- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике для СПО (ФГОС 2012)
Рабочая программа по информатике для СПО (ФГОС 2012)
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соловьева Е.Ю. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО:
На заседании
методического объединения
Протокол № _____
От «___» ____________201__г.
Председатель МО ___________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОГБПОУ ШМК
______________О.В. Иванова
Введена в действие
от «_____» __________201___г
Приказ № ___от «___»______ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ
ОУД.12 ИНФОРМАТИКА
Уровень обучения: базовый
Срок реализации: 2 года 10 месяцев
РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:
Преподаватель информатики
Соловьева Елена Юрьевна
г. Шуя, 2015год
СОДЕРЖАНИЕ
№П/П
СТР.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебной дисциплины.
Описание места учебной дисциплины в учебном плане.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины.
Тематическое планирование с содержанием учебной дисциплины, с распределением часов.
Перспективно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности студентов.
Планируемые результаты освоения студентами основной образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приложения к РПУД.(оценочные и методические материалы 273-фз, ст2.)
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в ОГБПОУ ШМК, в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, для технического профиля обучения.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у студентов представлений о роли
информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
формирование у студентов умений осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-
формирование у студентов умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
-
развитие у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
приобретение студентами опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
-
приобретение студентами знаний этических аспектов информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
При организации практических занятий и внеаудиторной
самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание студентов на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины « Информатика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3.1 Область применения программы
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (профильная дисциплина).
3.2 Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
1. Информация и информационные процессы.
2. Информационные и коммуникационные технологии
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
138
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108
в том числе:
практические занятия
54
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-
чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
-
осознание своего места в информационном обществе;
-
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
-
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
-
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
-
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
-
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно- коммуникационных компетенций;
метапредметных:
-
умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
-
использовать различные виды познавательной деятельности для решения информационных задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для организации учебноисследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
использовать различные информационные объекты в изучении явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
использовать различные источники информации, в том числе пользоваться электронными библиотеками, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
-
анализировать и представлять информацию, представленную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение использовать средства информационно - коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-
публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
-
сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание
методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций и умением анализировать алгоритмы;
-
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
-
владение способами представления, хранения и обработки
данных на компьютере;
-
владение компьютерными средствами представления и анализа
данных в электронных таблицах;
-
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
-
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
владение типовыми приёмами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
-
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 12. ИНФОРМАТИКА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО.
1
Практические занятия
1
Не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1
Не предусмотрено
Раздел 1 Информация и информационные процессы.
55+
(12)
Тема 1.1 Общие понятия.
Содержание учебного материала
11
2
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, сигналы. Управление, обратная связь, устойчивость. Информация, информационные объекты различных видов (символы, звуки, изображения и др.). Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. Единицы измерения количества информации. Сжатие информации.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Хранение, передача, обработка информации в социальных, биологических и технических системах. Восприятие, запоминание, преобразование, передача информации живыми организмами, человеком.
Контрольная работа по теме 1.1.
Практические занятия
2
1
Практическая работа №1. Решение задач по определению информационного объема сообщения.
Самостоятельная работа студентов
2
Подготовка сообщения на тему: «Социально значимые свойства информации»
Тема 1.2 Ценность информации.
Содержание учебного материала.
8
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки, семантика. Формализация описания и моделирование реальных объектов и процессов. Формализация задачи. Компьютерное моделирование.
2
Практические занятия
6
П/Р №2. «Моделирование в среде текстового процессора».
П/Р №3. «Построение математических моделей средствами редактора формул».
П/Р №4. «Построение графических моделей»
П/Р №5. «Построение табличных моделей»
П/Р №6. «Представление информации в форме графа».
П/Р №7. "Протокол классного собрания".
2
Самостоятельная работа
4
2
Создание компьютерной модели наградного диплома.
Подготовка сообщения на тему: «Моделирование как метод познания»
Тема 1.3 Математические понятия.
Содержание учебного материала.
23
Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритмы. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Логические значения, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (имена, ветвление, циклы). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Алгоритмы: Евклида, перевода из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, примеры алгоритмов сортировки, перебора (построения выигрышной стратегии в дереве игры).
Вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации. Сложность вычисления и сложность информационного объекта. Несуществование алгоритмов, проблема перебора.
