• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

"Тип урока: изучение нового материала. "Цель урока: знакомство с" интерфейсом и объектами СУБД Access, и её использование в создании базы данных «Провайдеры Интернета».В ходе урока, учащимся предлагается заполнить опорный конспект, который содержит основные понятия по данной теме. Практическая работа № 1 включает в себя создание базы данных (см. приложение), используя режим Конструктор. Практическую работу № 2 учащимся предлагается выполнить самостоятельно - заполнить данными таблицу «Провайдеры Интернета»
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока информатики для 11 класса по теме:

«Система управления базами данных.

Формы представления данных

(таблицы, формы, запросы, отчеты).

Создание структуры базы данных»


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: знакомство с интерфейсом и объектами СУБД Access, и её использование в создании базы данных «Провайдеры Интернета».

Задачи урока:

  • Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, познакомить с объектами баз данных, учить создавать структуры табличных баз данных;

  • Развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, практических умений и навыков при работе с объектами баз данных в Microsoft Access;

  • Воспитательная: создать условия для воспитания чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, информационной культуры, устойчивого интереса к предмету.

Оборудование урока: обучающая презентация, опорные конспекты, карточки для задания 2 и 3, карточки для практической работы, раздаточный материал для практической работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация субъектных знаний.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Базы данных». Давай вспомним:

- что такое база данных? (это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.);

- на какие типы можно базы данных? (табличные, иерархические и сетевые);

- в чём заключается разница между записью и полем в табличной базе данных? (Запись БД - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещённый в полях базы данных. А поле БД - это столбец таблицы, содержащий значения определённого свойства);

- Поля, каких типов полей могут присутствовать в базе данных? (счётчик, текстовый, числовой, дата/время, денежный, логический, гиперссылка);

- Задание 1: Дан фрагмент табличной базы данных

Номер рейса

Дата вылета

Тип самолёта

Цена билета

Наличие билетов

2156

23.10.09

ТУ-154

564.50

да

Укажите главный ключ; опишите характеристики полей. (главный ключ: номер рейса + дата вылета)

Описания полей:

Название поля

Тип

Ширина

Кол-во десятичных знаков

Номер_рейса

Числовой

4

0

Дата_вылета

Дата



Тип_самолёта

Символьный

10


Цена_билета

Числовой

5

2

Наличие_билетов

Логический



III. Переход к теме и цели урока.

-Поскольку мы рассматриваем базу данных как информационную модель для хранения информации в упорядоченном виде, скажите, что может быть носителем для хранения самой базы данных?

-Конечно, мы можем создавать и хранить базы данных с помощью компьютера. Что для этого нужно? (специальная программа). И такие программы есть. Это системы управления базами данных. Сегодня мы познакомимся с одной из таких программ - Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных.

- Кто знаком с этой программой?

- А сейчас, давайте попробуем сформулировать цель. В чём она заключается?

- Запишите тему урока.

III. Изучение темы урока и первичное закрепление.

Теперь мы можем приступить к изучению нового материала. Мною разработана обучающая презентация (Приложение 1), которая даст вам необходимые знания по данной теме. Параллельно вы будете заполнять опорный конспект, отвечая на вопросы и заполняя пропуски (Приложение 2).

- Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных , а также операции поиска и сортировки данных выполняется специальными программами - системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных. И системы управления базами данных (СУБД) - программы, управляющие хранением и обработкой данных. Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в пакет Microsoft Office.

- Рассмотрим окно программы. В access используется стандартный многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нём курсором отмечается активный объект.

Окно базы данных - один из главных элементов интер­фейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном случае открыто и активно окно Провайдеры Интер­нета: база данных.

Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (произ­водные объекты). Каждая строка в таблице - запись БД, а столбец - поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле - однородные данные обо всех объектах. В данном случае открыто окно Провайдеры Интернета: таблица.

Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инстру­ментом. Главное предназначение запросов - отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяю­щую определенным условиям.

Формы. Формы позволяют отображать данные, содержа­щиеся в таблицах или запросах, в более удобном для вос­приятия виде. При помощи форм можно добавлять в табли­цы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.

Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, со­держащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.

Итак, мы познакомились с интерфейсом программы Access, рассмотрели её объекты, а сейчас давай поработаем в этой программе и создадим с помощью неё базу данных.

1 слайд



2 слайд


3 слайд


4 слайд


5 слайд


6 слайд


7 слайд


IV. Практическая работа. Создание базы данных «Провайдеры Интернет». (приложение 3)

Пусть нам необходимо разработать базу данных «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для основного выбора провайдера. Целесообразно в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.

Прежде всего необходимо определить структуру базы данных. То есть количество полей, их названия и тип данных, в них хранящихся. База данных «Провайдеры Интернета» будет содержать следующие поля:

  1. № п/п - ключевое поле, одозначно идентифизирующее запись;

  2. Название провайдера - содержит название фирмы;

  3. Плата за подключение - принимает значения Да (плата взимается) и Нет (плата не берётся)

  4. Почасовая оплата - содержит величину оплаты в рублях за 1 час подключения;

  5. Количество входных линий - содержит число входных телефонных линий;

  6. Скорость канала (Мбит/с) - содержит значение суммарной пропускной способности каналов связи в Мбит/с, которые соединяют провайдера с Интернет;

  7. Web-сайт провайдера - содержит ссылку на сайт провайдера в Интернете.

С названиями определились, сейчас нам нужно указать тип данных.

