Практическая работа в PascalABC

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Информатика Класс: 9кл Дата:

Тема: Практическая работа в PascalABC

Цель урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Сформировать представление о понятиях "вспомогательный алгоритм", "процедура", "модуль" и научить составлять программный модуль из процедур в среде Pascal ABC.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • анализ строения сложного объекта или процесса;

  • понятие "вспомогательный алгоритм";

  • понятие "процедура" в среде программирования Pascal ABC;

  • понятие "модуль" и способ его составления;

  • программирование процедурным способом.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: анализировать и делать выводы, работать в среде программирования (Pascal ABC).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: вспомогательный алгоритм, процедура, модуль.

ОСНАЩЕНИЕ: среда программирования Pascal ABC

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задание

  3. Практическая работа

  4. Итог урока

  5. Задание на дом

  6. Оценки за урок


  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задание

А) Тест

Б) Видео вопрос

В)

1.Объяснение нового материала

После запуска, по умолчанию, запускается текстовый режим. Для работы с графикой служит отдельное графическое окно. Чтобы его открыть, необходимо подключить модуль GraphABC. В этом модуле содержится обширный набор процедур и функций, предназначенных для работы с графическим экраном, а также некоторые встроенные константы и переменные, которые могут быть использованы в программах с графикой. С их помощью можно создавать разнообразные графические изображения и сопровождать их текстовыми надписями. Подключение осуществляется в разделе описаний.

Формат подключения модуля GraphABC: uses GraphABC;

Начало координат графического окна модуля находится в верхнем левом углу. Ось x направлена вправо, а ось y - вниз. Координаты исчисляются в пикселях. Все команды библиотеки GraphABC являются подпрограммами и описаны в виде процедур и функций. Для того, что бы команда выполнилась необходимо указать команду и задать значения параметрам.

Некоторые команды библиотеки GraphABC.

Имя и параметры команды Действие команды

Имя параметров команды

Действие команды

Line(x1,y1,x2,y2)

Рисует отрезок из точки с координатами (x1,y1) в точку с координатами (x2,y2)

LineTo(x, y)

Рисует отрезок из текущей точки в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с опущенным пером для исполнителя Чертежник)

Rectangle(x1,y1,x2,y2)

Рисует контур прямоугольника со сторонами параллельными сторонам

экрана. Точки с координатами (x1, y1) и (x2, y2) определяют диагональные вершины прямоугольника.

RoundRect(x1,y1,x2,y2,w,h)

Рисует прямоугольник со скругленными краями; (x1,y1) и (x2,y2) задают пару противоположных вершин, а w и h - ширину и высоту эллипса, используемого для скругления краев.

FillRect(x1,y1,x2,y2);

Заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных

вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.

MoveTo(x, y)

Переводит текущую точку в положение новое положение, в точку с координатами (x, y) (соответствует команде сместиться_в с поднятым пером для исполнителя Чертежник)

TextOut (x, y, text)

Выводит Text на экран. Начало текста в точке с координатами (x, y)

SetPixel(x,y,color)

Закрашивает цветом color точку с координатами (x, y)

SetPenColor(color)

Задает цвет рисования линий. Параметр color - число в промежутке от 0 до 2563-1.

SetPenStyle(ps)

Устанавливает стиль пера, задаваемый параметром ps.

Стиль пера

Значение

Описание

Вид линии

psSolid

Сплошная линия

---------------------------

psDot

Пунктирная линия

……………………..

psDash

Штриховая линия

- - - - - - - - - - - - - - -

psDashDot

Штрихпунктирная линия

psDashDotDot

Линия - штрих и два пунктира

psClear

Отсутствие линии

Arc(x,y,r,a1,a2

Рисует дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 - вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).

Pie(x,y,r,a1,a2)

Рисует сектор окружности, ограниченный дугой (параметры процедуры

имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc).

Chord(x,y,r,a1,a2)

Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре Arc)

FloodFill(x,y,color);

Заливает область одного цвета цветом color, начиная с точки (x,y).

SetBrushColor(color)

Устанавливает цвет кисти, задаваемый параметром color

SetBrushStyle(bs)

Устанавливает стиль кисти, задаваемый параметром bs.

Стили кисти задаются следующими именованными константами:



Практическая работа в PascalABC

SetFontColor(color);

Устанавливает цвет шрифта

SetFontSize(sz);

Устанавливает размер шрифта в пунктах.

