- Преподавателю
- Информатика
- Технологическая карта по информатике на тему Линейные алгоритмы (2класс)
Технологическая карта по информатике на тему Линейные алгоритмы (2класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Габитова А.З. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Автор: Габитова Альфия Зияевна МБОУ СОШ № 12 с УИОП г.Сургут
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: "Линейные алгоритмы"
Класс: 2 класс
Автор УМК (Программы учебного курса): Матвеева Н.В.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Методы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог), частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Приёмы деятельности учителя:организация самостоятельной работы учащихся, самооценки работы учащихся, коррекция.
Используемая технология: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология здоровьесбережения.
Цели:
Образовательная:
-
сформировать понятия«линейный алгоритм», «графический способ записи алгоритма»;
-
учить записывать алгоритм графическим способом.
Воспитательная:
-
прививать навык отбора информации в имеющемся источнике;
-
прививать умение работать в группах и индивидуально (доброжелательное отношение кдруг другу, уважение к мнению других, умение слушать).
Развивающая:
-
развивать алгоритмическое мышление;
-
развивать диалогическую и монологическую речь.
Задачи: Создать условия для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.
Планируемые результаты:
-
Предметные:
-
формулировать определение понятий «линейный алгоритм», «графический способ записи алгоритма»;
-
развитие алгоритмического мышления, умения составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
-
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, командах ;
-
-
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
-
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;
-
формировать навыки работы в паре, в группе, умение слушать одноклассников.
Регулятивные УУД:
-
принятие и сохрание учебной задачи;
-
учить постановке цели работы;
-
учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
-
осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные УУД:
-
структурирование знаний;
-
развитие устной и письменной речи учащихся;
-
рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Личностные :
-
устойчивая внутренняя мотивация к учению;
-
готовность и способность учащихся к саморазвитию.
Оборудование (ресурсы): компьютер, проектор, компьютерная презентация (созданная учителем), раздаточный материал
Структура урока:
-
Этап мотивации учебной деятельности.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-
Этап выявления места и причины затруднения
-
Этап построения проекта выхода из затруднения
-
Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
-
Физминутка
-
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
-
Этап включения в систему знаний и повторения
-
Этап организации домашней учебной работы учащихся
-
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
1
Этап мотивации к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
(1 мин)
Приветствует учащихся,
фиксирует отсутствующих;
проверяет подговленность учащихся к учебному занятию.
Организовывает внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу школьников.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей, настраиваются на работу.
Личностные УУД:
- формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-- умениеосуществлять самоконтроль готовности к уроку
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель:
организовать
актуализацию
знаний учащихся, подготовка мышления учащихся
(3 мин.)
Устное повторение:
- Что называют последовательностью шагов, направленных на достижение цели?
- Для чего составляют и исполняют алгоритмы?
- Приведите примеры.
- Кто такой создатель?
- Исполнитель алгоритма?
- алгоритм;
- алгоритм составляют для того, чтобы знать точную последовательность действий, а исполняют их, чтобы получить нужный результат.
- например алгоритм "Закопай монеты",
"Съешь яблоко", "Полей цветы"
Создатель - объект, который создает алгоритм.
- Исполнитель - объект, который исполняет алгоритм.
Познавательные УУД:
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
- умение анализировать и соотносить учебный материал с повседневной жизнью.
Регулятивные УУД:
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
3
Этап выявления места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения
(5 мин)
Проверка домашней работы
- Какое домашнее задание было задано?
- Ребята! Поменяйтесь карточками с соседом, возьмите в руки простые карандаши.
- Проверяем. (По ходу проверки на доске появляется правильный вариант)
- Первый шаг?
- Второй шаг?
- Третий шаг?
- Следующий шаг?
- Затем какой шаг?
- Шестой шаг?
- Седьмой шаг?
- Восьмой шаг?
- И последний шаг?
- Оцениваем работу одноклассника:
- Ни одной ошибки или одна ошибка - "5".
- Две - три ошибки - "4".
- Четыре - пять ошибок - "3".
- Карточки возвращаем соседу.
- Нужно было расставить действия в правильном порядке, т.е. составить алгоритм - «Приготовь яичницу".
- Включи плиту.
- Поставь сковороду на плиту.
- Достань яйцо и масло.
- Возьми нож.
- Растопи на сковородке масло.
- Разбей ножом яйцо над сковородкой.
- Выбрось скорлупу в мусорное ведро.
- Жарь яичницу 5 минут.
- Выключи плиту.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять сравнение и классифицировать понятия по заданным критериям;
Регулятивные УУД:
-самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе;
-умение осуществлять итоговый и по шаговый контроль по результату;
-контролировать правильность ответов сверстников, самоконтроль;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
Коммуникативные УУД:
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- умение понимать возможность различных позиций сверстников и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение строить монологическое высказывание, владение диалогической формой речи, умение вести беседу.
4
Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: построение и фиксация нового знания
(9 мин.)
- Разделимся на команды по четыре человека в группе. В каждой команде карточки. Ваша задача составить АЛГОРИТМ "НАРИСУЙ СИНИЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК":
НАРИСУЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
НАРИСУЙ ВЕРЁВОЧКУ
РАСКРАСЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
ПОЛОЖИ КАРАНДАШ НА МЕСТО
ВОЗЬМИ СИНИЙ КАРАНДАШ
- Поменяйте местами команды.
- Можно достигнуть желаемого результата?
- Почему не получается?
- Алгоритмы в которых все действия выполняются друг за другом называются? (разгадывают ребус)
- Тема нашего урока Линейные алгоритмы.
