- Преподавателю
- Информатика
- Рекомендации к написанию научных проектов по информатике
Рекомендации к написанию научных проектов по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахматулин И.Р. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендации к написанию научных проектов по информатике
Отличие исследования от реферата
Этимология слов «исследование» и «реферат»
«Исследование» - в этом понятии есть указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам. Уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию.
Этимология слова «реферат» связана с понятием «референция», т.е. с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.
При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа.
На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов
Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте
Реферат может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае как её заменитель. Реферирование учит навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме.
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Элементы исследовательской деятельности:
-
методы исследования
-
наличный экспериментальный материал
-
интерпретация данных и вытекающие из них выводы
Подготовка к проведению научного исследования
Этапы:
-
Определение объектной области, объекта и предмета исследования
-
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования их актуальности
-
Изучение научной литературы и уточнение темы
-
Формулирование гипотезы
-
Формулирование цели и задач исследования
Тема, проблема и актуальность исследования
Выбор темы для многих является весьма трудным этапом.
Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Следующий ответственный момент - обоснование актуальности темы. Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Актуальность может состоять в необходимости изучения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, её появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи. Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответы результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем очень важна, она определяет направление научного поиска.
Изучение научной литературы и уточнение темы
Изучение научных публикаций лучше начать с работ общего характера. Из них вы получите представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема. Затем ведите поиск узкоспециального материала.
Фиксируйте нужную вам информацию - делайте выписки всего, что может вам пригодиться: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.
Не надо пытаться включить в работу весь имеющийся материал, обилие цитат, как правило, оказывает неблагоприятное впечатление. Можно изложить концепцию произведения в полемических целях лишь в исключительных случаях.
Необходимо стремиться не к заимствованию материала, а к сопоставлению, анализу найденной информации. Пусть это будут ваши собственные мысли, возникшие в процессе ознакомления с чужими работами.
Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, можно приступать к выработке гипотезы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
-
быть проверяемой;
-
содержать предположение;
-
быть логически непротиворечивой;
-
соответствовать фактам
При формулировке гипотезы используйте словесные конструкции типа:
- «если…, то…»
- «так…, как…»
- «при условии, что…»
т.е. таких, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей
Вначале составьте рабочий вариант - как первичное, временное предположение для систематизации материала. После накопления фактического материала гипотеза уточняется, видоизменяется и приобретает окончательный вид.
Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Выделим наиболее типичные цели:
-
определение характеристик явлений, не изученных ранее
-
выявление взаимосвязи неких явлений
-
изучение развития явлений
-
описание нового явления
-
обобщение, выявление общих закономерностей
-
создание классификаций
Примеры формулировок цели исследования:
- выявить…
- установить…
- обосновать…
- уточнить…
- разработать
Формулирование задач
Формулировать задачи следует очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Последовательность постановки задач
Теоретическая часть
-
Анализ проблемы на основе информации и представление ее в конкретных объектах, процессах, явлениях, общностях.
-
Определение методик исследования, их апробирование и последующий отбор информации.
-
Анализ полученных данных в соответствии с концепцией работы и ее гипотезами.
-
Определение путей решения проблемы и практических приложений.
Практическая часть
-
Анализ источников информации для определения способа решения проблемы;
-
Сбор фактических данных по проблеме исследования.
-
Разработка вариантов проведения экспериментальной работы.
-
Анализ итогов эксперимента, оценка полученного результата, план дальнейших действий, введение необходимых корректив.
В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации
Заключение должно включать в себя:
-
проблему исследования (кратко),
-
основные понятия, которые раскрывались в работе (на основе выводов, сделанных в 1 главе);
-
степень достижения цели, подтверждение, опровержение или корректировка гипотезы (на основе выводов 2 главы);
-
анализ практической значимости продукта исследования.
Заключение
-
Данная работа посвящена … (раскрытие проблемы - 2-5 предложений).
