- Преподавателю
- Информатика
- »«МЕТОД ПРОЕКТОВ» в старших классах
»«МЕТОД ПРОЕКТОВ» в старших классах
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова Л.С. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Лицей - интернат (школа для одарённых детей) г. Буинска РТ
«Метод проектов» в старших классах
Латыпова Л. С. (учитель информатики)
АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
21.08.13
«Метод проектов» в старших классах
Развитие творческой активности и формирование познавательного интереса учащихся через организацию проектной деятельности на уроках информатики
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета определяю для себяцель организации проектной деятельности:
подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой
задачи:
-
способствовать развитию творческой активности и формированию познавательного интереса учащихся;
-
научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
-
создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
-
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Я для себя выбрала проектную технологию, которая позволяет сформировать следующие компетенции:
Ø информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
Ø коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
Ø социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
Ø предметную - способность применять полученные знания на практике.
Сущность метода проектов
Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Метод проектов как раз и позволяет организовать такую деятельность.
Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее привлекательный вид учебной деятельности.
А я как учитель, получаю не только удовлетворение от этой работы с учениками, но и пополняю свою методическою копилку ЦОРов. Затем использую данные информационные ресурсы во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекциям; для быстрого и своевременного контроля знаний, для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности.
Основные требованиях к использованию метода проектов:
Ø Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Ø Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Ø Самостоятельная деятельность учащихся.
Ø Структурирование содержательной части проекта.
Ø Использование исследовательских методов;
Ø обсуждение методов исследования;
Ø обсуждение способов оформление конечных результатов;
Ø сбор, систематизация и анализ полученных данных;
Ø подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
Метод проектов на уроках базового курса информатики
Проектная деятельность учащихся на уроках базового курса информатики не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей.
Источников два - это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Проектная работа не должна отвлекать учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не должна приводить к значительному увеличению учебной нагрузки.
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.
Использование метода проектов в старших классах
Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов.
А именно:
o большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;
o изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
o формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
o в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности.
o учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать. Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником является метод проектов. Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.
При изучении темы «Исследование информационных моделей с использованием системы программирования Delphi» в 2012-2013 учебном году учащимися 10класса была создана целая серия проектов, в которых реализованы межпредметные связи.
Все эти проекты были созданы для обобщающего урока, который провели в форме научно - практической конференции.
Участники творческой группы, представляли свои проекты в форме презентации. Остальные выступали в роли жюри и осуществляли оценивание результатов творческой деятельности по предложенным критериям.
После успешного проведения урока - конференции в классе мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе».
Работа над проектом повышает интерес школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. В конечном итоге учащиеся видят область применения знаний и навыков, полученных на уроках информатики, что подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор.
Использование метода проектов для осуществления межпредметных связей
Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей.
На основании межпредметных связей дисциплин школьного курса видно, что информатика носит надпредметный характер, имеет наибольшее число содержательных и методических пересечений с другими дисциплинами.
На уроках истории, биологии, английского языка и многих других иногда ощущается дефицит дополнительной информации, и мультимедийных ресурсов. Поэтому педагоги предлагают учащимся подготовить проекты по определенным темам.
Учащимся информацию приходится собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам. И чаще всего они обращаются за помощью ко мне - учителю информатики. Вот здесь то и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия и одновременно осваивать способы поиска информации в Интернете. На факультативных и кружковых занятиях учениками было создано немало мультимедийных проектов, которые с успехом используются на уроках истории, географии, ИЗО, физики и других предметах, а так же во внеклассной работе.
Некоторые проекты заняли призовые места на различных конкурсах.
Краевой конкурс презентаций и веб-сайтов посвященный 64-й годовщине Победе советского народа в Великой Отечественной войне - 1 место Тимофеев Георгий 5Б класс.
Сетевые проекты
Актуальность проектной деятельности видится так же при участии в сетевых проектах. Это наиболее современная, поисково - исследовательская работа, с использованием различных источников: встреч со специалистами, использование компьютерных ресурсов, фондов музея, архива, библиотек, создание рекламных роликов, видеофильмов, размещение информации в Интернете и т.д.
Наиболее важным, на мой взгляд, является тот момент, что бы все, что предлагается, было интересно детям, основным участникам и реализаторам проекта.
Работая в сетевом проекте, учащиеся все полученные теоретические знания проверяют на себе. Моделируют различные ситуации, возникающие в сетевых проектах, учатся формировать мини-группы, работать в команде, участники которой находятся далеко друг от друга, оценивать проекты коллективно и индивидуально. Наконец, каждый из участников сетевого проекта разрабатывает свой собственный проект и получает его предварительную оценку и предложения по улучшению от остальных участников.
При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.
В 2009 г вместе с учащимися 8Б класса участвовали в краевом семинаре-конкурсе "Цифровые каникулы-2009" и во Всероссийском марафоне «Если с другом вышел в сеть». Как дружно, творчески и с каким энтузиазмом создавали они свои проекты. А я своих учеников увидела совсем с другой стороны, и еще с большим уважением стала относится к ним.
С каким нетерпением все участники ждали результатов! И дождались. Заняли 5 призовое место в марафоне «Если с другом вышел в сеть». Получили грамоты и по две фирменные футболки с эмблемами Опен класс, и 1С образование. После этого - готовы участвовать в любых конкурсах. Так что сетевые проекты формируют не только познавательный интерес, но и развивают творческую активность учащихся.
Использование метода проектов при защите рефератов на экзаменах
Многие учащиеся нашей школы выбирают по информатике экзамен в форме защиты реферата, выполненного в виде творческого компьютерного проекта. В начале учебного года перед учащимися ставится проблема - создание проекта по выбранной теме.
При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение учебного года.
В рамках этих экзаменационных работ от них требуется подготовить проекты в программе PowerPoint, или создать сайты, достаточно полно раскрывающие выбранную тему содержащие интересные сведения в рамках этой темы, показать информатику как научную область.
Главным результатом работы над экзаменационными проектами считаю формирование положительной мотивации обучения, желания осуществить самостоятельный поиск в решении проблемы, а так же воспитание у учащихся потребности пополнять свои знания постоянно и развивать умения, позволяющие в море окружающей информации находить наиболее ценную.
Вывод
Анализируя работы учащихся, отражающие преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в новом учебном году - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют развивать творческую активность и познавательный интерес