Программа дополнительного образования предметный кружок по информатике «Юный информатик»

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

  1. Программа дополнительного образования

  2. Предметный кружок по информатике

  3. «Юный информатик»


8 класс

на 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Концепция, лежащая в основе курса, исходит из необходимости последовательного и- систематического введения базовых понятий современной информатики (цепочки, мешки, утверждения и т. д., операций над ними) на наглядном, доступном для учащегося материале. Важное место занимают понятия, относящиеся к дискретным процессам - программам и их выполнению, математическим играм. Существенное внимание уделяется развитию логического языка и фиксации правил деятельности, общих и понятных для ученика и учителя.

При этом основной корпус примеров и приложений курса непосредственно связан с содержанием интеллектуальных курсов начальной школы - языка, математики, естествознания. Языковые объекты и закономерности языков становятся предметом систематического изучения. Естественнонаучные понятия и методы становятся доступнее при работе в виртуальной лаборатории.

Цели обучения и ожидаемые результаты

Целью курса является:

  1. Освоение базовой системы понятий современной информатики и операционных умений, в том числе языковой деятельности и моделей рассуждений.

  2. Формирование у учащихся информационной культуры, многие элементы которой должны войти именно в начальное образование.

Информационная культура - это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным

образом. Это понятие находится в ряду таких понятий, как художественная культура, культура поведения и т. п. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов и программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести, записную книжку.

Планируемый результат обучения - формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе - учебный) контекст деятельности учащегося.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

  • получать информацию из наблюдений, при общении;

  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое

и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно - следственных связях;

  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения,- графические работы);

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Основные принципы построения курса

Концепция данного курса состоит в том, чтобы последовательно и систематически знакомить детей с основными понятиями современной информатики и математики. При этом курс должен быть доступен и интересен учащимся начальной школы. Чтобы реализовать две эти непростые задачи, в основу курса были положены следующие принципы:

  • Введение понятий современной информатики и математики на наглядном графическом и телесном материале;

  • Ясно и явно вводимые правила игры, одинаково понимаемые учителем и всеми учащимися;

  • Использование человеческих языков как основной области реальных приложений информационных конструкций,

  • Проектная деятельность.

Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. Задача, которая ставится с первых занятий перед учителем и детьми, - договориться о правилах игры, т.е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. Во всем курсе необходимо ясное и явное понимание этих правил детьми. Такие правила часто считаются в школе самоочевидными и потому несущественными, хотя при этом часто служат причиной учебной неутешности. Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно решенная задача, - важнейший элемент всего учебного процесса.

Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе, - это освоение языка. В ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, понятным и одинаковым для всех детей, учителя и заинтересованного родителя.

Необходимо дать ученикам свободу самостоятельной работы, самостоятельного исследования. Это позволит детям учиться и развивать свои способности более мотивированно, и эффективно, чем при традиционной жесткой регламентации (где ученику отводится роль пассивного сосуда, заполняемого готовым содержимым).

Еще одна важная особенность курса - наличие обширных межпредметных связей. Основной корпус примеров и приложений курса непосредственно связан с содержанием основных курсов начальной школы - языком, математикой, окружающим миром. Изучение курса поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире.

Курс поддерживает два важных, взаимодополняющих вида деятельности учащихся на занятие - учебную и проектную. Соответственно в рамках курса предполагается проведение занятий двух типов - обычных и проектных. Эти два типа занятия отличаются как целеполаганием, так и формами организации активности учащихся.

Основная учебная деятельность протекает всегда только в рамках явно введенных правил игры, материал вводится последовательно и систематически. Это позволяет строить работу в рамках «искусственной среды» - по формальным правилам и законам. Общие для всех правила игры дают возможность учащемуся и учителю быть в равной степени компетентными в рамках каждой конкретной учебной ситуации. В результате учащемуся всегда понятна учебная задача («что нужно сделать») и используемые учебные средства («с помощью чего это сделать»). Основная форма проведения такого занятия - самостоятельная работа учащегося с материалом в бумажном и электронном виде, где учитель выступает в роли консультанта в сложных случаях и организатора общего обсуждения. При такой форме занятия учащийся осваивает знания в процессе активной деятельности, протекающей в рамках правил игры. Именно на обычных занятиях в процессе решения задач на интуитивном уровне закладываются основы серьезного информатического и математического знания: научные понятия, свойства, методы и способы деятельности.