Практические занятия
10
П/Р №8. Перевод чисел в различные системы счисления.
П/Р №9. Решение логических задач.
П/Р №10-12. Программная реализация несложного алгоритма.
1
Самостоятельная работа
2
2
Подготовка сообщения на тему: «Моделирование как метод познания»
Тема 1.4. Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса.
Содержание учебного материала
12
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память, внешние устройства, оперативная память, кэш-память, внешняя память.
Логические схемы и их физическая (электронная) реализация, интегральные схемы. Программный принцип работы компьютера, адрес, состояние процессора, машинная команда, машинная программа, шины данных и команд, разрядность, быстродействие.
Взаимодействие пользователя с компьютером. Внешние устройства компьютера: клавиатуры (в том числе музыкальная), мышь и другие манипуляторы (графическая панель), сканер, видеокамера, микрофон, цифровые датчики и другие устройства ввода, монитор, проектор, принтер и другие устройства вывода, устройства, управляемые компьютером, модем. Дискретная (цифровая) структура ввода и вывода.
Компьютерные сети, распределенные вычисления, повсеместная вычислительная среда. Состав и функции программного обеспечения: операционные системы, системы программирования, общепользовательское и профессиональное программное обеспечение.
Языки программирования, реализация алгоритмов. Представление о программировании, этапы разработки программ: проектирование, кодирование, отладка; жизненный цикл программы.
Практические занятия
4
П/Р №13. Тестирование процессора и оперативной памяти
П/Р №14. Изучение компонентов системного блока.
П/Р №15. Операции над файлами: создание архива данных, извлечение данных их архива, запись информации на компакт- диски различных видов.
Самостоятельная работа студентов
4
Подготовка презентации на тему: «Современные персональные компьютеры». Подготовка сообщения на тему: "Антивирусные программы".
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии.
52+18
Тема 2.1. Информационные технологии.
Содержание учебного материала
3
2
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации (магнитных, оптических, полупроводниковых), расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс): создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Сжатие информации, архивирование и разархивирование. Компьютерные вирусы. Защита информации.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Практические занятия
Не предусмотрено.
Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрено.
Тема 2.2 Ввод информации
Содержание учебного материала
1
2
Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (в том числе в обществоведении, естествознании, филологии, искусстве): изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного, письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов.
Практические занятия
Не предусмотрено.
Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрено.
Тема 2.3 Обработка информации
Содержание учебного материала
10
Обработка текстов (в том числе в обществоведении, естествознании, филологии). Создание структурированного текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстового редактора. Ссылки. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст графических и иных информационных объектов. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа.
2
Практические занятия
П/Р №16. Создание текстовых документов в редакторе МS Word, вставка списков и таблиц и иных объектов.
П/Р №17. Форматирование текстовых документов.
П/Р№18. Деловое письмо.
П/Р №19. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.
П/Р №20. Учебная публикация.
8
Самостоятельная работа
Оформление визитной карточки.
Создание документа, содержащего расписание занятий с применением различных вариантов форматирования таблиц
4
Тема 2.4 Обработка изображений (в том числе в искусстве, технологии)
Содержание учебного материала
2
2
Обработка звука и видеоизображения (в том числе в языках, искусстве; проектной деятельности в различных областях).
Использование готовых шаблонов и библиотек готовых объектов.
Практические занятия.
П/Р №21. Использование готовых шаблонов и библиотек готовых объектов.
1
Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрено.
Тема 2.5 Организация и поиск информации
Содержание учебного материала
6
4
2
Поиск информации (в том числе в обществоведении, естествознании, языках) в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете. Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные источники информации, поисковые машины. Создание записей в базе.
Практические занятия
П/Р №22. Ввод и редактирование записей.
П/Р №23. Поиск, удаление и сортировка данных.
Самостоятельная работа.
Подготовка сообщения на тему: «Реляционные базы данных».
2
Тема 2.6 Проектирование, моделирование, управление
Содержание учебного материала
7
Создание и обработка чертежей, диаграмм, планов, карт, двумерная и трехмерная графика, использование стандартных графических объектов.
2
Практические занятия
П/Р №24Создание и редактирование чертежей в САПР.
П/Р №25 Создание трехмерных изображений в САПР.
Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрено.
