• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»

Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»

"План-конспект урока и технологическая карта составлены в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения – определены цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), а также формируемые универсальные учебные действия. Виды формируемых УУД указаны для каждого этапа урока в технологической карте урока. Урок проводится в компьютерном классе, в котором одно рабочее место предполагается на двух учеников. Воспитательный потенциал урока Воспитание настойчивости и самодисциплины, вовлечение в...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по информатике

Основная позиция пальцев на клавиатуре


ФИО

Шевкунов Александр Федорович

МБОУ «СОШ №»

МБОУ «СОШ № 45 г. Астрахани »

Учитель информатики

Учитель информатики

класс.

5

Тема урока и № урока

Урок № 4 Основная позиция пальцев на клавиатуре

Автор учебника

Босова Л.Л.

Воспитательный потенциал урока

Воспитание настойчивости и самодисциплины, вовлечение в активную практическую деятельность

Самооценивание учащимися

Правильная позиция пальцев на клавиатуре

Задания на рефлексию

Оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.

Задачи:

- обучающие


- развивающие

- воспитательные

Дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;

Ввести основные понятия символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура;

Основная позиция пальцев на клавиатуре

Научить правильно располагать пальцы на клавиатуре

Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.

Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения

Планируемые результаты

Предметные:

Ученики научатся:

правильно располагать пальцы на клавиатуре, правильно производить удары по клавишам

Ученики получат возможность научиться

квалифицированному клавиатурному вводу текстовой информации

Метапредметные

Личностные:


Коммуникативные:

Познавательные:

Регулятивные:

положительное отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся; желание быстрого и квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации

участвовать в учебном диалоге, сотрудничать в совместном решении проблемы и строить монологические высказывания

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

применять обобщение для осмысления принципа расположения букв на клавиатуре

оценивать и корректировать свою деятельность. контролировать уровень сформированности навыков набора текстовой информации с клавиатуры

Тип урока

комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)

Формы работы учащихся

Необходимое техническое оборудование: аппаратное и программное обеспечение.

АРМ учителя,

мультимедийные проектор, экран,

рабочее место ученика

операционная система WinXP,

клавиатурный тренажер

Ресурсное обеспечение урока, ЭОР, ЦОР

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Презентация «Основная позиция пальцев на клавиатуре» ahm-portfolio.ucoz.ru/index/prezentacii_k_urokam_dlja_5_klassa/0-133

Кроссворд






Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (инициация)

Введение в атмосферу урока

Мотивирует класс к активной деятельности на уроке

Организация своего рабочего места.

Эмоционально настраиваются на работу

Психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

Использование системы прие­мов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. В ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний материала, полученного учащимися на дом

Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доминирующий характер поисковых и проблемных заданий. Привлечение учеников к исправлению ошибок. Объективность аргументиро­ванного ответа

Положительное отношение к процессу познания,

Участие в учебном диалоге,

Построение монологических высказываний

3.Целеполагание и мотивация (формирование ожиданий обучающихся)

Сформулировать тему урока и задачи урока. Подготовка учащихся к актуализации знаний и практических умений. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся.

Выдвигает проблему.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

По очереди комментируют итог выполнения домашнего задания в части определения частоты букв в выбранном ими отрывке рассказа

Анализируют расположенность букв на клавиатуре. Сравнивают частоту букв и расположенность букв на клавиатуре. Формулируют тему и задачи урока.

Активизация мысли­тельной деятельности (высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы)

Развитие внимания.

Применение обобщения для осмысления принципа расположения букв на клавиатуре

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения (интерактивная лекция)

Сформировать у учащихся понимание необходимости правильного расположения пальцев на клавиатуре, правила работы на клавиатуре; Ввести основные понятия символьная (алфа-витно-цифровая) клавиатура

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Демонстрирует плакат «Правила работы на клавиатуре»

Формулирует правила работы на клавиатуре

Вводит основные понятия символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура

Презентация

Высказывают предположения о особенностях, причинах и необходимости расположения букв на клавиатуре. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Записывают в тетради основные понятия символьная (алфавитно-цифровая) клавиатура