SetFontName(name: string);

Устанавливает наименование шрифта

По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans

Serif. Наиболее распространенные шрифты - это Times, Arial и Courier

New. Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.

SetFontStyle(fs);

Устанавливает текущий стиль шрифта

Стили шрифта задаются следующими именованными константами:

fsNormal - обычный;

fsBold - жирный;

fsItalic - наклонный;

fsBoldItalic - жирный наклонный;

fsUnderline - подчеркнутый;

fsBoldUnderline - жирный подчеркнутый;

fsItalicUnderline - наклонный подчеркнутый;

fsBoldItalicUnderline - жирный наклонный подчеркнутый.

ClearWindow;

Очищает графическое окно белым цветом

ClearWindow(c);

Очищает графическое окно цветом (c).

SetWindowSize(w,h)

Устанавливает ширину и высоту графического окна

Модуль GraphABC содержит константы и функции для работы с цветами.

Тип ColorType, описывающий цвет, определен следующим образом:

type ColorType=integer;


Стандартные цвета задаются символическими константами:

clBlack - черный

clPurple - фиолетовый

clWhite - белый

clMaroon - темно-красный

clRed - красный

clNavy - темно-синий

clGreen - зеленый

clBrown - коричневый

clBlue - синий

clSkyBlue - голубой

clYellow - желтый

clCream - кремовый

clAqua - бирюзовый

clOlive - оливковый

clFuchsia - сиреневый

clTeal - сине-зеленый

clGray - темно-серый

clLime - ярко-зеленый

clMoneyGreen - цвет зеленых денег

clLtGray - светло-серый

clDkGray - темно-серый

clMedGray - серый

clSilver - серебристый

Для работы с цветами используются следующие функции.

function RGB(r,g,b: integer): ColorType; - возвращает целое значение, являющееся кодом цвета, который содержит красную, зеленую и синюю составляющие u1089 с интенсивностями R,G и B соответственно (R,G и B -целые в диапазоне от 0 до 255, причем, 0 соответствует минимальной

интенсивности, 255 - максимальной).

function GetRed(color: ColorType): integer; - выделяет красный цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255);

function GetGreen(color: ColorType): integer; - выделяет зеленый цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255);

function GetBlue(color: ColorType): integer; - выделяет синий цвет интенсивностью (целое число от 0 до 255).

Практическое задание- закрепление изученного материала.

По заданному рисунку закрасить слуховое окно на крыше домика.

В дальнейшем мы будем этот рисунок добавлять:

  • озеро(эллипс),

  • солнце с лучами,

  • дерево

  • и ваша фантазия.

Для дальнейшей работы с рисунком сохраните его в свой папке

Пример графической программы, рисующей изображение дома:

Program Domik;

uses graphABC; //подключение модуля graphABC

begin

SetWindowWidth(800); //ширина окна программы

SetWindowHeight(600); //высота окна программы

SetFontStyle(fsBold); //жирный стиль шрифта

SetFontSize(18); //размер шрифта

SetFontColor(clRed); //цвет шрифта

TextOut(100,100,'Домик'); //текст

Rectangle(200,300,600,600); //дом

Circle(400,225,40); //круг

SetBrushColor(clAqua); //цвет заливки окна

FillRect(300,400,500,500); //процедура заливки окна

Rectangle(300,400,500,500); //окно

Line(400,400,400,500); //окно

Line(300,450,500,450); //окно

Line(200,300,400,150); //крыша

Line(400,150,600,300); //крыша

Line(480,210,480,160); //труба

Line(480,160,520,160); //труба

Line(520,160,520,240); //труба

end.

Домашнее задание

Выполнить данную программу и разобрать функции.

Программа, рисующая фигурку:

Program Figurka;

uses GraphABC;

var w,r,c: integer;

begin

SetWindowSize(500,500); //задаѐм размер графического окна

SetPenWidth(3); //устанавливаем стиль пера

SetBrushColor(clFuchsia); //устанавливаем цвет кисти

Circle(225,160,50); //рисуем окружность

Line(225,160,225,180); //рисуем линии

Line(210,190,240,190);

Line(225,210,225,250);

Line(100,100,200,260);

Line(200,260,400,260);

Line(210,350,200,480);

Line(240,350,250,480);

Rectangle(200,230,250,350); //рисуем прямоугольник

SetBrushColor(clLime);

FillRect(0,480,500,500); //рисуем закрашенный прямоугольник

SetBrushColor(clWhite);

Circle(205,150,10);

Circle(245,150,10);

end.


© 2010-2022