Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике для 7 класса

Рабочая программа по информатике для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУ...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Исаковская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области




Рекомендована к использованию

Протокол заседания МС МБОУ Исаковской СОШ

от 26.08.2015 № 1



Принята

Протокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ

от 28.08.2015

№ 1

Согласована

Зам. директора по УВР МБОУ Исаковской СОШ_______________

Л.И. Макарова

от 26.08.2015

Утверждаю

Директор МБОУ
Исаковской СОШ _______________

М.А. Николаева

приказ от 31.08.2015 № 01-01-111





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике


для обучающихся 7 класса




Трудко Татьяна Александровна

(I категория)















2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД); авторской программой Босовой Л.Л. («Программа курса информатики и ИКТ для 5-9 классов средней общеобразовательной школы», -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013). В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, межпредметные связи.

Цель учебного курса:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развития навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Курс информатики для 7 класса является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В настоящей программе для 7 класса учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, обучающиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, (начиная с 5-го класса), они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики для 7 класса, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 7 классе реализуется по 1 часу в неделю, 34 часа за учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики являются:

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.




Содержание курса

Всего

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию.

Тема 1: «Информация и информационные процессы»

8


Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.)

2

Информация и её свойства

1

3

Информационные процессы. Обработка информации

1

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

1

6

Представление информации

1

7

Дискретная форма представления информации

1

8

Единицы измерения информации

1

9

Контрольное тестирование по теме «Информация и информационные процессы».

1

Тема 2: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

7


Аналитическая деятельность:

  • ·анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

10

Основные компоненты компьютера и их функции

1

11

Персональный компьютер.

1

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

14

Файлы и файловые структуры

1

15

Пользовательский интерфейс

1

16

Контрольное тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

1

Тема 3: «Обработка графической информации»

4

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

17

Формирование изображения на экране компьютера

1

18

Компьютерная графика

1

19

Создание графических изображений

1

20

Контрольное тестирование по теме «Обработка графической информации».

1

Тема 4: «Обработка текстовой информации»

9

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.


Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц);

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8P, Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

21

Текстовые документы и технологии их создания

1

22

Создание текстовых документов на компьютере

1

23

Прямое форматирование

1

24

Стилевое форматирование

1

25

Визуализация информации в текстовых документах

1

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

28

Оформление доклада «Из истории развития вычислительной техники»

1

29

Контрольное тестирование по теме «Обработка текстовой информации».

1

Тема 5: «Мультимедиа»

4

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

30

Технология мультимедиа.

1

31

Компьютерные презентации

1

32

Выполнение проекта: «Мультимедийная презентация на свободную тему»

1

33

Итоговое тестирование по пройденному материалу

1

Тема 6: «Повторение»

1

34

Урок-игра «Основные понятия курса информатики для 7 класса».

1

Итого

34



Содержание курса

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

3

6

5

Мультимедиа

4

1

3

6

Повторение

1

1



Итого:

34

17

17

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе


Тема 1. Информация и информационные процессы

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете.

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Тема 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 4. Обработка текстовой информации

Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать формулы;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Обучающийся получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Тема 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

  • создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.




Учебно-методическое обеспечение курса информатики для 7 класса


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика.

7 класс».

Интернет-ресурсы:

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. - metodist.lbz.ru

  • Информатика в школе. Компьютер на уроках - klyaksa.net

  • Дидактические материалы по информатике и математике - compscience.narod.ru

  • Информатика и информация: сайты для учителей информатики -

inf777.narod.ru
phis.org.ru/informatika

nsportal.ru

pedsovet.su

uchkopilka.ru

uchiteljam.ru

testedu.ru






Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип

урока



Элементы содержания

Требования к результату

Вид контроля, самост. работы

Домаш-нее задание

Дата

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Урок изучения нового материала

Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере.

Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Актуализировать материал 6 класса.

Введение

4.09

2

Информация и её свойства

Комбинированный урок

Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации.

Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

Фронтальный опрос Записи в тетради

§1.1.

11.09

3

Информационные процессы. Обработка информации

Комбинированный урок

Информационные процессы; информационная деятельность;

сбор информации;

обработка информации

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Устный и комбинированный опрос, наблюде-ния учителя.

§1.2.

18.09

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Комбинированный урок

Информационные процессы; информационная деятельность;

хранение информации, носитель информации;

передача информации, источник, канал связи, приёмник.

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию

Фронталь-ный опрос Записи в тетради.

Практикум

§1.2.

25.09

5

Всемирная паутина как информационное хранилище

Комбинированный урок

WWW - Всемирная паутина; Web- страница, Web-сайт; браузер;

поисковая система;

поисковый запрос

Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них

Составле-ние сравни-тельных таблиц, пратикум.

§1.3.

2.10

6

Представление информации

Комбинированный урок

Знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки

формы представления информации

Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.

Упражне-ния, практикум, работа с текстом.

§1.4

16.10

7

Дискретная форма представления информации

Комбинированный урок

Дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода.

Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради.

§1.5.

23.10

8

Единицы измерения информации

Комбинированный урок

Бит; информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации.

Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения

Индивиду-альный опрос

§1.6., глава 1

30.10

9

Контрольное

тестирование по теме «Информация и информационные процессы».

