- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10 -11 класс
Рабочая программа по информатике 10 -11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дотдаева Е.С. |
Дата | 04.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, всего 34 часов
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Задача организации проектной деятельности - познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
Назначение и функции операционных систем;
уметь:
-
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
Автоматизации коммуникационной деятельности;
-
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Сеть интернет
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Перечень учебно - методического
и программного обеспечения по информатике и ИКТ
для 10 классов
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 классы: методическое пособие.
-
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
10 класс 34 часа (1 час в неделю)
№
Тема урока
Домашнее
задание
Количество часов
Дата проведения
1. Информация и информационные процессы
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Понятие «информация» и свойства информации.
§ 1
Зад.1: п. 1.1,
1
Представление информации, языки, кодирование
§2
1
Измерение информации. Объемный подход
§ 3
Зад.1: п.1.3
стр.115-16, №7,9,13,15,18
1
Измерение информации. Содержательный подход
§ 4
Зад.1: п.1.3
стр.18-19
№ 21,25.29,31
1
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
§ 5-6
1
Обработка информации. Изменение формы представления информации.
§ 7-10
1
Поиск данных. Защита информации.
§ 11-12
Зад.1: п.3.1, №65, 74
1
Контрольная работа№ 1 по теме: «Информация и информационные процессы».
повторить § 1-12
1
2. Логическая информация и основы логики
Анализ контрольной работы. Высказывания. Логические величины, операции, выражения.
Зад.1: п.1.6.1- 1.6.2, 1.6.4, №33
1
Логические схемы и логические выражения.
Зад.1: п.1.6.3, №19(7), 21(2), 26(б)
1
Преобразование логических выражений.
Зад.1: п.1.6.5, №34(2), 36(2), №42
1
Таблицы истинности. Решение логических задач.
Зад.1: п.1.6.5, №31, 2,33
1
Контрольная работа№2 по теме: «Основы логики».
Повторить
Зад.1: №66, 75
1
3. Информационное моделирование и системология
Анализ контрольной работы Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии.
§13-14
1
Графы и сети. Иерархические структуры и деревья
§15
Зад.2: п.7.2
1
Табличная организация данных.
Зад.2: п.7.4, №29, 32
1
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
§15
Зад.3: п.7.2
1
Решение задач по теме: графы и сети.
§15
Зад.3: п.7.3
1
Алгоритм - модель деятельности
§16
1
Управление исполнителем
§16
1
Контрольная работа№3 по теме: «Модели и моделирование» .
Повторить п. 13-16
1
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов
Анализ контрольной работы Аппаратное обеспечение компьютера. Программное обеспечение компьютера.
§ 17-18
1
Конфигурация компьютера
реферат-презентация по курсу
1
Настройка компьютера
реферат-презентация по курсу
1
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.
Зад.1: п.1.5.1, №33(2), 34(2), 36(2), 49, 50
1
Представление текстов
Зад.1:
п.3.1.3, №32, №36, №45
1
Представление изображения и звука
Зад.1: п.3.1.5- 3.1.6, №23, 32, 36
1
Контрольная работа №4 по теме: « Программно-технические системы реализации информационных процессов»
Повторить п. 3.1 -3.6
1
Анализ контрольной работы Решение задач на повторение.
Повторить п. 3.1 -3.6
1
Повторение
Повторение по теме «Информация и информационные процессы».
повторить 1.1-1.3
1
Повторение по теме «Информационные технологии».
повторить 1.4- 2.3
1
Повторение по теме «Коммуникационные технологии».
повторить 2.4-2.6
1
Практическая работа «Разработка презентации на тему: «История развития вычислительной техники»»
повторить 2.7-2.10
1
Практическая работа «Разработка презентации на тему: «История развития Интернета»»
повторить 2.13
1
Пояснительная записка
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Цели:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
-
развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
-
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
-
формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
-
формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Место предмета в учебном плане
Информатика изучается в 11 классе основной школы один час в неделю. Всего34 часа.
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
•развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
•умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-
• приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
-
кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
-
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
-
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
-
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
-
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
-
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 11 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 11 классы: методическое пособие.
-
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
11 класс 34часа (1 час в неделю)
№
Тема урока
Домашнее
задание
Количество часов
Дата проведения
1. Информационные системы
Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики.
Понятие и типы информационных систем.
Гл.1 § 1.1 -1.4
1
Базы данных и СУБД
Гл.1 § 1.5 -1.6
1
Формы представления данных(таблицы, формы, запросы, отчеты).
Гл.1 § 1.7 -1.8
1
Логические выражения и условия отбора.
Гл.1 § 1.9 -1.10
1
Запросы к базе данных.
Гл.1 § 1.11 -1.12
1
Контрольная работа №1 по теме: «Информационные системы»
Гл.1 § 1.15 - 1.17
1
2. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Анализ контрольной работы. Текст как информационный объект.
§2.1
1
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
§2.2
1
Гипертекстовое представление информации.
§2.2
1
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты
§2.3
1
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц.
§2.3
1
Графические информационные объекты
§2.4
1
Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений.
§2.4
1
Контрольная работа №2 по теме : «Средства и технологии обработки информации»
§§2.1-2.4
1
3. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
Анализ контрольной работы. Интернет как глобальная информационная система. Геоинформационная система.
§3.1
1
Всемирная паутина - World Wide Web
§3.3
1
Интернет: работа с браузером
§3.4
1
Интернет: просмотр и сохранение загруженных Web-страниц
§3.4
1
Средства поиска данных в Интернете
§3.5
1
Web-сайт - гиперструктура данных
§3.6
1
Создание Web-сайта средствами Microsoft Word
§3.6
1
Контрольная работа №3 по теме: «Средства и технологии обмена информацией»
повторить §§3.1-3.6
1
4. Основы социальной информатики
Анализ контрольной работы. Право в Интернете.
§ 4.1 стр. 126- 132
1
Этика в Интернете.
§4.2стр. 132-134
1
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
§4.3стр. 134-137
1
Информационные ресурсы
§4.3
1
Информационное общество
§4.4
1
Правовое регулирование в информационной сфере
§4.5
1
Проблема информационной безопасности
§4.6
1
5. Повторение
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»
§§1.1-1.6
1
Повторение по теме «Алгоритмизация»
§§2.1-2.6
1
Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»
§§3.1-3.4
1
Повторение по теме «Основы социальной информатики»
§§4.1-4.4
1
Повторение по теме «Основы социальной информатики»
§§4.1-4.4
1