Программа кружка по информатике Все по полочкам!

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию и молодежной политике АЭМР

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

_____________________________ ________________________

__________________________ _________________________

__________________________ _________________________

Программа по дополнительному образованию детей 5-7лет

«Все по полочкам»

Автор-составитель:

Фирстова Вероника Владимировна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного

вида №75»

Рассмотрено на заседании

родительского комитета

Протокол № ______

от ________________
















Пояснительная записка.

Работа за компьютером в современном представлении - это творческая созидательная деятельность, требующая наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно. Это ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Любому курсу обучения дошкольников практически необходимы такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения и т.д.









Цель. Развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.

Задачи

1)Задачи, связанные с формированием умения строить информационные логические модели.

Эта деятельность требует применения следующих умственных операций: абстрагирование, разделение целого на части, создание иерархии понятий и т.п. Объектами таких операций будут предметы, процессы, явления и действия, которые они выполняют (или с ними можно выполнять).

2)Задачи, связанные с освоением базиса аппарата формальной логики, а также с формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

3)Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения.

К первой группе можно отнести следующие задачи:

- учить выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- знакомить с вложенными подмножествами (не вводя термина);

- учить сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- знакомить с главной функцией (назначением) предметов;

- учить расставлять события в правильной последовательности;

- учить описывать свои действия;

- учить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- знакомить с функцией как с действием, применяемым по отношению к разным предметам;

- учить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

- учить находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Ко второй группе можно отнести следующие задачи:

- знакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);

- знакомить с отрицанием (не вводя термина);

- учить формулировать отрицание по аналогии;

- знакомить с использованием запрещающих и разрешающих знаков;

- знакомить с логической операцией «И» (не вводя термина).

К третьей группе можно отнести следующие задачи:

- учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;

- учить видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;

- учить проводить аналогию между разными предметами;

- учить находить сходное у разных предметов;

- учить переносить свойства одних предметов на другие;

- учить представлять себя разными предметами изображать поведение этих предметов.

Разумеется, перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний. При решении задач по развитию воображения активно, применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

Программа рассчитана на два года обучения с детьми старшей, подготовительной группы.

Время проведения кружковых занятий - один раз в неделю с одной подгруппой в 16.00-16.25 по вторникам. Продолжительность - 20-30минут. Для проведения занятий компьютеры не требуются.

Предполагаемый результат обучения:

В результате занятий по информатике дети будут уметь:

  • Выделять свойства предметов: находить предметы, обладающими заданными свойствами;

  • Разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующимися заданным свойством;

  • Обобщать по некоторому признаку, находить закономерности по признаку;

  • Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • Называть главную функцию (назначение предметов;

  • Расставлять события в правильной последовательности;

  • Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  • Применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;

  • Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

  • Приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда и неправда»);

  • Приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

  • Формулировать отрицание по аналогии;

  • Пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

  • Видеть позитивные и негативные стороны предметов и явлений;

  • Проводить аналогию между разными предметами;

  • Находить схожее у разных предметов;

  • Переносить свойство одного предмета на другие.

Изложенная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В. Горячева.

Методические разработки:

1)А.В.Горячев, Н.В.Ключ «Все по полочкам»,

Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников,

Москва, БАЛАСС, 2010 год.

2)Горячев А.В., Ключ Н.В. «Всё по полочкам».,

Пособие по информатике для старших дошкольников,

Москва, БАЛАСС, 2010 год.

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.

Методы обучения:

  1. Индивидуальный.

  2. Подгрупповой.

  3. Практический.

  4. Наглядный.

  5. Игровой.

Формы обучения:

  • дидактические игры,

  • практические упражнения в тетрадях.

Рабочие материалы:

  • рабочие тетради «Все по полочкам», цветные карандаши,

  • игрушка Заяц,

  • иллюстрации, игрушки, пособия по темам .

Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Форма подведения итогов по окончании раздела:

Мониторинг знаний и умений в начале и конце учебного года.

Содержание программы.

Система развивающего обучения в кружке

«Все по полочкам»




Программа дошкольного курса информатики.

1.Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества (группы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Подмножества (подгруппы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Подмножества (подгруппы) предметов, обладающие совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значение признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у заданных предметов.

2. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3.Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания (правда и неправда). Отрицания (слова и фразы «наоборот», «нет»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

4. Развитие творческого воображения.

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение позитивных и негативных сторон одних и тех же свойств предметов.





Перспективный план кружка.

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Мониторинг знаний и умений у детей на начало учебного года

Выявить и систематизировать знания и умения

Диагностические карты


2

3

Занятие 1.

«Выделение признаков предметов».

1)Учить подбирать объекты с заданным признаком.