-
Далее раскрываются основные понятия, на которые опирались при написании 1 главы, комментируются выводы, сделанные в 1 главе.
-
Результаты нашего исследования (работы) показали... На основе выводов 2 главы дается комментарий степени достижения цели, подтверждения, опровержения или корректировки гипотезы.
-
Таким образом, … Дается окончательная формулировка утверждения, сделанного в результате подтверждения или опровержения гипотезы.
-
Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным… Дается анализ практической значимости продукта исследования.
Заключение
Обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требованием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований
Планирование работы.
-
с учетом интересов ученика определить тему исследования и четко ее сформулировать
-
установить сроки- начала работы, промежуточных этапов ее выполнения, окончания работы
-
сформулировать цели исследования. Этому могут помочь вопросы, на которые в процессе работы должны быть получены ответы
-
поиск источников информации (ими могут быть книги, карты, аудио- и видеозаписи, материалы СМИ, статистические данные и т.д.)
-
сбор, оформление информации (карточки, ксерокопии, фотокопии и т.п.)
-
систематизация полученного материала по содержанию, выделение существенного, обзор, рецензирование
-
определение удобной и целесообразной формы представления исследования
формы:
доклад
учебное пособие
справочник
бизнес-план
компьютерная программа и пр.
-
проиллюстрировать исследование
экспериментом
графиками
таблицами
фотографиями
фильмом
компьютерной моделью и пр.
-
создать в ходе работы
модель
карту
игру
наглядное пособие и т.д.
-
дать оценку собственной работе по следующим критериям
тщательность выполнения
новизна содержания
дальнейшие интересы, вытекающие из исследования
Глоссарий
-
Актуальность исследования - важность, современность, значительность научной проблемы/ задачи, требующей своего разрешения
-
Цель исследования- то, к чему направлено научное исследование в решении поставленной научной проблемы/задачи в результате определенном образом скоординированных действий.
Цель исследования должна быть сформулирована четко, ясно, лаконично, одним предложением.
-
Задачи исследования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных вопросов, требующих решения для достижения цели исследования.
Задачи исследования предполагают выполнение конкретных научно-исследовательских действий (установить…, выяснить…, рассчитать)
-
Объект исследования - это часть объективного мира, процесс, явление, характеризующая наличием проблемы/задачи, решение которой требует научных исследований.
-
Предмет исследования - определенные явления, события, факты, действия, обладающие свойствами, на которые направлено исследование.
Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования, как категории научного процесса, соотносятся между собой как общее и частное.
-
Методы исследования - пути, способы достижения цели, приемы теоретического и практического исследования, базирующиеся на общих и частных закономерностях развития объективного мира. Метод вытекает из общенаучных принципов познания и реализуется в совокупности приемов работы.
Прием - конкретное действие исследователя над изучаемым материалом, один из способов достижения цели на стадии практических этапов познания.
-
Новизна исследования - новые, уникальные, оригинальные результаты, впервые полученные автором. Научная новизна исследования, определяется наличием теоретических и практических результатов, которые впервые получены и обоснованы автором.
-
Положения, выносимые на защиту - это система взаимосвязанных и взаимообусловленных научных утверждений, синтезирующих суть работы.
-
Теоретическая и практическая значимость исследования - положительная роль результатов исследования в научно-теоретической и практической деятельности человека и общества.
-
Источники исследования - исходные данные (документы, сведения, факты, вещества) для извлечения (выбора объекта исследования).
