Технологическая карта урока информатики в 5 классе в соответствии ФГОС

Технологическая карта урока Предмет__Информатика Класс5 Автор УМК   Босова Л.Л. Тема урока   Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Цель урока: раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов. Задачи урока: а)формирование представлений  о тексте как форме представления инфор...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока информатики в 5 классе в соответствии ФГОСТехнологическая карта урока информатики в 5 классе в соответствии ФГОС

Технологическая карта урока

Предмет__Информатика
Класс 5
Автор УМК Босова Л.Л.
Тема урока Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов.
Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цель урока: раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Задачи урока:

а) формирование представлений о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; развитие ИКТ-компетентности (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки рефлексии, звёздочки, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный момент

- Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь.

- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

Каждый из вас получил звездочку, отложите их пока в сторону, они нам потребуются немного позже.

Приветствие, фиксация отсутствующих;

проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

проверка подготовленности классного помещения к занятию;

организация внимания школьников.

Ответ на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя


Целеполагание

Умение настраиваться на занятие



2. Проверка домашнего задания

На дом вам было задано задание в рабочей тетради.

Задание №10 в учебнике.

-Что такое метод координат?

-Расскажите о нём.

- Как метод координат применяется в географии?

- Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.

Визуальная проверка №99 в рабочей тетради. Задаёт вопросы.

Ответы на вопросы.

Компетенция обучающихся в повседневной жизни

Взаимодействие с учителем


Слушание учителя


Развитие регуляции учебной деятельности.


Регуляция учебной деятельности.

3. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним:

  • Что такое информация? (Это сведения об окружающем нас мире. Знания, сведения получаемые в школе из книг, телепередач; новости, которые мы слышим по радио и от людей).

  • Какие действия человек совершает с информацией? (Хранение, прием, передача и обработка информации.)

  • Как человек хранит информацию?

( Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д.)

  • Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш - карты, жёсткий диск)

  • Что понимается под кодированием информации? (Это представление информации с помощью некоторого кода) Пример: В школе Код знаний (5-отлично), Нотные знаки

Вспомним еще одно определение: Это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

  • А что понимается под декодированием информации? (Это действие по восстановлению первоначальной формы представления информации. Но надо знать код).

  • Какие виды информации по форме представления вы знаете? (числовая, текстовая, графическая, звуковая)

  • Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)? (Зависит)

- Ты часто читаешь книги? Расскажи о самой любимой твоей книге.

-В какой форме может быть представлена информация в книгах?

-Бегло пролистай учебную книгу на твоем столе. Скажи, какой формы представления информации больше? Почему?

  • А где сейчас можно хранить информацию любого вида? (Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию).

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока. (Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов)

-Поставь перед собой цель на этот урок (раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.)

Задаёт вопросы.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Постановка проблемного вопроса

Ответы на вопросы.

учителя. Выдвижение предположения о теме урока

Компетенция обучающихся в области информатики. Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познав.цели.

Формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем твор. и поискового характера.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение мимики лица и моторики тела

Развитие регуляции учебной деятельности.

Целеполагание.

Контроль правильности ответов обучающихся

Регуляция учебной деятельности.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Целеполагание.

Планирование.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

Получение обучающимися новых знаний.

Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст».

Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Всякий письменный текст - это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Прочитай в учебнике на стр. 55 фразы: Кто к нам пришёл!

Кто к нам пришёл?

Чем они отличаются?

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали (камень глина, дерево, папирус, пергамент, бумага) и с помощью чего (острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки). Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.

- Что явилось помощником создания текстов в настоящее время?

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

Прочитайте в учебнике на с.57 «Компьютер - основной инструмент подготовки текстов», рассмотрите рисунок 24 и выполните №105 в рабочей тетради. Затем один ученик на экране показывает основные элементы окна текстового процессора.

Объясняет новый материал.

Демонстрация ЭОР (презентация «Текстовая информация» размещена в авторской мастерской Л.Л. Босовой

(metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



Даёт задание прочитать параграф.












Даёт задание прочитать параграф и выполнить задание в рабочей тетради.

Слушание учителя.

Наблюдение за материалом ЭОР.





Читают параграф, выделяют существенную информацию











Читают параграф, выделяют существенную информацию, выполняют задание в рабочей тетради.

Формирование умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.




Умение строить речевое высказывание.

Анализ содержания параграфа.

Поиск и выделение информации.

Умение структурировать знания.

Смысловое

чтение.








Умение строить речевое высказывание.

Анализ содержания параграфа.

Поиск и выделение информации.

Обсуждают выводы

Слушание.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.




Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.



.

5. Первичная проверка понимания изученного

Задания на проверку понимания изученного материала.

  1. Фронтальный опрос:

Вопросы: Что такое текст? Что такое текстовая информация? С какой целью вы создаёте тексты? Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубишь топором»? Что общего и в чём различие возможностей текстового редактора и текстового процессора.

  1. Ученикам предлагает слайды презентации «Цепочки слов» с текстовыми

и графическими подсказками по преобразованию слов:

Задаёт вопросы.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Демонстрация ЭОР.

Даёт учащимся задания на слайдах.

(Презентация «Цепочки слов» размещена в авторской мастерской Л.Л. Босовой

(metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Ответы на вопросы

Выполнение задания на слайдах.

Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение структурировать знания.

Умение строить речевое высказывание.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, док-в.

Участие в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Прогнозирование.

Коррекция

Оценка


Физкультминутка

А сейчас немножко отдохнём и выполним физкультминутку вместе с весёлым человечком.

Демонстрирует видео.

(yandex.ru/video/search)

Наблюдение за видео и повторение упражнений.








6. Закрепление изученного

Для предстоящей работы нам нужно разбиться на четыре группы. Это можно быстро сделать по цвету звездочек, которые вы получили. Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана, обратите внимание, что у каждой группы есть сигнальный флажок.

Вы будете выполнять задание №103 в рабочей тетради (а, б, в и г), каждой группе одно задание. Вам нужно превратить одно слово в другое каждый раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже. Например: слоН - слоГ.

Следующее задание №104 (а, б, в и г). Кто выполнит задания быстрее всех ставит три балла, кто выполнит второй - два балла, третий - один балл.

Давайте подведем итоги, какая команда набрала больше всех баллов.

Все участники команды - победителя получают сегодня отличные оценки. Кто оказался на втором месте - хорошо, на третьем - удовлетворительно.

Формулировка условий заданий и контроль за правильным решением этих заданий.

Выполнение заданий.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Взаимодействие с учителем.

В группах объединяют усилия на решение поставленного вопроса

Обсуждают ответы

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

Домашнее задание

§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (д,е)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Применение изученного.

У нас осталось немного времени, давайте используем его для того, чтобы потренироваться вводить текст в компьютер. Вы будете работать с тренажером «Клавиатор», упражнение 42 (предложения)

Формулировка заданий.

Выполнение задания на компьютере.

Формирование навыков слепой печати.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя

Умение работать на компьютере.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

Умение настраиваться на выполнение заданий.

Саморегуляция.


9. Подведение итогов урока

«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.

Продолжите предложения:

- Что было главным на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Что было интересным?

- Что было непонятным?

- Что вызвало затруднения?


Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос учителя

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

10. Рефлексия

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

(Учитель просматривает самооценку учеников).

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.

Проводит рефлексию, анализирует выбранную пословицу.

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия


12


© 2010-2022