- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по ИТ - Компьютерные системы и комплексы
Рабочая программа по ИТ - Компьютерные системы и комплексы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Отарова Л.Д. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Кафедра математических и общих естественнонаучных дисциплин
Утверждена
Зам. директора по УВР политехнического колледжа ИМЭ и КТ КБГУ
_____________ Д.Р. Джантуев
«12» января 2016г
Согласовано
И.о заведующей кафедрой
МиОЕД_ О.В. Тукова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для специальности -090201 Компьютерные системы и комплексы
Нальчик, 2016 г.
Организация-разработчик Кафедра математических и общих естественнонаучных дисциплин
Разработчик: Отарова Л.Д.., преподаватель информатики ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Рабочая программа обсуждена и на заседании Кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № 6 «11» января 2016 г.
И.о заведующей кафедрой О.В. Тукова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 090201«Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информационные технологии» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; обрабатывать экономическую и статическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение и виды информационных технологий; технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов;
самостоятельной работы обучающегося 70 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
210
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
140
в том числе:
лабораторные и практические занятия
60
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
70
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
70
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информационные технологии»
Наименование
разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень усвоения
Уровень освоения
1
2
3
Раздел 1. Информационные технологии и применение
компьютерной техники в профессиональной деятельности
Введение
Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность.
2
2
Тема 2. 1. Информация и информационные технологии
Информация, ее основные свойства. Формы представления данных. Технологии сбора, хранения, передачи, обработки информации.
4
Понятие об информационных технологиях. Определение, цели, методы, средства информационных технологий. История возникновения и развития информационных технологий. Классификация информационных технологий по сферам применения. Назначение и виды информационных технологий.
4
Самостоятельная работа: реферат
Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.
Гипертекстовая технология
История появления информационных технологий
Современные мультимедийные технологии
5
Тема 2.2. Общие сведения о компьютерах
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство, аппаратное обеспечение. Процессор. ОЗУ. Периферийные устройства. Организация данных в ПК.
4
2
Практические занятия: функциональные блоки компьютера и их значения. Овладение навыками работы с клавиатурой, мышью, экраном.
2
Самостоятельная работа - реферат
КЭШ память.
Поколения процессоров.
Устройства ввода и устройства вывода информации…
Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.
Информационные процессы в живой природе, обществе и техники.
Получение, передача, преобразование и использование информации.
Информационные процессы в управлении.
Информационная культура человека.
Информационное общество.
3
Программное обеспечение информационных технологий.
Тема 1. Базовое программное обеспечение информационных технологий
Функции и назначение ОС. Файлы, форматы файлов, файловые системы. Программы управления файлами
4
2
Сервисное программное обеспечение
2
2
Программы технического обслуживания
2
2
Инструментальное программное обеспечение
2
2
Практические занятия: настройка и оптимизация рабочей среды графической ОС по заданным условиям. Операции с папками и файлами по заданным условиям
2
Самостоятельная работа - реферат
Использование программного обеспечения в профессиональной деятельности
Конвейерные технологии
Технологии информационных хранилищ
Технологии автоматизированного проектирования
6
Раздел 2. Прикладное программное обеспечение информационных технологий
Тема 2.1
Текстовые процессоры.
Классификация и возможности текстовых процессоров. Обзор современных текстовых процессоров. Основы работы в текстовом процессоре.
6
2
Практические занятия: Создание деловых текстовых документов. Оформление таблиц в текстовых документах. Организационные диаграммы в документе. Создание и печать документа с начала до конца. Комплексное использование возможностей MS Word для создания документов.
8
Самостоятельная работа: реферат
Популярные текстовые процессоры Lotus WordPro, Microsoft Word, Microsoft Works, WordPerfect» - их функции возможности.
Технология обработки текста.
Типовая подготовка текстового документа.
Классификация текстовых процессоров.
Редактирование текстовых данных.
Форматирование текстовых данных
7
Тема 2.2
Табличные процессоры
Основы работы в электронных таблицах MS Excel. Поиск, сортировка и фильтрация данных. Форматирование и печать электронной таблицы. Средства графики в Excel. Дополнительные возможности.
