Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СТРУКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

303167 Орловская область Болховский район п. Щигровский Второй

ПРОЕКТ

В пропахших порохом строках - дыхание войны























Дню Великой Победы посвящается

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

От гильзы световой поток,

Где в керосине скруток ваты.

Исчадно-дымный фитилёк

Бросает тени в потолок

Штабной землянки в три наката.

Пока затишье и пока

Блестит во мраке капля света

Не спи, солдат, у огонька,

А изложи издалека

Слова любви, слова привета…

Пусть по тетрадке без полей

Сползает исповедь наклонно

В глубь милых дорогих полей

Под парусами тополей,

Не ждущих от тебя поклона.

Ты поздоровайся пером,

Прикрученным к лучинке ниткой,

С родимым домом за бугром,

С рядами яблонь за двором,

С гостеприимною калиткой.

Пока затишье и пока

Фитиль слегка на ладан дышит,

Рождайся за строкой строка:

Ты - жив! О том наверняка

Никто другой уж не напишет.

Мир создан для добра и света:

Вот почему о том и речь,

Пока ведь в наших силах это -

Живое для живых сберечь!

Последнее письмо СОЛДАТА!

Постановка проблемы проекта:

«Можно ли письма с фронта рассматривать как памятник ВОВ?»

Цели проекта:

• Исследование фронтовых писем, написанных в период с июля 1941 по 09.05.1945 года.

• Ознакомление людей (наряду с хроникой Великой Отечественной войны) с личным восприятием очевидцев и участников событий, отраженным во фронтовой переписке, в рамках экспозиции школьного музея .

Этапы работы:

1. Изучение исторического первоисточника (подборка писем, написанных в период с июля 1941 года по 9 мая 1945 года); прочтение, разбор в хронологическом порядке, выделение фрагментов, содержащих упоминания о конкретных событиях тех лет описывающих чувства и настроения людей в данный период.

2. Визуализация писем (расшифровка и оцифровка писем, сопоставление текста и фотографий соответствующих писем).

3. Создание экспозиции школьного музея.

Практическое применение:

• Разработка классных часов.

• Проведение уроков истории («Исторические источники», «Этот день Победы»).

Выполнение проекта.

Данный проект - краткосрочный.

1. Социологический опрос учащихся об известных им сведениях по теме проекта - 1 неделя.

2. Сбор и систематизация информации - 2 неделя.

3. Поисковая и исследовательская деятельность по письмам- 3-4 неделя.

4. Создание презентации к проекту- 5 неделя

Создание фотоколлажей ( акция « Письмо с фронта» - 5 неделя.

Введение.

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких - в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта - в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Это история Второй мировой войны глазами ее участников - важный исторический источник. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси». Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник - это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.

Может, кому-то покажутся эти письма неинтересными и скучными, но это реальные письма реального человека. За каждым письмом судьба человека, своя история. Но всех объединяет одно - общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали

Знали их наизусть

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Считаем, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем. Многие письма с каждым годом читать всё сложнее. Смысл местами потерян.

Работая с письмами, мы старались понять, почувствовать, увидеть войну глазами солдата, искали ответы на вопросы. Что видел солдат на той войне? О чем он писал семье? Чем жил? О чем думал? Чувствовал ли, что не вернется домой?







Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Из воспоминаний сестры Киры.

Мой брат, Анатолий Александрович Лотарев родился 29 ноября 1923 года. Толя был старшим братом в семье, любил очень родителей, был добр, помогал семье по хозяйству. Семья жила бедно, детей было 7 человек. У нас в доме всегда было много животных. Толя был очень добр к ним. Очень любил шутить и пел…….. не дожил 4 месяца до 20 лет. Короткая жизнь была у нашего Анатолия, он отдал жизнь, чтобы мы сейчас жили спокойно, богато и счастливо. Если бы не было войны , он был бы видным специалистом энергетиком, была бы у него семья и дети, но проклятые фашисты отняли жизнь у него, когда она только начиналась.









Последнее письмо СОЛДАТА!

Письмо Лотарёва Анатолия Александровича, сестре Кире.

