Программа индивидуально-групповых занятий по информатике и ИКТ Подготовка к ГИА для 9 класса

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа индивидуально-групповых занятий по информатике и ИКТ Подготовка к ГИА для 9 класса


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Содержание определяется на основе следующих документов:

Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г.

Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.

Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Задачи курса:

  1. выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;

  2. сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);

  3. сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  4. развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно

Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ГИА. Продолжительность занятия 1 часа. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов в бумажном варианте и через Интернет.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет (части А и В) через Интернет.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень тем


Всего

часов

В том числе

Теория

Практ.

занятия

1.

Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике

1

1

0

2.

Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам:

2.1.

«Представление и передача информации»

3

1

2

2.2.

«Обработка информации»

3

1

2

2.3.

«Основные устройства ИКТ»

2

1

1

2.4.

«Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

1

0

1

2.5.

«Проектирование и моделирование»

1

0

1

2.6

«Математические инструменты, электронные таблицы»

2

1

1

2.7

«Организация информационной среды, поиск информации»

1

0

1

2.8

«Алгоритмизация и программирование»

7

3

4

2.9

«Телекоммуникационные технологии»

1

0

1

3.

Итоговый контроль

2

-

2

Итого:

24

8

16

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике.

ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.

Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»

2.1 «Информационные процессы»

Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.

Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.2 «Обработка информации»

Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.3 «Основные устройства ИКТ»

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.4 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка информационных объектов»

Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.5 «Проектирование и моделирование»

Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.

2.6 «Математические инструменты, электронные таблицы»

Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.7 «Организация информационной среды, поиск информации»

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест

2.8. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про­граммирования.

Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

3. Итоговый контроль

Осуществляется через Интернет, где заложены демонстрационные версии ГИА по информатике частей А и В.


IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны

знать

  • цели проведения ГИА;

  • особенности проведения ГИА по информатике;

  • структуру и содержание КИМов ГИА по информатике.

уметь

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.

Курс рассчитан на 24 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. 12 персональных компьютеров с операционной системой Windows и программным обеспечением Microsoft Office, Pascal;

  2. Локальная компьютерная сеть;

  3. Глобальная сеть Интернет;

  4. Проектор, экран.
























VI.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»

Особенности проведения ГИА по информатике. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА

Раздел 2 «Тематические блоки и тренинг по заданиям и вариантам»

    Передачи информации. Дискретная форма представления информации


      Единицы измерения количества информации.


        Кодирование и декодирование информации.


          Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов


            Блок-схемы. Алгоритмические конструкции


              Логические значения, операции, выражения. Вспомогательный алгоритм


                Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура


                  Файлы и файловая система. Объем памяти, необходимый для хранения объектов


                    Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Базы данных.


                      Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели


                        Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним


                          Представление формульной зависимости в графическом виде


                            Электронная почта (правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения


                              Основные понятия, связанные с использованием основ­ных алгоритмических конструкций


                                Блок-схемы


                                  Алгоритмическая конструкция «следование».


                                    Алгоритмическая конструкция «ветвление».


                                      Алгоритмическая конструкция «повторение».


                                        Решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя на шк.алг.языке


                                          Решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя в среде Кумир


                                            Технология адресации и поиска информации в Интернете


                                              Итоговый контроль


                                                Итоговый контроль



                                                © 2010-2022