2)Учить выделять из группы предметов подгруппу с заданным признаком.

3)Учить разбивать группу на подгруппы с заданными признаками.

4)Учить соотносить численность элементов разных групп.

1) Зайчик.

2)3-4 крупные иллюстрации со сладостями, с предметами, издающими шум.

3)Раздаточные картинки на темы - «Игрушки», «Сладости», «Цветы», «Посуда».

4)Сюрприз для каждого ребенка.

5)Рабочая тетрадь.

6)Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.7-8

4

Октябрь

п/п

Тема занятия


Программное

содержание


Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 2.

«Выделение признаков предметов»

Занятие 2.

«Выделение признаков предметов»

1) Познакомить детей с таким признаком, как функция предмета (на примере функции «издавать звуки»).

2) Учить сравнивать предметы по заданному признаку.

3) Учить находить полезные и вредные стороны предметов.

4) Учить выделять предметы с группой заданных свойств.

5) Учить решать задачи-шутки.

1)5-7 крупных иллюстраций с музыкальными инструментами.

1) 2-3 музыкальных инструмента.

3) Рабочая тетрадь.

4) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.9-10

2

3

Занятие 3.

Формирование понятия «функция».

1)Познакомить с функцией предмета «оставлять след» (на чем-нибудь).

2) Находить в группе предметы, способные оставить след на чем-нибудь.

3) Сравнивать предметы по признаку «оставлять след» (на чем-нибудь).

4) Обсудить пользу и вред этой функции в разных ситуациях.

5) Продолжать работу по соотнесению элементов двух множеств.

1) Зайчик.

2) 3-4 необычных варианта нанесения рисунка.

3) Рабочая тетрадь.

4) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.10-13


4


Ноябрь

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 4.

«Формирование понятия «функция».

1)Познакомить с функцией предмета «открываться - закрываться».

2) Учить находить предметы, способные открываться и закрываться.

3) Учить выделять группу предметов, обладающих заданным признаком.

4) Учить находить закономерность в расположении предметов.

5) Учить исправлять нарушения в закономерности расположения предметов.

6) Учить решать задачи-шутки.

1) Зайчик.

2) Большой ключ.

3) Рабочая тетрадь.

4) Цветные

карандаши.


А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.13-14

2

3

Занятие 5.

«Формирование понятия «функция».

1)Познакомить с функцией «летать».

2) Учить сравнивать признаки: «что летает выше».

3) Учить решать задачи-шутки.

4) Развивать воображение.

5) Учить находить недостающие части предметов.

1) 4-5 крупных иллюстраций с «летающими» объектами.

2) Рабочая тетрадь.

3) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.14-16

4


Декабрь.

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 6.

«Сравнение признаков предметов»

1) Знакомить с признаком «мягкое», «твердое».

2)Учить сравнивать предметы по признаку «мягкое».

3) Выделение главного признака предметов.

4) ) Учить выделять подгруппу предметов с заданным признаком.

5) Учить расставлять события в правильной последовательности.

1) Мягкие предметы.

2)Раздаточный материал -кусочки мягкие на ощупь.

3)Зайчик.

4)Демонстрационная лента времени.

5) Рабочая тетрадь.

6) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.16-17

2

3

Занятие 7.

«Сравнение признаков предметов».

1) Учить сравнивать предметы по различным признакам.

2) Развивать воображение.

3) Учить соотносить элементы двух групп.

4) Учить разделять группу на подгруппы по определенному признаку.

1)Раздаточные листы с тремя геометрическими фигурами (разные по цвету).

2) Коробка с фломастерами по количеству детей.

3)Предметные картинки на тему - «животные».

4) Зайчик.

5) Рабочая тетрадь.

6) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.17-19

4

Январь.

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Каникулы.


2

3

Занятие 8.

«Сравнение признаков предметов».

1) Учить сравнивать предметы между собой по разным признакам.

2) Учить расставлять предметы разными способами.

3) Формировать понятия «функция», «часть - целое», «отрицание».

4) Учить соотносить элементы двух групп.

5) Развивать воображение.

1)Раздаточный материал - стопка детских книг, разных по толщине.

2)Иллюстрация - цветок.

3) Рабочая тетрадь.

4) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.19-21

4





Февраль.

Март

п/п

Дата

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 11.

«Разбиение группы на подгруппы».

1) Учить разбивать группу предметов на подгруппы с заданными признаками.

2)Формировать умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

3) Формировать понятие «часть - целое».

1)Раздаточные картинки на тему: «Зоопарк», «Цирк», «Детский сад».

2)Напольный конструктор.

3) Рабочая тетрадь.

4) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.24-25

2


3

Занятие 12.

