- Преподавателю
- Информатика
- Типы переменных в языке Паскаль АВС
Типы переменных в языке Паскаль АВС
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Махаева Е.Ж. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
4
Дата: 18.11.2014
урок Информатика
учитель Махаева Е.Ж. город Караганда, Республика Казахстан
Класс: 7 «Г», 7 «Б», 7 «В»
Тема урока: Типы переменных.
Цель:
сформировать первые сведения о типах переменных в языке программирования Pascal.
Задачи:
1. Образовательные - познакомить с понятием программирования, с типами переменных языка программирования Pascal; получить навыки работы в системе Pascal ABC с типами переменных.
2. Развивающие - развивать логическое мышление, умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами.
3. Воспитательные - воспитывать самостоятельность, информационную культуру.
Учебно - воспитательные задачи:
І. Обучающая:
Содействовать в ходе урока усвоению следующих основных понятий:
-
Что такое типы переменных?
-
Способы составления программы с типами переменных языка программирования Pascal АВС.
-
Учащиеся должны уметь набрать и самостоятельно составить программу с типами переменных языка программирования Pascal АВС.
ІІІ. Развивающая:
Совершенствование навыков самостоятельной работы, активизирование мышления школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развитие логических мышлений.
ІІ. Воспитательная:
Воспитание добросовестного отношения к учёбе, прививание навыков, как к самостоятельной работе, так и к работе в коллективе, воспитание познавательной потребности и интерес к предмету.
Тип урока:
Комбинированный.
Формы организации урока:
Общеклассная.
Оборудование:
Тетрадь, электронный учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
3. Но сначала проверка д/з.контрольные вопросы:
-
Кто автор и создатель языка программирования Паскаль?
-
В честь кого названа программа?
-
Назовите из каких частей состоит программа?
-
Наберите самую простую программу на языке Паскаль АВС.
Новая тема:
Типы переменных. Простые числовые операции и функции
Операторы ввода-вывода данных.
В Паскале используется несколько типов представления числовых значений, на начальном этапе будут рассмотрены лишь некоторые из них:
integer - целые числа в интервале от -2147483648 до 2147483647
real - вещественные (реальные) - целые и дробные положительные и отрицательные числа
Описания констант в декларативной части производится перед переменными, и предусматривают определенную форму записи чисел (дополнительно тип константы не оговаривается): если константа записана с точкой, тип константы считается real. При записи значения константы используется знак равенства.
Пример описания констант:
const
c1=3.14159265; // с1 имеет тип real
с2=2; // c2 имеет тип integer
Переменная - это вид объектов в программе, предназначенный для хранения информации во время выполнения программы. По правилам Паскаля каждая переменная должна быть объявлена, т.е. описана в декларативной части программы.
Переменная не имеет какого-либо конкретного значения до тех пор, пока компьютеру не будет дано точное предписание, поместить что-либо определенное в соответствующую ячейку памяти.
На Паскале такого рода предписание обычно выражается предложением назначения, имеющим вид:
имя_переменной:=выражение_или_значение
например: a:=25; или rt:=a+b;
Выполнение такого предложения начинается вычислением выражения, стоящего справа от символа назначения (:=). Полученное значение потом помещается в переменную (присваивается ей), указанную слева от =:
Описание переменных следует за описанием констант. В описании переменных после двоеточия указывается тип переменной:
var a,d,c : integer;
b,f : real;
В Паскале возможны следующие действия (группы операций записаны в порядке приоритета):
1) Операция возведения в степень (в стандартном Паскале отсутствует) - функция i:=power(x,y), где i - результат, x - основание, y - степень;
2) умножение ( * ), деление ( / ), деление целочисленное (div), получение остатка от целочисленного деления (mod);
3) сложение ( + ), вычитание ( - ).
В пределах одной группы приоритета порядок выполнения операций, если нет скобок, определяется последовательностью записи.
Если хотя бы одна из переменных, используемых в операциях умножения, сложения, вычитания относится к типу real, результат операции будет типа real.
Результат операции деления всегда типа real. Результат операций div и mod - integer.
Пример записи математической операции:
y=(а:b+c2-d)*c
в программе на Паскале это будет выглядеть так:
y:=(a/b+sqr(c)-d)*c;
Примечание. Квадрат числа sqr(c) можно (и проще!) записать как с*с
Oбратите внимание на использование знака операции присваивания :=
При проведении математических операций следует учитывать, что вещественные числа (real) представляются с некоторым приближением.
Некоторые стандартные математические функции
При использовании стандартных функций необходимо контролировать тип аргумента (возможные типы указаны в скобках).
a:=random(x) - случайное число (если аргумент не указан, то результат real - число в интервале от 0 до 1, если x целое число от 0 до 65535, то результат случайное целое число в интервале от 0 до х-1;
a:=abs(x) - модуль (абсолютная величина) x (real или integer);
a:=int(x) - целая часть числа x (число real, результат integer), округление не проводится, дробная часть отсекается;
a:=frac(x) - дробная часть числа x (число и результат real),
a:=round(x) - целое число, полученное в результате округления числа x по правилам математики
a:=sqr(x) - квадрат числа x (real, integer);
a:=sqrt(x) - квадратный корень из числа x (real, x>0);
a:=sin(x) - синус x (x задается в радианах, real);
a:=cos(x) - косинус x (x задается в радианах, real);
a:=arctan(x) - арктангенс x (real);
а:=power(x,y) - степень числа
pi - число пи.
Наберите следующую программу и разберитесь в ее работе:
Вычислить сумму цифр трехзначного числа a, введенного с клавиатуры. В программе каждая цифра определяется как количество сотен, десятков и единиц с помощью арифметических операций.
program summa;
uses crt;
var a, s, d, e, o : integer;
begin
writeln('Сумма цифр трехзначного числа');
write('Введите целое трехзначное число ');
readln(a);
clrscr;
{первый способ}
s:= trunc(a/100); {количество сотен}
d:= trunc((a-s*100)/10); {количество десятков}
e:=a-s*100-d*10; {количество единиц}
writeln('Сумма цифр трехзначного числа=', s+d+e);
{второй способ}
s:=a div 100; {количество сотен}
o:=a mod 100;
d:=o div 10; {количество десятков}
e:=a-s*100-d*10; {количество единиц}
writeln('Сумма цифр трехзначного числа=', s+d+e);
end.