На занятиях учащиеся работают как с бумажным так и компьютерным компонентами.

Теоретическая информация вводится при помощи наглядных визуальных примеров -это новые объекты, понятия, свойства и действия. Задачи на бумажном носителе предназначены в основном для закрепления понимания определений и понимания общих «правил игры» - правил работы с курсом. Каждая задача в бумажном компоненте содержит все необходимые заготовки для оформления решения, поскольку предполагается решение задач учащимися- непосредственно на бумажном носителе. Компьютерный компонент содержит комплекс заданий по темам курса, а также заданий, предназначенных для последовательного знакомства с инструментами, используемыми для работы с компьютерными занятиями. Бумажный и компьютерный компоненты объединены общей лексикой, общим набором инструментов (в рамках применимости) и общей системой понятий. Это позволяет учащимся легко переходить от одного компонента к другому (тем самым от одного вида деятельности к другому).

В отличие от обычных занятий, каждый проектное занятие представляет собой решение одной информационной задачи - практической или прикладной.

Поскольку практические и прикладные информационные задачи отличаются от учебных, то изменяется и специфика деятельности учащихся на таком занятие.

Во-первых, практические информационные задачи часто имеют большой объем и в одиночку учащимся с ними не справиться. Поэтому проекты часто выполняются в группе. Во- вторых, средства и методы деятельности проектного занятия заранее не оговариваются. При решении проектных задач ребята используют свои знания, полученные на основных занятиях (понятия, свойства, общие методы), но приемы работы и средства, в том числе и средства ИТ, они выбирают сами (конечно, при содействии учителя). Таким образом, деятельность ребят при' решении проектных задач ограничена только постановкой задачи. Даже более того, в некоторых проектах ребята в ходе выполнения проекта сами уточняют и изменяют постановку задачи. Таким образом, если при решении учебной задачи главный критерий правильности решения достаточно прост -соответствие условиям и следование правилам игры, то при решении проектной задачи критерии правильности решения размыты, вплоть до того, что результатом выполнения проекта становится новое целеполагание - приобретение новых знаний и планирование нового проекта.

Важной частью проектной работы для учащегося становится необходимость организации собственной и групповой работы, коммуникация с другими детьми группы, умение договориться, умение правильно оценить и применить результат своей и чужой работы и пр. Таким образом, организация работы в проекте становится важной составляющей учебного процесса.

Занятия в рамках данного курса разработаны так, чтобы на каждом занятие виды деятельности учащегося чередовались. Почти на всех занятиях дети некоторое время работают за партой с раздаточными материалами и некоторое время за компьютером (с компьютерными занятиями, проектами или другими программными продуктами).

Общая характеристика курса


В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объема, причем мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школы является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. Под ИКТ-компетентностью подразумевается способность решать задачи, связанные с обработкой информации и коммуникацией (в частности, большинство задач, стоящих перед учащимся в школе) с адекватным применением массово распространенных ИКТ-инструментов и широко доступных информационных источников. ИКТ-компетентность позволяет человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. К ИКТ-компетентности относится умение пользоваться источниками информации - справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

В соответствии с основной задачей изучения курса информатики в начальной школе формируется и содержание курса. В нем условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры. Вводимые понятия соответствуют основным математическим и информатическим понятиям, которые в свою очередь имеют метапредметный характер и находят свое отражение во всех учебных курсах. К числу таких понятий относятся: бусина (атомарный объект), цепочка (конечная последовательность), мешок (конечное мультимножество), дерево (ветвящаяся структура), таблица.

  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы. Данные действия и процессы имеют метапредметный характер и выполняются детьми в разных учебных дисциплинах, а также при решении практических задач. К числу таких действий относятся: поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, поиск соответствия между объектами - соединение объектов в пары, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции (в том числе программы или алгоритма) и другие.

  • Основные информационные методы. Данные методы также имеют метапредметный характер и могут использоваться при решении любых задач, в особенности практических задач, встающих перед ребенком в повседневной жизни. К числу таких методов относятся: метод перебора (полного или систематического), метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах. Содержание всех понятий раскрывается в ходе решения ребенком большого числа задач. Учебные тексты не предназначены для заучивания, практическая деятельность с объектами всегда предшествует обобщению в виде словесных формулировок.

