- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»
Конспект урока информатики для 11 класса по теме: «Система управления базами данных. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Создание структуры базы данных»
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Метлева Н.А. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока информатики для 11 класса по теме:
«Система управления базами данных.
Формы представления данных
(таблицы, формы, запросы, отчеты).
Создание структуры базы данных»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство с интерфейсом и объектами СУБД Access, и её использование в создании базы данных «Провайдеры Интернета».
Задачи урока:
-
Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, познакомить с объектами баз данных, учить создавать структуры табличных баз данных;
-
Развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, практических умений и навыков при работе с объектами баз данных в Microsoft Access;
-
Воспитательная: создать условия для воспитания чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, информационной культуры, устойчивого интереса к предмету.
Оборудование урока: обучающая презентация, опорные конспекты, карточки для задания 2 и 3, карточки для практической работы, раздаточный материал для практической работы.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
-
Актуализация субъектных знаний.
На прошлом уроке мы начали изучать тему «Базы данных». Давай вспомним:
- что такое база данных? (это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.);
- на какие типы можно базы данных? (табличные, иерархические и сетевые);
- в чём заключается разница между записью и полем в табличной базе данных? (Запись БД - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещённый в полях базы данных. А поле БД - это столбец таблицы, содержащий значения определённого свойства);
- Поля, каких типов полей могут присутствовать в базе данных? (счётчик, текстовый, числовой, дата/время, денежный, логический, гиперссылка);
- Задание 1: Дан фрагмент табличной базы данных
-
Номер рейса
Дата вылета
Тип самолёта
Цена билета
Наличие билетов
2156
23.10.09
ТУ-154
564.50
да
Укажите главный ключ; опишите характеристики полей. (главный ключ: номер рейса + дата вылета)
Описания полей:
-
Название поля
Тип
Ширина
Кол-во десятичных знаков
Номер_рейса
Числовой
4
0
Дата_вылета
Дата
Тип_самолёта
Символьный
10
Цена_билета
Числовой
5
2
Наличие_билетов
Логический
III. Переход к теме и цели урока.
-Поскольку мы рассматриваем базу данных как информационную модель для хранения информации в упорядоченном виде, скажите, что может быть носителем для хранения самой базы данных?
-Конечно, мы можем создавать и хранить базы данных с помощью компьютера. Что для этого нужно? (специальная программа). И такие программы есть. Это системы управления базами данных. Сегодня мы познакомимся с одной из таких программ - Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных.
- Кто знаком с этой программой?
- А сейчас, давайте попробуем сформулировать цель. В чём она заключается?
- Запишите тему урока.
III. Изучение темы урока и первичное закрепление.
Теперь мы можем приступить к изучению нового материала. Мною разработана обучающая презентация (Приложение 1), которая даст вам необходимые знания по данной теме. Параллельно вы будете заполнять опорный конспект, отвечая на вопросы и заполняя пропуски (Приложение 2).
- Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных , а также операции поиска и сортировки данных выполняется специальными программами - системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных. И системы управления базами данных (СУБД) - программы, управляющие хранением и обработкой данных. Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в пакет Microsoft Office.
- Рассмотрим окно программы. В access используется стандартный многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нём курсором отмечается активный объект.
Окно базы данных - один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном случае открыто и активно окно Провайдеры Интернета: база данных.
Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты). Каждая строка в таблице - запись БД, а столбец - поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле - однородные данные обо всех объектах. В данном случае открыто окно Провайдеры Интернета: таблица.
Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов - отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяющую определенным условиям.
Формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.
Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
Итак, мы познакомились с интерфейсом программы Access, рассмотрели её объекты, а сейчас давай поработаем в этой программе и создадим с помощью неё базу данных.
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
IV. Практическая работа. Создание базы данных «Провайдеры Интернет». (приложение 3)
Пусть нам необходимо разработать базу данных «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для основного выбора провайдера. Целесообразно в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.
Прежде всего необходимо определить структуру базы данных. То есть количество полей, их названия и тип данных, в них хранящихся. База данных «Провайдеры Интернета» будет содержать следующие поля:
-
№ п/п - ключевое поле, одозначно идентифизирующее запись;
-
Название провайдера - содержит название фирмы;
-
Плата за подключение - принимает значения Да (плата взимается) и Нет (плата не берётся)
-
Почасовая оплата - содержит величину оплаты в рублях за 1 час подключения;
-
Количество входных линий - содержит число входных телефонных линий;
-
Скорость канала (Мбит/с) - содержит значение суммарной пропускной способности каналов связи в Мбит/с, которые соединяют провайдера с Интернет;
-
Web-сайт провайдера - содержит ссылку на сайт провайдера в Интернете.
