- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС
Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трушкина О.П. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативных документах:
- Конституция Российской Федерации
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. №1897; зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011г., рег.№ 19644);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253";
- приказ Минобрнауки РФ от 29 апреля 2015 г.№450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее -СанПин2.4.2.2821-10);
- примерная образовательная программа основного общего образования fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/POOP_OOO_reestr.docx
- авторская программа Л.Л. Босовой, А. Ю. Босовой «Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы» 2013 г.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путём формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта
Общая характеристика учебного предмета
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
-
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
-
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
-
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Описание места курса информатики в учебном плане
Программа баового уровня по информатике в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), в том числе предусмотрено проведение:
-
практических работ - 18;
-
контрольных тестов - 3.
На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися 5 класса проводится вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой практической работой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
-
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы, раскрывающие основное содержание программы, и число часов, отводимых на каждую тему
Основное содержание
по темам
Характеристика
деятельности ученика
Тема 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры информационных носителей;
-
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
-
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
-
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
-
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
-
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
-
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
-
вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
-
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
-
решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.
Тема 2. Компьютер
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Аналитическая деятельность:
-
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
-
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
-
определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
-
выбирать и запускать нужную программу;
-
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
-
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
-
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Аналитическая деятельность:
-
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
-
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
-
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Тема 4. Компьютерная графика
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации.
Аналитическая деятельность:
-
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
-
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
-
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
-
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
-
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 5. Создание мультимедийных объектов
Мультимедийная презентация.
Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Аналитическая деятельность:
-
планировать последовательность событий на заданную тему;
-
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
-
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
-
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем урока
Часы учебного времени
Плановые сроки похождения
Проведение по факту
Деятельность учащихся
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.
1
3.09
Аналитическая деятельность:
-выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
-анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
-определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации в компьютер.
Практическая деятельность:
-выбирать и запускать нужную программу;
-работать с основными элементами пользовательского интерфейса.
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией
1
10.09
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.
1
17.09
Управление компьютером.
1
24.09
Хранение информации
1
1.10
Передача информации
1
8.10
Кодирование информации
1
15.10
Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
1
22.10
Анализ контрольной работы. Метод координат
1
29.10
Аналитическая деятельность:
-анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки- свойства, действия, поведения, состояния;
-приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
-изменять свойства рабочего стола, тему, фоновый рисунок, заставку;
-изменять свойства панели задач;
-узнавать свойства компьютерных объектов и возможных действий с ними;
-упорядочивать информацию в личной папке.
Текст как форма представления информации.
Компьютер - основной инструмент подготовки текстов
1
12.11
Основные объекты текстового документа. Ввод текста
1
19.11
Редактирование текста
1
26.11
Текстовый фрагмент и операции с ним.
1
Форматирование текста
1
3.12
Представление информации в форме таблиц. Структура
таблицы.
1
10.12
Табличное решение логических задач.
1
17.12
Разнообразие наглядных форм представления информации
1
24.12
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».
1
Анализ контрольной работы. Компьютерная графика.
Инструменты графического редактора
1
Аналитическая деятельность:
-приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике.
-определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
-кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
-работать с электронной почтой;
-осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов;
-сохранять для индивидуального пользования найденные данные в сети Интернет.
Преобразование графических изображений
1
Создание графических изображений
1
Разнообразие задач обработки информации.
Систематизация информации
1
Списки - способ упорядочивания информации
1
Поиск информации
1
Кодирование как изменение формы представления
информации
К.р.№3 по теме «Обработка информации»
1
Преобразование информации по заданным правилам.
1
Преобразование информации путем рассуждений
1
Разработка плана действий. Задачи о переправах.
1
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
1
Создание движущихся изображений
1
Создание анимации по собственному замыслу
1
Создание итогового мини-проекта
1
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
1
Защита проектов
1
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Защита проектов
1
Содержание тем учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
-
информация вокруг нас;
-
информационные технологии;
Раздел: Информация вокруг нас (12 часов)
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»
Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
Раздел: Информационные технологии (22 часа)
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Приёмы управления компьютером».
