• Преподавателю
  • Информатика
  • Эффективность использования социальных сетевых сервисов - блогов, социальных сетей и сетевых сообществ в обучении информатике обучающихся

Эффективность использования социальных сетевых сервисов - блогов, социальных сетей и сетевых сообществ в обучении информатике обучающихся

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность использования социальных сетевых сервисов - блогов,

социальных сетей и сетевых сообществ

в обучении информатике обучающихся

Емельянова О.С.,

Поволжская государственная

социально-гуманитарная академия


Аннотация к статье: в статье рассматривается образовательный потенциал популярных российских социальных сетевых сервисов ( в частности блогов, социальных сетей и сетевых сообществ), анализируется опыт их использования в учебном процессе учебных заведений.
Ключевые слова: социальные сетевые сервисы, социальные сети, блоги, сетевые сообщества, образовательные технологии, непрерывное обучение, личностно-ориентированное обучение.

The effectiveness of the use of social media - blogs, social networks and online communities in teaching computer science students.

Emelyanova O. S.

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Article abstract: the article considers educational potential of popular Russian social network services (including blogs, social networks and online communities), examines the experience of their use in educational process of educational institutions.
Keywords: social network services, social networks, blogs, online communities, educational technology, lifelong learning, student-oriented training.

На сегодняшний день такие социальные сетевые сервисы, как социальные сети, блоги и сетевые сообщества достаточно хорошо освоены в учебной практике образовательных учреждений. Современное педагогическое сообщество активно осваивает технологии социальных сетевых сервисов.

Для начала определимся с понятием «социальный сетевой сервис». Это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть и сети документов. [1] Сетевые сервисы объединяют такие условия, как: создание собственной странички со своими данными, добавление себя в социальные группы (где учится, работает и т.п.), поиск своих друзей в сетевом сервисе, добавление в друзья, ведение диалогов с помощью сообщений на сервисе, комментирование и оценивание записей людей, зарегистрированных в сервисе, лента событий с информацией о друзьях и их действиях.

Социальный сетевой сервис включает в себя множество компонентов, но мы остановимся только на трех, самых важных. Первый из них - социальные сети. Социальная сеть - это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. [2] Среди характерных черт социальных сетей выделяют обширные возможности - передача информации текстом, медиа, микроблоги и сообщества, указание на карте мест событий, отметка знакомых людей на фотографиях. Владелец странички социальной сети может заполнить всю информацию о себе и знакомым этого человека будет проще найти его. Структура поиска людей состоит в отборе людей по наличию связи (друзья, знакомые, родственники), а только потом - по сходству интересов и сообществам. Записи на стене пользователя располагаются по дате их добавления. Есть возможность закрепления записей.

Социальные сети «Одноклассники»[3], «В контакте»[4], «В кругу друзей»[5], «Мой Мир»[6] с момента появления создавались в качестве развлечений. Но со временем, разрастаясь до огромных масштабов, они приняли на себя важную роль в достижении образовательных целей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются «Одноклассники», «В контакте», «Мой мир», причем «В контакте»отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. [7] Видя такие результаты, можно сделать вывод, что «В контакте» - самая популярная социальная сеть для молодежи.

В настоящее время общество способствует появлению образовательных и научных социальных сетей. К примеру, « Facebook»[8] признан одним из наиболее эффективных ресурсов для обучения и развития обучающихся. Также данная сеть позволяет педагогам моделировать курсы для школьников, а также оставаться на связи со своими коллегами по работе.

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференций. Замечено, что школьникам интересно и удобно изучать предметы, пользуясь различными сервисами Интернет-технологий.

Возможности социальных сетей еще недостаточно оценены многими методистами в качестве педагогических средств обучения. Скорее социальные сети воспринимаются людьми как среда для развлечений и проведения свободного времени. Но на сегодняшний день существует не мало примеров использования социальных сетей в образовании ( решение разнообразных задач, возможность коллективной работы обучающихся, ведение проектной деятельности на протяжении некоторого времени, возможность международного обмена. Социальные сети помогают адаптироваться обучающимся в научно-образовательной стороне, способствуют мобильному непрерывному образованию и самообразованию, представляют возможность ведения сетевой работы школьников, у которых нет возможности находиться рядом ( например они находятся в разных городах, странах). Среди преимуществ использования социальной сети в качестве учебной площадки выделены: непрерывность учебного процесса; привычная среда для обучающихся; видимость фамилии и имени обучающихся; возможность создавать сетевой учебный контент с помощью технологии Wiki; мгновенное обсуждение проблемы в группе (на стене, в диалоге); просмотр видео и аудио-материалов вместе с участниками группы; возможность совместной работы школьников над заданием; удобство использования социальных сетей для работы над проектом; представление своей странички в качестве портфолио ( как для обучающегося, так и для преподавателя); слежение активности участников через ленту друзей. Социальные сети имеют довольно удобный и понятный интерфейс, которым пользуется большинство учащихся, ведь практически каждый из них зарегистрирован в социальных сетях. Таким образом, им уже не нужно привыкать к данным сервисам и тратить на это время. С помощью мультимедиа в рамках коммуникативного пространства существенно помогает при загрузке и просмотре в учебной группе видео и аудио, а также приложений. Кроме того, социальные сети широко используются в процессе поддержания отношений между участниками конференций, семинаров и олимпиад, летних школ, а это в свою очередь помогает улучшить эмоциональные характеристики группы и качественный обмен своими интересами, идеями и замечаниями. [9]

Теперь рассмотрим такой социальный сетевой сервис, как «блог». Блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. [10]