Тема 2.7 Управляемые компьютером устройства (в технологии)
Содержание учебного материала
11
8
Обработка цифровых данных. Динамическая (электронная) таблица как средство моделирования. Ввод информации (в том числе формул) в таблицу, переход к графическому представлению.
Виртуальные лаборатории.
Практические занятия
П/Р №26. Создание ЭТ «Расчет заработной платы».
П/Р №27. Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений.
П/Р №28. Решение профилированных задач в электронных таблицах.
П/Р №29. Создание презентации "Мир, в котором я живу".
2
Самостоятельная работа
6
Оформление ведомости успеваемости обучающихся группы по общеобразовательным предметам с использование ЭТ.
Подготовка презентации на тему: «Моя профессия - …».
Тема 2.8 Информационная среда коммуникации и взаимодействия
Содержание учебного материала
6
Создание и передача комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации (в том числе в языках, обществознании, естествознании).
Организация знаний и взаимодействия в информационной среде: электронная переписка, чат, форум, телеконференция, сайт, база знаний.
2
Практические занятия.
П/Р №30 Поиск информации в Интернете по индивидуальным заданиям.
П/Р №31 Работа с Web-почтой.
4
Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрено.
Тема 2.9 Информационные и коммуникационные технологии в обществе.
Содержание учебного материала
Основные этапы развития информационных технологий.
Приложения ИКТ: связь (сотовая, интернет-телефонная и др.), информационные услуги (Интернет, СМИ), моделирование (прогноз погоды), проектирование (САПР), управление (производство, транспорт, планирование операций), анализ данных (томография), образование (дистанционное обучение, образовательные источники и инструменты, проектная деятельность), искусство и развлечения (анимация, игры).
Личная информация. Информационная безопасность, избирательность, этика и право.
4
Практические занятия
Не предусмотрено.
Самостоятельная работа
6
Подготовка презентации на тему: «Современная структура сети Интернет».
Поиск в Интернет-магазинах прайс-листов комплектующих для компьютера и выбор оптимального варианта.
Дифференцированный зачет
2
Всего
108+30
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания
ОИ 1
Информатика и ИКТ 10-11 класс
Семакин И.Г.
М.БИНОМ - 2009г.
ОИ 2
Информатика и ИКТ 10 класс
Макарова Н.В.
С-Пб Издательский дом «Питер» 2008 г.
ОИ 3
Информатика и ИКТ 11 класс
Макарова Н.В.
С-Пб Издательский дом «Питер» 2008 г.
ОИ 4
Информатика и ИКТ 10-11 класс
Макарова Н.В.
С-Пб Издательский дом «Питер» 2003 г.
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство, год издания
ДИ 1
Задачник-практикум в 2-х томах
Семакин И.Г.
М.БИНОМ - 2010г.
ДИ 2
Практикум по информатике и информационным технологиям
Угринович Н.
М.БИНОМ - 2007г.
ДИ 3
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11.
Макарова Н.В.
Питер, 2007
ДИ 4
Информатика и ИКТ. 8-9
Макарова Н.В.
Питер, 2009
6. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.
№ занятия
Наименование разделов, тем, занятий
Обязательная учебная нагрузка
Материальное и информационное обеспечение занятий
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Формы и методы контроля
Количество часов
Вид занятий
Вид занятий
Информационное обеспечение
Кол-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Введение
1
Раздел 1 Информация и информационные процессы.
55+(12)
Тема 1.1 Общие понятия.
11
2
Информация и её свойства. Информационные объекты.
1
урок
ОИ 1 §1
устный опрос
3-4
Информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
2
урок
ОИ 1 §6
устный опрос
5
Представление информации
1
урок
ОИ 1 §2
устный опрос
6
Кодирование и декодирование информации.
1
урок
ОИ 1 §2
устный опрос
7
Дискретная форма представления информации
1
урок
ОИ 1
устный опрос
8
Единицы измерения информации
1
урок
устный опрос
9
Алфавитный подход к измерению информации
1
урок
ОИ 1 §3
устный опрос
10-11
Практическая работа №1. Решение задач по определению информационного объема сообщения.
2
П/Р
письменный отчет
12
Контрольная работа по теме 1.1.
