Рабочая программа 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Искитимская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на МО

протокол № ____

от «___» августа 2014 г.

Руководитель МО

И.Н. Гончарова__________

Согласовано

на МС

протокол № ____

от «___» августа 2014 г.

Председатель МС

С.Н. Немогучева _________

Утверждаю

протокол № ____

от «___» августа 2014 г.

Директор школы

Г.А. Чахлова __________



Рабочая программа

по информатике для 10 класса










Автор - составитель: Бондаренко А.В., учитель информатики

МБОУ «Искитимская СОШ» Юргинского района



Класс: 10

Количество часов по программе: 136 часов

Количество часов в неделю: 4 часа

Базовый учебник:

Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10 класс: учеб. для учащихся общеобразов. учреждений/[Н.Д. Угринович] - М.: БИНОМ, 2009.

п/ст. Юрга - 2, 2015.



Пояснительная записка


Рабочая программа «Информатика и ИКТ» составлено в полном соответствии с распределением часов по темам Федеральной программы на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, Федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

Информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития, выделенных президентом нашей страны. Развитию этой отрасли - ключевой для процессов модернизации - уделяется приоритетное внимание на государственном уровне. Информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваивают во всех школьных дисциплинах. В то же время постоянно растет потребность страны в специалистах - профессионалах в области ИКТ, а не только грамотных пользователях. Это означает, что курс информатики должен предлагать систематическое освоение материала в ходе последовательного решения задач различного уровня сложности.

Целью программы является формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Задачи программы

  • Формировать знания о: основе научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и умениях;

  • Формировать умение: работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • Развивать: познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

  • Воспитывать: ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательное отношение к полученной информации;

  • Формировать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда

В соответствии с государственным образовательным стандартом по информатике выделяют три направления преподавания информатики:

  • мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

  • алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников;

  • пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий»

Курс «Информатика и ИКТ. 10-11 класс» обеспечивает освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными основами, методами и средствами информационных технологий.

Выбор УМК обусловлен тем, что учебник Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10 и 11 класс» продолжает непрерывный курс информатики и информационных технологий, начатый во 2 - 4 классах (Н.В. Матвеева) и в 5 - 6 классах (Л.Л. Босова) и продолжающийся в 7-11 классах (Н.Д. Угринович)

Рабочая программа по информатике для 10-11 класса составлена на основе:

  1. Федерального Государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ;

  2. Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»

  3. Кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена

  4. Рабочей программы Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 10-11 класс»

  5. Учебного плана школы, в соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в классе изучается на профильном уровне и составляет 4 часа неделю, 140 часов в год.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ - 2;

  • практических работ - 26.

В программно-методический комплект по курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 10 класса. Угринович Н.Д. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;

  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 11 класса. Угринович Н.Д. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;

  • Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т. К. Смыковская. - М.: Глобус, 2008. - 140 с. (Новый образовательный стандарт);

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 3е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 448 с.

А также дополнительная литература:

  • Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Каждый раздел завершается практической работой, предусмотрен тестовый контроль.

Тематическое планирование

10 класс

Информатика и ИКТ

профиль

(4 часа в неделю)

№ урока

Содержание

Всего

Теория

Практика

Аппаратные и программные средства ИКТ

24



1

Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, адреса и управления

1

1


2

Шины периферийных устройств.

Практическая работа №1 «Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонами компьютера»

1

0,5

0,5

3

Процессор: частота, разрядность и адресное пространство

Практическая работа №2 «Установка в BIOS Setup параметров, обеспечивающих безопасность системы»

1

1

0

4

Процессор: частота, разрядность и адресное пространство

Практическая работа №2 «Установка в BIOS Setup параметров, обеспечивающих безопасность системы»

1

0,5

0,5

5

Оперативная память: тип, частота и информационная емкость

1

1


6

Оперативная память: тип, частота и информационная емкость

Практическая работа № 3 «Ознакомление с конфигурационными файлами и системным реестром операционной системы»

1

0,5

0,5

7

Долговременная память. Магнитный и оптический принцип, хранения и считывания информации.

1

1


8

Flesh- память.

Практическая работа № 4 «Форматирование и дефрагментация гибких дисков»

1

0,5

0,5

8

Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт

3

2


9

Графический порт AGP

Практическая работа № 5 «Разбитие жесткого диска на логические разделы и его форматирование»

1

0,5

0,5

10

Данные и программы. Программное обеспечение компьютера.

1

1


11

Операционные системы: назначение, состав, загрузка.

1

1


12

Прикладное программное обеспечение. Системы программирования

1

1


13

Практическая работа № 6 «Работа с файлами и каталогом с помощью файлового менеджера»

1


1

14

Файлы и файловые системы

1

1


15

Физическое и логическое форматирование жестких дисков

1

0,5

0,5

16

Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации

1

1


17

Практическая работа № 7 «Архивация и разархивация файлов с помощью менеджера или архиватора»

1


1

18

Графический интерфейс информационной системы и приложения.

1

1


19

Графический интерфейс информационной системы и приложения.