Перечислим характерные особенности блогов: характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами; записи отсортированы по дате добавления (самые ранние посты находятся сверху); при желании пользователь может закрепить запись на постоянное место; присвоение тегов (ярлыков) постам, что позволяет группировать записи по темам. Блоги имеют странички в верхнем меню «Об авторе», «Оглавление», «Контакты», которые видны на протяжении заполнения всего блога. Существуют несколько разделов блогов. По авторству это личный (один автор), коллективный (два и более авторов), корпоративный (например его ведут сотрудники организации) блоги. По размещению нам известны автономный блог (размещен на самостоятельном сервере), размещенный на блог-платформе (пространстве на сервере) - например, «Twitter»[11] и «Blogger»[12]. Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Каждый ученик - участник может создать свой блог как электронную тетрадь. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Блог дает возможность коллективно оценивать процесс и результат работы, наблюдать за развитием каждого обучающегося и оценивать его вклад в творчество коллектива. Таким образом, взаимодействие школьников в блогах способствует непрерывности учебного процесса вне школы. Блоги имеют удобный и понятный интерфейс, что конечно же облегчает процесс адаптации к новому коммуникативному пространству.

Использование блогов в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышению мотивации обучающихся в учебной деятельности, развивает творческие способности. Все это положительно сказывается на формировании знаний и умений школьников. Использование сетевого пространства позволяет также поддерживать связь между преподавателем и родителями.

Однако при положительных моментах использования социальных сетей и блогов существуют ряд проблем в образовательном процессе. Например, зачастую отсутствует сетевой этикет участников, проявляется невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателя, трудозатраты по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподавателю нужно ответственно относиться к обучаемой аудитории и знать, какую учебную площадку предоставить школьникам. При решении данных проблем необходимо создавать такие условия для преподавателей, как повышение информационной квалификации, материальная поддержка педагогов, занимающихся разработкой новых идей и технологий, разработка эффективных методик применения социальных сетей в образовательном пространстве.

Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. [13] Сетевые сообщества строятся на основе чатов, конференций, блогов, форумов. Именно использование этих сервисов и объединяет их с социальными сетями. Основной целью сообщества в образовании является подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети Интернет. В сети преподаватели находят множество рекомендаций, учебных планов, методических разработок по проведению занятий и кружков - олимпиад, проектов, конференций на просторах интернета. Сетевые сообщества содержат отдельные тексты, фотографии, видеофрагменты и базы данных, которые создаются членами сообществ. В сетевом сообществе возможны такие действия, как создание материалов и размещение их в сети, оценивание, проведение семинаров, олимпиад и конкурсов в сообществах, общение между участниками сообществ, коллективное взаимодействие.

Рассмотрим такое сетевое сообщество, как проект "Открытый класс"[14], который ориентирован на обучение и воспитание обучающихся на старшей ступени общего образования, заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва). Направленность проекта - обеспечение качественного образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ, которые занимаются распространением электронных образовательных ресурсов и введением методик их использования. Проект помогает добиться удобства для жизни и работы учителей, их учеников и родителей; обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета в сообществах; организовать проектную деятельность для обучающихся; делиться своими идеями и помогать другим в этом.

Рассмотрим недостатки сетевых сообществ на примере проекта «Открытый класс»: при размещении записей отсутствует экспертное оценивание; структурирование материалов идет в хронологическом порядке, а было бы удобнее в тематическом; «копилка» неактуальных файлов, которые можно было бы удалить, из-за чего возникает неудобство перемещения по сообществу и низок просмотр других файлов.

Социальные сети и сетевые сообщества объединяет то, что они созданы для диалога и взаимодействия участников по интересам и предпочтениям с помощью интернета. Также в данных сервисах схожа внутренняя организация сетей; при помощи обоих сервисов, участники из разных уголков стран могут общаться и решать образовательные вопросы между собой. Но все же, социальные сети более расположены к общению и обмену ссылками, а сетевые сообщества способствуют обмену опытом, обучения и повышения квалификации преподавателей.

Таким образом, перспективы развития социальных сетей, блогов и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно - записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в блогах и социальных сетях.

Список литературы:

[1] - «Академик», портал словарей [Электронный ресурс] - сайт. - URL: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1334827 (дата обращения 17.05.2015)

[2] - Сервис "CY-PR.com" , портал определений [Электронный ресурс] -сайт. - URL: cypr.com/wiki/ (дата обращения 17.05.2015)

[3] - Социальная сеть "Одноклассники" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: ok.ru/ (дата обращения 18.05.2015)

[4] - Социальная сеть "В контакте" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: vk.com (дата обращения 18.05.2015)

[5] - Социальная сеть "В кругу друзей" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: vkrugudruzei.ru (дата обращения 18.05.2015)

[6] - Социальная сеть "Мой мир"[Электронный ресурс] - сайт. - URL: my.mail.ru (дата обращения 18.05.2015)

[7] - портал опросов и сводок [Электронный ресурс] - сайт. - URL: faraa.ru/publ/7-1-0-115 (дата обращения 18.05.2015)

[8] - Социальная сеть "Фэйсбук" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: facebook.hu (дата обращения 18.05.2015)

[9] - Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс] - сайт. - URL: trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 18.05.2015)

[10] - «Википедия», образовательный портал [Электронный ресурс] - сайт. - URL: ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%E3 (дата обращения 18.05.2015)

[11] - Социальная сеть "Твиттер" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: twitter.com (дата обращения 18.05.2015)

[12] - Платформа для ведения блога "Блоггер" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: blogger.com (дата обращения 18.05.2015)

[13] - «Letopisi.Ru» , образовательный проект [Электронный ресурс] - сайт. - URL: letopisi.org/index.php/% (дата обращения 18.05.2015)

[14] - Сетевое сообщество школьных библиотекарей: "Открытый класс" [Электронный ресурс] - сайт. - URL: openclass.ru/ (дата обращения 18.05.2015)




© 2010-2022