  1. счётчик

  2. текстовый

  3. логический

  4. денежный

  5. числовой

  6. числовой

  7. гиперссылка.

Приступим к практическому созданию базы данных «Провайдеры Интернета»

Работа с раздаточным материалом (приложение 3).

IV. Рефлексия (синквейн).

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Чтобы написать такое стихотворение нужно взять 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение - образную характеристику.

СУБД Access

Программа

Полезная, многопрофильная

Облегчает, помогает, структурирует

Заменяет бесполезную рутину.

V. Подведение итогов.

Давайте подведем итоги урока:

  • Что такое СУБД Access? Какие объекты в неё входят?

  • Сколько шагов нужно чтоб составить структуру табличной базы данных в М. Access с помощью конструктора?

  • Для чего можно использовать базы данных в повседневной жизни и трудовой деятельности?

  • Цель урока была……Достигли ли мы в своей работе поставленной цели?

  • Есть ли у кого-нибудь ещё вопросы?

Выставление оценок за активное участие в повторении домашнего задания, теоретической части урока, выполнение практической работы.

VI. Домашнее задание.

п. 11.2, задание 11.1, п. 11.3.1 рассмотреть задание 11.2 для устного ответа.

Приложение 2

Опорный конспект по теме «СУБД M. Access»


1. СУБД - это специальная _______________________ выполняющая -__________________

_____________________________________________________________, поиск и сортировку данных в них.

2. СУБД M. Access входит в пакет _________________________________________________

3. Что имеет каждый объект базы данных? (поставьте отметку в клеточке)

  • окно списка объектов,

  • панель меню,

  • окно базы данных,

  • окно M. Access.

4. Сколько окон баз данных может быть открыто одновременно в M. Access?

а) 2,

б) 3,

в) по мощности оперативной памяти,

г) 1.

5. Сколько всего форм представления данных имеет база данных?

а) 3,

б) 6,

в) 4,

г) 5.

6. Таблицы служат для __________________________________________________________

______________________________________________________________________________

7. Запросы служат для ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8. Формы позволяют____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

9. Отчёты предназначены для_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

10. Какой тип данных в базе не существует?

а) денежный,

б) цифровой,

в) счетчик,

г) текстовый.

Приложение 3

Практическая работа № 1

Создание базы данных «Провайдеры Интернета».

1. Создать в приложении Access новую базу данных с помощью команды Файл - Создать - Новая база данных. Откроется окно «Файл новой базы данных». Введите Имя файла: Провайдеры Интернета - Создать.

2. В окне Провайдеры Интер­нета: база данных выбрать группу объектов Таблицы, затем пункт Создание таб­лицы в режиме конструк­тора.

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

РКонспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»ежим Конструктор позволяет создавать и изменять структуру таблицы. Таблица «Провайдеры Интернета» дол­жна содержать шесть полей, для каждого из которых нуж­но задать имя, тип данных и определить его свойства. Кроме того, необходимо задать ключевое поле, которым в данном случае является поле « № п/п».

3. В появившемся окне Про­вайдеры Интернета: таб­лица в столбцах Имя поля и Тип данных ввести назва­ния полей и требуемые типы данных.

В нижней части окна задать свойства полей. При задании типов данных и свойств полей воспользо­ваться раскрывающимися списками.

В качестве ключевого поля задать поле «№ п/п».

Для сохранения таблицы ввести команду [Файл-Сохранить как...Провайдеры].

Присвоить таблице имя «Провайдеры Интернета».

4. После создания таблицы ее имя добавляется в окно базы данных и ее можно легко открыть либо в режиме Конструктор (кнопка Конструктор), либо в режиме Таблица (кнопка От­крыть).

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»Режим Таблица позволяет просматривать и изменять структуру таблицы, а также вводить и редактировать дан­ные.

5. Для просмотра структуры таблицы в окне БД на вкладке Таблицы дважды щелкнуть на значке таблицы Провайде­ры. Появится окно таблицы.

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

Практическая работа № 2

Ввод и редактирование данных

Ввод данных в таблицу базы данных и их редактирование мало чем отличается от аналогичных действий в других офисных приложениях.

При вводе данных в режиме Таблица в поле маркера за­писи, которое расположено слева от полей таблицы, может отображаться один из следующих символов:

* (звездочка) - обозначает пустую запись в конце таблицы;

► (стрелка) - обозначает выделенную (активную) запись;

(карандаш) - обозначает, что в записи были сделаны изменения.

Введем в таблицу данные:

Открыть таблицу двойным щелчком на ее значке в окне Провайдеры Интернета: таблица.

Заполнить БД, последовательно вводя записи о провайде­рах:

Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»

Перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки. Для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы.


Дополнительное задание.


Создайте базы данных «Записная книжка» и «Библиотечный каталог».


© 2010-2022