- Преподавателю
- Информатика
- Урок «Кодирование и обработка текстовой информации»
Урок «Кодирование и обработка текстовой информации»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волкова С.В. |
Дата | 17.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Кодирование и обработка текстовой информации.
Учитель: Волкова Светлана Валерьевна учитель информатик МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов.
УМК: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Базовый курс. Учебник для 10 класса. - М.Бином. Лаборатория знаний., 2011г.
Класс: 10.
Тип урока: мини-исследование.
Форма работы: проблемно-поисковая.
Методы и приемы: Проблемно-поисковый, словесный (беседа), практическая работа.
Место урока в учебном плане: 2 урок в разделе «Кодирование и обработка текстовой информации».
Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся знакомы с понятиями свободного программного обеспечения, текстовый редактор, форматирование, редактирование. Умеют форматировать и редактировать в текстовом процессоре MS Word 2010 символы, абзацы, страницы. Умеют создавать презентации в MS Power Point 2010.
Цель урока:
Образовательная: сформировать знания и умения форматирования и редактирования символов, абзаца, страницы в СПО OpenOffice.org 3.4.1 Writer, провести сравнительный анализ возможностей MS Word2010, OpenOffice.org 3.4.1 Writer.
Развивающая: развитие у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение ставить перед собой задачи, искать пути их решения, анализировать достигнутые результаты.
Воспитательная: формирование познавательных интересов учащихся, формирование информационной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ПК на каждого ученика.
Программное обеспечение: MS Word 2010, OpenOffice.org 3.4.1 Writer. MS PowerPoint 2010.
Время: 45 минут.
План урока
-
Организационный момент (1 мин).
-
Постановка проблемы (5 мин).
-
Формулировка темы исследования и его цели. (3 мин).
-
Практическая работа (15 мин).
-
Представление мини-проектов (10 мин).
-
Подведение итогов, формулировка вывода исследования (5 мин).
-
Рефлексия (1 мин).
-
Домашнее задания (с комментариями) (2 мин).
-
Подведение итогов урока (3 мин).
Ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент
(1 мин).
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, готовность к уроку.
Сообщают о готовности к уроку.
Коммуникативные умения.
2.
Постановка проблемы.
(5 мин).
Презентация к уроку слайд (1,2)
Microsoft Word- текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов. Выпускается корпорацией Microsoft в составе пакета Microsoft Office. Первая версия была написана Ричардом Броди (Richard Brodie) для IBM PC, использующих DOS, в 1983 году. Позднее выпускались версии для Apple Macintosh (1984), SCO UNIX и Microsoft Windows (1989). Текущей версией является Microsoft Office Word 2010 для Windows и Microsoft Office Word 2011 для Mac.
Почему мы используем именно этот редактор?
Какие достоинства и недостатки есть Microsoft Office Word?
Является ли он единственным?
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель исследования.
Возможные варианты ответов:
Самый популярный, был установлен при покупки компьютера.
Достоинства: удобен, удобно устроен интерфейс, много возможностей.
Недостатки:
Закрытый исходный код, дорого стоит (около 5000 р.).
Нет. Есть такие как:
AbiWord
Adobe InCopy
ChiWriter
JWPce.
LaTeX
Lotus WordPro
OpenOffice.org Writer
LibreOffice Writer
Apple iWork Pages
PolyEdit
WordPad
WordPerfect
Коммуникативные умения. Познавательные (подведение под понятия, целеполагание).
3.
Формулировка темы исследования и его цели.
(3 мин.)
Презентация к уроку слайд (3, 4)
Существует достаточно много текстовых редакторов, но мы используем Office Word 2010.
Почему?
Давайте проанализируем возможности наиболее популярного текстового редактора после Office Word 2010, OpenOffice.org 3.4.1 Writer.
Давайте сформулируем цель нашего исследования:
-
Сравнить возможности этих текстовых редакторов, возможности форматирования и редактирования символов, абзаца, страницы.
-
Сделать вывод о возможности использования OpenOffice.org 3.4.1 Writer в качестве альтернативы Office Word 2010.
Высказывают свои мнения.
Возможный вариант ответа (мы не работали в других редакторах и не знаем что из себя они представляют).
Коммуникативные умения. Познавательные (подведение под понятия, целеполагание).
4.
Практическая работа (15 мин).
Карточка с планом исследования.
Помогает учащимся выполнять практическую работу.
Работают в группах за компьютером, сравнивают возможности OpenOffice.org 3.4.1 Writer и Office Word 2010.
Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
5.
Представление мини-проектов(10 мин.)
Презентации учащихся.
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы.
Представляют свое исследование в виде презентации.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
6.
Формулировка вывода исследования (5 мин).
Текстовый процессор OpenOffice.org Writer является достойным конкурентом и обладает многими возможностями MS Office Word для создания и форматирования документов большого объёма и сложной структуры.
Достоинства OpenOffice.org Writer:
-
Это продукт создан на основе свободных лицензий, что дает возможность их динамично модифицировать и применять достойные технологичные решения. Демократичный продукт, может любой установить и использовать, не зависимо от их финансовых средств.
-
Почти все возможности MS Office Word реализованы в OpenOffice.org Writer.