1
К/Р №1
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка сообщения на тему: «Социально значимые свойства информации»
С/Р
С/Р
2
письменный отчет
Тема 1.2 Ценность информации
8
13
Формализация
1
урок
ДИ 4 §11
устный опрос
14
Компьютерное моделирование
1
урок
ДИ 4 §11
устный опрос
15
П/Р №2. «Моделирование в среде текстового процессора».
1
П/Р
ДИ 3 стр.28-31
электронный документ
16
П/Р №3. «Построение математических моделей средствами редактора формул».
1
П/Р
ДИ 3
электронный документ
17
П/Р №4. «Построение графических моделей»
1
П/Р
ДИ 3
электронный документ
18
П/Р №5. «Построение табличных моделей»
1
П/Р
ДИ 3
электронный документ
19
П/Р №6. «Представление информации в форме графа».
1
П/Р
ДИ 3
электронный документ
20
П/Р №7. "Протокол классного собрания"
1
П/Р
электронный документ
Самостоятельная работа студентов.
Создание компьютерной модели наградного диплома.
С/Р
2
электронный документ
Подготовка сообщения на тему: «Моделирование как метод познания»
2
письменный отчет
Тема 1.3 Математические понятия.
23
21
Системы счисления.
1
урок
ОИ 2 §1.5
22
Позиционные системы счисления.
1
урок
ОИ 2 §1.5
устный опрос
23-24
П/Р №8. Перевод чисел в различные системы счисления.
2
П/Р
ОИ 2 §1.5
письменный отчет
25
Основы логики. Высказывания.
1
урок
ДИ 1 §1.6
26
Логические величины. Операции, выражения.
1
урок
ДИ 1 §1.6
устный опрос
27
Таблицы истинности для логических выражений.
1
урок
ДИ 1 §1.6
28-29
П/Р №9. Решение логических задач.
2
П/Р
электронный документ
30
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
1
урок
ДИ 4 §12
устный опрос
31
Способы записи алгоритмов.
1
урок
ДИ 4 §12
устный опрос
32
Язык программирования Pascal.
1
устный опрос
33-34
Этапы разработки программ.
2
ДИ 4 §12
устный опрос
35
Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма.
1
урок
ДИ 4 §12.4
устный опрос
36-37
П/Р №10. Программная реализация несложного алгоритма.
2
П/Р
тестирование программы
38
Разветвляющийся алгоритм. Блок-схема разветвляющегося алгоритма.
1
урок
ДИ 4 §12.5
39-40
П/Р №11. Программная реализация несложного алгоритма.
2
П/Р
тестирование программы
41
Циклический алгоритм. Блок-схема циклического алгоритма.
1
урок
ДИ 4 §12.6
42-43
П/Р №12. Программная реализация несложного алгоритма.
2
П/Р
тестирование программы
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка сообщения на тему: «Моделирование как метод познания»
С/Р
2
письменный отчет
Тема 1.4. Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса
13
44
Персональный компьютер.
1
урок
ДИ 4 §16
45
Основные компоненты компьютера и их функции
1
урок
ДИ 4 §17-18
устный опрос
46
Логические схемы и их физическая (электронная) реализация.
1
урок
ДИ 2 §3.6
устный опрос
47
Внешние устройства компьютера. Устройства ввода.
1
урок
ДИ 4 §19
устный опрос
48
Устройства вывода.
1
урок
ДИ 4 §20
тесовые задания
49
Программное обеспечение компьютера.
1
ОИ 1 §18
50
Операционные системы.
1
ОИ 5
устный опрос
51
Файловая система.
1
урок
устный опрос
52
Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
1
урок
тест
53
П/Р №13. Тестирование процессора и оперативной памяти
1
П/Р
отчет
54
П/Р №14. Изучение компонентов системного блока.
1
П/Р
поур. Разр. Стр.158
отчет
55-56
П/Р №15. Операции над файлами: создание архива данных, извлечение данных из архива, запись информации на компакт- диски различных видов.
2
П/Р
отчет
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка презентации на тему: «Современные персональные компьютеры». Подготовка сообщения на тему: "Антивирусные программы".
С/Р
ПК, MS Power Point
4
презентация
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии.
52+18
Тема 2.1. Информационные технологии.
3
устный опрос
57
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ.
1
урок
устный опрос
58
Оперирование компьютерными информационными объектами.