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ
Актуальность проблемы:
- Одной из наиболее актуальных (сложных, важнейших) проблем (задач, особенностей, направлении, характеристик) является…
- В настоящее время особую актуальность (всё большее значение) приобретает…
- Большим препятствием является… поэтому разработка (издание) - насущная проблема…
- При составлении… сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование… - сложная проблема…
- Необходимость применения… можно обосновать следующим образом: …
- Особое место занимает…
- Огромную роль играет…
Авторский подход:
- В данной статье (разделе, главе) задача… будет рассмотрена как…
- При этом под… будем понимать (здесь понимается)…
- В данной работе рассматривается только…
- В описываемом исследовании нас интересовали в основном…
- Такой подход обусловлен…
- Именно поэтому… должно состоять не только из… но и содержать…
- Исходя из этих соображений, следует… строить не на… а…
Целевая установка:
- Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (работы, публикации, диссертации, параграфа, раздела) является (была, заключается в…)…
- В настоящей работе (заметке, статье) излагаются (анализируются, описываются,
исследуются, рассматриваются, предлагаются, приводятся)…
- Данная работа посвящена
Известный вариант решения:
- В работе Н. показано (выделено, предложено, выдвигалось, описывалось, обосновывалось)…
- Известно, что…
- Известные подходы к… основаны на…
- Всё большее распространение получают…
- Для решения… используются различные способы, например…
- Авторы по-разному (одинаково) определяют (подходят к…)…
- В большинстве работ рассматриваются общие условия…
- Оба автора обращают внимание на…
- Эти мысли Н. явно перекликаются с идеей (гипотезой)…
- По мнению Н., …
- Эта проблема затрагивается также в…
- В отличие от Н., М. указывает…
- Если Н. считает, что… , то М. придерживается другой точки зрения…
Недостатки известного варианта решения:
- Основной недостаток… заключается в том, что…
- Что касается… то эта проблема еще не решена…
- Однако… не позволяет в полной мере решить…
- В… игнорируется…
- В большинстве работ… рассматривается без учета…
- Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется большой длительностью реализации (обслуживания, внедрения)…
- Трудоемкость существующих методов… существенно снижает…
Предлагаемый вариант решения:
- Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы…
- В работе излагается один из подходов, позволяющих…
- Предлагается средство…
- Преимущество этого способа состоит в том, что…
- Достоинством такой системы является…
- Такой метод не дает потерь при поиске…
- Применение… сократило время, исключило субъективность…
- Метод дает возможность рассчитать и обеспечить…
- Применение… повысит и позволит…
- Существенной особенностью… является…
- Особенность состоит в том, что…
Примеры и наглядное представление:
- Рассмотрим… на примере…
- Приведем пример…
- Поясним на примере…
- На рисунке (схеме, в таблице) показано (приведено, представлено)…
Результаты и выводы:
- Результаты показали следующее:…
- Количество… составляет 40 % от…
- Параметры системы…: шум - 40 %...
- Итак, …
- Можно сделать вывод, что…
- Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение (вывод):…
- Подводя итоги, можно сказать, что…
- В заключение подчеркнем следующее:…
- Анализ… позволяет утверждать, что…
Рекомендации:
- … может быть рекомендовано для (в качестве)…
- … может быть использован не только… но и…
ФРАЗЫ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ НАУЧНОГО ХАРАКТЕРА
-
Анализируя современные тенденции в …, …
-
На основании представленного опыта… можно сделать вывод о том, что…
-
Мы поддерживаем мнение…
-
В … сложилось мнение (представление)…
-
Заслуживает внимания позиция…
-
В исследованиях… отмечается другая точка зрения…
-
Изучив различные подходы, мы отметили наиболее значимые моменты, которые позволили сделать вывод о…
-
Логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как…
-
В то же время важно отметить, что…
-
На основании этого можно предположить…
-
Для нашего исследования имеет существенное значение позиция…
-
Основываясь на…
-
Многочисленные исследования зарубежных (отечественных) ученых позволяют уточнить…
-
На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости…
-
Наличие четкого представления о сущности и содержании… требует обращения…
-
Различные специалисты придерживаются мнения…
-
Дефиниция не дает полного представления…
-
В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимания точка зрения…
-
Проанализировав… подходы, мы взяли за основу…
-
Принципиальное значение для понимания… имеет…
-
Чтобы представить…, мы считаем целесообразным провести анализ опыта его применения в … практике, результаты которой отражены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых…
-
Введение самого термина связывают с именем…
-
На основании исследований можно утверждать…
-
Раскрывая преимущества…и ее (его) перспективы…
-
В связи с вышеизложенным можно констатировать…
-
Особого внимания в науке заслуживает позиция…
-
В ходе нашего теоретического изучения проблемы исследования будут выявлены основные достоинства…
-
Выделенные нами преимущества подтверждают нашу мысль о том, что его специфика и … потенциал ориентированы на решение проблемы…
-
Следует отметить, что данные идеи активно разрабатываются современными отечественными и зарубежными учеными, что находит свое отражение не только в практике, но и в других направлениях исследования.
