- Преподавателю
- Информатика
- Открытый урок на тему Компьютерные сети
Открытый урок на тему Компьютерные сети
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курманова М.Е. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по предмету «Информатика»
ТЕМА
Компьютерные сети
ЦЕЛИ:
образовательная:
сформировать понятие компьютерной сети; ознакомить учащихся с классификацией компьютерной сети, работой локальной сети, историей интернета.
развивающая:
развивать практические навыки работы с устройствами для подключения локальной сети и Интернета; логическое мышление, внимание, память;
воспитательная:
воспитывать современного человека, который владеет информационной компетентностью; доброту; уважение.
ТИП УРОКА
комбинированный урок, объяснение нового материала (по классификации М. Махмутова (по дидактической цели).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
перцептивный аспект (передача знаний): практические (упражнения);
гностический аспект: частично-поисковый, исследовательский;
управленческий аспект: группе, команде, индивидуальная самостоятельная деятельность;
аспект контроля: индивидуальный, групповой, взаимооценка, самооценка
ОБОРУДОВАНИЕ:
класс, оснащенный компьютерами, на которых установлена операционная система Windows, модем, хаб, кабели, коннекторы, интерактивная доска, презентация к уроку, рабочие тетради
Использованная литература:
Информатика П.Н. Башлы. Изд. Феникс 2006 г.
ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ:
Я ЗНАЮ - что такое компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная сеть, классификацию компьютерной сети,
Я УМЕЮ - подключать компьютер к локальной сети, открывать общий доступ к папкам, принтеру
- Я ПОНИМАЮ - необходимость практического использования компьютерной сети
- Я МОГУ - применить свои знания для решения практических задач
План урока:
Этап урока
Время, мин
Организационный момент.
2
Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка
12
Объяснение нового материала. Постановка целей урока
30
Практикум. Создание общего доступа к папке. Открытие общего доступа к принтеру
10
Закрепление нового материала
15
Подведение итогов урока. Оценивание
2
Рефлексия
7
Домашнее задание
2
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока
Проверка посещаемости по журналу
Готовность аудитории к уроку
II. Проверка домашнего задания
- Интеллектуальная разминка
-
На доске презентация: под номером закрыт термин, учащиеся по очереди выбирают номер вопроса и дают формулировку термина:
Термины: растровая графика, векторная графика, сканер, плоттер, AutoCad, Photoshop, компьютер, 3D (фрактальная графика), Jpeg, пиксель, разрешение, RGB, CMYK, .
Все термины показываются на интерактивной доске.
-
На доске филворд «Компьютерная графика»: необходимо найти зашифрованные термины, имеющие отношение к компьютерной графике.
A
C
D
E
F
G
H
J
K
1
ь
л
е
и
п
в
о
ы
с
г
2
р
п
с
к
л
а
л
а
у
р
3
я
м
р
а
к
в
и
з
д
а
4
у
о
е
м
я
а
к
ч
о
т
5
г
о
а
з
и
н
и
л
а
р
6
ь
л
р
с
е
т
ф
и
г
у
7
н
и
р
т
в
ц
ь
н
е
т
8
р
к
е
л
е
а
р
г
и
ф
9
и
с
у
к
и
щ
в
у
т
о
10
к
о
н
а
н
е
а
р
в
а
Ответы к филворду «Компьютерная графика»
1. Автофигура (K10-G10) 2. Вращение (G9-E8) 3. Градусы (K1-H1) 4. Заливка (H3-D3) 5. Линия (H5-E4) 6. Овал (G1-E2) 7. Пиксель (E1-A1) 8. Прямоугольник (B2-B8) 9. Размер (C6-C3) 10. Рисунок (A8-A10) 11. Стрелка (D6-D10) 12. Тень (K7-G7) 13. Точка (K4-F4) 14. Фигура (G6-J5) 15. Цвет (F7-F6)
ІІІ. Объяснение нового материала. Постановка целей урока
Компьютерная сеть - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.
Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.
Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:
• Территориальная распространенность;
• Ведомственная принадлежность;
• Скорость передачи информации;
• Тип среды передачи;
По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.
По принадлежности различают ведомственные и государственные сети. Ведомственные принадлежат одной организации и располагаются на ее территории.
По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.
По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне.
Локальные компьютерные сети.
Локальная сеть объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например, школьный компьютерный класс, состоящий из 8-12 компьютеров) или в одном здании (например, в здании школы могут быть объединены в локальную сеть несколько десятков компьютеров, установленных в различных предметных кабинетах).
Каждый компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Между собой компьютеры (сетевые адаптеры) соединяются с помощью кабелей.
Топология сети.
Общая схема соединения компьютеров в локальные сети называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными.
Сети Ethernet чаще всего могут иметь топологию «шина» и «звезда». В первом случае все компьютеры подключены к одному общему кабелю (шине), во втором - имеется специальное центральное устройство (хаб), от которого идут «лучи» к каждому компьютеру, т.е. каждый компьютер подключен к своему кабелю.
