РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Проектирование на компьютере в программе Blender»

Данный курс входит в состав внеурочной деятельности средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 99

Кафедра естественно-математических дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»

Директор МБОУ СОШ № 99 зам.директора по УВР на заседании кафедры

В.В. Ковалев ______Столповская Н.А. Протокол № от

«____»_________2014 г. «____» _________2014г «____»______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Проектирование на компьютере в программе Blender»

классы 6-7

Количество часов в неделю - 1 час, всего в год - 34 часов.

Составитель: учитель информатики

Барбашина Олеся Евгеньевна



Воронеж

2014 год



Пояснительная записка


Данный курс входит в состав внеурочной деятельности средней ступени школы. Рекомендуемые профили - естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организации.


Цели, задачи и образовательные результаты


Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения.

Для этого решаются следующие задачи:

  1. ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров;

  2. овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами;

  3. обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий;

  4. овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов;

  5. индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования.

Задачи решаются посредством:

  1. проведение теоретических и практических занятий по тематике курса;

  2. выборы различных заданий для самостоятельной работы;

  3. углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;

  4. самостоятельного выбора учениками объекта проектирования, разработки и публичной защиты проекта;

  5. использование в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов;

  6. выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов

Планируемые результаты обучения

У учащихся должно сложиться представление о:

  1. эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);

  2. задачах и основных этапах проектирования;

  3. общих вопросах построения композиции и технического дизайна;

  4. основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Blender;

  5. основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах;

  6. путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования.

Участие в занятиях должно помочь учащимся:

  1. понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды;

  2. повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;

  3. повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.

Учащиеся будут знать:

  1. характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений;

  2. основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;

  3. основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на принтере;

  4. принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе Blender, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;

  5. основные методы моделирования графических объектов на плоскости;

  6. системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование;

  7. принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;

  8. приемы формирования криволинейных поверхностей;

  9. особенности системного трехмерного моделирования;

  10. приемы моделирования материалов.

Учащиеся будут уметь:

  1. использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Blender;

  2. создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;

  3. использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования.

Учащиеся приобретут навыки:

  1. построения композиции при создании графических изображений;

  2. использования меню, командной строки, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Blender;

  3. нанесение размеров на чертеж;

  4. работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе трехмерного моделирования;

  5. создание криволинейных поверхностей моделей объектов;

  6. проектирования несложных трехмерных моделей объектов;

  7. работы в группе над общим проектом.

Тематический план курса


Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю. В рамках курса общим объемом 68 часов предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.

Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы.

Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.


Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ урока

Разделы

Темы

Кол-во часов

1. Введение

1

Введение в программу Blender

1

2

Интерфейс программы Blender

1

3

Основные типы документов

1

4

Электронный учебник в программе Компас 3D

1

5

Единицы измерения и системы координат

1

6

Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств.

1

7

Компактная панель

1

2. Геометрические объекты

1

Инструментальная панель

1

2

Инструмент «отрезок»

1

3

Инструмент «окружность»

1

4

Инструмент «вспомогательная прямая»

1

5

Инструмент «дуга»

1

6

Инструменты «фаска и скругление»

1

7

Самостоятельная работа по теме «Геометрические объекты»

1

3. Создание объектов

1

Глобальные привязки

1

2

Локальные привязки

1

3

Практическая работа по теме «Построение геометрических деталей»

1

4

Лекальные кривые

1

5

Сопряжение

1

6

Общие сведения о размерах

1

7

Самостоятельная работа по теме «Постановка размеров»

1

4. Редактирование

1

Редактирование детали

1

2

Операции «сдвиг» и «копирование»

1

3

Операция «Удаление части объекта»

1

4

Операция «Симметрия»

1

5

Операция «Масштабирование»

1

6

Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали»

1

5. Создание чертежей

1

Управление листами

1

2

Текстовый редактор

1

3

Практическая работа по теме «Текстовый редактор»

1

4

Работа с таблицами

1

5

Практическая работа по теме «Работа с таблицами»

