Презентация и конспект урока по теме Пользовательский интерфейс

Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Пользовательский интерфейс»

Тип урока: Введение нового материала и его закрепление

Цели:

- сформировать понятия «пользовательский интерфейс», «командный интерфейс», «графический интерфейс, «объектно-ориентированный графический интерфейс», «меню», «контекстное меню», «Рабочий стол», «значок», «ярлык», «диалоговое окно»

- рассмотреть основные приемы управления с помощью мыши;

- изучить основные элементы управления графического интерфейса;

- научить различать значки и ярлыки;

- изучить состав Панели задач;

- изучить состав диалогового окна, а также окна папок и приложений;

- развитие аналитического мышления учащихся в целом.

Учащиеся должны знать:

- что такое «пользовательский интерфейс», «командный интерфейс», «графический интерфейс, «объектно-ориентированный графический интерфейс», «меню», «контекстное меню», «Рабочий стол», «значок», «ярлык», «диалоговое окно»

- какие существуют приемы управления с помощью мыши;

- каковы основные элементы управления графического интерфейса;

- что такое значки и ярлыки; в чем их отличие;

- что находится на Панели задач;

- какие элементы входят в состав диалогового окна, а также окна папок и приложений..

1. Оргмомент - 2 минуты (приветствие, отмечание отсутствующих)

2. Изложение нового материала и его закрепление - 38 минут

На экран выводится тема урока: «Пользовательский интерфейс» (1 слайд)

Открывается 2 слайд: «Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера. Затем появляются таблички «командный интерфейс», «графический интерфейс, «объектно-ориентированный графический интерфейс». Учащиеся записывают материал.

Открывается 3 слайд: «Командный интерфейс». «Был реализован на компьютерах, оперировавших только числами и символами. Команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки); Компьютер соотносил поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд; Выполнялось действие, соответствующее поступившей команде».

Учитель: «Командный интерфейс - первый из появившихся интерфейсов. С ним работали тогда, когда еще даже и речи не шло и появлении какой-либо графики на экранах. Пользователи должны были знать большое количество буквенных команд и крайне внимательно следить за грамотным их написанием».

Открывается 4 слайд. «Графический интерфейс». «Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора мышь:

  • Подводить курсор к той или иной части экрана;

  • Выделять на экране имя файла или команду другим цветом;

  • Оперировать выделенными данными независимо от других».

Учитель: «Графический интерфейс оказался значительно удобнее и нагляднее для пользователя, чем командный. Но появилась необходимость использовать, кроме клавиатуры, теперь и мышь».

Открывается 5 слайд: «Объектно-ориентированный графический интерфейс». «Современный интерфейс, в котором:

  • Все объекты представляются в виде значков, выбор которых приводит к активизации соответствующих объектов;

  • Оперирование объектами осуществляется в окнах;

  • Основным элементом программного управления является меню - выводимый на экран список команд;

  • Основным элементом аппаратного управления являются манипуляторы».

Учитель: «Это последняя разновидность интерфейса. Она наиболее сложна в разработке, но предоставляет пользователю максимальный комфорт при работе с компьютером. Он дал возможность работать с окнами, а значит, со многими программами одновременно, использовать меню и значки с ярлыками».

Открывается 6 слайд. «Основным элементом аппаратного управления является мышь, отображаемая на экране с помощью указателя мыши. Виды указателя: «

Учитель: «Какие виды указателя мыши вам приходилось видеть на экране? Что мы видим чаще всего?»

Учащиеся вспоминают и поясняют, в какой ситуации им встречался тот или иной вид указателя (чаще всего - стрелка). После этого учитель открывает оставшуюся информацию: «Стрелка. Песочные часы - занятость какой-либо операцией. Перечеркнутый круг - невозможность операции».

Учитель может напомнить, что чем больше команд одновременно отдано компьютеру для исполнения, тем дольше он может «думать» и тем дольше мы будем видеть указатель в форме песочных часов.

Слайд 7. «Основные приемы управления с помощью мыши».

Учитель просит учащихся перечислить известные им приемы управления с помощью мыши. Затем открываются таблички, содержащие следующее: «Щелчок Двойной щелчок Щелчок правой кнопкой Перетаскивание Протягивание Наведение указателя мыши».

Учитель предлагает учащимся поподробнее рассказать, какое действие приводит к какому результату. Обращает внимание учащихся, что возможно настроить мышь для работы с нею левши, а значит, правая и левая кнопка поменяются функциями.

Слайд 8. «Основные элементы графического интерфейса».

Далее открываются таблички: «Окно. Основное окно системы - Рабочий стол. Окна папок. Окна приложений. Диалоговые окна. Окна документов».

Слайд 9. «Меню».

Меню - это выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру.

Контекстное меню - список команд, относящихся к текущему объекту; оно появляется при щелчке правой кнопкой мыши на выделенном объекте и позволяет получить доступ ко всем командам, возможных для данного объекта».

Учитель: «Итак, чем отличается обычное меню от контекстного?»

Учащиеся: «Контекстное меню относится к текущему объекту».

Учитель: «Приведите примеры контекстного меню».

Учащиеся могут упомянуть меню, появляющиеся при работе в Word, Paint или любой другой из известных им программ.

Учитель: «Почему иногда мы видим в меню пункты бледно-серого цвета? Что вы о них знаете?»

Учащиеся должны вспомнить, что бледно-серым цветом выделяются пункты меню, недоступные для использования в данный момент.

Слайд 10. «Рабочий стол».