Делают выводы.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
8.
Рефлексия
(1 минута)
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smile - улыбка).
Оценивают себя, используя смайлики на слайде.
Рефлексия способов и условий действия (познавательные).
9.
Домашнее задание
(2 минуты).
Мини сообщение о других текстовых редакторов из категории СПО.
Записывают домашнее задание
Поиск и выделение необходимой информации (познавательные).
10
Подведение итогов урока
(3 минута).
Учитель оговаривает цели исследования, обобщает выводы учащихся. Оценивает работу каждой группы.
Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы
Анализ и синтез. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (коммуникативные, познавательные, регулятивные).
Приложение 1. Карточка с планом анализа урока для групп.
Возможности
Openoffice.org.3.4.1
MS. Office 2010
Форматирование и редактирование.
Форматирование символов.
1. Шрифт: гарнитура, начертание, кегль, цвет.
2. Дополнительные эффекты.
3. Положение символов на странице.
4. Фон.
5. Другие эффекты оформления
Форматирование абзаца.
1. Расположение:
Отступы, интервалы, выравнивание.
2. Положение на странице.
3. Фон
4. Дополнительное оформление.
Форматирование страницы.
1. Разметка страницы:
Поля, ориентация.
2. Фон.
3. Колонтитулы.
4. Нумерация.
5. Колонки.
6. Другие возможности оформления.
Приложение 2. Пример результата мини-исследования.
Различия выделены полужирным начертанием и подчеркнуты.
Возможности
Openoffice.org.3.4.1
MS. Office 2010
Форматирование и редактирование.
Форматирование символов.
Есть возможность выбора гарнитуры, начертания, кегля, цвет, эффекты (прописные, строчные, титульный - все первые буквы слова заглавные, капитель - все буквы прописные, но первая больше остальных), задание рельефа, тень, контур, мигание, скрытый, надчеркивание, зачеркивание, подчеркивание.
Положение: верхний, нижний индекс, вращение (90, 270), масштабирование по ширине. Интервал разреженный, уплотненный.
Гиперссылка: можно задать гиперссылку на объект, web документ, задавать события ( макросы ) при нажатии, наведении, увода курсора с текста. Можно оформить посещенную и не посещенную ссылку.
Можно задать фон.
Есть возможность выбора гарнитуры, начертания, кегля, цвет, эффекты (прописные, строчные, задание рельефа, тень, контур, мигание, скрытый, надчеркивание, зачеркивание, подчеркивание, двойное зачеркивание.
Положение: верхний, нижний индекс, масштабирование по ширине, смещение относительно строки. Интервал разреженный, уплотненый.
Приложение Word 2010 поддерживает функции расширенного форматирования текста, включая параметры лигатур (Лигатура представляет собой сочетание знаков, записанных в виде глифа, как единый знак.) и возможность выбора стилистических наборов и числовых символов. Применение этих новых функций вместе с множеством шрифтов OpenType позволяет добиться высокого уровня типографского качества.
Гиперссылка - не входит в параметры форматирования символов, она вынесена в отдельную опцию.
Можно задать фон. Градиентная заливка, прозрачность, можно задавать для контура - цвет, тип, прозрачность, можно задавать тень (для нее эффекты), отражение, свечение, объемная фигура.
Форматирование абзаца.
Есть возможность задавать отступы, интервалы, межстрочный интервал. Выравнивание, положение на странице: расстановка переносов, разрыв (тип(страница, столбец), положение (перед, после), со стилем (с указанием какой необходим стиль), параметры (не разрывать абзац, не отрывать от следующего, запрет висячих строк).
Можно задать структуру. Задать нумерацию страницы, стиль нумерации.
Задать параметры табуляции.
Настроить буквицу, границы (стиль границы, цвет, отступы, тень) и заливку (цвет или графический объект).
Есть возможность задавать отступы, интервалы, межстрочный интервал. Задать параметры табуляции.
Выравнивание, положение на странице: параметры (не разрывать абзац, не отрывать от следующего, запрет висячих строк).
Настроить границу, фон.
Вставка разрыва вынесена в другой раздел, разрыв копирует стиль предыдущей страницы.
Можно задать нумерацию его стиль, нумерацию страницы. Настроить буквицу.
Форматирование страницы.
Можно задать формат бумаги, ориентацию страницы. Задать поля страницы, разметку страницы. Можно задать фон(цвет, графический объект). Вставить колонтитулы (верхний, нижний, задать для них границы, отступ, интервал, высоту, обрамление, фон). Обрамление страницы. Вставить сноску, задать для сноски высоту, расстояние до текста, разделительную линию).
Колонки можно вставить в другом разделе. Вставка разрыва вынесена в форматирование абзаца, как и нумерация страницы.
Расположение рисунка относительно других объектов вынесено в панель инструментов «Изображение».
Для разметки страницы выделена целая вкладка.
Можно выбрать готовую тему оформления страницы.
Параметры страницы: можно задать поля, ориентацию страницы, размер, вставить колонки, разрыв, номер станицы, расстановку переносов.
Можно задать фон (подложка (прозрачная картинка, обесцветить), цвет, границы).
Так же, во вкладке есть меню, расположения рисунка относительна текста и других объектов на странице.