Участие в учебном диалоге, сотрудничество в совместном решении проблемы и построении монологических высказываний

5.Физкультминутка

эмоциональная разрядка

Назначает ответственного за проведение Физкультминутки

Выполняют упражнения под руководством ответственного за проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения: Упражнение для глаз (рассматривание предметов на разном удалении)

Упражнение для спины и рук (потянуться за руками вверх, отвести в стороны, вперёд опустить вниз)

Выработка ответственности за свое здоровье

Умение работать в команде

Выработка ответственности за организацию порученного дела

5.Первичное закрепление

Подготовка учащихся к актуализации знаний и практических умений. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Организация практической работы - Компьютерный практикум «Клавиатура» (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).

Работа в паре.

Объяснение необходимости быстрого и квалифицирован-ного клавиатурного ввода текстовой информации

Выполнение практической работы - Компьютерный практикум «Клавиатура» в режиме ввода букв.

Работают в паре. Один выполняет работу, другой контролирует правильность расположения пальцев на клавиатуре. Затем смена ролей.

Положительное отношение к процессу познания,

применять правила сотрудничества;

развивать творческие способности учащихся;

желание быстрого и квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации

6. Организация первичного конт-роля

Организация первичного контроля

Объясняет порядок работы в паре, задачу каждого ученика в паре, порядок контроля, корректировки деятельности партнера по правильному выполнению упражнения

Работа в паре. Один выполняет работу, другой контролирует, оценивает и корректирует деятельность партнера правильность расположения пальцев на клавиатуре. Затем смена ролей.

Оценивать и кор-ректировать свою деятельность.

Контролировать уровень сформиро-ванности навыков набора текстовой информации с клавиатуры

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности дости-жения цели и наметить перспек-тиву на будущее

Подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся осо­бенно старался, что нового узнали школьники. Самооценка и оценка работы класса и отдельных уча­щихся. Аргументация выставленных отметок, замеча­ния по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Самооценка работы уча­щихся, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Использование алгоритма оценки работы класса, учи­теля и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

Оценивать свою деятельность, уровень сформированности навыков набора текстовой информации с клавиатуры

8. Информация о домашнем задании

Сообщить о домаш-нем задании на более глубокое закрепле-ние изученного материала, разъяснить методику его выполнения. Повышение интереса к домашнему заданию

Объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; включе­ние в состав домашнего задания познавательных задач, вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками,




Конспект урока

Содержание, материал урока

Наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап 2 мин.


Здравствуйте! Садитесь. Нам сегодня на уроке понадобятся тетради, учебники.

Мы хорошо поработали над предыдущей темой. Продолжим ее изучать или полученных знаний достаточно?

Давайте вспомним то, что мы изучали на прошлом уроке.

Приветствуют учителя и открывают тетрадь

Продолжим изучать


Актуализация опорных знаний (обобщение) -

Методы: беседа, демонстрация

Формы: фронтальный опрос

5 минут

Приложение 1










Приложение 2








Приложение 5

Какую информацию может обрабатывать компьютер?

Для ввода какой информации предназначены микрофон, сканер, цифровая камера? (демонстрирует соответствующие устройства на плакате «Компьютер и информация»

Для чего нужна клавиатура?

Учитель подходит к каждому ученику и просматривает зад.6 стр.57 раб. тетради (оценивание прил.6)

Покажите на плакате на клавиатуре и назовите группы клавиш.

Зачитывает вопросы по заданию РТ №10 стр.61

Кто хочет зачитать свои ответы в задании 11 РТ стр. 62.(прил 4)

Отгадываем кроссворд

Компьютер может обрабатывать текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Микрофон предназначен для ввода звуковой информации; сканер - для ввода текстовой информации в компьютер; цифровая камера - для ввода видеоинформации.

Клавиатура необходима для ввода информации в память компьютера.

Показывает выполненное дома задание.

Ученик выходит и показывает на плакате: функциональные клавиши, символьные, клавиши управления курсором, специальные клавиши, клавиши доп. клавиатуры.

Отвечают на вопросы.

