Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

Комплексное задание «Письменность» предназначено для использования на уроках информатики, но в первую очередь, для самостоятельной, внеурочной работы и в качестве дополнительного/повышенной сложности задания для обучающихся с нарушениями слуха.В комплекс заданий входят: готовый текст «Письменность»; задание с подсказками по созданию презентации «Письменность»; проверочное задание по презентации «Письменность».Требуется коллекция подходящих графических материалов для иллюстрации слайдов или предп...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексное задание «Письменность» предназначено для использования на уроках информатики, но в первую очередь, для самостоятельной, внеурочной работы и в качестве дополнительного/повышенной сложности задания для обучающихся с нарушениями слуха.

Наиболее сложным для таких ребят является работа с текстом: чтение, понимание, анализ. Но именно постоянная работа с текстами способствует формированию и развитию языка, повышению грамотности, способствует закреплению новых понятий и терминов.

С другой стороны, сложная аналитическая работа с текстовым материалом нужна и при создании презентаций. Программа по информатике не предусматривает большого количества времени на разработку презентаций, ведь программа Power Point достаточно проста. Сложность именно в качестве текстового наполнения слайдов, особенно возрастающая для детей с нарушениями слуха.

В комплекс заданий входят:

  • готовый текст «Письменность»;

  • задание с подсказками по созданию презентации «Письменность»;

  • проверочное задание по презентации «Письменность».

Короткая проверка именно по получившейся у ребят презентации. Такой контроль стимулирует более серьезную работу с текстом и качественное выполнение задания.

Требуется коллекция подходящих графических материалов для иллюстрации слайдов или предполагается самостоятельная поисковая работа учеников по подбору картинок в интернете.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Письменность - способ сохранять и передавать информацию с помощью особых графических знаков. Развитие человеческого общества было бы невозможно без этого изобретения.

Возникновению письменности предшествовало узелковое письмо. Для него использовались разноцветные шерстяные нитки, которые крепились на палку. Порой вместо ниток использовались полоски кожи, ожерелья и пояса из раковин, камни, зубы животных.

Самым древним видом письменности считается пиктографическое (рисуночное) письмо, которое, по мнению учёных, существовало на последней стадии каменного века. Пиктограмма - это схематический рисунок, который непосредственно изображает предметы, события и явления. С помощью пиктограмм можно написать краткое сообщение, но выразить абстрактную мысль нельзя. Поэтому уже тогда начали появляться идеограммы - значки, обозначающие определённые понятия.

Со временем пиктограммы всё более заменялись идеограммами, которые уже не были рисунками, зато приобрели строгие очертания.

Иероглифическое письмо стало высшей формой идеограмм. Впервые оно появилось в Древнем Египте в IV-III тысячелетии до н. э., а позже стало формой письменности в государствах Дальнего Востока - Китае, Корее, Японии.

Каждая идеограмма соответствовала какому-нибудь слову или группе слов, однако каждому, кто хотел освоить письменность, приходилось учить тысячи значков. Для того чтобы их запомнить, требовался не один год постоянных упражнений.

Хотя иероглифами и можно было выражать даже самые сложные мысли, необходимы были и знаки, обозначающие слоги и отдельные буквы. Египтяне использовали не только иероглифы-слова, но и иероглифы-буквы, с помощью которых можно было составить слова, для которых отдельного иероглифа не существовало. Иероглифы, которые передавали звуки речи, называются фонетическими. Со временем в древнеегипетской письменности значение фонетических иероглифов возрастало, однако к фонетическому письму, где каждый знак обозначает отдельный звук, египтяне так и не перешли. Это произошло уже в письменности других народов.

Не менее древней была и письменность, которая возникла в древнем государстве Шумер между реками Тигр и Евфрат (эту область ещё называют Междуречьем).

Поначалу в древнем Шумере также была пиктографическая письменность, однако если в Древнем Египте люди писали на папирусе, то в Междуречье материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которых выдавливали рисунки заострённой палочкой, называемой стиль. Сложные и извилистые линии на глине изобразить было очень трудно, и со временем их заменили своеобразные значки, которые с лёгкостью можно было выдавить стилем на поверхности глины. Эти значки походили на клинья, и поэтому эту письменность назвали клинописью.

Со временем шумеры поняли, что значками можно обозначать не только слова, но и отдельные слоги.

Во II тысячелетии до н. э. возникло несколько видов письма, в которых каждый знак обозначал отдельный слог (это письмо называется слоговым).

В конце II тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели первый буквенно-звуковой алфавит, который стал образцом для алфавитов других народов. В нём было 22 согласные буквы. Так как запомнить их было гораздо проше, то финикийский алфавит быстро распространился по другим странам Европы и Азии. Алфавит финикийцев стал основой для арамейской, древнееврейской и южноаравийской письменности. Древние греки также переняли алфавит финикийцев, но дополнили его буквами для гласных звуков (в греческом языке гласные звуки играли важную роль).

Греческий алфавит лёг в основу многих европейских алфавитов, и прежде всего латинского, ставшего родоначальником итальянского, испанского, французского, немецкого, английского. Армянский, грузинский и множество славянских алфавитов произошли от древнегреческого.

