Типы переменных в языке Паскаль АВС

Тема урока: Типы переменных.   Цель:  сформировать первые сведения о типах переменных в языке программирования Pascal.  Задачи:  1. Образовательные - познакомить с понятием программирования, с типами переменных языка программирования Pascal; получить навыки работы в системе Pascal ABC с типами переменных.  2. Развивающие - развивать логическое мышление, умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами.  3. Воспитательные - воспитывать самостоятельность, информационную культуру...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Дата: 18.11.2014

урок Информатика

учитель Махаева Е.Ж. город Караганда, Республика Казахстан

Класс: 7 «Г», 7 «Б», 7 «В»

Тема урока: Типы переменных.

Цель:
сформировать первые сведения о типах переменных в языке программирования Pascal.
Задачи:
1. Образовательные - познакомить с понятием программирования, с типами переменных языка программирования Pascal; получить навыки работы в системе Pascal ABC с типами переменных.
2. Развивающие - развивать логическое мышление, умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами.
3. Воспитательные - воспитывать самостоятельность, информационную культуру.

Учебно - воспитательные задачи:

І. Обучающая:

Содействовать в ходе урока усвоению следующих основных понятий:

  • Что такое типы переменных?

  • Способы составления программы с типами переменных языка программирования Pascal АВС.

  • Учащиеся должны уметь набрать и самостоятельно составить программу с типами переменных языка программирования Pascal АВС.

ІІІ. Развивающая:

Совершенствование навыков самостоятельной работы, активизирование мышления школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развитие логических мышлений.

ІІ. Воспитательная:

Воспитание добросовестного отношения к учёбе, прививание навыков, как к самостоятельной работе, так и к работе в коллективе, воспитание познавательной потребности и интерес к предмету.

Тип урока:

Комбинированный.

Формы организации урока:

Общеклассная.

Оборудование:

Тетрадь, электронный учебник.


Ход урока


1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
3. Но сначала проверка д/з.контрольные вопросы:

  1. Кто автор и создатель языка программирования Паскаль?

  2. В честь кого названа программа?

  3. Назовите из каких частей состоит программа?

  4. Наберите самую простую программу на языке Паскаль АВС.


Новая тема:

Типы переменных. Простые числовые операции и функции

Операторы ввода-вывода данных.

В Паскале используется несколько типов представления числовых значений, на начальном этапе будут рассмотрены лишь некоторые из них:

integer - целые числа в интервале от -2147483648 до 2147483647

real - вещественные (реальные) - целые и дробные положительные и отрицательные числа

Описания констант в декларативной части производится перед переменными, и предусматривают определенную форму записи чисел (дополнительно тип константы не оговаривается): если константа записана с точкой, тип константы считается real. При записи значения константы используется знак равенства.

Пример описания констант:

const

c1=3.14159265; // с1 имеет тип real

с2=2; // c2 имеет тип integer

Переменная - это вид объектов в программе, предназначенный для хранения информации во время выполнения программы. По правилам Паскаля каждая переменная должна быть объявлена, т.е. описана в декларативной части программы.

Переменная не имеет какого-либо конкретного значения до тех пор, пока компьютеру не будет дано точное предписание, поместить что-либо определенное в соответствующую ячейку памяти.

На Паскале такого рода предписание обычно выражается предложением назначения, имеющим вид:

имя_переменной:=выражение_или_значение

например: a:=25; или rt:=a+b;

Выполнение такого предложения начинается вычислением выражения, стоящего справа от символа назначения (:=). Полученное значение потом помещается в переменную (присваивается ей), указанную слева от =:

Описание переменных следует за описанием констант. В описании переменных после двоеточия указывается тип переменной:

var a,d,c : integer;

b,f : real;

В Паскале возможны следующие действия (группы операций записаны в порядке приоритета):

1) Операция возведения в степень (в стандартном Паскале отсутствует) - функция i:=power(x,y), где i - результат, x - основание, y - степень;

2) умножение ( * ), деление ( / ), деление целочисленное (div), получение остатка от целочисленного деления (mod);

3) сложение ( + ), вычитание ( - ).

В пределах одной группы приоритета порядок выполнения операций, если нет скобок, определяется последовательностью записи.

Если хотя бы одна из переменных, используемых в операциях умножения, сложения, вычитания относится к типу real, результат операции будет типа real.

Результат операции деления всегда типа real. Результат операций div и mod - integer.

Пример записи математической операции:

y=(а:b+c2-d)*c

в программе на Паскале это будет выглядеть так:

y:=(a/b+sqr(c)-d)*c;

Примечание. Квадрат числа sqr(c) можно (и проще!) записать как с*с

Oбратите внимание на использование знака операции присваивания :=

При проведении математических операций следует учитывать, что вещественные числа (real) представляются с некоторым приближением.

Некоторые стандартные математические функции

При использовании стандартных функций необходимо контролировать тип аргумента (возможные типы указаны в скобках).

a:=random(x) - случайное число (если аргумент не указан, то результат real - число в интервале от 0 до 1, если x целое число от 0 до 65535, то результат случайное целое число в интервале от 0 до х-1;

a:=abs(x) - модуль (абсолютная величина) x (real или integer);

a:=int(x) - целая часть числа x (число real, результат integer), округление не проводится, дробная часть отсекается;

a:=frac(x) - дробная часть числа x (число и результат real),

a:=round(x) - целое число, полученное в результате округления числа x по правилам математики

a:=sqr(x) - квадрат числа x (real, integer);

a:=sqrt(x) - квадратный корень из числа x (real, x>0);

a:=sin(x) - синус x (x задается в радианах, real);

a:=cos(x) - косинус x (x задается в радианах, real);

a:=arctan(x) - арктангенс x (real);

а:=power(x,y) - степень числа

pi - число пи.

Наберите следующую программу и разберитесь в ее работе:

Вычислить сумму цифр трехзначного числа a, введенного с клавиатуры. В программе каждая цифра определяется как количество сотен, десятков и единиц с помощью арифметических операций.

program summa;

uses crt;

var a, s, d, e, o : integer;

begin

writeln('Сумма цифр трехзначного числа');

write('Введите целое трехзначное число ');

readln(a);

clrscr;

{первый способ}

s:= trunc(a/100); {количество сотен}

d:= trunc((a-s*100)/10); {количество десятков}

e:=a-s*100-d*10; {количество единиц}

writeln('Сумма цифр трехзначного числа=', s+d+e);

{второй способ}

s:=a div 100; {количество сотен}

o:=a mod 100;

d:=o div 10; {количество десятков}

e:=a-s*100-d*10; {количество единиц}

writeln('Сумма цифр трехзначного числа=', s+d+e);

end.



© 2010-2022