-
ВОЗЬМИ СИНИЙ КАРАНДАШ
-
НАРИСУЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
-
РАСКРАСЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
-
НАРИСУЙ ВЕРЁВОЧКУ
-
ПОЛОЖИ КАРАНДАШ НА МЕСТО
- Не получается.
- Команды, не следуют в точном порядке. (Друг за другом).
- Линейные алгоритмы
Познавательные:
- умение выделять существенную информацию из слов учителя, из презентации;
- формирование умения составлять и записывать алгоритм
Регулятивные:
- умение контролировать правильность ответов учащихся, корректировать при необходимости собственные ответы и ответы других
Коммуникативные:
- умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль и речевые высказывания в понятной собеседнику форме;
- умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет
5
Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: формировать
у обучающихся
способности к
новому способу действия
(5 мин.)
- Ещё раз повторим, что такое ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ.
- Ребята, алгоритм имеет НАЧАЛО и КОНЕЦ. (Учитель раздает не достающие карточки)
- Как разместим данные карточки?
- Что заметили?
Для более наглядного представления алгоритма используется графический способ записи.
- Данный способ записи алгоритма называется ГРАФИЧЕСКИМ.
Наглядное представление алгоритма называется- графическим способом записи алгоритма.
Команды в "прямоугольниках" записаны, а НАЧАЛО и КОНЕЦ в "овал
Алгоритм, в котором все действия выполняются друг за другом называется линейным
- НАЧАЛО выкладываем перед первым шагом, а КОНЕЦ после последнего шага.
- Команды в "прямоугольниках" записаны, а НАЧАЛО и КОНЕЦ в "овал".
Познавательные:
- формирование умения записывать алгоритм графическим способом;
Регулятивные:
- умение планировать и реализовывать пути достижения цели;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы;
- умение работать в группе, взаимодополняя друг друга речевыми высказываниями
6
Физминутка
(1 мин.)
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Выполняют упражнения
Личностные УУД:
- формирование здорового образа жизни
7
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
(3 мин)
- Изобразите графическим способом алгоритм "Напиши слово "МАМА":
НАЧАЛО
-
Взять шариковую ручку.
-
Написать слово «МАМА».
-
Положить шариковую ручку на место
КОНЕЦ
Изображают алгоритм у себя на листочках графическим способом.
Познавательные:
- умение записывать АЛГОРИТМ ГРАФИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
Регулятивные:
- умение самостоятельно искать пути решения задачи;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные:
умение работать в паре, взаимодополняя друг друга речевыми высказываниями
8
Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
(10 мин.)
Компьютерный практикум
Организовывает работу учащихся за компьютером (в паре), направленную на умение применять полученные знания при решении конкретных задач в среде программирования «Пиктомир».
Выполнить упражнения в среде программирования «Пиктомир», используя Робота-ВЕРТУНА.
- А сейчас будем помогать Роботу-ВЕРТУНУ приводить в порядок космодром.
- Робот-Вертун какие команды выполняет?
Проверяет результаты работы учащихся, отвечает на возникающие вопросы учащихся во время работы.
- По какому алгоритму работает он?
Занимают рабочие места за компьютером. используя команды исполнителя ВЕРТУН. Задают вопросы учителю в случае их возникновения. Показывают результат работы учителю.
Вертун может выполнить четыре действия:
-
- двигаться вперед;
-
- повернуть налево;
-
- повернуть направо;
-
- закрасить клетку, на которой стоит Робот.
- По линейному алгоритму.
Личностные УУД:
- умение использовать знания, умения, навыки работы в программе Пиктомир;
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, развитие диалогической речи
9
Этап организации домашней учебной работы учащихся
Цель: сформулировать способ деятельности на закрепление ранее изученного
(1 мин.)
Знакомит учащихся с содержанием домашнего задания. Проводит инструктаж по его выполнению. Отвечает на вопросы учащихся.
По карточкам:
-
Расставь действия в правильном порядке.
-
Напиши алгоритм «Приготовления бутерброда с маслом» в графическом виде.
Записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы в случае возникновения.
Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Коммуникативные:
- умение задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного другим человеком
10
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель:
зафиксировать
новое содержание,
оценить
собственную
деятельность на
уроке
(2 мин.)
Учитель просит назвать, что нового учащиеся узнали на уроке, что было главным, с какими трудностями столкнулись, удалось ли преодолеть данные трудности. Вместе с учащимися определяет степень удовлетворенности достигнутым результатом:
-
"ЗНАК ЗДОРОВО" - «учащиеся всё поняли и готовы самостоятельно решать задачи»;
-
"ЗНАК ПЛОХО" -«учащиеся плохо усвоили учебный материал и нуждаются в дополнительном объяснении и помощи учителя»
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
(Учитель подводит итог урока. Выставляет оценки в журнал и дневник учащимся.)
Учащиеся анализируют свою учебную деятельность на уроке, самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи.
Учащиеся приобретают навык рефлексии результатов деятельности.
Познавательные:
- умение проводить рефлексию своей учебной деятельности, способов и условий действия;
- умение оценивать свою деятельность, адекватно понимать достижение успеха или неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные:
- умение устанавливать степень соответствия результатов деятельности поставленной цели;
- умение обобщать изученный материал, выделять главное, анализировать свои результаты, устанавливать логические связи
Коммуникативные:
- умение полно и точно выражать свое мнение о достижении результатов своей деятельности;
- уметь слушать и понимать речь других, корректно делать замечания или дополнения об успехах или неудачах сверстников