- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Проектирование на компьютере в программе Blender»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Проектирование на компьютере в программе Blender»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барбашина О.Е. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 99
Кафедра естественно-математических дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
Директор МБОУ СОШ № 99 зам.директора по УВР на заседании кафедры
В.В. Ковалев ______Столповская Н.А. Протокол № от
«____»_________2014 г. «____» _________2014г «____»______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Проектирование на компьютере в программе Blender»
классы 6-7
Количество часов в неделю - 1 час, всего в год - 34 часов.
Составитель: учитель информатики
Барбашина Олеся Евгеньевна
Воронеж
2014 год
Пояснительная записка
Данный курс входит в состав внеурочной деятельности средней ступени школы. Рекомендуемые профили - естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организации.
Цели, задачи и образовательные результаты
Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения.
Для этого решаются следующие задачи:
-
ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров;
-
овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами;
-
обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий;
-
овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов;
-
индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования.
Задачи решаются посредством:
-
проведение теоретических и практических занятий по тематике курса;
-
выборы различных заданий для самостоятельной работы;
-
углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
-
самостоятельного выбора учениками объекта проектирования, разработки и публичной защиты проекта;
-
использование в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов;
-
выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов
Планируемые результаты обучения
У учащихся должно сложиться представление о:
-
эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);
-
задачах и основных этапах проектирования;
-
общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
-
основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Blender;
-
основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах;
-
путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования.
Участие в занятиях должно помочь учащимся:
-
понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды;
-
повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;
-
повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.
Учащиеся будут знать:
-
характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений;
-
основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;
-
основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на принтере;
-
принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе Blender, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
-
основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
-
системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование;
-
принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
-
приемы формирования криволинейных поверхностей;
-
особенности системного трехмерного моделирования;
-
приемы моделирования материалов.
Учащиеся будут уметь:
-
использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Blender;
-
создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
-
использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования.
Учащиеся приобретут навыки:
-
построения композиции при создании графических изображений;
-
использования меню, командной строки, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Blender;
-
нанесение размеров на чертеж;
-
работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе трехмерного моделирования;
-
создание криволинейных поверхностей моделей объектов;
-
проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
-
работы в группе над общим проектом.
Тематический план курса
Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю. В рамках курса общим объемом 68 часов предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока
Разделы
Темы
Кол-во часов
1. Введение
1
Введение в программу Blender
1
2
Интерфейс программы Blender
1
3
Основные типы документов
1
4
Электронный учебник в программе Компас 3D
1
5
Единицы измерения и системы координат
1
6
Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств.
1
7
Компактная панель
1
2. Геометрические объекты
1
Инструментальная панель
1
2
Инструмент «отрезок»
1
3
Инструмент «окружность»
1
4
Инструмент «вспомогательная прямая»
1
5
Инструмент «дуга»
1
6
Инструменты «фаска и скругление»
1
7
Самостоятельная работа по теме «Геометрические объекты»
1
3. Создание объектов
1
Глобальные привязки
1
2
Локальные привязки
1
3
Практическая работа по теме «Построение геометрических деталей»
1
4
Лекальные кривые
1
5
Сопряжение
1
6
Общие сведения о размерах
1
7
Самостоятельная работа по теме «Постановка размеров»
1
4. Редактирование
1
Редактирование детали
1
2
Операции «сдвиг» и «копирование»
1
3
Операция «Удаление части объекта»
1
4
Операция «Симметрия»
1
5
Операция «Масштабирование»
1
6
Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали»
1
5. Создание чертежей
1
Управление листами
1
2
Текстовый редактор
1
3
Практическая работа по теме «Текстовый редактор»
1
4
Работа с таблицами
1
5
Практическая работа по теме «Работа с таблицами»
1
6
Общие сведения о печати графических документов
1
7
Зачет по теме «Моделирование в программе Blender»
1
7 класс
№ урока
Разделы
Темы
Кол-во часов
1
Повторение основных понятий в программе Blender
1
1. Трехмерное моделирование
1
Общие принципы моделирования
1
2
Основные термины моделирования
1
3
Эскизы, контуры, операции
1
4
Моделирование деталей
1
5
Дерево модели
1
6
Редактирование в дерево модели
1
7
Панель редактирования детали
1
8
Операция выдавливания
1
9
Практическая работа по теме «Операция Выдавливания»
1
10
Операция «вырезать выдавливанием»
1
11
Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование.
1
12
Операция «ребро жесткости»
1
13
Операция «зеркальный массив»
1
14
Практическая работа по теме «Редактирование детали»
1
15
Создание тел вращения
1
2. Создание рабочего чертежа
1
Выбор главного вида детали
1
2
Ассоциативные виды
1
3
Примы работы с ассоциативными видами
1
4
Построение ассоциативных видов
1
5
Построение простых разрезов
1
6
Построение сложных разрезов
1
7
Местный разрез
1
8
Вид с разрывом
1
9
Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа»
1
10
Создание кинематического элемента
1
11
Построение элементов по сечениям
1
12
Практическая работа по теме «Построение элементов по сечениям»
1
13
Построение пространственных кривых
1
3.Библиотеки
1
Использование менеджера-библиотек
1
2
Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений
1
3
Заполнение спецификации
1
4
Импорт и экспорт графических документов. Печать
1
5
Зачет (по курсу Компас 3D)
1
Содержание курса
6 класс
I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов)
Основное содержание
Введение в программу Blender. Интерфейс программы Blender. Основные типы документов. Электронный учебник в программе Blender. Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 3ч., практические работы - 4ч.
II Геометрические объекты. (7 часов).
Основное содержание
Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты «фаска и скругление».
Формы организации учебных занятий
Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., самостоятельная работа - 1ч.
III Создание объектов (7 часов)
Основное содержание
Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., самостоятельная работа - 1ч.
IV Редактирование (6 часов)
Основное содержание
Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция «Масштабирование».
Редактирование детали.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 1ч., практические работы - 4ч., самостоятельная работа - 1ч.
V Создание чертежей (7 часов)
Основное содержание
Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о печати графических документов.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., зачет - 1ч.
7 класс
I Трехмерное моделирование (15 часов)
Основное содержание
Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 2ч., практические работы - 11ч., самостоятельная работа - 2ч.
II Создание рабочего чертежа (13часов)
Основное содержание
Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов. Построение простых разрезов. Построение сложных разрезов.
Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента. Построение элементов по сечениям. Построение пространственных кривых.
Формы организации учебных занятий
Лекции - 1ч., практические работы - 10ч., самостоятельная работа - 2ч.
III Библиотеки (5 часов)
Основное содержание
Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации. Импорт и экспорт графических документов. Печать.
Формы организации учебных занятий
Лекции -2ч., практические работы - 2ч., зачет - 1ч.
Методы преподавания и учения
Предполагается использовать:
-
лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;
-
практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;
-
индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая).
Формы контроля
Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах школьных проектов.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и на сколько они сформировались.
Литература
1. Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических работ в системе Blender»
2. Электронный учебник «Обучение Blender» - издательство ООО «Медиа - Сервис 2005».
3. И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
4. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса. Пособие для учащихся. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
6. Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. - М.: «Вентана - Граф», 1997.
7. Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки - задания по черчению в 2 ч. - М.: Просвещение, 2002.
9. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение: Учебник для7 - 8 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996.
10. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1986.
11. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. - М.: Школа - Пресс, 1999.
12. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.