительная записка
Программа курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованнoй Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
-
ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;
-
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
-
познакомить учащихся с назначением и структурой языка гипертекстовых документов; обучить основным приемам работы создания структуры и разработки веб-страниц;
-
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
В Федеральном базисном учебном плане предусматривается 105 часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» (35 часов в 8 классе и 70 часов в 9 классе). В МБОУ «Лицей» г.Арзамаса за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов. Рабочая программа составлена на 70 часов в 8 классе - 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования для 8 класса было увеличено количество часов по темам вдвое для более углубленного изучения тем курса информатики в 8 классе с последующим повышением уровня подготовки учащихся к сдаче ГИА по информатике в 9 классе и ЕГЭ по информатике в 11 классе. Увеличение часов по некоторым темам, таким как, изучение языка построения веб-страниц, предусматривает повышение практических навыков учащихся и развитие их творческих способностей в сайтостроении.
Учебно-тематический план
-
№
Название темы
Количество часов
8 класс
1
Информация и информационные процессы
16 ч
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
18 ч
3
Коммуникационные технологии
34 ч
Повторение, резерв времени
2 ч
Итого:
70 часов
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться в более обширном объеме, добавлены задания проектного плана. Количество часов по темам удвоено с целью углубления знаний учащихся и увеличения практических навыков работы.
Программой предусмотрено проведение: в 8 классе:
-
количество практических работ - 17;
-
количество проектных работ - 3;
-
количество самостоятельных работ - 4;
-
количество контрольных работ - 3.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 8 классе
Информация и информационные процессы (16 ч)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Проектная работа № 1 «Знаковые системы в различных научных областях»
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (18 ч)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа №2 «Определение разрешающей способности мыши».
Проектная работа № 2 «Память будущего»
Коммуникационные технологии (34 ч)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 4 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 5 «География Интернета».
Практическая работа № 6 «Путешествие во Всемирной паутине».
Практическая работа № 7 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 8 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 9 «Создание простейшей веб-страницы»
Практическая работа № 10 «Размещение и форматирование текста на веб-странице»
Практическая работа № 11 «Размещение и форматирование изображений на веб-страницах»
Практическая работа № 12 «Создание мини-сайта»
Практическая работа № 13 «Создание маркированных списков на веб-страницах»
Практическая работа № 14 «Создание нумерованных списков на веб-страницах»
Практическая работа № 15 «Создание многоуровневых списков на веб-страницах»
Практическая работа № 16 «Создание интерактивных форм на веб-страницах»
Практическая творческая зачетная работа № 17 «Создание сайта «О Великой Отечественной войне 1945 года»
Проектная работа № 3 «Сравнительная характеристика поисковых систем»
Повторение (2 ч)
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе на базовом уровне
по программе Н.Д. Угриновича
(2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Материал
учебника
Дата
проведения
Информация, информационный процесс (16 часов)
1
Информация в живой и неживой природе.
1
п.1.1.1, п.1.1.2, стр. 11 вопр.2,
стр.13, вопр.2
2
Человек: информация и информационные процессы
1
п.1.1.3,
стр.16, вопр.4
3
Информация и информационные процессы в технике
1
п.1.1.4.
стр.19, вопр.3
4
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: формы и значение
1
п.1.2.1,
стр. 21, вопр.2,4
5
Знаковые системы
1
п.1.2.2,
стр. 21, №. 1.1
6
Проектная работа "Знаковые системы в различных научных областях"
7
Двоичная знаковая система. Перевод чисел из двоичной с.с. в десятичную с.с. и обратно
1
п.1.2.2, повторить, задание в тетр.
8
Самостоятельная работа.
Кодирование информации
1
п.1.2.3,
стр. 26 1.2
9
Решение задач по кодированию информации
1
задачи в тетр.
10
Количество информации как мера уменьшение неопределенности знаний
1
п.1.3.1,
стр. 29, № 1.3, 1.4
11
Определение количества информации
1
п.1.3.2,
стр.30, №1.5, 1.6
12
Определение количества информации. Решение задач
1
п.1.3.2, повторить,
задачи в тетр.