Славянский алфавит был создан двумя братьями Кириллом и Мефодием. Они взяли за основу греческий алфавит, состоявший из 24 букв, дополнили его характерными для славянских языков шипящими (ж, ш, щ, ч) и другими буквами. Часть из этих букв в современном русском языке сохранилась, часть вышла из употребления, как, например, ять, юс, ижица. Азбука Кирилла и Мефодия состояла из 40 букв и называлась глаголицей. Впоследствии появилась кириллица, написание букв в которой было более простым. Однако через некоторое время в языке русских, болгар и сербов глаголица вышла из употребления. Кириллица также стала основой для украинского и белорусского алфавитов.

Поныне существуют древние системы письма, которые учёные не могут расшифровать. К ним относится ронго-ронго (иероглифическое письмо обитателей острова Пасхи), хараппская (письменность древней цивилизации долины Инда), а также этрусская письменность и письменность индейцев майя.

В истории человечества неоднократно предпринимались попытки создать искусственный язык. Один из самых известных таких языков - эсперанто. Он был создан в 1887 г. под руководством учёного Людвика Заменгофа и получил своё название от его псевдонима (Doktoro Esperanto - надеющийся). Этот язык предназначался для международного общения и был основан на лексике, общей для многих европейских языков. При его создании использовался латинский алфавит.

Презентация «Письменность»

Создать презентацию Письменность в программе Power Point. Для всей презентации: фон одинаковый у каждого слайда (установить самостоятельно). Шрифт - Arial. Размер заголовков - 44, размер текста - 30.

1

Создать Титульный слайд. Выбрать цвет фона, цвет текста.

Заголовок - название презентации.

Подзаголовок - сведения об авторе (фамилия, имя, класс, школа).

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

2

Создать второй слайд.(кнопка Создать слайд) Заголовок Письменность -

Текст - определение письменности (найти в тексте).

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

3

Создать третий слайд.

Заголовок Узелковое письмо - предшественник письменности

Текст - найти в тексте ответ на вопрос Что использовалось при узелковом письме?

Вставить подходящую картинку.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

4

Создать четвертый слайд.

Заголовок - Пиктографическое (рисуночное) письмо

Абзац 1 - определение пиктограммы

Абзац 2 - ответ на вопрос Что нельзя выразить пиктограммой?

Вставить подходящую картинку.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

При помощи пиктограммы нельзя ………..

………………………………..Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

5

Создать пятый слайд.

Заголовок - Идеограммы -

Текст - определение идеограмм (найти в тексте)

Вставить подходящую картинку.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

6

Создать шестой слайд.

Заголовок - Иероглифическое письмо - высшая форма

идеографии

Текст: написать где и когда появилось, в каких странах еще

Используется.

Вставить подходящую картинки.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

7

Создать седьмой слайд.

Заголовок - Клинопись

Абзац 1: написать где появилась.

Абзац 2 - ответ на вопрос Как и на чем писали?

Вставить подходящую картинку.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

8

Создать восьмой слайд.

Заголовок - Буквенно-звуковой алфавит

Абзац 1: написать кто изобрел.

Абзац 2 - написать когда изобрели.

Абзац 3 - написать сколько букв и каких.

Вставить подходящую картинку.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

9

Создать девятый слайд.

Заголовок - Алфавиты - основа европейских языков

Создать схему: названия алфавитов-основ, ниже перечислить какие языки от них произошли (Вставка > фигуры).

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

10

Создать десятый слайд.

Заголовок - Глаголица - первый славянский алфавит

Абзац 1: написать кто создал

Абзац 2 - написать, что легло в основу

Абзац 3 - написать сколько букв.

Вставить подходящую картинку

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

11

Создать одиннадцатый слайд.

Заголовок - Кириллица

Абзац 1: написать почему появилась.

Создать схему Стала основой для:

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

12

Создать двенадцатый слайд.

Заголовок - Нерасшифрованные системы письма

Текст - перечислить системы, которые еще не удалось

расшифровать: название письменности (в скобках - регион)

Вставить подходящие картинки.

Комплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверкаКомплексное задание для слабослышащих обучающихся - создание презентации и проверка

13

Создать последний, тринадцатый слайд - пустой.
(Пустым слайдом принято завершать презентацию)



Фамилия Имя


ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
по презентации «Письменность»

(напишите ответ на линии или обведите кружочек рядом с одним правильным ответом)


1. Письменность-это

  • Способ сохранять и передавать информацию

  • Способ узнавать информацию

  • Способ сохранять и передавать информатику


  1. Что использовали люди до изобретения письменности?__________________________________


  1. Пиктограмма-это:


  • Фотография

  • Картинка

  • Иероглиф


  1. Что нельзя выразить при помощи пиктограммы?_______________________________________


  1. Что обозначают знаки идеограмм?

  • Правила

  • Звуки

  • Понятия


  1. Где появилось иероглифическое письмо?_______________________________________________


  1. В каких странах и сейчас продолжают использовать иероглифы?_______________________________


  1. Где появилась клинопись?


  • Тигр

  • Евфрат

  • Междуречье


  1. Когда появился буквенно-звуковой алфавит? Кто его изобрел?________________________________

10. Какие алфавиты стали основой многих европейских языков?

  • Китайский и греческий

  • Латинский и кельтский

  • Греческий и латинский

  • Армянский и грузинский


  1. Кто создал глаголицу?___________________________________________________________________


  1. Почему после глаголицы появилась кириллица?___________________________________________

© 2010-2022