Практическая работа: «Настройка графического интерфейса операционной системы»

1

0,5

0,52

20

Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы

1

1


21

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

1


22

Практическая работа № 9 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

1


1

23-24

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы

2


2

Информация и информационные процессы

40



25

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

1

1


26

Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия.

1

1


27,28

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации

2

2


29,30

Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью

2

2


31

Информация и знания. Количество информации как меры уменьшения неопределенности знаний

1

1


32

Единицы измерения количества информации

1

1


33

Практическая работа № 10 «Определение количества информации с использованием вероятностного подхода»

1


1

34

Практическая работа № 11 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»

1


1

35

Практическая работа № 12 «Единицы измерения количества информации»

1


1

36

Кодирование информации с помощью знаковых систем

1

1


37

Естественные и искусственные языки. Кодировки русского алфавита

3

2

1

38

Практическая работа № 13 «Представление текста в различных кодировках»

1


1

39

Практическая работа № 14 «Кодирование декодирование текста»

1


1

40

Практическая работа № 15 «Определение числового и ввода символа по числовому коду в текстовых редакторах»

1


1

41

Практическая работа № 16 «Установка графического режима экрана монитора»

1


1

42

Практическая работа № 17 «Параметры растрового изображения (разрешение и глубина цвета)»

1


1

43

Кодирование генетической информации. Генетический алфавит.

1

1


44

Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий

1

1


45

Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации

1

1


46

Кодирование графической информации (разрешающая способность и глубина цвета )

1

1


47

Кодирование звуковой информации (чистота дискретизации и глубина кодирования)

1

1


48

Практическая работа № 18 «С заданными частотой дискретизации и глубиной кодирования»

1


1

49

Практическая работа № 19 «Информационный объем звуковых файлов и качество звучания»

1


1

50

Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления

1

1


51

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1

1


52

Практическая работа № 20 «Запись чисел в различных системах счисления»

1


1

53

Практическая работа № 21 «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую»

1


1

54

Практическая работа № 22 «Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую»

1


1

55

Практическая работа № 23 «Перевод произвольных чисел из одной системы в другую»

1


1

56

Практическая работа № 24 «Перевод чисел с основанием 2 в систему счисления с основанием 2 п»

1


1

57

Практическая работа № 25 «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

1


1

58

Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой

1

1


59

Практическая работа № 26 «Представление чисел в форме фиксированной запятой»

1


1

60

Практическая работа № 27 «Представление чисел в компьютере в форме плавающей запятой»

1


1

61

Прямой обратный и дополнительный код

1

1


62

Практическая работа № 28 «Запись числа в прямом, обратном и дополнительном кодах»

1


1

63,64

Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы

2


2

Основы логики

18



65

Формы мышления

1

1


66

Алгебра высказываний.

1

1


67,68

Логические выражения и таблицы истинности.

2

2


69,70

Логические выражения и таблицы истинности.

2

2


71

Практическая работа № 29 «Построение таблиц истинности логических функций и выражений (в том числе с использованием электронных таблиц)».

1


1

72,73

Логические функции

2

2


74-76

Логические законы и правила преобразования логических выражений

3

3


78

Логические основы устройства компьютера

1

1


79

Практическая работа № 30 «Преобразование логических выражений с использованием логических законов и правил преобразования (в том числе с использованием инженерных калькуляторов)»

1


1

80

Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер

1

1


81

Практическая работа № 31 «Построение логических схем основных устройств компьютера»

1


1

82

Контроль знаний и умений: тестирование.

1


1

Технология обработки графической информации

18



83

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1

1


83,84

Растровые и векторные редакторы. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

2

2


85,86

Создание изображений в векторном редакторе, входящем состав текстового редактора Word.

Практическая работа № 32 «Создание растровых и векторных графических изображений»

2

1

1

87,88

Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word

2

2


89,90

Практическая работа № 33 «Создание и редактирование векторных рисунков»

2


2

91

Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Построение основных чертежных объектов.

1

1


92

Практическая работа № 34 «Геометрические построения с использованием САПР».

1


1

93,94

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

2

2


95-97

Практическая работа № 35 «Создание мультимедийных презентаций».

3


3

98

Практическая работа № 36 «Создание анимации».

1


1

99,

100

Контроль знаний и умений: защита проекта.

2

0

2

Технология обработки текстовой информации

18



101

Создание и редактирование документов.

1

1


102

Различные форматы текстовых файлов (документов).

1

1


103

Практическая работа №37 «Создание, редактирование и форматирование документов».

1


1

104

Практическая работа № 38 «Создание документа на основе шаблона»

1


1

105,

106

Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев.

2

2


107,

108

Списки. Таблицы. Форматирование символов

2

2


109

Практическая работа №39 «Форматирование символов в документе».