Структура типа «шина» проще и экономичнее, так как для нее не требуется дополнительное устройство и расходуется меньше кабеля. Но она очень чувствительна к неисправностям кабельной системы. Если кабель поврежден хотя бы в одном месте, то возникают проблемы для всей сети. Место неисправности трудно обнаружить.
В этом смысле «звезда» более устойчива. Поврежденный кабель - проблема для одного конкретного компьютера, на работе сети в целом это не сказывается. Не требуется усилий по локализации неисправности.
В сети, имеющей структуру типа «кольцо» информация передается между станциями по кольцу с переприемом в каждом сетевом контроллере. Переприем производится через буферные накопители, выполненные на базе оперативных запоминающих устройств, поэтому при выходе их строя одного сетевого контроллера может нарушиться работа всего кольца.
Достоинство кольцевой структуры - простота реализации устройств, а недостаток - низкая надежность.
Региональные компьютерные сети.
Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).
Корпоративные компьютерные сети.
Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные, так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft, MSN).
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
В 1969 году в США была создана компьютерная сеть ARPAnet, объединяющая компьютерные центры министерства обороны и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для узкой цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. По мере роста этой сети создавались и развивались многие другие сети. Еще до наступления эры персональных компьютеров создатели ARPAnet приступили к разработке программы Internetting Project ("Проект объединения сетей"). Успех этого проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в США сеть internet (со строчной буквы i). Во-вторых, были опробованы различные варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть. Такую "сеть сетей" теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко применяется и русскоязычное написание - Интернет).
В настоящее время на десятках миллионов компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и т. д.) и сотни миллионов людей пользуются информационными услугами глобальной сети.
Интернет - это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров.
В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета).
Адресация в Интернет
Для того чтобы связаться с некоторым компьютером в сети Интернет, Вам надо знать его уникальный Интернет - адрес. Существуют два равноценных формата адресов, которые различаются лишь по своей форме: IP - адрес и DNS - адрес.
IP - адрес
IP - адрес состоит из четырех блоков цифр, разделенных точками. Он может иметь такой вид:
84.42.63.1
Каждый блок может содержать число от 0 до 255. Благодаря такой организации можно получить свыше четырех миллиардов возможных адресов. Но так как некоторые адреса зарезервированы для специальных целей, а блоки конфигурируются в зависимости от типа сети, то фактическое количество возможных адресов немного меньше. И тем ни менее, его более чем достаточно для будущего расширения Интернет.
DNS - адрес
IP - адрес имеет числовой вид, так как его используют в своей работе компьютеры. Но он весьма сложен для запоминания, поэтому была разработана доменная система имен: DNS. DNS - адрес включает более удобные для пользователя буквенные сокращения, которые также разделяются точками на отдельные информационные блоки (домены). Например: klyaksa.net
Если Вы вводите DNS - адрес, то он сначала направляется в так называемый сервер имен, который преобразует его в 32 - битный IP - адрес для машинного считывания.
Доменные имена
DNS - адрес обычно имеет три составляющие (хотя их может быть сколько угодно).
Доменная система имен имеет иерархическую структуру: домены верхнего уровня - домены второго уровня и так далее. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географические (двухбуквенные - каждой стране свой код) и административные (трехбуквенные).
Портал klyaksa.net зарегистрировал домен второго уровня klyaksa в административном домене верхнего уровня net.
Имена компьютеров, которые являются серверами Интернета, включают в себя полное доменное имя и собственно имя компьютера. Так полный адрес портала имеет вид klyaksa.net
Популярнейшая служба Интернета - World Wide Web (сокращенно WWW или Web), еще называют Всемирной паутиной. Представление информации в WWW основано на возможностях гипертекстовых ссылок. Гипертекст - это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы. Это дает возможность при просмотре некоторого документа легко и быстро переходить к другой связанной с ним по смыслу информации, которая может быть текстом, изображением, звуковым файлом или иметь любой другой вид, принятый в При этом связанные ссылками документы могут быть разбросаны по всему земному шару.
Многочисленные пересекающиеся связи между документами WWW компьютерной паутиной охватывают планету - отсюда и название. Таким образом, пропадает зависимость от местонахождения конкретного документа.
Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами. Web-страница - это электронный документ, в котором кроме текста содержатся специальные команды форматирования, а также встроенные объекты (рисунки, аудио- и видеоклипы и др.).
У каждого Web-документа (и даже у каждого объекта, встроенного в такой документ) в Интернете есть свой уникальный адрес - он называется унифицированным указателем ресурса URL (Uniformed Resource Locator) или, сокращенно, URL-адресом. Обратившись по этому адресу, можно получить хранящийся там документ.