Урок контроля

Информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации.

Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

Тематиче-ский контроль

Глава 1

6.11

10

Основные компоненты компьютера и их функции

Комбинированный урок

Компьютер; процессор; память; устройства ввода информации;

устройства вывода информации

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора

Комбини-рованный опрос

§2.1

13.11

11

Персональный компьютер.

Комбинированный урок

Персональный компьютер; системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жѐсткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть; сервер, клиент

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

§2.2

27.11

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Комбинированный урок

Программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО;

операционная система; архиватор;

антивирусная программа


Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы, особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами, оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

Составле-ние сравните-льных таблиц

§2.3.

4.12

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Комбинированный урок

Программное обеспечение (ПО); прикладное ПО; система программирования; приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПО

Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

§2.3

11.12

14

Файлы и файловые структуры

Комбинированный урок

Логическое имя устройства внешней памяти файл; правила именования; каталог; корневой каталог; файловая структура; полное имя файла

Знать определение файла, возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов.

Практикум

§2.4.

18.12

15

Пользователь-ский интерфейс

Комбинированный урок

Пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство

Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой.

Практикум

§2.5, глава 2

25.12

16

Контрольное тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Урок контроля

Компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение;

файл; каталог;

пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств; типы программного обеспечения, функции операционной системы; особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

ПрактикумТематиче-ский контроль

Глава 2

15.01

17

Формирование изображения на экране компьютера

Комбинированный урок

Пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессор; частота обновления экрана

Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации, понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

§3.1

22.01

18

Компьютерная графика

Комбинированный урок

Графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов

Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

Практикум

§3.2

29.01

19

Создание графических изображений

Комбинированный урок

Графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы

Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения.

Практикум

§3.3, глава 3

5.02

20

Контрольное тестирование по теме «Обработка графической информации».

Урок контроля

Пиксель; графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор интерфейс графических редакторов


Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера, о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать принцип дискретного представления графической информации, форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты, создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения, рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре, рассчитывать объем графического файла.

Тематиче-ский контроль

Глава 3

12.02

21

Текстовые документы и технологии их создания

Комбинированный урок

Документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор.

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора, технологию создания и редактирования простейших текстовых документов Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

§4.1

19.02

22

Создание текстовых документов на компьютере

Комбинированный урок

Набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; режим вставки/замены; проверка правописания; Фрагмент; буфер обмена.

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы).

Практикум

§4.2

4.03

23

Прямое форматирова-ние

Комбинированный урок

Форматирование; шрифт; размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал.

Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании.

Практикум

§4.3

11.03

24

Стилевое форматирова-ние

Комбинированный урок

Форматирование; стиль; параметры страницы; форматы текстовых файлов


Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы., форматировать символы и абзацы.

Практикум

§4.3

18.03

25

Визуализация информации в текстовых документах

Комбинир. урок

Нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки;

таблица; графические изображения

Иметь представление о вставке в документ графических объектов, об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Знать виды списков (нумерованные и маркированные). Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы.

Тестирование

Практикум

§4.4

25.03

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Комбинированный урок

Программы распознавания документов;

Компьютерные словари; программы-переводчики


Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста), с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате, сохранить документ, вывести на печать на принтере.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

Практикум

§4.5

1.04

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

Комбинированный урок

Кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита; информационный объѐм текста

Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения.

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

§4.6

8.04

28

Оформление доклада «Из истории развития вычислительной техники»

Комбинированный урок

Информационный объѐм текста;

Сообщение; Доклад; Реферат; правила оформления доклада, реферата; форматирование.

Знать примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению учебной публикации. Уметь создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста.), создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации.

Практикум

Глава 4

11.04

29

Контрольное тестирование по теме «Обработка текстовой информации».

Урок контроля

Текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена; форматирование; стиль; форматы текстовых файлов. Кодовая таблица; информационный объѐм текста.

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации.

Тематиче-ский контроль

Глава 4

22.04

30

Технология мультимедиа.

Комбинированный урок

Технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука;

Звуковая карта; эффект движения.

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представлении звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта

Фронталь-ный опрос Записи в тетради

Практикум

§5.1

29.04

31

Компьютерные презентации

Комбинированный урок

Презентация; компьютерная презентация; слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимации

Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию, вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера, осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора

Наблюде-ния учителя, индивиду-альные карточки, тестовые задания. Практикум

§5.2

6.05

32

Выполнение проекта: «Мультимедий-ная презентация на свободную тему»

Комбинированный урок

Компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации

Практикум

§5.2, глава 5

13.05

33

Итоговое тестирование по пройденному материалу

Урок контроля

Технология мультимедиа. Эффекты анимации. Планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации.

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать мультимедийную интерактивную презентацию, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране.

Тематиче-ский контроль

Глава 1-5

20.05

34

Итоговое повторение и обобщение.

Урок повторения и обобщения

Основные понятия курса информатики для 7 класса.

Уметь применять на практике знания, умения и навыки, полученные за курс 7 класса.

Урок-игра

Глава 1-5

27.05


© 2010-2022