1


1

110

Практическая работа №40 «Форматирование абзацев в документе»

1


1

111

Практическая работа №41 «Вставка в документ формул»

1


1

112

Практическая работа № 42 «Нумерованный и маркированный список»

1


1

113

Практическая работа № 43 «Вставка и форматирование таблиц»

1


1

114

Гипертекст. Практическая работа № 44 «Создание гипертекста»

1

0,5

0,5

115

Практическая работа № 45 «Сохранение документов в фалах в различных текстовых форматах»

1


1

116

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

1

1


117

Практическая работа № 46 «Работа с компьютерными словарями и переводчиками»

1


1

118

Системы оптического распознавания документов

1

1


118

Практическая работа № 47 «Сканирование и распознавание текстовых документов»

1


1

Обработка числовой информации

22



119

Электронные калькуляторы

1

1


120

Практическая работа № 48 «Вычисление в электронных калькуляторах»

1


1

121, 122

Структура электронных таблиц

2

2


123

Практическая работа № 49 «Ввод в таблицу чисел, текстов и формул»

1


1

124

Типы и формат данных

1

1


125,

126

Относительные и абсолютные ссылки

2

2


127

Практическая работа № 50 «Использование в формулах абсолютных, относительных и смешанных ссылок»

1


1

128,

129

Встроенные математические и логические функции

2

2


130

Практическая работа № 51 «Приближенное графическое решение уравнений»

1


1

131

Практическая работа № 52 «Приближенное решение уравнений методом подбора»

1


1

132,

133

Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков

2

2


134-138

Практическая работа № 53 «Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и графиков)»

5


5

139-140

Итоговый тест

2


2

Итого:

140

72

68






















Содержание курса


Тема раздела/ урока

Дата

Количество часов

Аппаратные и программные средства ИКТ

5.09-10.10

23 часа

Цель: формировать понятие об аппаратных и программных средствах

Мировоззренческий аспект: формировать понятие «магистрально - модульный принцип», формировать понятия «файл», «файловая система», «операционная система», «BIOS»

Пользовательский» аспект: учить тестировать и настраивать параметры устройств ПК, формировать навык работы с файловыми менеджерами, формировать навык работы с антивирусными программами, учить настраивать параметры BIOS, учить инсталлировать ОС

Количество практических работ: 7

Количество контрольных работ: 1

Проект «Аппаратные и программные средства ПК»

Информация. Системы счисления

10.10-26.11

20 часов

Цель: формировать понятие «информация»

Мировоззренческий аспект: познакомить с тремя подходами к измерению информации, формировать понятие о кодировании текстовой, графической и звуковой информации, формировать понятие о системах счисления

Пользовательский» аспект: учить определять количество информации, учить переводить целые, вещественные, положительные и отрицательные числа из одной системы счисления в другую

Количество практических работ: 0

Количество контрольных работ: 1

Проект «Кодирование информации»

Основы логики и логические основы компьютера

26.11-14.01

23 часа

Цель: формировать понятие об алгебре логики

Мировоззренческий аспект: формировать понятие о логических операциях, таблицах истинности, логических функциях и формулах, логических законах и правилах, формировать представление о логических основах компьютера

Алгоритмический (программистский) аспект: развитие логического мышления

Пользовательский» аспект: учить составлять таблицы истинности, учить решать логические задачи разными способами, учить упрощать логические выражения, учить составлять переключательные схемы

Количество практических работ: 6

Количество контрольных работ: 1

Проект «Алгебра логики. Логические основы ПК»

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования

16.01-30.05

74 часа

Цель: формировать навык решения задач и создания приложений средствами систем программирования

Мировоззренческий аспект: формировать понятие об алгоритмах, основных алгоритмических структурах и их реализации на различных языках программирования

Алгоритмический (программистский) аспект: развитие логического и алгоритмического мышления

Пользовательский» аспект: учить разрабатывать и создавать приложения в средах программирования

Количество практических работ: 40

Количество контрольных работ: 2

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения данного курса обучающиеся 10 класса должны

Знать:

  • общую функциональную схему компьютера;

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

  • функции языка как способа представления информации;

  • основные единицы измерения количества информации; скорости передачи информации и соотношения между ними;

  • понятия: информация, информатика, виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;

  • сущность алфавитного подхода к измерению информации;

  • способы представления числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

  • основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация,

  • эквиваленция), их свойства и обозначения;

Уметь:

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

  • работать с носителями информации;

  • вводить и выводить данные;

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • представлять высказывания, используя логические операции;

  • объяснять принципы кодирования информации;

  • перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;

  • решать задачи на определение количества информации;

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

  • выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

  • представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить

  • арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • объяснять назначение основных логических устройств ЭВМ (регистр, сумматор);

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Список литературы:


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень [Текст]: Учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович -М.: БИНОМ, 2009. - 308 с.

  2. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы [Текст]: учеб. пособие / Т. К. Смыковская - М.: Глобус, 2008. - 140 с. (Новый образовательный стандарт);

  3. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 - 11 классы [Текст]: Бородин М.Н. - М.: БИНОМ, 2006. - 448 с.

  4. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: учеб, пособие / Н.Д. Угринович Л.Л. Босова, Н.И.Михайлова - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.- 394 с.

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы [Текст]: метод, пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.- 187 с.

  6. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс [Текст]: метод, пособие / О.Л. Соколова.- М.: ВАКО, 2008. - 400 с.

  7. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.






© 2010-2022