1

6

Общие сведения о печати графических документов

1

7

Зачет по теме «Моделирование в программе Blender»

1

7 класс


№ урока

Разделы

Темы

Кол-во часов

1

Повторение основных понятий в программе Blender

1

1. Трехмерное моделирование

1

Общие принципы моделирования

1

2

Основные термины моделирования

1

3

Эскизы, контуры, операции

1

4

Моделирование деталей

1

5

Дерево модели

1

6

Редактирование в дерево модели

1

7

Панель редактирования детали

1

8

Операция выдавливания

1

9

Практическая работа по теме «Операция Выдавливания»

1

10

Операция «вырезать выдавливанием»

1

11

Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование.

1

12

Операция «ребро жесткости»

1

13

Операция «зеркальный массив»

1

14

Практическая работа по теме «Редактирование детали»

1

15

Создание тел вращения

1

2. Создание рабочего чертежа

1

Выбор главного вида детали

1

2

Ассоциативные виды

1

3

Примы работы с ассоциативными видами

1

4

Построение ассоциативных видов

1

5

Построение простых разрезов

1

6

Построение сложных разрезов

1

7

Местный разрез

1

8

Вид с разрывом

1

9

Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа»

1

10

Создание кинематического элемента

1

11

Построение элементов по сечениям

1

12

Практическая работа по теме «Построение элементов по сечениям»

1

13

Построение пространственных кривых

1

3.Библиотеки

1

Использование менеджера-библиотек

1

2

Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений

1

3

Заполнение спецификации

1

4

Импорт и экспорт графических документов. Печать

1

5

Зачет (по курсу Компас 3D)

1


Содержание курса

6 класс

I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов)

Основное содержание

Введение в программу Blender. Интерфейс программы Blender. Основные типы документов. Электронный учебник в программе Blender. Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 3ч., практические работы - 4ч.

II Геометрические объекты. (7 часов).

Основное содержание

Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты «фаска и скругление».

Формы организации учебных занятий

Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., самостоятельная работа - 1ч.

III Создание объектов (7 часов)

Основное содержание

Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., самостоятельная работа - 1ч.

IV Редактирование (6 часов)

Основное содержание

Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция «Масштабирование».

Редактирование детали.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 1ч., практические работы - 4ч., самостоятельная работа - 1ч.

V Создание чертежей (7 часов)

Основное содержание

Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о печати графических документов.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 1ч., практические работы - 5ч., зачет - 1ч.

7 класс


I Трехмерное моделирование (15 часов)

Основное содержание

Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 2ч., практические работы - 11ч., самостоятельная работа - 2ч.

II Создание рабочего чертежа (13часов)

Основное содержание

Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов. Построение простых разрезов. Построение сложных разрезов.

Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента. Построение элементов по сечениям. Построение пространственных кривых.

Формы организации учебных занятий

Лекции - 1ч., практические работы - 10ч., самостоятельная работа - 2ч.

III Библиотеки (5 часов)

Основное содержание

Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации. Импорт и экспорт графических документов. Печать.

Формы организации учебных занятий

Лекции -2ч., практические работы - 2ч., зачет - 1ч.

Методы преподавания и учения


Предполагается использовать:

  1. лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;

  2. практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;

  3. индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая).

Формы контроля


Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах школьных проектов.

Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и на сколько они сформировались.





Литература

1. Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических работ в системе Blender»

2. Электронный учебник «Обучение Blender» - издательство ООО «Медиа - Сервис 2005».

3. И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

4. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Черчение: Учеб. Пособие для уч-ся 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров. Рабочая тетрадь по черчению для 8 класса. Пособие для учащихся. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

6. Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. Черчение. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4. - М.: «Вентана - Граф», 1997.

7. Н. А. Гордиенко, В.В. Степакова. Черчение: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.

8. В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др. карточки - задания по черчению в 2 ч. - М.: Просвещение, 2002.

9. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. Черчение: Учебник для7 - 8 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1996.

10. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1986.

11. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. - М.: Школа - Пресс, 1999.

12. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.


© 2010-2022