- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике
Рабочая программа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукашова Н.И. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»
школы « » ________2012 г. Директор школы:______________
Протокол №____ от ______ Кравченко Л.В.
Приказ № ____ от _____________
Согласовано
Зам. директора по УВР
Гоголева И.И.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 классов
базовый уровень
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель информатики
Лукашова Наталья Ивановна
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
-
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002.
-
Примерная программа профильного курса «Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования (утверждена приказом МО РФ от 09.03.04 №1312).
Основные части программы
-
Пояснительная записка
-
Требования к уровню подготовки
-
Содержание курса
-
Календарно-тематическое планирование
-
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Пояснительная записка
Количество недельных часов - 1
Количество часов в год - 34
Уровень рабочей программы - базовый
Классификация рабочей программы - типовая
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов:
-
Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089.
-
Н.В.Макарова. Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция). Питер 2007 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 класса в течение 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
-
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
-
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
-
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ.
Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Решение о месте «Информатики» в структуре школьного образования, принятое Министерством образования РФ при разработке Базисного учебного плана отражает реальное положение с преподаванием этого курса в школе. Образовательная область «Информатика и ИКТ» в Базисном учебном плане является одной из составляющих его Федерального компонента.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
-
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
-
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
-
Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
- Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
- Назначение и функции операционных систем.
уметь
- Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
- Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
- Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
- Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
- Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
- Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
- Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
- Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
- Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
- Автоматизации коммуникационной деятельности.
- Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
-Эффективной организации индустриального информационного пространства.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Содержание учебного материала
Основы социальной информатики - 15 часов
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.
Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Информационные системы и технологии - 3 часа
Информационные системы.
Информационные технологии.
Информационные технологии автоматизированной обработки текстовых документов - 4 часа
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Информационные технологии работы со структурой текстового документа. Информационная технология автоматизированной обработки текста.
Информационная технология хранения данных -12 часов
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
назначения и функции операционных систем;
уметь:
-
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства .
Календарно-тематическое планирование курса
«Информатика и ИКТ - 11 класс»
Количество часов за год: всего 35 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных работ 2
Практических работ 6
Учебник: Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой.- Спб.: Издательство «Питер», 2007г.
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во уроков
Дата
Примечание
1
Техника безопасности в кабинете информатики
От индустриального общества - к информационному
1
2
Информационная культура современного человека
1
3
Информационные ресурсы
1
4
Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
1
5
Информационная безопасность.
1
6-7
П.Р.Моделирование в электронных таблицах
2
8-9
П.Р.Информационные модели в базах данных
2
10
Информационные системы
1
11
Информационные технологии
1
12
П.Р. Автоматизация
1
13
Контрольная работа
1
14
Представление о базах данных
1
15
Административная контрольная работа. Виды моделей данных
1
16
П.Р. Система управления базами данных Access
1
17
Этапы разработки базы данных.
1
18
П.Р. Этапы разработки базы данных
1
19-20
П.Р. Создание базы данных в СУБД Access
2
21
Контрольная работа
1
22-23
Знакомство с языком разметки гипертекстовых документов HTML. Основные теги.
2
24-25
Маркированные и нумерованные списки в HTML.
2
26-27
Использование различных приемов форматирования гипертекстовых документов HTML.
2
28-29
Таблицы в гипертекстовых документах.
2
30-31
Размещение графики в гипертекстовых документах.
2
32-33
Фреймы. Создание фреймов.
2
34
Зачетное занятие «Создание собственного сайта»
1
35
Резерв
1
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
I. Учебно-методический комплект для учеников
-
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
II. Учебно-методический комплект для учителя
-
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
-
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
-
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
-
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009
-
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2009
III. Технические средства обучения
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса
-
Сканер
-
Локальная вычислительная сеть
VI. Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837.
3. Программа-архиватор WinRar.
4. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
5. Мультимедиа проигрыватель.
V. Интернет-ресурсы
1. edu - "Российское образование" Федеральный портал. school.edu.ru/
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. it-n.ru "Сеть творческих учителей"
5. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"