- Преподавателю
- Информатика
- Технологическая карта по информатике на тему Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации (5 класс)
Технологическая карта по информатике на тему Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации (5 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зараева И.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Зараевой Ирины Алексеевны, учителя биологии, химии, информатики филиала МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина Долгоруковского муниципального района Липецкой области в с. Меньшой Колодезь
Предмет: информатика
Уровень образования: основное общее
Тема урока: Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации
Тип урока: открытие нового знания с использованием деятельностного метода
Форма проведения урока
Время проведения: III четверть
Участники: учащиеся 5 класса
Цель урока: формирование знаний о типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников; построение таблиц в текстовом процессоре.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирования УУД:
Предметные: Формулируют и воспроизводят понятие о типах обработки информации, умеют создавать таблицы с применением тестового процессора.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Преобразуют практическую задачу в познавательную, планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своих действий, управляют своей деятельностью на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку группой, под руководством учителя.
Коммуникативные УУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы, устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Основные понятия: обработка информации, исполнитель, новая информация, входная информация, выходная информация, систематизация, сортировка.
Межпредметные связи: биология, история, математика.
Ресурсы: 1 Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
2. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 184 с.:ил.
3. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 152 с.:ил.
4.Презентация к интерактивной доске 5. Компьютер 6. Мультимедийный проектор 7. Интерактивная доска
Этапы урока
Содержание учебного материала. Деятельность учителя.
Деятельность обучающихся. ФОУД
Формирование УУД.
Этап 1. Определение потребностей и мотивов
Предлагает оценить своё настроение (слайд 1)
Организует познавательную деятельность учащихся:
Предлагает ответить на вопросы, которые указывают на связь изученного материала с новой темой.
-
Что такое информация?
-
Какие действия человек совершает с информацией?
-
Как человек хранит информацию?
-
Общая схема передачи информации? (слайд 2)
Предлагает самостоятельно выполнить задание
7 (1-6) с.45 учебника
Приложение 1
Помещают на «Древо настроения» соответствующий смайлик»
Отвечают на поставленные вопросы
Выполняют задание
Осуществляют самопроверку
Регулятивные:
волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками, умение точно и полно, грамотно выражать свои мысли
Предлагает игру «Угадай-ка» (слайд 3)
Соберите из выданных элементов картинку, и вы узнаете любимую сказку.
Раздаёт модели для собирания сказок «Репка», «Колобок».
Самостоятельно выполняют задание.
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности
Предлагает сформулировать тему урока.
Корректирует тему урока:
«Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации» (слайд 4)
Формулируют проблемный вопрос: «Что надо было сделать, чтобы выполнить задание?»
Предлагают варианты ответов.
Формулируют тему урока
«Работа с информацией»
Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение
Личностные: смыслообразование, учебно-познавательный интерес
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Этап 2. Принятие учебных целей и условий их достижения
Подводит к формулированию гипотезы:
Что такое обработка информации?
Приходилось ли вам обрабатывать информацию?
(слайд 5)
Предлагает сформулировать гипотезу
План действий
1. Составить опорный конспект по теме
2. Выполнить задание 147 с.113 в рабочей тетради.
3. Выполнить задание 3 практической работы 9 с.131-132 учебника
Формулируют гипотезу:
Если мы научимся обрабатывать информацию, то нам будет легче её запомнить.
Выдвигают план действий, планируя доказать практическим путём предложенную гипотезу.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: целеполагание, планирование путём достижения целей
Познавательные: выдвижение гипотезы
Этап 3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.
Предлагает опорный конспект по теме.
-
понятие «Обработка информации», примеры обработки информации;
-
Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация» (слайд 6);
-
Различие двух типов обработки информации (слайд 7);
-
понятие «систематизация информации» (слайд 7);
-
Решение задачи на систематизацию информации (слайд 8-9);
П Предлагает выполнить задание 147 с.113 в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9
Предлагает сделать вывод:
Для решения информационных задач необходима обработка информации. Систематизация информации происходит с изменением формы представления информации, что позволяет усваивать больший объём информации.
Составляют опорный конспект
Выполняют задание группами
Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы».
Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме.
Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.
Делают вывод
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирования знаний, извлечение необходимой информации, построение речевого высказывания.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, учёт мнения других, аргументация своей точки зрения, умение высказывать свои мысли, владение диалогической и монологической речью.
Этап 4. Итоговый самоконтроль и самооценка. Рефлексия.
Тестовый контроль знаний с целью самооценки учащихся
Предлагает высказывать своё мнение:
- Что запомнили?
- Чему научились?
-Что удивило?
- Что осталось непонятным?
-Какое настроение осталось после урока?
(слайд 10)
Выполняют тест на компьютере
Высказывают своё мнение
Помещают на «Древо настроения» соответствующий смайлик.
Регуляторные: умение самостоятельно контролировать своё время, умение оценивать результаты своей работы.
Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждений, умение делать выводы, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, управлять своим поведением.
Этап 5.
Домашнее задание
Открывает слайд с домашним заданием
Параграф 12 с.83-85, задание 8 с.95 (слайд 11)
Отвечает на уточняющие вопросы обучающихся, подводит итог урока, выставляет отметки.
Воспринимают информацию, фиксируют задание в дневник, задают уточняющие вопросы.
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем.
Приложение 1
Определите источник, приемник и характер передачи информации (односторонний или двусторонний).
Ситуация
Источник
Приемник
Характер передачи
Школьник читает текст в учебнике
учебник
школьник
односторонний
Бабушка читает письмо
письмо
бабушка
односторонний
Мальчик просыпается от звонка будильника
будильник
мальчик
односторонний
Разговаривают подруги Таня и Лена
Таня (Лена)
Лена (Таня)
двусторонний
Учитель объясняет новый материал классу
учитель
класс
односторонний
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов
Регулировщик (пешеходы и машины)
Пешеходы,водители (регулировщик)
двусторонний
Приложение 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Обработка информации
И-тип
презентация
Обработка информации
2
3