-
Теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что… обладает соответствующим … ресурсом, реализация которого будет способствовать…
-
Обобщая вышеизложенное, …
Примерный перечень словесных клише, рекомендуемых к использованию при формализованном синтезе текста обзора
Активизирующие:
опять
подчеркнем
Выражающие сомнение:
отметим
вероятно
Акцентирующие:
может быть
важно заметить
Выражающие сравнение:
возражающие:
аналогичный
тем не менее
идентичный
однако
наибольший
но
наилучший
Временные:
наименьший
в будущем
по сравнению с...
в... году
точно так
в конце
Выражающие уверенность:
в период с... по...
безусловно
в современных условиях
несомненно
в течение
нечего говорить, что
во время
не кто иной, как
до сих пор
не что иное, как
до тех пор, пока
до и после
за (период)
до того, как
пока еще
на порядок
с... года
на уровне
с этого времени
незначительный
сейчас
около (приблизительно)
теперь (тогда)
от... до
через... лет
порядка
Выражающие необходимость:
почти
следует
с приближением
необходимо
с точностью
нужно
Дополняющие:
надо
в дополнение к
Выражающие одновременность:
в остальном
в то же время
вдобавок
определенный
к тому же
вместе с тем
кроме того
одновременно
Обобщающие:
Выражающие присоединение:
в общих чертах
а также
в основном
и
в среднем
не только, но и
все
также
все больше
так же, как и
все это
Выражающие повтор:
таким образом
вновь
Объясняющие:
еще
например
еще раз
поскольку
снова
потому что
Описывающие:
иными словами
подобным образом
иначе говоря
точно так
Противительные:
Определяющие аспект:
но
в отношении
а не
в плане
в противном случае
в разрезе
в противоположность
в свете
в противоречие с
в смысле
при необходимости
Определяющие границу, предел:
Отсылающие к изложенному выше:
близкии к
выведенный
в зоне
выработанный
в диапазоне
вышеописанный
в интервале
вышеприведенный
в масштабе
вышеуказанный
в рамках
изложенный
в ряду
описанный
в стадии
полученный
высокий
предложенный
достаточно
предшествующий
значительный
предыдущий
максимальный
приведенный
минимальный
разработанный
много
указанный
настолько, что
упомянутый
небольшой
оценочные:
новый
важный
обычно
весьма
оптимальный
в то время как
полностью
да
положительно
или же
постоянный
не... а
равный
несмотря на
различный
однако
рекомендуемый
с одной стороны
сложный
тогда как
специальный
хотя
существенный
Результирующие:
точный
в результате
эквивалентный
всего
Отличающие:
значит
в отличие от
как видно
другой
наконец
иначе
отсюда
иной
по результатам
по-другому
следовательно
по-иному
стало быть
Перечислительные:
так что
в первом случае
таким образом
во втором случае
тем самым
первый..., второй...
Утверждающие:
во-первых, во вторых
можно
Перефразирующие:
да
другими словами
Уточняющие:
большей частью
в том числе
больше всего
в узком смысле слова
в большинстве случаев
в условиях
в ситуации
в частности
в случае
при (во время)
в том случае, когда