Практическая работа №5 «Вводим текст»
Практическая работа №6 «Редактируем текст»
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа №8 «Форматируем текст»
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №14 «Создаём списки»
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаём анимацию»
Практическая работа №18 «Создаём слайд-шоу»
Формы и средства контроля
триместр
Раздел
Всего часов
Контрольные работы
(общее количество часов)
Практическая часть
(общее количество часов)
Диктант
Контрольные работы
Контрольный тест
Лабораторные работы
Практические работы
1 триместр
Информация вокруг нас
6
1
2
Информационные технологии
6
4
2 триместр
Информация вокруг нас
5
3
Информационные технологии
7
1
6
3 триместр
Информация вокруг нас
1
Информационные технологии
10
1
3
Всего:
35
3
18
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка практических работ
Оценка «5» выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает правила техники безопасности; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Информация вокруг нас
научится:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
-
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
-
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
-
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
-
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
-
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Выпускник получит возможность:
-
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
сформировать представление о способах кодирования информации;
-
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
-
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
-
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
Раздел 2. Информационные технологии
научится:
-
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
-
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
-
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
-
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
-
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
-
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
-
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
-
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
-
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
-
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
-
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
-
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
-
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
-
овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
-
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
-
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
-
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
-
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
-
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
-
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
-
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
-
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
-
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Реестр фонда оценочных средств по информатике 5 класс
№
Наименование проверочной работы
Разработчик работы
Кем и когда согласованно
Дата принятия
1.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
Информатика: учебник для 5 класса. ЛЛ. Босова М.: БИНОМ. 2015
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015
2.
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»
Информатика: учебник для 5 класса. ЛЛ. Босова М.: БИНОМ. 2015
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015
3.
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы»
Информатика: учебник для 5 класса. ЛЛ. Босова М.: БИНОМ. 2015
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015.
4.
Практическая работа№4 «Работаем с электронной почтой»
Информатика: учебник для 5 класса. ЛЛ. Босова М.: БИНОМ. 2015
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015
5.
Контрольная работа №1 «Компьютер для начинающих»
УМК Л.Л. Босова М.: БИНОМ Лаборатория знаний 2015
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015
6.
Административная контрольная работа
Текст администрации
протокол № 2 от 28.10.2015г
Приказ по ОУ №237 от 28.10.2015.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учеников:
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 5 класс
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Для учителя:
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. - М.:
-
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программное обеспечение:
-
Операционная система MS WINDOWS XP Proffesional;
-
графический редактор Paint;
-
программа Калькулятор;
-
программа MS PowerPoint;
-
текстовый процессор MS Word;
-
табличный процессор MS Excel;
-
браузер Internet Explorer;
-
клавиатурные тренажёры.
-
Приложение 5 КЛАСС
Контрольный тест №1 по теме
«Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»
Тест 1. Вариант - 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов - удовлетворительно;
10 - 11 баллов - хорошо;
12 - 13 баллов - отлично.
Всего 8 тестов по 2 варианта.
Вариант 1.
1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.
-
Внешняя память;
-
Оперативная память;
-
Процессор;
-
Монитор;
-
Клавиатура.
2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.
-
Принтер;
-
Процессор;
-
Монитор;
-
Сканер;
-
Графопостроитель;
-
Джойстик;
-
Клавиатура;
-
Мышь;
-
Микрофон;
-
Акустические колонки;
-
Дискета.
3. Отметьте специальные клавиши.
-
{End};
-
{Пробел};
-
{Shift};
-
{Home};
-
{Esc};
-
{PageUp};
-
{};
-
{Enter};
-
{}.
4. Отметьте элементы рабочего стола.
-
Кнопка Пуск;
-
Кнопка Закрыть;
-
Кнопка Свернуть;
-
Панель задач;
-
Корзина;
-
Строка заголовка;
-
Строка меню;
-
Значок Мой компьютер.
Тест 1. Вариант - 2.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов - удовлетворительно;
10 - 11 баллов - хорошо;
12 - 13 баллов - отлично.
Всего 8 тестов по 2 варианта.
Вариант 2.
1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.
-
Внешняя память;
-
Оперативная память;
-
Процессор;
-
Монитор;
-
Клавиатура.
2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.