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который реализуется с учетом специфики учебного предмета. Системно-деятельностный подход реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных способов учебной деятельности. Наиболее продуктивными на занятиеах информатики оказываются два вида учебной деятельности: самостоятельная работа учащихся в рамках общих договоренностей (работа по правилам) и проектная деятельность. Формирование умения работать по правилам играет важную роль не только в обучении ребенка (особенно в обучении информатике), но и в его жизни. К этой сфере относятся: умение следовать правилам в повседневной жизни (правилам дорожного движения, режиму дня, расписанию занятий и т. д.), умение выполнять регламентированные учебные действия, лежащие в основе УУД, умение выполнять инструкции, в том числе формальные алгоритмы и программы на занятиях информатики.

Кроме самостоятельной ценности работа по правилам позволяет реализовать на занятиях информатики компетентностный подход к обучению, который включает формирование высокой степени компетентности в рамках курса, достаточной для самостоятельной работы учащегося по решению задач. Компетентность учащегося в рамках курса достигается за счет явного введения общих договоренностей (правил игры) - всех понятий, возможных действий и ограничений. Самостоятельная работа учащихся с курсом позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося. При возникновении проблем в решении задачи учащийся результативно сотрудничает с учителем, обращаясь к нему за консультацией, вступая в равноправный диалог. Компетентность учащегося в рамках задачи позволяет ему высказывать свои идеи, предлагать новые способы решения задачи. В такое обсуждение часто включается весь класс.

Другой вид организации учебной деятельности, который подходит для занятий информатики - проектная деятельность. Это деятельность (чаще групповая) ребят по решению практической информационной задачи. Выполнение проектов позволяет детям достичь значимых для них результатов, мотивируют приобретение новых знаний, развивают коммутативные и регулятивные умения и навыки.

Содержание учебной программы


  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 2 час.

Растровая графика. Форматы файлов растровой графики. Назначение программы Paint. Рабочее окно программы.


  1. ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ PAINT - 6 час.

Назначение команд меню. Настройка рабочего окна, установка атрибутов рисунка. Палитра инструментов. Настройка свойств инструмента. Цветовая палитра. Создание дополнительных цветов.


  1. РИСУНКИ, ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ - 8 час.

Атрибуты рисунка. Инструменты свободного рисования. Прямые линии и кривые. Установка свойств, рисование стандартных фигур и их комбинаций. Способы создания и работы с текстом. Метод вспомогательных построений. Метод последовательных укрупнений.


  1. РЕДАКТИРОВАНИЕ РАСТРОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ФОТОГРАФИЙ - 10 час.

Инструменты выделения части или всего изображения. Создание собственной кисти. Работа с двумя окнами программы Paint. Оформление и редактирование растровых изображений и фотографий. Коллажи.


  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ WORD ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ PAINT - 10 час.

Работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы Word. Панель инструментов программы Word. Использование стандартных фигур. Изменение свойств стандартных фигур. Добавление тени или объема. Расширенные возможности вариантов заливки.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов:

теория

практика

всего

Вводное занятие

1

1

2

Растровая графика. Форматы файлов растровой графики. Назначение программы Paint. Рабочее окно программы.

1

1

2

Интерфейс программы Paint

2

3

5

Назначение команд меню. Настройка рабочего окна, установка атрибутов рисунка

1

1

2

Палитра инструментов. Настройка свойств инструмента. Цветовая модель RGB. Создание дополнительных цветов.

1

2

4

Рисунки, поздравительные открытки

4

4

8

Атрибуты рисунка. Инструменты свободного рисования

1

1

2

Прямые линии и кривые. Установка свойств, рисование стандартных фигур и их комбинаций. Метод последовательных укрупнений.

1

1

2

Способы создания и работы с текстом. Метод вспомогательных построений.

2

2

4

Редактирование растровых изображений и фотографий

5

5

10

Инструменты выделения части или всего изображения. Создание собственной кисти. Работа с двумя окнами программы Paint.

2

2

4

Оформление и редактирование растровых изображений и фотографий.

2

2

4

Коллажи

1

1

2


Использование программы Word для расширения возможностей программы Paint

5

5

10

Работа с двумя окнами разных программ: программы Paint и программы Word. Панель инструментов программы Word

2

2

4

Использование стандартных фигур. Изменение свойств стандартных фигур.

2

2

4

Добавление тени или объема. Расширенные возможности вариантов заливки.

1

1

2


ИТОГО:

18

18

35


© 2010-2022