1
урок
59
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов
1
урок
Тема 2.2 Ввод информации
1
60
Ввод, запись средствами ИКТ изображений, звука, текстов, музыки, результатов измерений и опросов.
1
урок
отчет
Тема 2.3 Обработка информации
10
61
Обработка текстов.
1
урок
ОИ 2 §2
отчет
62-63
П/Р №16. Создание текстовых документов в редакторе МS Word, вставка списков и таблиц и иных объектов.
2
П/Р
ОИ 2 §2
64
П/Р №17. Форматирование текстовых документов.
1
П/Р
ОИ 2 §2
письменный отчет
65
П/Р№18. Деловое письмо.
1
П/Р
ОИ 2 §2
таблица-отчет
66-67
П/Р №19. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели.
2
П/Р
электронный документ
68-69
П/Р №20. Учебная публикация.
2
П/Р
ОИ 4
электронный документ
70
Программы - переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
1
ОИ 2
устный опрос
Самостоятельная работа студентов.
Оформление визитной карточки.
Создание документа, содержащего расписание занятий с применением различных вариантов форматирования таблиц.
С/Р
4
Тема 2.4 Обработка изображений (в том числе в искусстве, технологии)
2
71
Обработка звука и видеоизображения
1
устный опрос
72
П/Р №21. Использование готовых шаблонов и библиотек готовых объектов.
1
П/Р
устный опрос
Тема 2.5 Организация и поиск информации
6
73
Поиск информации.
1
урок
устный опрос
74
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
1
урок
ОИ 3
устный опрос
75-76
П/Р №22. Ввод и редактирование записей.
2
П/Р
ОИ 3
электронный документ
77-78
П/Р №23. Поиск, удаление и сортировка данных.
2
П/Р
ОИ 3
электронный документ
Самостоятельная работа студентов.
Подготовка сообщения на тему: «Реляционные базы данных».
С/Р
2
Тема 2.6 Проектирование, моделирование, управление
7
79
Компьютерная графика.
1
урок
80
Интерфейс САПР
1
урок
ДИ 2 §4.5
81-82
П/Р №24Создание и редактирование чертежей в САПР.
2
П/Р
ДИ 2 §4.5
электронный документ
83
Двухмерная и трехмерная графика.
1
урок
84-85
П/Р №25 Создание трехмерных изображений в САПР.
2
П/Р
электронный документ
Тема 2.7 Управляемые компьютером устройства (в технологии)
11
86
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц. Встроенные функции.
1
урок
ДИ 1
устный опрос
87
Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков.
1
урок
ДИ 1
устный опрос
88-89
П/Р №26. Создание ЭТ «Расчет заработной платы».
2
П/Р
ДИ 1
электронный документ
90-91
П/Р №27. Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений.
2
П/Р
ДИ 1
электронный документ
92-93
П/Р №28. Решение профилированных задач в электронных таблицах.
2
П/Р
электронный документ
94
Компьютерные презентации.
1
урок
ОИ 4
95-96
П/Р №29. Создание презентации "Мир, в котором я живу".
2
П/Р
электронный документ
Самостоятельная работа студентов.
Оформление ведомости успеваемости обучающихся группы по общеобразовательным предметам с использование ЭТ.
Подготовка презентации на тему: «Моя профессия - …»
С/Р
ПК
6
электронный документ
Тема 2.8 Информационная среда коммуникации и взаимодействия
6
97
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
1
урок
ОИ 2
устный опрос
98
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
1
урок
ОИ 2
устный опрос
99-100
П/Р №30 Поиск информации в Интернете по индивидуальным заданиям.
2
П/Р
101-102
П/Р №31 Работа с Web-почтой.
2
П/Р
Тема 2.9 Информационные и коммуникационные технологии в обществе.
4
103
Основные этапы развития ИКТ.
1
урок
104
ИКТ в обществе.
1
урок
устный опрос
105
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации.
1
урок
ОИ 1 §43
устный опрос
106
Этика и право в информационной сфере.
1
урок
ОИ 1 §42
устный опрос
Самостоятельная работа студентов.
6
Подготовка презентации на тему: «Современная структура сети Интернет». Поиск в Интернет-магазинах прайс-листов комплектующих для компьютера и выбор оптимального варианта.