-
Принтер;
-
Процессор;
-
Монитор;
-
Сканер;
-
Графопостроитель;
-
Джойстик;
-
Клавиатура;
-
Мышь;
-
Микрофон;
-
Акустические колонки;
-
Дискета.
3. Отметьте клавиши управления курсором.
-
{End};
-
{Пробел};
-
{Shift};
-
{Home};
-
{Esc};
-
{PageUp};
-
{};
-
{Enter};
-
{}.
4. Отметьте элементы окна программы.
-
Кнопка Пуск (меню К);
-
Кнопка Закрыть;
-
Кнопка Свернуть;
-
Панель задач;
-
Корзина;
-
Строка заголовка;
-
Строка меню;
-
Значок Мой компьютер.
Контрольный тест №2 по теме
«Информация и информационные процессы»
Тест 2. Вариант 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов - удовлетворительно;
10 - 11 баллов - хорошо;
12 - 13 баллов - отлично.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
-
Разговор по телефону;
-
Посадка дерева;
-
Кассета любимой музыкальной группы;
-
Письмо приятелю;
-
Выполнение контрольной работы;
-
Разгадывание кроссворда;
-
Просмотр телепередачи;
-
Учебник математики.
2. Отметьте современные информационные носители.
-
Телевидение;
-
Бумага;
-
Интернет;
-
Телефон;
-
Дискета;
-
Лазерный диск;
-
Телеграф;
-
Видеокассета
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.
-
Текстовая;
-
Графическая;
-
Числовая;
-
Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является
-
Текст;
-
Таблица;
-
Схема;
-
Рисунок.
Тест 2. Вариант 2.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
7 - 9 баллов - удовлетворительно;
10 - 11 баллов - хорошо;
12 - 13 баллов - отлично.
Вариант 2.
1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).
-
Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
-
Установка телефона;
-
Прослушивание музыкальной кассеты;
-
Чтение книги;
-
Видеокассета;
-
Заучивание правила;
-
Толковый словарь;
-
Выполнение домашнего задания по истории.
2. Отметьте современные информационные каналы.
-
Телевидение;
-
Бумага;
-
Интернет;
-
Телефон;
-
Дискета;
-
Лазерный диск;
-
Телеграф;
-
Видеокассета.
3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.
-
Текстовая;
-
Графическая;
-
Числовая;
-
Звуковая.
4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является
-
Текст;
-
Диаграмма;
-
Схема;
-
Рисунок.
Контрольный тест №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»
Тест 3. Вариант - 1.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
8 - 11 баллов - удовлетворительно;
12 - 14 баллов - хорошо;
15 - 16 баллов - отлично.
Вариант 1.
1. Отметьте элементы окна текстового редактора.
-
Название приложения;
-
Строка меню;
-
Кнопка закрыть;
-
Кнопка свернуть;
-
Панель инструментов;
-
Палитра;
-
Панель Стандартная;
-
Панель Форматирование;
-
Рабочая область;
-
Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при редактировании документов.
-
Вставка;
-
Удаление;
-
Замена;
-
Изменение шрифта;
-
Изменение начертания;
-
Изменение цвета;
-
Поиск и замена;
-
Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
-
Распылитель;
-
Прямоугольник;
-
Ножницы;
-
Карандаш.
4. Отметьте верное.
При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …
-
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
-
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.
Тест 3. Вариант 2.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
8 - 11 баллов - удовлетворительно;
12 - 14 баллов - хорошо;
15 - 16 баллов - отлично.
Вариант 2.
1. Отметьте элементы окна приложения Paint (ColorPaint).
-
Название приложения;
-
Строка меню;
-
Кнопка закрыть;
-
Кнопка свернуть;
-
Панель инструментов;
-
Палитра;
-
Панель Стандартная;
-
Панель Форматирование;
-
Рабочая область;
-
Полосы прокрутки.
2. Отметьте операции при форматировании документов.
-
Вставка;
-
Удаление;
-
Замена;
-
Изменение шрифта;
-
Изменение начертания;
-
Изменение цвета;
-
Поиск и замена;
-
Выравнивание.
3. Отметьте инструменты графического редактора.
-
Ластик;
-
Треугольник;
-
Кисть;
-
Заливка.
4. Отметьте верное.
При форматировании текстового документа происходит …
-
обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
-
обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.