Схема модели информационно – образовательной среды для старшей школы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно – образовательной среды для старшей школыСхема модели информационно - образовательной среды для старшей школы (компьютер - ПК).

Схема модели информационно – образовательной среды для старшей школы

Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т.д.

Общешкольное оснащение. К общешкольному оснащению относятся средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса и процесса управления школой, не находящиеся постоянно в том или ином кабинете.

В минимальном варианте это оснащение обеспечивает в любом помещении школы, где идет образовательный процесс, работу с компьютером, выступление с компьютерной поддержкой, оцифровку изображений (сканер), аудио- и видеофиксацию хода образовательного процесса. Это может быть достигнуто за счет использования мобильного компьютера (например, ноутбука), переносного проектора и экрана, видеокамеры. Дополнительным компонентом мобильной среды может быть мобильный сканер для доски, позволяющий использовать любую белую доску как интерактивную. Модель школы информатизации предполагает также наличие информационной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, их взаимодействие. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера и рабочего места администрации школы.



Специализированное оснащение предметов, кроме информатики. Помимо общешкольного оборудования и оснащения преподавания информатики, в преподавании предметов используется специализированное оборудование, в том числе цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии. Для всех предметов предусмотрены соответствующие инструменты информационной деятельности и информационные источники (в том числе виртуальные лаборатории и инструменты анализа и визуализации данных - для естественно-математических дисциплин, геоинформационные системы - для географии, среды для семейных деревьев - для истории). Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.



Оснащение кабинета информатики. Помимо его назначения кабинета информатики как помещения, где идет изучение информатики, там, где нужно, поддержанное компьютерной средой, он становится центром информационной культуры и информационных сервисов школы (наряду с библиотекой - медиатекой), центром формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.

Кабинет информатики должен быть оснащен оборудованием ИКТ и специализированной учебной мебелью. Имеющееся в кабинете оснащение должно обеспечивать, в частности, освоение средств ИКТ, применяемых в различных школьных предметах. Кабинет информатики может быть использован и во внеурочное время для информационной деятельности, осуществляемой участниками образовательного процесса, например, для поиска и обработки информации, подготовки и демонстрации мультимедиа- презентаций, подготовки номера школьной газеты и др. Число кабинетов информатики в школе определяется исходя из их загрузки в рамках всего образовательного процесса.

В кабинете информатики необходимо наличие не менее одного рабочего места преподавателя, включающего мобильный и стационарный компьютер, и 15 компьютерных мест учащихся (включающих, помимо стационарного или мобильного компьютера, наушники с микрофоном, веб-камеру, графическую панель). В кабинете должны иметься основные пользовательские устройства, входящие в состав общешкольного оборудования, в том числе проектор с потолочным креплением, интерактивная доска, камеры, графические панели. Необходима также комбинация принтеров и сканеров, позволяющая сканировать страницы А4, распечатывать цветные страницы А4, копировать страницы А3. (Возможно использование соответствующих многофункциональных устройств.)

Первоначальное освоение этих устройств может проходить под руководством учителя информатики в кабинете информатики. Компьютер учителя также имеет наушники с микрофоном, веб-камеру и графическую панель. Желательно иметь там образцы оборудования ИКТ, используемого в других предметах:

  • устройства для создания музыкальных произведений (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их, слышать их исполнение, редактировать их;

  • комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), приемники системы глобального позиционирования, обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью, устройство для регистрации, сбора и хранения данных, карманный (или стационарный) компьютер, программное обеспечение для графического представления результатов измерений, их математической обработки и анализа, сбора и учета работ учителем;

  • виртуальные лаборатории по математике (обработка и визуализация данных, вероятность, геометрия, алгебра и анализ), естественно-научным предметам, инструменты, используемые в географии (ГИС) и истории (ГИС, лента времени, генеалогический редактор), биологии (определители), технологии (системы автоматизированного проектирования), при изучении русского, родного и иностранных языков (переводчики).

Специализированное оснащение для изучения информатики включает:

  • конструктор логических схем - используется при изучении вопросов обработки дискретной информации и логики;

  • управляемые компьютером устройства - используются при изучении технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);

  • учебные среды (виртуальные лаборатории) алгоритмики и программирования.

Все программные средства, установленные на компьютерах, должны быть лицензированы, в том числе операционная система (Windows, Linux, Mac OS, или др.); должны быть установлены: файловый менеджер (в составе операционной системы или иной), антивирусная программа, программа-архиватор, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций, динамические (электронные) таблицы); система управления базами данных, система оптического распознавания текста, звуковой редактор, мультимедиа проигрыватель. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Желательно, чтобы была установлена программа интерактивного общения, простой редактор web-страниц и т.д.

В школьной информационной среде должна быть точная и полная информация об оснащении кабинета, режиме его работы, обеспечивать интерфейс между учителем информатики, техническими службами и участниками образовательного процесса, заинтересованными в использовании помещения и оснащения кабинета.

Фонд библиотеки и цифровых образовательных ресурсов кабинета информатики должен удовлетворять общим требованиям в применении к кабинету информатики, т.е. содержать необходимые нормативные, методические и учебные документы (в том числе учебники, включая альтернативные к основным, используемым в курсе, образцы аттестационных заданий), справочную литературу, периодические издания. Могут быть использованы плакаты, относящиеся к истории развития информатики и информационных технологий (включая портреты), основным понятиям информатики.

Значительная часть учебных материалов, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы и т.д., могут быть представлены не только на полиграфических, а и на цифровых (электронных) носителях. Рекомендуется использовать разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики. Можно создать каталог выставленных в Интернете электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.

Например. Компьютер для учащихся должен быть технически оснащён: наушником, микрофоном, графическим планшетом. ПК для учащихся должен быть программно оснащён: двумя типами ОС (Windows, Linux), комплектом программ «Офис» (MS Office), программой записи на диски (Nero), графическими процессорами (Potoshop, Компас или Avtocad и др.), ауди- и видеопроигрыватели, кодеки, программа записи звука и видео, языки программирования структурные и объектно - ориентированные (Pascal ABC, Delpfi), средства организации вычислительных работ, проведения компьютерного эксперимента в разных предметных направлениях, в том числе виртуальные лаборатории, средства моделирования, средства организации хранения, передачи, поиска информации (медиатека, СУБД, ИПС и пр.), средства создания и редактирования электронных документов, средства цифровой техники и мультимедиа.

Все программные средства должны быть лицензированы, либо быть свободно распространяемыми.





© 2010-2022