- Преподавателю
- Информатика
- Урок информатики на тему Растровая и векторная графика»
Урок информатики на тему Растровая и векторная графика»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Эскиев Б.В. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Растровая и векторная графика»
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Вид урока: теоретическая и практическая самостоятельная работа
Метод обучения: частично-поисковый, эвристический
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Цели урока:
Образовательные:
-
Учащиеся должны овладеть новыми знаниями о возможностях растровой и векторной компьютерной графики, понять различия растрового и векторного способов представления графической информации.
-
организовать деятельность учащихся для закрепления знаний по теме «Растровые изображения на экране монитора. Палитра цветов»; помочь обучающимся целостно представить проект изучения новой темы, объяснить значимость данной темы, показать возможности ее практического применения.
Обучающие:
-
Способствовать формированию представлений о растровой графике, растровых редакторах и форматах; векторной графики.
-
Показать различные виды кодирования.
-
Выявить преимущества двоичного кодирования информации.
Развивающие:
-
Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
-
Способствовать развитию логического мышления, создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию, выделять главное.
Воспитательные:
-
Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.
-
Воспитывать интерес к предмету, воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам, аккуратность и дисциплинированность.
-
Продолжить воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности:
-
Объяснительно-иллюстративный.
-
Репродуктивный.
Оборудование урока:
-
компьютеры с ОС MS Windows;
-
графический редактор Paint;
-
проектор;
-
экран (интерактивная доска);
-
презентация «Компьютерная графика»
-
учебник - Информатика.
-
карточки с тестами
Основные понятия:
-
растр;
-
растровая графика;
-
пиксель;
-
палитра цветов;
-
векторная графика;
-
графические примитивы;
-
графический редактор.
-
цифровая камера
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
-
Мотивация учебной деятельности.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление нового материала.
-
Первичный контроль результатов учебной деятельности.
-
Задание на дом.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщить тему и цели урока, а также порядок проведения урока
2. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
Знаний по теме, полученных уч-ся на предыдущих уроках:
1) Что такое растр?
2) Что такое пиксел?
3) Как кодируются цвета с помощью цифровых шкал?
С давних времен люди стремились передать свое восприятие мира в виде рисунка, картины. Первая графика это наскальные рисунки, это умение рисовать. Первое умение, приобретенное человеком в своей жизни -. Люди с раннего детства рисуют на бумаге, на асфальте во дворе, на доске в школе, на холсте. Но компьютеры изменили мир и возможности человека, и в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Изображения, созданные на компьютере, показываются в динамике или в статике. Преимущество компьютерной графики - возможность видеть, как формируется изображение на всех этапах, и неограниченно осуществлять корректировку.
Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково?
Существуют два типа компьютерной графики, но в каких случаях целесообразнее пользоваться одним, а в каких другим - непонятно. Сегодня нам и предстоит это выяснить.
Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя видами графических изображений: растровое и векторное. Также на уроке будем учиться создавать и редактировать растровое графическое изображение. Итак, ребята открываем тетради, записываем число и тему урока: «Растровая и векторная графика»
3. Изучение нового материала.
В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным.
С растровым подходом вы уже знакомы. Суть его в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разного цвета.
Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линии, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами.
Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана.
Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось Y - сверху вниз.
Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность - координатами центра и радиусом; многоугольник - координатами его вершин; закрашенная область - граничной линией и цветом закраски и пр.
Для примера возьмем «маленький монитор» с растровой сеткой размером 10×10 и черно-белым изображением. Одна клетка соответствует пикселю.
Рассмотрим изображение буквы «К». Для кодирования изображения в растровой форме на таком экране требуется 100 битов. Тогда растровый код будет представлен в виде битовой матрицы, где «1» обозначает закрашенный пиксель, а «0» - незакрашенный.
В векторном представлении буква «К» - это три линии. Всякая линия описывается указанием координат ее концов.
Для цветного изображения кроме координат указывается еще один параметр - цвет линии.
Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.
Графическая информация о рисунках, созданных с помощью редактора, сохраняется в файлах на диске. Существуют разнообразные форматы графических файлов. Их также можно разделить на растровые и векторные форматы.
Растровые графические файлы хранят информацию о цвете каждого пикселя изображения на экране.
В графических файлах векторного формата содержатся описания графических примитивов, составляющих рисунок.
Растровые графические редакторы называют программами «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «кисти», «краски», «ластики» и др. При создании растрового изображения пользователь словно водит кистью по «электронному полотну», закрашивая каждый пиксель рисунка, или стирает закраску пикселей, используя «ластик».
При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата.
Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество.
Основной недостаток - большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов.
Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, вращении и других преобразованиях. Картинка, которая прекрасно выглядела при одном размере, после масштабирования или вращения может потерять свою привлекательность.
Для создания растровых изображений используют следующие программы: MS Paint, Adobe Photoshop и др.
Векторные изображения получаются с помощью графических редакторов векторного типа (их еще называют пакетами иллюстративной графики).
