Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»


Тема: «Перевод чисел в позиционных системах счисления».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Системы счисления».

Задачи урока:

1. Образовательная

  • проверить знания и умения учащихся по переводу чисел из одной позиционной системы счисления в другую;

  • познакомиться с переводом чисел из 2СС в 8СС и 16СС.

2. Развивающая

  • развивать логическое мышление, внимательность при выполнении задания;

  • создать условия для обеспечения здоровьесбережения;

  • создать условия для развития познавательной и творческой деятельности учащихся.

3. Воспитательная

  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

  • воспитывать чувство ответственности;

  • формировать ответственное отношение к своему здоровью.

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • здоровьесберегающие технологии,

  • игровые технологии,

  • дифференцированный подход.

Оборудование: интерактивная доска, авторская презентация, Интернет, ПК.

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. (5-7 мин)

  3. Самостоятельная работа (6 заданий). (5-7 мин)

  4. Решение нестандартных задач. (4 мин)

  5. Физкультминутка. (2 мин)

  6. Изучение нового материала. (10 мин)

  7. Закрепление материала. (8-10 мин)

  8. Игра (3-4 мин)

  9. Подведение итогов урока (1 мин)


Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие уч-ся; определение темы урока. Запись даты и темы урока в тетрадях.


  1. Актуализация знаний.

  1. Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  • Что называют системой счисления?

  • Какие виды систем счисления вы знаете?

  • Приведите примеры непозиционных систем счисления

  • Приведите примеры позиционных систем счисления

  1. Повторение и коррекция знаний по теме урока с использованием презентации:

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»


Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»


  1. Групповая деятельность учащихся по определению соответствия понятий из карточек первого вида определений из карточек второго вида.

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»



Самопроверка: 1 - 12; 2 - 6,8; 3 - 5; 4 - 1; 5 - 2, 11; 6 - 3,10; 7 - 7; 8 - 9; 9 - 4.


  1. Устная работа учащихся. Учащимся предлагается прочитать правильно пословицы, для этого необходимо перевести числа из двоичной СС в десятичную СС. Задание выполняется устно.

  • Один воин 1111101000 водит.

  • У 111 мамок дитя без глаза.

  • 1100 раз в год рождается, а днем от людей скрывается.

  • 1 дурак может больше спросить, чем 1010 умных ответить.


  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют задания письменно в тетрадях.

1 вариант

I задание. Перевести в 10СС:1011,012, 758, А5,816

II задание. Перевести в 2СС, 8СС и 16СС:69,2510

2 вариант

I задание. Перевести в 10СС: 1101,12, 718, 5С,416.

II задание. Перевести в 2СС, 8СС и 16СС: 53,510.

Ответы на задания самостоятельной работы. Самопроверка учащихся по заданиям.

1 вариант

I задание. Перевести в 10СС: 11,2510, 6110, 165,510.

II задание. 1000101,012, 105,28, 45,416.

2 вариант.

I задание. Перевести в 10СС: 13,510, 5710, 92,2510

II задание. 110101,12, 65,48, 35,816.


  1. Решение нестандартных задач (из КИМов ГИА и ЕГЭ по информатике). Учащимся предлагаются несколько задач на применение позиционных СС с различными основаниями.

  • Было 50 яблок. После того как каждое из них разрезали пополам, стало 120 половинок. В системе счисления с каким основанием вели счет?

  • Если 4*4=40, то чему равно произведение 5*5 (в той же системе счисления)?

V. Объяснение нового материала - перевод чисел из 2СС в 8СС и 16СС. Учащимся раздаются карточки с таблицами триад и тетрад.

- При переводе двоичного числа в восьмеричную СС, число делится на группы из трех чисел - триаду, затем каждая группа заменяется на соответствующее ему число от 0 до 7.

- При переводе двоичного числа в шестнадцатеричную СС, число делится на группы из четырех чисел - тетраду, затем каждая группа заменяется на соответствующее ему число от 0 до 16.

Объяснение материала сопровождается показом на слайде. Затем учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Перевод чисел из 2СС в 8СС и 16СС» (автор А.Панкратов) в блоге «На уроке информатики».

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»

VII. Закрепление изученного материала.

  1. Решение стандартных задач. На основе просмотренного материала учащимся предлагается перевести числа из 8СС и 16СС в 2СС: 27,58 и 3А,716.

  2. Решение задач повышенной сложности.

AOF16 = X 8

578 = X 16

После выполнения заданий - взаимопроверка результатов решения задач.

VIII. Игра «Цифровые весы» с использованием ЦОР из Единой коллекции образовательных ресурсов.

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»




  1. Подведение итогов урока.


  1. Оценивание деятельности. Учащиеся по критериям (на слайде) оценивают свою работу на уроке.

  2. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты-рефлексии об уроке в блоге «На уроке информатики».

Урок «Перевод чисел в позиционных системах счисления»


  1. Подготовить памятку-алгоритм «Перевод чисел в позиционных СС» (текстовый документ, презентация, буклет …).



6

© 2010-2022