Практическая работа №3, 4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 Тема: Перевод чисел и арифметические действия в позиционных системах счисления. Цель работы: научиться представлять числа в различных системах счисления, научиться выполнять арифметические действия  в различных системах счисления. Студент должен знать:     принципы представления чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;     правила выполнения арифметических операций в позиционных  системах счисления; уметь:     переводить числа из одной системы счисления в... 10-я 2-я 8-я 16-я 0 0 0 0 1 1 1 1 2 10 2 2 3 11 3 3 4 100 4 4 5 101 5 5 6 110 6 6 7 111 7 7 8 1000 10 8 9 1001 11 9   10-я 2-я 8-я 16-я 10 1010 12 A 11 1011 13 B 12 1100 14 C 13 1101 15 D 14 1110 16 E 15 1111 17 F 16 10000 20 10 17 10001 21 11 18 10010 22 12 19 10011 23 13   Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютерах двоичная система счисления. Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина. Однако, чтобы профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать слово машины. Для этого и разработаны восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Числа в этих системах читаются почти так же легко, как десятичные, требуют соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнад... 75   2    1   37 2          1  18 2_                 0   9  2                      1   4 2                           0  2   2                                                           0   1 7510=10010112         75 8                                                                        3   9  8 1   1      7510=1138                75   16  11  _4   7510=4316     Ответ: 7510 = 1 001 0112   =  1138  =  4B16.     4. Перевод  числа из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы в десятичную. Перевод в десятичную систему числа x, записанного в q-ичной системе счисления (q = 2, 8 или 16) в виде xq = (anan-1   ...  a0  , a-1 a-2   ...   a-m)q   сводится к вычислению значения многочлена  x10 = an  qn +  an-1  qn-1   +   ...   +  a0   q0   +   a-1   q -1   +   a-2   q-2   +     ...     +  a-m  q-m     средствами десятичной арифметики.  Примеpы: 1.   ... Сложение в двоичной системе                     Сложение в восьмеричной системе Сложение в шестнадцатеричной системе      Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.       Шестнадцатеричная: F16+616                            Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.    Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3. Шестнадцатеричная: F16+716+316                         Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916.    Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.   Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416   Ход работы: 1.     Рассмотреть  предложенные примеры; 2.     Выполнить практическое задание по вариантам; 3.     Оформить отчет. 4.     Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.   Практические задания: Вариант 1. Задание 1. Переведите числа в десятичную систему  а) 10110112  б) 5178; в) 1F16;  Задание 2. Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную        25910;    З...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТПрактическая работа №3,4 по Информатике и ИКТПрактическая работа №3,4

Тема: Перевод чисел и арифметические действия в позиционных системах счисления.

Цель работы: научиться представлять числа в различных системах счисления, научиться выполнять арифметические действия в различных системах счисления.

Студент должен

знать:

  • принципы представления чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;

  • правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления;

уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую.

Теоретическое обоснование.

1. Система счисления.

Система счисления - это совокупность приемов и правил, по которым числа записываются и читаются.

Существуют позиционные и непозиционные системы счисления.

В непозиционных системах счисления вес цифры (т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа. Так, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти.

В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число. Например, в числе 757,7 первая семерка означает 7 сотен, вторая - 7 единиц, а третья - 7 десятых долей единицы.

Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.
Основание позиционной системы счисления - количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.

В каждой системе счисления цифры упорядочены в соответствии с их значениями:

1 больше 0, 2 больше 1 и т.д.

Продвижением цифры называют замену её следующей по величине.

Целые числа в любой системе счисления порождаются с помощью Правила счета.
Для образования целого числа, следующего за любым данным целым числом, нужно продвинуть самую правую цифру числа; если какая-либо цифра после продвижения стала нулем, то нужно продвинуть цифру, стоящую слева от неё.

Применяя это правило, запишем первые десять целых чисел

  • в двоичной системе: 0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000, 1001;

  • в восьмеричной системе: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11.


2. Системы счисления, используемые специалистами для общения с компьютером

Кроме десятичной широко используются системы с основанием, являющимся целой степенью числа 2, а именно:

  • двоичная (используются цифры 0, 1);

  • восьмеричная (используются цифры 0, 1, ..., 7);

  • шестнадцатеричная (для первых целых чисел от нуля до девяти используются цифры 0, 1, ..., 9, а для следующих чисел - от десяти до пятнадцати - в качестве цифр используются символы A, B, C, D, E, F).

Полезно запомнить запись в этих системах счисления первых двух десятков целых чисел:

10-я

2-я

8-я

16-я

0

0

0

0

1

1

1

1

2

10

2

2

3

11

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10-я

2-я

8-я

16-я

10

1010

12

A

11

1011

13

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

17

10001

21

11

18

10010

22

12

19

10011

23

13

Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютерах двоичная система счисления.