Здравствуй Кирочка. Как живёшь, что нового? Письмо от тебя получил, за которое большое тебе спасибо. Хорошо, что ты догадалась послать адрес дяди Шуры и дяди Коли. Я об этом просил у вас в письме. Почему нечего я не получаю от наших. Ты знаешь, что я от Вас чем полтора месяца не получал писем. Мне писали, что папу должны были мобилизовать. Мобилизовали его или нет. А Всеволода по-моему к концу этого года призовут не раньше. Кто ему посоветовал учиться на шофёра. Если б он попал к нам в часть, я бы постарался взять его к себе в экипаж. Ведь нельзя сравнивать танк с машиной. А его бы я выучил или мех. Водителем или радистом. Если случайно попаду в родные места т.е. буду проезжать мимо и смогу зайти домой, то постараюсь забрать к себе. А пока пусть сидит дома и не рыпается пусть лучше помогает дома маме по хозяйству. Ведь он сейчас старший в доме. Кира, что то никто из вас не пишет о маме. Моя просьба к тебе ………

Или домой и пусть каждый из членов нашей семьи напишет собственной рукой мне письмо. До того пока я от всех вас не получу хотя бы по одному письму я не буду спокоен. Ну пиши, что слышно о ребятах. Сам я на днях еду на фронт. Если б ты знала как хочется скорее попасть на фронт и общими усилиями покончить с врагом, чтобы поскорее увидеть вас. Ну вот пока Всё. Целую крепко всех Вас. Анатолий.

Передавай всем привет.

13/VII - 43 г.



Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Мог ли кто думать, что 27/VII-43 г. лейтенант Лотарев Анатолий Александрович погибнет на Болховской земле. Ведь в последнем своем письме он строил планы, надеялся и верил в победу.

Хроника событий 27/VII-43 г.

27 июля 1943.

Действовавшая в первом эшелоне 30-го удтк 197-я тбр пошла вперед к реке Орс в 16.00. Впереди наступал 1-й танковый батальон майора Рахматулина с автоматчиками батальона капитана Фирсова на броне танков. При подходе к деревне Бессоновке батальон попал под сильный артиллерийский огонь противника. Прямым попаданием был подбит танк командира батальона. Майор Рахматулин погиб. Батальон автоматчиков по команде капитана Фирсова спешился и повел наступление на Бессоновку. Головная танковая рота 1-го танкового батальона поддержала действия батальона автоматчиков. Автоматчики и танкисты к наступлению темноты вышли к реке Орс. Преодолеть водную преграду с ходу танкисты не смогли, этому помешали крутой берег и илистое дно реки.

В этом бою погиб Анатолий Александрович Лотарев.

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны









Нет горше, нет ужасней новостей;

И этот плач невыносимо слушать.

Заплачет мама. -!»

Нет горше, нет ужасней новостей,

Ей кажется невыносимой ноша:

«Сыночек мой!»

«Зачем господь мне подарил детей?!»





















ПИСЬМО МАМЫ А.А. ЛОТАРЕВА 1943 год.

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны

Остроухов Тимофей Иванович

Убит 30.07.1943 года



Последнее письмо СОЛДАТА!





Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны



Извещение.

Нет горше, нет ужасней новостей,

Ей кажется невыносимой ноша:

«Ну как же мне растить теперь детей?! -

жена заплачет. - Тимоша мой! Тимоша!!!»

Внеклассное мероприятие В пропахших порохом строках дыхание войны



Вывод.

За каждым письмом судьба человека, своя история. Но всех объединяет одно - общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Что видел солдат на той войне? О чем он писал семье? Чем жил? О чем думал?

Скучал по семье, по детям... Воевал... Радовался и жил, сколько мог... И еще. Чувствовал, что не вернется домой... И как-то по-особенному торжественно зазвучали слова: «Подвиг народа бессмертен».

Практическая реализация проекта.

В ходе исследовательской работы решили провести акцию

«Письмо с фронта».

Целью данной акции является ознакомления людей с подлинными письмами бойцов и командиров Красной Армии, которые они отправляли своим родным в тыл.

Мы считаем, что прочтение подлинного исторического документа, письма, больше расскажет о Великой Отечественной войне человеку, живущему в 21 веке, чем официальные слова.

Готовили и собираемся распространить копии подлинных писем бойцов и командиров Красной Армии, которые они отправляли своим родным и близким.

Данную акцию планируем провести 9 мая и 29 июля 2013 года.









© 2010-2022