электронный документ
107-108
Дифференцированный зачет
2
тестовые задания
Всего
108+30
30
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
fgosreestr.ru/
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Тема 1.1 Общие понятия.
Студент научится:
-
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
-
оперировать единицами измерения количества информации;
-
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
-
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Студент получит возможность:
-
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
-
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
-
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
-
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
-
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
-
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 1.2 Ценность информации
Студент научится:
-
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
-
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
-
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Студент получит возможность:
-
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
-
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
-
научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Тема 1.3 Математические понятия.
Студент научится:
-
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
-
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
-
составлять логические выражения; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
-
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
-
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
-
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
-
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
-
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
-
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
-
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
-
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
-
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
-
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Студент получит возможность:
-
переводить десятичные числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления и обратно;
-
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
-
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
-
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
-
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
-
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
-
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
-
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
-
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
-
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Тема 1.4. Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса
Студент научится:
-
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
-
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
-
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
-
оперировать объектами файловой системы;
-
анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;
-
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
-
определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
Студент получит возможность:
-
анализировать интерфейс программного
-
средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов;
-
-
выделять и определять назначения элементов окна программы;
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства; -
-
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии.
Студент научится:
-
применять основные правила создания текстовых документов;
-
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
-
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
-
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
-
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
-
создавать и форматировать списки;
-
создавать формулы;
-
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
-
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
-
владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
-
уметь работать с библиотеками программ;
-
иметь опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных;
-
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
-
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами
-
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
-
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
-
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками; организовывать свою деятельность для решения поставленной задачи в процессе обучения на других предметах с использованием сетевых технологий; работать с различными источниками информации, размещёнными в локальной сети и в сети Интернет;
-
быть готовым к адекватному выбору необходимой сетевой технологии, соответствующей решению поставленной задачи
-
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
-
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
-
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
Студент получит возможность:
-
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
-
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
-
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
-
-
осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; -
-
пользоваться базами данных и справочными системами;
-
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
-
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
-
создавать и редактировать графические изображения, используя различные инструменты графических редакторов
-
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
-
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
-
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
-
сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Раздел 1 Информация и информационные процессы
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
Тема 1.1 Общие понятия
-
оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
-
находить сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах;
-
знать о дискретной форме представления информации;
-
знать способы кодирования и декодирования информации;
знать единицы измерения информации;
определять количество информации в тексте.
Тема 1.2 Ценность информации
-
иметь представление о компьютерных моделях;
-
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
-
выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель;
выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
Тема 1.3 Математические понятия
-
отличать представление информации в различных системах счисления;
-
знать математические объекты информатики;
иметь представление о математических объектах информатики, в том числе логических формулах;
владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов;
-
уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
-
уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
Тема 1.4 Устройство и характеристики компьютера. Организация вычислительного процесса.
-
анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств;
-
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации;
-
определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
-
владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
реализовывать антивирусную защиту компьютера;
Раздел 2 Информационные и коммуникационные технологии.
Тема 2.1 Информационные технологии.
-
владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
Тема 2.2 Ввод информации
Владеть базовыми навыками ввода и записи средствами ИКТ изображений, звука, текстов, музыки.
Тема 2.3 Обработка информации
Владеть базовыми навыками обработки текстовой информации.
Тема 2.4 Обработка изображений
Владеть базовыми навыками обработки изображений.
Тема 2.5 Организация и поиск информации
Иметь представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
Тема 2.6 Проектирование, моделирование, управление
Иметь представление о системах автоматического проектирования.
Тема 2.7 Управляемые компьютером устройства
Владеть компьютерными средствами представления
и анализа данных в электронных таблицах;
Тема 2.8 Информационная среда коммуникации и взаимодействия
-
знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
-
иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий;
-
знать способы подключения к сети Интернет;
-
иметь представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире;
-
определять ключевые слова, фразы для поиска информации;
-
уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации;
определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
Тема 2.9 Информационные и коммуникационные технологии в обществе.
-
выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения;
-
использовать ссылки и цитирование источников информации;
-
владеть нормами информационной этики и права,
соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
9. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
-
ПРИЛОЖЕНИЯ К РПУД.
(ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 273-ФЗ, СТ 2.)