3.Целеполагание и мотивация (формирование ожиданий обучающихся)

Приложение 3

Итак, мы с вами выяснили, что клавиатура нужна для ввода информации в память компьютера.

Скажите, а почему буквы на клавиатуре расположены не по алфавиту, а как бы вразброс?

Вы дома выполняли упражнение, в котором считали количество букв в произведении. Какие буквы наиболее часто встречаются? Посмотрите внимательно на клавиатуру, что мы можем сказать о расположении букв на ней? Почему именно в таком порядке расположены буквы? Ответить на эти вопросы нам поможет зад.8 РТ, часть которого вы выполнили дома. Зачитывает задание, открывает таблицу (прил 5). Назовите по очереди те произведения, в которых вы считали буквы, и назовите те результаты, которые вы получили. Записывает результаты в таблицу. Считает среднее. Заполняем 3 столбик. Назовите, пожалуйста, те буквы, которые чаще всего встречаются в русском тексте.

Посмотрите на клавиатуру. Где расположены эти буквы?

Так буквы на клавиатуре расположены вразброс или по какому-то правилу?

Таким образом, буквы расположены на клавиатуре по принципу «наибольшей повторяемости», то есть буквы, которые расположены в центре клавиатуры наиболее часто используются в русском языке.

Кто назовет тему урока? Какая задача стоит перед нами?

Какие навыки вы получите, изучая данную тему?


Открывают рабочую тетрадь. Называют произведение, и результаты. Заполняют 3 столбик.

Называют буквы: а, в, д, е, и, л, н, о, р, с, т.



Данные буквы расположены в центральной части клавиатуры.

Чаще встречающиеся буквы расположены в средней части клавиатуры, а по краям - расположены буквы редко используемые.


Тема «Основная позиция пальцев на клавиатуре»


Усвоение новых знаний и способов усвоения (интерактивная лекция)

Если буквы расположены на клавиатуре в определенном порядке, то должно быть правило расположения пальцев на клавиатуре.

Для более удобного ввода букв с клавиатуры существуют определенные правила.

Демонстрирует плакат «Правила работы на клавиатуре»

А теперь покажите, как нужно правильно расставить пальцы на клавиатуре (Проходит, смотрит, поправляет, при необходимости)

Записывают правила в тетрадь


Ученики расставляют пальцы на клавиатуре.


Физкультминутка

(эмоциональная разрядка)

Назначает ответственного за проведение Физкультминутки

Упражнение для глаз (рассматривание предметов на разном удалении)

Упражнение для спины и рук(потянуться за руками вверх, отвести в стороны, вперёд опустить вниз)

Первичное закрепление (проработка содержания темы)

Переходим к практическому освоению правил расположения пальцев на клавиатуре.

А теперь включаем мониторы и пробуем выполнить задания 1-8 на клавиатурном тренажере. С помощью проектора и экрана показывает как открыть программу и как установить правильное упражнение.

Если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.

Выполнение практической работы - Компьютерный практикум «Клавиатура» в режиме ввода букв.


Организация первичного конт-роля

Объясняет правила работы за рабочим местом, правила фиксирования ошибок партнера по рабочему месту.

Работа в паре. Один выполняет работу, другой контролирует правильность расположения пальцев на клавиатуре. Затем смена ролей.

  1. ,

Подведение итогов урока. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Постановка домашнего задания

2 мин.

Открываем дневники и записываем д.з. В ваших учебниках

1. § 2.3 (с 72-75) и задания в РТ №9 с 60 и № 12 с 63

2. подготовить сообщение о рекордах скорости набора слов на клавиатуре

3. подготовить сообщение «История клавиатуры»

Записывают домашнее задание

Подведение

Итогов

3 мин.

Давайте посчитаем квадратики, которые вы получали на протяжении урока.

Учитель выставляет оценки за урок.

Всем спасибо. Урок окончен. До Свидания.

Подводят итоги урока, называя тему, чему научились (свои достижения) с учетом мнения партнера по рабочему месту

Приложение 1



Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»

Приложение 2


Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»







Приложение 3.


Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»







Приложение 4

Упражнение 10 стр. 61


Операция

Клавиша или комбинация клавиш

Переключение клав-ы с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно

Ctrl+Shift

Alt+Shift

Переключение клав-ы с режима ввода строчных букв на режим ввода прописных букв и обратно

Shift

Фиксация режима ввода прописных букв/отказ от фиксации этого режима

Caps Lock

Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в верхнем ряду клав-ы

Shift+клав-ра

Удаление символа, стоящего справа от курсора

Delete

Удаление символа, стоящего слева от курсора

Backspace

Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с цифрами и знаками арифметических операций

NumLock


Упражнение 11 стр.62

  • Машина

  • Малина

  • Шина

  • Маша

  • Молодец

  • Лапа

  • Молоток

  • Риск

  • Стих



Приложение 5


буква

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

среднее

частота встречаемости букв в русском языке

а

#ДЕЛ/0!

62

б

#ДЕЛ/0!

14

в

#ДЕЛ/0!

38

г

#ДЕЛ/0!

13

д

#ДЕЛ/0!

25

е

#ДЕЛ/0!

72

ж

#ДЕЛ/0!

7

з

#ДЕЛ/0!

16

и

#ДЕЛ/0!

62

й

#ДЕЛ/0!

10

к

#ДЕЛ/0!

28

л

#ДЕЛ/0!

35

м

#ДЕЛ/0!

26

н

#ДЕЛ/0!

53

о

#ДЕЛ/0!

90

п

#ДЕЛ/0!

23

р

#ДЕЛ/0!

40

с

#ДЕЛ/0!

45

т

#ДЕЛ/0!

53

у

#ДЕЛ/0!

21

ф

#ДЕЛ/0!

2

х

#ДЕЛ/0!

9

ц

#ДЕЛ/0!

4

ч

#ДЕЛ/0!

4

ш

#ДЕЛ/0!

6

щ

#ДЕЛ/0!

3

ы

#ДЕЛ/0!

16

ь,ъ

#ДЕЛ/0!

14

э

#ДЕЛ/0!

3

ю

#ДЕЛ/0!

16

я

#ДЕЛ/0!

18


Приложение 6

За ответы на вопросы ученикам даются жетоны: красный - за полный ответ;

Зеленый - за правильный ответ, но не полный;

Желтый - за правильно выполненное задание;

Синий - за выполненное задание с ошибкой.

«5» - красные + желтые жетоны, желтые > зеленых,

«4» - зеленых>желтых, красные+синие, красные, желтые

«3» - зеленый + синий, синий, зеленый

«2» - нет ни одного житона.

Приложение 5


По горизонтали:

1. Название клавиши переключения регистров клавиатуры (SHIFT).
3. Краткое название клавиши, с помощью которой можно удалить символ, расположенный справа от курсора (DEL).
4. Надпись на клавише, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора (BACKSPASE).
7. Надпись на клавише, переводящаяся на русский язык как «пауза» (PAUSE).
9. Сокращенное название клавиши Control (CTRL).
10. Надпись на клавише табуляции (TAB).
12. Надпись на клавише, находящейся рядом с клавишей Pause (SCROLLLOCK).
13. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит отмена действия или выход из некоторого состояния (ESC).
14. Надпись на клавише, которую иногда называют самой главной клавишей (ENTER).
16. Краткая надпись на клавише, переводящей курсор на страницу вниз (PgDn).

По вертикали:

2. Краткая надпись на клавише, предназначенной для переключения режимов «вставка»/ «замена» (INS).
3. Полное название клавиши, с помощью которой удаляют символ, расположенный слева от курсора (DELETE).
5. Надпись на клавише, при нажатии которой происходит фиксация верхнего регистра (CAPSLOCK).
6. Надпись на клавишах, расположенных по обе стороны от клавиши «Пробел» (alt="Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»").
8. Надпись на клавише, фиксирующей числовой режим работы цифровой клавиатуры (NUMLOCK).
11. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в начала текущей строки (HOME).
15. Надпись на клавише, обеспечивающей перемещение курсора в конец текущей строки (END).

Конспект и технологическая карта урока Информатики в 5 классе «Основная позиция пальцев на клавиатуре»



© 2010-2022