13
Алфавитный подход определение количества информации. Самостоятельная работа
1
п. 1.3.3,
стр. 33, № 1.8-1.10
14
Алфавитный подход определение количества информации.
Практическая работа №1 "Вычисление количества информации с помощью калькулятора"
1
п. 1.3.3, повторить,
задание в тетр.
15
Решение задач на определение количества информации. Подготовка к контрольной работе
1
1.1 - 1.3 повторить
16
Контрольная работа по теме: "Информация, информационный процесс"
1
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (18 часов)
17
Программная обработка данных на компьютере
1
п. 2.1,
стр.36, вопр.2,
18
Устройства компьютера. Процессор и системная плата
1
п. 2.2.1,
стр. 38, №2.1, доклады + презентация
19
Устройства ввода.
Практическая работа 2.3 "определение разрешающей способности мыши"
1
п. 2.2.2,
стр. 43, вопр.5
20
Устройства вывода.
1
п.2.2.3,
стр.46, вопр.2
21
Память: оперативная и долговременная
1
п. 2.2.4, 2.2.5,
стр. 51, №2.5
22
Проектная работа "Память будущего"
1
подг. к тестированию
23
Тестирование по теме: "Программная обработка данных. Устройства компьютера"
1
24
Файлы: определение, типы.
1
п.2.3,
стр. 53, вопр.2,
стр. 55 № 2.8
25
Файловая система
1
п.2.3
26
Программное обеспечение компьютеров. Операционная система
1
п. 2.4.1, реферативная работа
27
Прикладное программное обеспечение
1
п.2.4.2,
стр.62, № 2.11
28
Графический интерфейс графических систем и приложений
1
п. 2.5,
стр. 66, вопр.3
29
Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса
1
п.2,6,
стр. 69, № 2.15, 2.16
30
Компьютерные вирусы, их классификация
1
п. 2.7,
стр. 73, № 2.17, подг. к к.р.
31
Антивирусные программы
п. 2.7
32
Правовая охрана программ и данных
1
п. 2.8.1, 2.8.2
33
Защита информации
1
п. 2.8.3
34
Контрольная работа по теме: "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
1
Коммуникационные технологии (34 часа)
35
Передача информации
1
п.3.1
36
Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 3.1 "Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети"
1
п. 3.2
37
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав и адресация в интернете. Практическая работа № 3.2 "Подключение к Интернету"
1
п. 3.3.1, 3.3.2
38
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Практическая работа №3.3 "География" Интернета"
1
п. 3.3.3
39
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Практическая работа № 3.4 "Путешествие по всемирной паутине"
1
п. 3.4.1
40
Электронная почта. Файловые архивы. Практическая работа №6 "Загрузка файлов из Интернета"
1
п. 3.4.2, 3.4.3
41
Общение в Интернете
1
п.3.4.4
42
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете
1
п. 3.4.5, 3.4.6
43
Поиск информации в Интернете. Правила поиска
1
п. 3.5
44
Практическая работа № 3.7 "поиск информации в Интернете"
1
45
Проектная работа "Сравнительная характеристика поисковых систем"
1
46
Электронная коммерция в Интернете
1
п. 3.6
47
Разработка Web - сайта с использованием языка разметки HTML. Web - страницы и Web - сайты
1
п. 3.7.1
48
Структура Web - страницы. Практическая работа по созданию простейшей Web - страницы
1
п. 3.7.2.
49
Форматирование текста на Web - странице.
1
п. 3.7.3
50
Практическая работа по размещению и форматированию текста.