8
2
Практические занятия: Форматирование и редактирование таблицы. Использование статистических, математических и текстовых функций. Построение и редактирование диаграмм. Поиск решения. Создание и применение сводных таблиц. Консолидация данных.
10
2
Самостоятельная работа:
Табличные процессоры: «SuperCalc, Quattro Pro» их функции возможности.
Назначение и функциональные возможности Microsoft Excel.
Интерфейс программы Microsoft Excel.
Назначение и области применение электронных таблиц.
Виды и возможности электронных таблиц.
Основные приемы работы в Microsoft Excel.
Статистический анализ данных в Excel.
9
Тема 2. 3
Технология обработки графической информаии
Классификация и возможности графических процессоров. Векторные графические редакторы. Растровый редактор Paint. Программный пакет AdopPhotoshop.
4
2
Практические занятия: Работа в векторном графическом редакторе Word. Создание рекламы средствами Paint.Работа в AdopPhotoshop. Компоновка рисунка из отдельных слоев.Применение текста - маски, создание фотомонтажа.
8
2
Самостоятельная работа: реферат
Виды компьютерной графики
Представление графических данных
Программы векторной графики
Программные средства создания растровых изображений
Форматы графических данных
Программное обеспечение для работы с графикой
6
Тема 2.4
Электронные презентации
Виды презентаций. Этапы и средства создания презентаций. Общие сведения о программе подготовки презентаций MS РowerPoint. Способы создания и сохранения презентаций.
4
2
Практические занятия: создание презентаций в MSPoverPoint. Создание специальных эффектов. Создание гиперссылок. Подготовка и демонстрация презентации.
6
2
Самостоятельная работа:реферат
Создание презентаций в программе Power Point
Понятие, назначение и создание презентации
Особенности работы с Power Point
Система подготовки презентаций Power Point и ее использование в экономической практике
Работа с текстом, таблицами и графиками в программе Power Point
5
Тема 2.5
Системы оптического распознования
Сканирование и распознавание документа. Возможности программы FineReader. Технология распознавания. Организация работы в FineReader.
2
2
Практические занятия: сканирование и распознавание документа. Сканирование изображений.
2
2
Самостоятельная работа - реферат
Возможности программы FineReader.
Технология распознавания.
Организация работы в FineReader.
Системы оптического распознавания символов
Растровый метод распознавания текста
Структурный метод распознавания
Программы распознавания текста
2
2
Тема 2.6
Системы машинного перевода
Средства автоматизации переводов. История электронного перевода. Пакет прикладных программ PROMT.
2
2
Практические занятия: перевод специализированного текста.
2
2
Самостоятельная работа: реферат
Средства автоматизации машинного перевода
Средства автоматизации переводов.
История электронного перевода.
Пакет прикладных программ PROMT.
Пакет прикладных программ STILUS
2
Тема 2.7
Системы управления базами данных.
Основные понятия реляционных баз данных. Этапы создания реляционной базы данных. Создание базы данных.
4
2
Практические занятия: создание таблиц в СУБД MS Access. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MS Access. Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS Access. Работа с данными с использованием запросов. Создание отчетов в СУБД MS Access.
8
2
Самостоятельная работа: реферат
Роль и место СУБД в информационной системе
Организация системы управления БД
Обобщенная технология работы с БД
Выбор СУБД для создания системы автоматизации
Основы работы СУБД MS Access
6
Тема 2.8
Технология обработки экономической и статистической информации
Классификация бухгалтерских информационных систем. Определение информационной системы. Использование информационных систем Разделение информационных систем на информационные системы общего профиля и профессионально ориентированные. Обзор программного обеспечения финансово - экономического назначения. Чтение (интерпретация) интерфейса специализированного программного обеспечения, поиск контекстной помощи, работа с документацией. Применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации. Обзор компьютерных СПС.
10
2
Практические занятия: настройка программы 1С: Бухгалтерия на ведение учета на конкретном предприятии.
8
2
Самостоятельная работа: реферат - «Формирование отчетности и сервисные функции в программе 1С: Бухгалтерия», Виды СПС.
9
Раздел 3. Сетевые технологии обработки информации
Тема 3. 1 Компьютерные сети
Понятие компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей. Общие принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные сети и глобальные сети: принципы построения, архитектура, основные компоненты, их назначение и функции. Прикладные возможности телеинформационных систем: электронная почта, телеконференции.