В Интернете хранится очень и очень много Web-документов. В последние семь лет наполнение WWW удваивалось каждые полтора года. По-видимому, в ближайшие годы этот темп несколько снизится, но останется достаточно высоким, по крайней мере до рубежа 10 миллиардов. В связи с таким огромным количеством Web-документов, в Сети сегодня существует важная проблема их поиска и отбора - мы рассмотрим ее особо, а пока познакомимся с тем, как формально выглядит адрес URL.
Пример URL: klyaksa.net/htm/exam/answers/images/a23_1.gif
Здесь приведен URL-адрес рисунка, находящегося на одной из Web-страниц порталаklyaksa.net.
URL-адрес документа состоит из трех частей и, в отличие от доменных имен, читается слева направо. В первой части указано имя прикладного протокола, по которому осуществляется доступ к данному ресурсу. Для службы World Wide Web это протокол передачи гипертекста HTTP (HyperText Transfer Protocol). У других служб - другие протоколы. Имя протокола отделяется от остальных частей адреса двоеточием и двумя косыми чертами.
IV. Практикум.
Задание 1. Настройте общий доступ к папке.
-
Перейдите на один из дисков своего компьютера и создайте папку с произвольным именем, которую вы хотите сделать доступной из локальной сети.
-
Щелкните на значке папки правой кнопкой мыши и в появившемся меню выберите пункт Свойства.
-
В открывшемся окне Свойства папки перейдите к вкладке Доступ.
-
В разделе Сетевой совместный доступ и безопасность установите флажок рядом с пунктом Открыть общий доступ к этой папке и введите в поле Сетевой ресурс сетевое имя вашей папки.
-
Если вы хотите открыть пользователям сети полный доступ к данной папке, установите флажок рядом с пунктом Разрешить изменение файлов по сети. Если флажок сброшен, пользователи смогут обращаться к папке в режиме "только чтение".
-
Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить внесенные вами изменения. Папка, к которой открыт сетевой доступ, будет отображаться в окне Проводника с помощью специальной метки в виде изображения открытой ладони.
Задание 2. Открытие общего доступа к принтеру
-
Сядьте за компьютер пользователя, которому необходим сетевой принтер. Зайдите в "Пуск" - "Панель управления" - "Принтеры и факсы".
-
В строке меню нажмите "Файл" - "Установить принтер". Запустится "Мастер установки принтеров". Нажмите "Далее":
-
В следующем окне установите маркер в положение "Сетевой принтер или принтер, подключенный к другому компьютеру" и нажмите "Далее":
-
Затем установите маркер в положение "Обзор принтеров" и нажмите кнопку "Далее":
-
В следующем окне вы увидите список с именами компьютеров и подключенных к ним принтеров. Выберите двойным щелчком компьютер, а затем принтер, к которому требуется подключиться. При этом имя выбранного принтера появится в поле "Принтер". Нажмите "Далее":
-
Вы увидите предупреждение, что на компьютер будут установлены драйверы принтера из сети. Нажмите "Да":
-
В следующем окне будет предложено использовать устанавливаемый принтер по умолчанию. Если вы с этим согласны, оставьте маркер в положении "Да" и нажмите "Далее":
-
На этом установка сетевого принтера завершена. После того, как вы нажмете кнопку "Готово", значок данного принтера должен появиться в папке "Принтеры и факсы".
Печать на сетевом принтере ничем не отличается от печати на локальном принтере. Он также будет показывать пользователям сети предупреждения об отсутствии бумаги и другие сообщения. Также можно будет отменять или приостанавливать задания печати.
Результат оформить в тетрадь.
V. Закрепление нового материала
Задание 1. Установите связь стрелками:
Компьютерная сеть
глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки миллионов компьютеров
Гипертекст
объединяет компьютеры, установленные в одном помещении или в одном здании
Web-страница
совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации
Локальная сеть
электронный документ, в котором кроме текста содержатся специальные команды форматирования, а также встроенные объекты
Интернет
это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы
Задание 2. Из приведенных устройств (хаб, кабель, телефонный кабель, модем,ноутбуки) соберите локальную сеть и подключите к компьютеру модем (выходят по одному студенту с каждого ряда).
Задание 3. Нарисуйте на доске топологию «Шина», «Звезда», «Кольцо»
Задание 4. Выберите (под фигурами находятся флеш анимация):
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок
VII. Рефлексия
-
А теперь заполните, пожалуйста, в ваших рабочих тетрадях таблицу «Мои знания и умения по компьютерным сетям» после сегодняшнего урока
В начале урока
В конце урока
Я знаю
хорошо
удовлетворительно
не знаю
узнал лучше
знания не изменились
Что такое компьютерная сеть?
Что такое Интернет?
Виды компьютерных сетей
Топологию локальных сетей
Я умею
хорошо
удовлетворительно
не умею
научился лучше
мои умения остались на прежнем уровне
Открывать общий доступ папкам
Открывать общий доступ принтеру
VIII. Домашнее задание
-
Подготовить эссе по теме «Топология компьютерной сети»