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина. Однако, чтобы профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать слово машины. Для этого и разработаны восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

Числа в этих системах читаются почти так же легко, как десятичные, требуют соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнадцатеричная) раза меньше разрядов, чем в двоичной системе (ведь числа 8 и 16 - соответственно, третья и четвертая степени числа 2).
3. Перевод целого число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления.

Для перевода целого десятичного числа N в систему счисления с основанием q необходимо N разделить с остатком ("нацело") на q , записанное в той же десятичной системе. Затем неполное частное, полученное от такого деления, нужно снова разделить с остатком на q , и т.д., пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю. Представлением числа N в новой системе счисления будет последовательность остатков деления, изображенных одной q-ичной цифрой и записанных в порядке, обратном порядку их получения.

Пример: Переведем число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:


75 2

1 37 2

1 18 2_

0 9 2

1 4 2

0 2 2

0 1

7510=10010112

75 8

3 9 8

1 1

7510=1138

75 16

11 _4


7510=4316



Ответ: 7510 = 1 001 0112 = 1138 = 4B16.

4. Перевод числа из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы в десятичную.

Перевод в десятичную систему числа x, записанного в q-ичной системе счисления (q = 2, 8 или 16) в виде xq = (anan-1 ... a0 , a-1 a-2 ... a-m)q сводится к вычислению значения многочлена

x10 = an qn + an-1 qn-1 + ... + a0 q0 + a-1 q -1 + a-2 q-2 + ... + a-m q-m
средствами десятичной арифметики.

Примеpы:

  1. Переведем число 10011,0101 из двоичной системы в десятичную.

100112=1*24+0*23+0*22+1*21+1*20 =1910

  1. Переведем число 105,128 из восьмеричной системы в десятичную.

1058=1*82+0*81+5*80=6910


  1. Переведем число А5,Е216 из шестнадцатеричной системы в десятичную.

А516=А*161+5*160=10*16+5*1=165

5. Выполнение арифметических действий в разных системах счисления.

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны - это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.

  • С л о ж е н и е. Таблицы сложения легко составить, используя Правило Счета.

При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.

Сложение в двоичной системе

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ



Сложение в восьмеричной системе

Сложение в шестнадцатеричной системе

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления. Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ


Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Шестнадцатеричная: F16+616

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Шестнадцатеричная: F16+716+316

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916.


Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Практическая работа №3,4 по Информатике и ИКТ

Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416

Ход работы:

  1. Рассмотреть предложенные примеры;

  2. Выполнить практическое задание по вариантам;

  3. Оформить отчет.

  4. Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

Практические задания:

Вариант 1.

Задание 1.

Переведите числа в десятичную систему

а) 10110112 б) 5178; в) 1F16;

Задание 2.

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную

25910;

Задание 3.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 10111012 и 11101112; б) 4378 и 6758; в) 5A116 и 27F16;

Задание 4.

Вычтите:

а) 101002-1112 б) 2308- 1558 в) 3116- 1А16

Вариант 2.

Задание 1.

Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы

а) 101101112; б) 10108; в) ABC16;

Задание 2.

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод

42910;

Задание 3.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 10111012 и 1010112; б) 1658 и 378; в) 1А916 и 2ВC16;

Задание 4.

Вычтите:

а) 11012-10112 из б) 1028-478 в) 2А3016- F9E16

Вариант 3.

Задание 1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 111000012; б) 12348; в) 101016;

Задание 2.

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод

88110;

Задание 3.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 101112 и 110112; б) 5758 и 1468; в) A5B16 и E7F16;

Задание 4.

Вычтите:

а) 100102-11112 б) 5678 -1018; в) B9216-19F16

Вариант 4.

Задание 1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 10001102; б) 348; в) А416;

Задание 2.

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод

37210

Задание 3.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 10111112 и 1101012; б) 6178 и 4078; в)2 E916 и 5F16.

Задание 4.

Вычтите:

а) 1110112- 100012 б) 30018-16548 в)567816- ABC16

Вариант 5.

Задание 1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 110100112; б) 12318; в) 1DE16.

Задание 2.

Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратный перевод

61210.

Задание 3.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а)11001012 и 110102 б)5628 и 1278 и) А1216 и FDA16

Задание 4.

Вычтите:

а) 101002-11012 б)1238-568 в)A2D16-17F16

Содержание отчета:

  1. Название и цель работы.

  2. Результат выполнения практических заданий.

  3. Ответы на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

Контрольные вопросы.

  1. Какие системы счисления вы знает?

  2. В чем особенности двоичной системы счисления?(Таблица)

  3. В чем особенности восьмеричной системы счисления? (Таблица)

  4. В чем особенности шестнадцатеричной системы счисления? (Таблица)

  5. Как осуществляется связь между «2», «8», «16» системами счисления?

  6. Как перевести целое десятичное число в «2», «8», «16» системы счисления?

  7. Как перевести число из «2», «8», «16» системы счисления в десятичную систему счисления? Покажите на примере.

Литература

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. - М., 2010.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. - М., 2014.

  3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. - М., 2010.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 кл. - М., 2010.


© 2010-2022