8
2
Практические занятия: электронная почта в сети INTERNET. Примеры работы с Интернет - магазином, Интернет - СМИ. Поисковые системы в INTERNET Участие в он - лайн конференции, анкетировании. Поиск профессионально значимой информации в сети Интернет.
2
2
История формирования всемирной сети Internet.
Руководящие органы и стандарты Internet.
Каналы связи и способы доступа в Internet.
Протоколы и сервисы сети Internet.
Средства разработки Web-страниц.
Элементы Web-дизайна.
Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet.
IP-телефония, видеоконференция.
Электронная коммерция и реклама в сети Internet.
Виды компьютерных вирусов
Основные компоненты компьютерных сетей
5
Тема 3.2.
Защита информации
Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. Лицензионное программное обеспечение. Актуальность проблемы защиты информации. Способы защиты информации: физические (препятствие), законодательные, управление доступом, криптографическое закрытие аспекта уязвимости информации. Применение антивирусных средств защиты. Методы и средства защиты информации.
8
2
Практические занятия:
Установка, настройка и обновление антивирусных средств защиты информации. Технология обработки архивов данных.
2
2
Самостоятельная работа: реферат
Виды антивирусных программ
Классификация вирусов
Виды компьютерных вирусов
Виды антивирусных программ
Классификация вирусов
Виды архиваторов
Проблемы защиты информации в Internet.
Авторское право и Internet
Правонарушения в области информационных технологий
5
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Технические средства обучения:
проектор, экран, системное программное обеспечение, программное обеспечение общего назначения, программное обеспечение специального назначения, соответствующее профессиональному направлению бедующей профессии, обучающие и контролирующие программы.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
рабочее место преподавателя и 20 рабочих мест для обучаемых, оборудованных персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, сетевое оборудование, принтер, сканер, проектор, установленные на рабочем месте преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
Информационные технологии: учебное пособие, Исаев Г.Н., Издательство: Омега-Л, 2012 г. (knigafund.ru)
-
Практикум по информационным технологиям: учебное пособие, Исаев Г.Н., Издательство: Омега-Л, 2012 г. (knigafund.ru)
-
Информатика: базовый курс: учебник, Акулов О.А., Медведев Н.В., Издательство: Омега-Л, 2012 г. (knigafund.ru)
-
Основы информационных технологий: учебное пособие, Чекмарев Ю.В., Нечаев Д.Ю., Курушин В.Д., Киреева Г.И., Мосягин А.Б., Издательство: ДМК Пресс, 2009 г. (knigafund.ru)
-
Информатика: учебное пособие, Гусева Е.Н., Ефимова И.Ю., Коробков Р.И., Коробкова К.В., Мовчан И.Н., Савельева Л.А., Издательство: ФЛИНТА, 2011 г. (knigafund.ru)
Дополнительная литература
-
Информационные технологии управления: учебное пособие, Провалов В.С., Издательство: ФЛИНТА; МПСИ, 2008 г. (knigafund.ru)
-
Компьютерная графика: учебное пособие, Щербакова К.В., Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2010 г. (knigafund.ru)
Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах), Воройский Ф.С., Издательство: ФИЗМАТЛИТ, 2011 г. (knigafund.ru)Интернет-ресурсы
-
Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
Издательский дом «Первое сентября». [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1september.ru/
-
Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ict.edu.ru/
-
Федеральный портал "Российское образование". [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, защите рефератов.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-
обрабатывать текстовую информацию
практическая работа
-
обрабатывать числовую информацию;
практическая работа
-
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
практическая работа
-
обрабатывать экономическую и статическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ;
практическая работа
Усвоенные знания:
-
назначение и виды информационных технологий
тестирование
-
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации
тестирование
-
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
тестирование
-
базовые информационные технологии
тестирование
-
прикладные информационные технологии
тестирование
-
инструментальные средства информационных технологий
тестирование
Разработчик Отарова Л.Д., преподаватель
кафедры МиОЕД
Рецензент Канлоев А.М., к.ф-м. наук, преподаватель колледжа дизайн