- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайхиева Ю.В. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта,
-
авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ»,
-
-
учебного плана МБОУ СОШ №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год,
-
Приказ директора МБОУ СОШ №6 г.Туймазы МР Туймазинского района Башкортостан №79 от 13 мая 2015г. «Об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году»
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения: избирательного отношения к полученной информации:
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий:
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Специфика учебного предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию: передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия: создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю). Основанием для модификации авторской программы, которая рассчитана на 35 часов, является Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. МР Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
-
контрольных работ - 3
-
практических работ - 15;
УМК, на основании которого ведется преподавание информатики в 8 классе: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН. на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
.
Содержание и объем курса
№
Тема раздела, урока
Количество часов
всего
практических работ
контрольных работ
1
Раздел 1. Информация и информационные процессы
7
2
1
2
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
9
5
1
3
Раздел 3. Коммуникационные технологии
18
8
1
-
Информация и информационные процессы (7 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 1 по теме «Количество информации».
-
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Защита информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа № 7 «Зашита от вирусов: обнаружение и лечение».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
3. Коммуникационные технологии (19 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «"География" Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Контрольно-измерительные материалы даны в приложении.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые для достижения требуемых результатов обучения:
-
объяснительно-иллюстративные метод ы
-
проблемное изложение
-
частично-поисковые методы
-
исследовательские методы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-тематический план
-
Тема урока, практическое занятие
Глава, параграф, страницы
Тип урока
Практика
Дата
по плану
факт
Глава 1. Информация и информационные процессы (7 часов)
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.
§ 1.1.1. - 1.1.2.
Стр. 8-12
Урок ознакомл. с нов. материалом
1.09
Информация в обществе и технике.
§ 1.1.3 - 1.1.4
Стр. 12-17
Комбинированный урок
8.09
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Стр. 126.
Урок применения знаний и умений
Компьютерный практикум
15.09
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
§ 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3.
Стр. 18-25
Урок ознакомл. с нов. материалом
22.09
Количество информации. Определение количества информации.
Практическая работа № 2. «Перевод единиц измерения количества информации»
§ 1.3.1, 1.3.2.
Стр. 26-30
Урок ознакомл. с нов. материалом
Компьютерный практикум
29.09
Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации».
§ 1.3.3.
Стр. 30-32
Комбинированный урок
13.10
Контрольная работа № 1. «Количество информации».
Контроль знаний и умений
20.10
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часов).
Устройство компьютера.
§ 2.1
Стр.33-49.
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Компьютерный практикум
27.10
Процессор, память.
Практическая работа № 3. «Форматирование дискеты».
§ 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5
Стр. 36-37, 45-49 Стр. 133
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Компьютерный практикум
3.11
Устройства ввода и вывода.
Практическая работа № 4. Определение разрешающей способности мыши».
§ 2.2.2, 2.2.3
Стр. 37-45
Стр. 134
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Компьютерный практикум
10.11
Файлы и файловая система.
§ 2.3.1, 2.3.2
Стр. 50-57
Урок ознакомл. с нов. матер-м
24.11
Работа с файлами и дисками.
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
§ 2.3.3
Стр. 57-58
Стр. 130
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
8.12
Программное обеспечение компьютера.
Правовая охрана программ и данных.
§ 2.4 Стр. 58-62
§ 2.8.1, 2.8.2
Стр. 72-75
Комбинированный урок
15.12
Графический интерфейс операционных систем
Практическая работа №6 «Установка даты и времени».
§ 2.5-2.6
Стр. 63-69
Стр. 137
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
22.12
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Защита информации.
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
§ 2.7 Стр. 69-72
§ 2.8.3
Стр.76-78
Стр. 140
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
29.12
Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
§ 2.8.
Стр. 72-78
Контроль знаний и умений
12.01
Глава 3. Коммуникационные технологии (19 часов)
Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.
§ 3.1.
Стр. 80-81
Решение задач
Локальные компьютерные сети.
§ 3.2
Стр. 81-84
Стр. 143
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Практическая работа № 8. «География» WWW
§ 3.3
Стр. 84-94
Стр. 144
Стр. 149
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
Всемирная паутина. Электронная почта.
Практическая работа № 9. «Путешествие во всемирной паутине».
§ 3.4
Стр. 94-100
Стр. 151
Стр. 155
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
Файловые архивы.
Практическая работа № 10. «Загрузка файлов из Интернета».
§ 3.4
Стр. 100-102
Стр. 158
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
§ 3.4
Стр. 102-106
Комбинированный урок
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Практическая работа № 11 «Поиск информации в Интернете».
§ 3.5
Стр. 107-110
Стр. 161
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
§ 3.7
Стр. 113 -117
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Форматирование текста на Web-странице.
§ 3.7.3
Стр.115-116
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
§ 3.7.4, 3.7.5
Стр. 117-119
Урок ознакомл. с нов. матер-м
Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
§ 3.7.6, 3.7.7
Стр. 119-123
Комбинированный урок
Практическая работа № 12. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Стр. 165
Урок применения знаний и умений
Компьютерный практикум
Практическая работа № 13 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Стр. 165
Урок применения знаний и умений
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Стр. 165
Урок применения знаний и умений
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15. «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Стр. 165
Комбинированный урок
Компьютерный практикум
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».
Контроль знаний и умений
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
Глава 1
Комбинированный урок
Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Глава 2
Комбинированный урок
Этнокультурные особенности Республики Башкортостан будут учтены при поурочном планировании.
Система оценивания
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
- правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
- если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если:
- работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
- работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка практических работ с использованием компьютера
оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
-
Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
-
Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.