«Выделение подгруппы в группы».

1) Учить выявлять позитивные и негативные стороны предметов и явлений.

2) Учить выделять часть группы предметов в подгруппу с заданным признаком.

3) Развивать внимание.

4) Формировать понятие «закономерность».

1) Рассказ К. Ушинского «Времена года».

2)Иллюстрации с изображение деревьев и животных.

3) Зайчик.

4) Рабочая тетрадь.

5) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.26-28

4

Апрель.

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 13.

«Соотнесение элементов двух групп между собой».

1)Учить детей соотносить элементы двух групп между собой.

2) Учить составлять простейшие алгоритмы расстановки.

3) Формировать умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

4) Развивать воображение.

1)Ширма для инсценировки.

2) Маски: кот, осел, пес, петух.

3)Аудиозапись песни «Ничего на свете….»

4) Рабочая тетрадь.

5) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»28-29

2

3

Занятие 14.

«Соотнесение элементов двух групп между собой».

1)Учить выявлять главные признаки предметов.

2) Развивать воображение.

3) Учить соотносить элементы двух групп.

4) Учить расставлять события в правильной последовательности.

5) Учить выявлять позитивные и негативные стороны предметов и явлений.

1) Зайчик.

2) Рабочая тетрадь.

3) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.30-31

4


Май.

п/п

Тема занятия

Программное

содержание

Оборудование

Используемая литература

1

Занятие 15.

«Упорядочение предметов».

1) Учить упорядочивать предметы.

2) Развивать воображение, память.

3) Формировать понятие «закономерность».

1)Игрушки - животные.

2) Элементы костюма фокусника: шляпа, маска, накидка.

3) Мелкие предметы для игры.

4) Реквизит для фокуса: шляпа, коробочка с маленькими конфетами.

5)Аудиозапись цирковой музыки.

6) Рабочая тетрадь.

7) Цветные

карандаши.

А. В. Горячев, Н.В.Ключ

«Все по полочкам»

Стр.31-33

2

3

Мониторинг знаний и умений у детей на конец учебного года

Выявить и систематизировать знания и умения

Диагностические карты


4


Журнал

учета работы педагога

в системе дополнительного образования детей

Педагог дополнительного образования по информатике

Ф.И.О. педагога: Фирстова Вероника Владимировна

На 2011 - 2012 учебный год

Название учреждения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75» г.Энгельса Саратовской области

Название объединения: «Все по полочкам»

Должность: воспитатель


Расписание занятий:


Дни недели

1 группа

2 группа

Пятница (1, 3 неделя)

15.40 - 16.00

Пятница (2, 4 неделя)

16.10 -16.40

Руководитель ___________ Саранова Наталия Александровна

Старший воспитатель __________ Никитина Таисия Анатольевна





Список детей, посещающих кружок «Все по полочкам»

на 2011 - 2012учебный год

№ п/п

Ф.И.ребенка

Год рождения

Начало посещений

1.

Абдуллаева Марьям

2006


2

Астахов Илья

2006


3

Байков Юра

2006


4

Бердышева Альбина

2006


5

Ботов Никита

2006


6

Бурделева Полина

2006


7

Буданова Диана

2006


8

Быковская Маша

2006


9

Вдовин Ян

2006


10

Иванов Илья

2006


11

Костюнина Вика

2006


12

Краснояркая Аня

2006


13

Кропотова Даша

2006


14

Кувичка Катя

2006


15

Кузина Шура

2006


16

Куликовский Ярослав

2006


17

Мамонов Вениамин

2006


18

Мариненко Кирилл

2006


19

Морозова Вероника

2006


20

Склеменов Артем

2006


21

Семыкина Юля

2006


22

Соловьева Настя

2006


23

Спирина Богдана

2006


24

Таланов Артем

2006


25

Тимоцко Виталий

2006


26

Цепкало Арина

2006


27

Чебаков Саша

2006


28

Шаров Володя

2006


29

Ягудин Руслан

2006


30

Яшников Миша

2006


31

Чебаков Саша

2006


32



Руководитель ___________ Саранова Наталия Александровна

Старший воспитатель __________ Никитина Таисия Анатольевна


Творческие достижения педагога

Ф.И.О. Фирстова Вероника Владимировна.

Должность воспитатель.

Название кружка, студии «Все по полочкам»

Возраст детей - 5-6 лет.

Дата

В каких конкурсах, смотрах, спектаклях и других мероприятиях принимал участие

Результаты

Работа, выполненная педагогом по собственной инициативе или по заказу

Работа в микросоциуме

















Руководитель ___________ Саранова Наталия Александровна

Старший воспитатель __________ Никитина Таисия Анатольевна










© 2010-2022