Эти пакеты предоставляют в распоряжение пользователя набор инструментов и команд, с помощью которых создаются рисунки. Прямые линии, окружности, эллипсы и дуги являются основными компонентами векторных изображений.
Одновременно с процессом рисования специальное программное обеспечение формирует описания графических примитивов, из которых строится рисунок. Эти описания сохраняются в графическом файле.
Достоинством векторной графики является малый объем файла. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов. Аналогичный растровый рисунок требует в 10 - 1000 раз большую память.
Векторные изображения легко масштабируются без потери качества.
Недостатки: нет фотографического изображения, могут искажаться при печати.
Для создания векторных изображений используют следующие программы: CorelDRAW, Adobe Illustrator и др.
4. Физкультминутка.
Глазки вверх мы поднимаем, а теперь их опускаем влево, вправо мы ведем и по кругу вновь пойдем. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работу продолжаем.
5.Самостоятельная работа. Учащиеся изучают материал презентации
Рабочий стол Компьютерная графика КГ.ppt, карточки с
практическими заданиями, самостоятельно
знакомятся с материалом и выполняют задания в парах (24 минуты вместе с
заполнение таблицы)
Содержимое карточки №1
Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Подготовительный этап: С Рабочего стола уберите обои.
-
Поместить в буфер обмена Windows копию экрана в тот момент, когда загружен Рабочий стол, для этого нажать клавишу Print Screen.
-
Запустить редактор Paint (Пуск-Программы-Стандартные-Paint). Как только он загрузился, нужно вставить в него изображение Рабочего стола, скопированное в буфер обмена (меню Правка-Вставить). В окне редактора появится изображение Рабочего стола, содержащее значки и ярлыки.
-
Воспользоваться панелями инструментов и выделить ярлык Мой компьютер. Перетащить выделенный прямоугольный фрагмент вправо.
-
Закрасить оставшийся на месте перемещенного фрагмента белый прямоугольник цветом фона. Для этого выбрать инструмент Пипетка, установить его в любой точку фона и щелкнуть мышью. Цвет фона стал значением основного цвета. Далее выбрать инструмент Заливка (ведро с краской) и щелкнуть в поле белого прямоугольника.
-
Воспользоваться кнопкой Выделение произвольной области (Звездочка) для выделения значка Internet Explorer. Перетащить выделенный фрагмент вправо и поставить рядом со значком Мой компьютер.
-
Закрасить оставшуюся на месте перемещенного фрагмента белую область с помощью инструмента Распылитель.
-
Создать прямоугольный контур красного цвета вокруг значка Корзина. Воспользоваться для этого рисованием объекта Прямоугольник не закрашенный, в палитре выбрать красный цвет как основной.
-
Заслонить значок Мои документы красным эллипсом с белым фоном. Воспользоваться для этого рисованием объекта Эллипс закрашенный, предварительно установив требуемые значения основного цвета и цвета фона.
-
Перечеркнуть значок любой другой папки. Установить белый цвет фона, выбрать инструмент Ластик и переместить его с нажатой левой клавишей мыши по значку папки. Аналогичный результат может быть достигнут применением инструмента Кисть и установкой белого цвета как основного.
-
Создать в центре рисунка надпись "Рабочий стол", выбрать инструмент Надпись, с помощью мыши создать область надписи и ввести текст. Форматирование текста можно провести, вызвав Панель атрибутов текста с помощью команды (Вид-Панель атрибутов текста) или контекстным меню.
Содержимое карточки №2
Создание векторного изображения
-
Запустить текстовый процессор Microsoft Word. Вывести панель инструментов Рисование на экран.
-
В контекстном меню панели Рисование выбрать пункт Настройка. Сформировать панель, выбрав перечень необходимых для работы команд и тематически сгруппировав их.
-
В группе Автофигуры выбрать пункт Блок-схема, содержащий различные элементы блок-схем. Для построения блок-схемы линейного алгоритма сначала дважды выбрать Блок-схема: знак завершения, а потом блок-схема: процесс.
-
Нарисовать элементы блок-схемы, расположить их в нужном порядке и соединить стрелочками.
-
В контекстном меню каждого из элементов блок-схемы выбрать пункт Добавить текст и ввести текст.
-
группировать все элементы блок-схемы в один объект через контекстное меню, предварительно выделив их.
-
В результате получим единый графический объект, который можно с помощью пункта меню Действие изменять различными способами: изменять размер, поворачивать, сдвигать и так далее.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось и какие трудности вы испытали в работе с графическим редактором?
Где вы можете применить полученные знания?
Достигли ли мы поставленных целей?
Те учащиеся, у которых имеется 10-12 совпадений по графам получают оценку "5"
Те учащиеся, у которых имеется 7-9 совпадений по графам получают оценку "4"
Те учащиеся, у которых имеется менее 7 совпадений по графам не получают оценку.
7. Домашнее задание
5