Учитель: «Кто может сказать, что такое Рабочий стол? Когда он появляется перед нами?»

Учащиеся должны вспомнить, что Рабочий стол появляется сразу после загрузки компьютера, и там находятся разные значки; чаще всего вспоминается Мой компьютер и Корзина.

Учитель выводит оставшуюся информацию: «Значками обозначаются приложения, документы, папки. Оригинальный значок есть у каждого приложения» и переходит к следующему слайду.

Слайд 11.

Учитель: «Кто знает, чем отличается значок от ярлыка?»

После получения ответов учащихся открывается следующее:

«Ярлык - это ссылка на объект, который может быть расположен в любой папке. Внешне отличается от значка объекта наличием стрелки в левом нижнем углу. Удаление ярлыка не приводит к удалению объекта. Двойной щелчок на ярлыке открывает окно соответствующей программы или документа. В свойствах ярлыка можно увидеть размещение объекта, на который он указывает».

Необходимо дополнительно подчеркнуть то, что удаление ярлыка не приводит к удалению объекта.

Учитель: «Как вы думаете, можно ли создать одновременно два ярлыка? Три ярлыка?» Ответ: «Да».

Слайд 12. «Панель задач».

Учитель спрашивает учащихся, что им известно о Панели задач - где она находится, какие значки мы чаще всего можем там увидеть и т.д. После получения ответов учащихся открывается информация на слайде: «Панель задач располагается в нижней части экрана. На ней находятся:

  • Кнопка «Пуск» (позволяет вызывать Главное меню, обеспечивающее доступ ко всем ресурсам системы)

  • Кнопки выполняемых программ (задач) и открытых окон документов

  • Индикатор языка

  • Часы (при подведении к ним указателя мыши показывают текущую дату, месяц и год)».

Учитель: «Какими способами мы можем поменять язык?»

Ответ: «Горячими клавишами (три комбинации), переключением с помощью мыши».

Слайд 13. «Диалоговые окна».

Учитель: «Как вы думаете, почему диалоговые окна называются именно так?»

Учащиеся: «Потому что они помогают «общаться» пользователю и компьютеру».

Открывается информация: «Предназначены для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем. Включают элементы управления:

Поле ввода

Список,

Раскрывающийся список

Переключатель

Командная кнопка

Флажок

Счетчик

Ползунок».

Слайд 14-15. «В поле ввода пользователь заносит требуемую информацию с помощью клавиатуры. Список - это перечень значений, из которого выбирается одно нужное. Длинный список имеет полосу прокрутки. Раскрывающийся список открывается щелчком на раскрывающей кнопке (треугольник-стрелка). Переключатели служат для выбора одного из нескольких возможных вариантов. Имеют форму белых кружков, в выбранном появляется черная точка. Флажок служит для выбора нескольких возможных вариантов. Имеет форму квадратика. Установленный флажок отмечается галочкой. Счетчик - пара стрелок, увеличивающих или уменьшающих значение в выбранном поле. Ползунок плавно изменяет значение выбранного параметра. Командная кнопка обеспечивает выполнение написанного или изображенного на них действия».

Учитель открывает любой документ, созданный в Word, и наглядно показывает учащимся, где располагаются те или иные элементы управления и для чего они используются.

Слайд 16. «Окна папок и приложений». «Окно папки - это область экрана, в которой графически представлено содержимое папки. Элементы:

Строка заголовка

Строка меню

Строка состояния

Адресная строка

Рабочая область

Границы окна

Панель инструментов».

Слайд 17-18-19. Рассматривается следующая информация: Строка заголовка содержит: системный значок, заголовок окна, кнопки управления состоянием окна. Строка меню - перечень тематически сгруппированных команд, которые можно выполнить в данном окне. Панель инструментов содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. Адресная строка - указание пути доступа к текущей папке. В рабочей области окна папки отображаются значки объектов, хранящихся в папке. Если количество объектов велико, может появляться полоса прокрутки. Границы окна - рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. В строке состояния выводится дополнительная справочная информация. Окно приложения - это область экрана, в которой представлено запущенное на окно приложение. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что запустить программу на выполнение или завершить ее».

Учитель наглядно показывает на примере Power Point, где располагаются те или иные элементы окна.

Далее появляется оставшаяся на слайде 19 информация: «Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, называются его индивидуальным информационным пространством».

Учитель: «Как вы думаете, какие ресурсы могут входить в индивидуальное информационное пространство?»

В качестве ответа могут быть перечислены любые файлы, содержащие текст, рисунки, музыку, видео и т.д.

Учитель может упомянуть, что, для того чтобы сделать пространство по-настоящему индивидуальным, можно установить доступ к компьютеру для разных пользователей под разным паролем.

3. Подведение итогов урока - 5 минут

Учитель задает вопросы:

1. Что такое пользовательский интерфейс?

2. Какие виды интерфейсов вам известны?

3. В чем отличие командного, графического и объектно-ориентированного графического интерфейса?

4. Для чего нужно меню? Где мы сталкиваемся с меню?

5. Чем отличается контекстное меню от обычного?

6. Что такое Рабочий стол?

7. В чем отличие значка от ярлыка?

8. Какие элементы диалогового окна вам известны? Для чего они используются?

9. Какие элементы окон папок и приложений вы знаете?

Учащиеся отвечают на эти вопросы, учитель выявляет те из них, которые вызывают некоторые затруднения (если таковые имеются) и еще раз проговаривает ответы на них (по материалу, представленному в пункте «Изложение нового материала и его закрепление»).


© 2010-2022