1
п.3.7.3, повторение
51
Вставка изображений на Web - страницу
1
п.3.7.4
52
Практическая работа по размещению и форматированию изображений на Web - странице
1
п.3.7.4, повторение
53
Гиперссылки на Web - странице
1
п.3.7.5
54
Практическая работа по созданию мини-сайта
1
п.3.7.5, повторение
55
Практическая работа по созданию мини-сайта. Самостоятельная работа
1
п.3.7.5, повторение
56
Списки на Web - странице. Создание маркированных списков
1
п. 3.7.6
57
Практическая работа по созданию маркированных списков
1
п. 3.7.6, повторение
58
Списки на Web - странице. Создание нумерованных списков
1
п. 3.7.6
59
Практическая работа по созданию нумерованных списков
1
п. 3.7.6, повторение
60
Списки на Web - странице. Многоуровневые списки
1
п. 3.7.6
61
Практическая работа по созданию многоуровневых списков
1
п. 3.7.6, повторение
62
Интерактивные формы на Web - странице
1
п.3.7.7
63
Практическая работа по созданию интерактивных форм
1
п. 3.7.7, повторение
64
Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): подбор материала, разработка макета сайта
1
65
Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): создание
1
66
Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): создание
1
67
Творческая работа на тему: "Мои увлечения", "О Великой Отечественной войне" (по выбору учащихся): защита
1
п.3.1-3.7, повторение, подг. к к.р
68
Контрольная работа на тему: "Коммуникационные технологии".
1
Резерв (2 часа)
69
Итоговое занятие
1
70
Резерв
1
Планируемые результаты
По окончанию изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
-
роль информации в жизни людей; свойства информации; основные информационные процессы;
-
единицы измерения количества информации;
-
название и функциональное назначение различных устройств компьютера;
-
назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения;
-
сущность и разновидности компьютерных вирусов, способы их обнаружения и антивирусной защиты;
-
Закон об охране авторских прав, различие между лицензионными, условно-бесплатными и свободно-распространяемыми программами;
-
назначение и функции локальных и глобальных компьютерных сетей;
-
принцип маршрутизации и транспортировки данных;
-
назначение и функции электронной Web - почты;
-
способы поиска информации в Интернете; назначение и принцип работы поисковых систем;
-
виды коммерческой деятельности с использованием сети Интернет;
-
технологии создания гипертекстовых документов; теги для форматирования текста;
-
назначение и роль интерактивных форм размещаемых на страницах сайта.
научатся:
-
кодировать и перекодировать информацию;
-
решать задачи на определение количества информации;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
-
получать информацию о характеристиках компьютера;
-
архивировать и разархивировать информацию
-
оперировать файлами: открывать, именовать, сохранять, оценивать числовые параметры;
-
различать элементы ОС; работать с графическим интерфейсом ОС Windows, Linux;
-
предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
-
осуществлять настройку и подключение к Интернету;
-
настраивать браузер; искать информацию с применением правил поиска в Интернете;
-
регистрировать почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, создавать, отправлять и получать почтовые сообщения;
-
загружать файлы из Интернета, соблюдая правила антивирусной безопасности;
-
общаться в реальном времени с помощью Интернет - технологий;
-
создавать Web -страницы с помощью HTML;
-
задавать необходимые параметры форматирования текста, размещённого на Web - странице: заголовки, шрифт, размер, цвет, расположение; добавлять рисунки на Web - страницу;
-
представлять результат своей деятельности в виде Web - сайта.
Литература (УМК)
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
«Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
Дополнительная литература:
-
Журнал «Информатика и образование» (infojournal.ru/journal/info/)
-
Журнал «Информатика» (издательский дом «Первое сентября», inf.1september.ru/)
-
Журнал "Компьютер-пресс"
-
Ежемесячный теоретический и прикладной научно-технический журнал (с приложением) "Информационные технологии" (novtex.ru/IT/index.htm)
-
Научный журнал «Информатика и ее применения» (ipiran.ru/journal/issues/)
-
Журнал «Информатика в школе» (infojournal.ru/journal/school/)
Полезные сайты:
-
Министерство образования и науки РФ - минобрнауки.рф/
-
Министерство образования Нижегородской области - minobr.government-nnov.ru/
-
Нижегородский институт развития образования - niro.nnov.ru/
-
Федеральный институт педагогических измерений - fipi.ru/
-
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» - lbz.ru/
-
"Российское образование" - федеральный портал - edu.ru/
-
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты - standart.edu.ru/
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - колонки или наушники;
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
.
Программные средства
-
Операционная система - Windows XP.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор Wеb-страниц.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.