С названиями определились, сейчас нам нужно указать тип данных.
-
счётчик
-
текстовый
-
логический
-
денежный
-
числовой
-
числовой
-
гиперссылка.
Приступим к практическому созданию базы данных «Провайдеры Интернета»
Работа с раздаточным материалом (приложение 3).
IV. Рефлексия (синквейн).
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Чтобы написать такое стихотворение нужно взять 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение - образную характеристику.
СУБД Access
Программа
Полезная, многопрофильная
Облегчает, помогает, структурирует
Заменяет бесполезную рутину.
V. Подведение итогов.
Давайте подведем итоги урока:
-
Что такое СУБД Access? Какие объекты в неё входят?
-
Сколько шагов нужно чтоб составить структуру табличной базы данных в М. Access с помощью конструктора?
-
Для чего можно использовать базы данных в повседневной жизни и трудовой деятельности?
-
Цель урока была……Достигли ли мы в своей работе поставленной цели?
-
Есть ли у кого-нибудь ещё вопросы?
Выставление оценок за активное участие в повторении домашнего задания, теоретической части урока, выполнение практической работы.
VI. Домашнее задание.
п. 11.2, задание 11.1, п. 11.3.1 рассмотреть задание 11.2 для устного ответа.
Приложение 2
Опорный конспект по теме «СУБД M. Access»
1. СУБД - это специальная _______________________ выполняющая -__________________
_____________________________________________________________, поиск и сортировку данных в них.
2. СУБД M. Access входит в пакет _________________________________________________
3. Что имеет каждый объект базы данных? (поставьте отметку в клеточке)
-
окно списка объектов,
-
панель меню,
-
окно базы данных,
-
окно M. Access.
4. Сколько окон баз данных может быть открыто одновременно в M. Access?
а) 2,
б) 3,
в) по мощности оперативной памяти,
г) 1.
5. Сколько всего форм представления данных имеет база данных?
а) 3,
б) 6,
в) 4,
г) 5.
6. Таблицы служат для __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
7. Запросы служат для ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Формы позволяют____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
9. Отчёты предназначены для_____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. Какой тип данных в базе не существует?
а) денежный,
б) цифровой,
в) счетчик,
г) текстовый.
Приложение 3
Практическая работа № 1
Создание базы данных «Провайдеры Интернета».
1. Создать в приложении Access новую базу данных с помощью команды Файл - Создать - Новая база данных. Откроется окно «Файл новой базы данных». Введите Имя файла: Провайдеры Интернета - Создать.
2. В окне Провайдеры Интернета: база данных выбрать группу объектов Таблицы, затем пункт Создание таблицы в режиме конструктора.
Режим Конструктор позволяет создавать и изменять структуру таблицы. Таблица «Провайдеры Интернета» должна содержать шесть полей, для каждого из которых нужно задать имя, тип данных и определить его свойства. Кроме того, необходимо задать ключевое поле, которым в данном случае является поле « № п/п».
3. В появившемся окне Провайдеры Интернета: таблица в столбцах Имя поля и Тип данных ввести названия полей и требуемые типы данных.
В нижней части окна задать свойства полей. При задании типов данных и свойств полей воспользоваться раскрывающимися списками.
В качестве ключевого поля задать поле «№ п/п».
Для сохранения таблицы ввести команду [Файл-Сохранить как...Провайдеры].
Присвоить таблице имя «Провайдеры Интернета».
4. После создания таблицы ее имя добавляется в окно базы данных и ее можно легко открыть либо в режиме Конструктор (кнопка Конструктор), либо в режиме Таблица (кнопка Открыть).
Режим Таблица позволяет просматривать и изменять структуру таблицы, а также вводить и редактировать данные.
5. Для просмотра структуры таблицы в окне БД на вкладке Таблицы дважды щелкнуть на значке таблицы Провайдеры. Появится окно таблицы.
Практическая работа № 2
Ввод и редактирование данных
Ввод данных в таблицу базы данных и их редактирование мало чем отличается от аналогичных действий в других офисных приложениях.
При вводе данных в режиме Таблица в поле маркера записи, которое расположено слева от полей таблицы, может отображаться один из следующих символов:
* (звездочка) - обозначает пустую запись в конце таблицы;
► (стрелка) - обозначает выделенную (активную) запись;
(карандаш) - обозначает, что в записи были сделаны изменения.
Введем в таблицу данные:
Открыть таблицу двойным щелчком на ее значке в окне Провайдеры Интернета: таблица.
Заполнить БД, последовательно вводя записи о провайдерах:
Перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки. Для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы.
Дополнительное задание.
Создайте базы данных «Записная книжка» и «Библиотечный каталог».