- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по моделированию
Рабочая программа по моделированию
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Е.Ю. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20» города Чебоксары Чувашской Республики
«Принято»
на заседании ШМО _________________________
(протокол от___________20____г. №1)
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________________
_______________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №20»
г. Чебоксары
________Л.В.Леванова
Приказ от _______________20____г.
№ ______
Рабочая программа элективного курса
Название курса «Компьютерное моделирование»
Классы_10, 11 базовый
Учитель_Петрова Елена Юрьевна
Количество часов на 2013-2014 учебный год 34 ч.
Программа составлена на основе А.В. Копыльцов» Компьютерное моделирование. Сферы и границы применения» Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область Информатика/ Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров - М.: ВИТА - ПРЕСС. 2004
Пояснительная записка.
-
Цель и задачи курса
Человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов и явлений в различных областях. Результаты чего служат для определения и улучшения характеристик реальных объектов и процессов; для понимания сути и выработки умения приспосабливаться или управлять ими; для конструирования новых объектов или модернизации старых. Моделирование помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности.
Понятие «компьютерного моделирования» вводится для того, чтобы отразить использование в этом процессе мощного современного средства переработки информации - компьютера, благодаря чему не только существенно расширяются области применении я моделирования, но и обеспечивается всесторонний анализ получаемых результатов.
Цель курса: научить учащихся:
-
строить информационные модели объектов и процессов из предметной области физика;
-
разрабатывать компьютерные модели с использованием языка программирования Паскаль, а также электронных таблиц Microsoft Excel;
-
проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
-
формировать и развивать исследовательские навыки учащихся.
В данном курсе учащиеся знакомятся с основами компьютерного моделирования, у них формируется представление о понятии модели, моделирования, видов моделей. Это необходимо для того, чтобы, проводя исследование, была выбрана правильно и эффективно использована подходящая для каждой модели программная среда и соответствующий инструментарий.
Кроме того, в данном курсе учащиеся знакомятся с основными этапами моделирования. Как мы знаем, первым этапом любого исследования является постановка задачи, которая определяется заданной целью. От того как мы понимаем цель моделирования, зависит и вид модели, и выбор программной среды и получаемые результаты.
На конкретных примерах моделей из разных школьных предметов (математики, физики, геометрии, биологии и др.) учащиеся научатся технологии моделирования. Для этого будут использоваться различные программные среды: графические и текстовые редакторы, базы данных, электронные таблицы.
Учитывая, большие возможности среды электронных таблиц в курсе введен раздел, посвященный технологии моделирования всевозможных задач в этой среде. Тому есть несколько причин:
Во-первых, электронные таблицы одна из самых распространенных программных сред общего назначения и владение технологией работы в ней является одним из показателей информационной культуры человека.
Во-вторых, существует большое разнообразие задач, которые достаточно просто решать в этой среде, главное - связать параметры, описывающие объект, процесс или явление математическими соотношениями.
В-третьих, технология работы в электронных таблицах проста и результаты появляются практически мгновенно.
Главное чему должны научиться учащиеся на примере данного курса в целом - это понять саму идею моделирования и придерживаться схемы моделирования (этапов моделирования). В заключении исследовательская деятельность, проекты.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. На изучение курса «Компьютерное моделирование» в каждом классе старшей школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 68 часов: в 10 классе - 34 ч., в 11 классе -34 ч..
-
Требования к знаниям и умениям
Уч-ся должны знать:
- понятие модели, моделирования;
- признаки классификации, виды моделей;
- этапы моделирования;
- понятие геометрической модели;
- понятие математической и физической моделей;
- понятие структурной и логической моделей;
- понятие информационной и словесной моделей;
- принцип и идею моделирования.
должны уметь:
- классифицировать модели;
- конструировать;
- создавать словесные и информационные модели;
- создавать математические и физические модели;
- создавать блок-схемы;
- решать задачи моделирования;
- создавать формулы;
- моделировать в различных программных средах.
1.3. Контроль знаний учащихся
Контроль знаний учащихся осуществляется через устный и письменный опрос, компьютерное тестирование, через проверку домашнего задания, а также проведение самостоятельных, практических, лабораторных и проектных работ.
1.4. Критерии оценок
Критерии оценки теоретического материала:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии оценки практического задания:
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
1.5. Предпочтительные форма работы педагогов
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной работы. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Для развития исследовательских и творческих способностей учащихся при изучении отдельных тем возможно использование метода проектов. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Содержание программы
10 класс(34ч)
Модель. Классификация моделей. Виды моделей. Моделирование.
-
Моделирование как метод познания.
-
Системный подход в моделировании.
-
Модели материальные и модели информационные.
-
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
-
Геометрические модели
-
Словесные модели
-
Математическая модель
-
Структурные модели
-
Логические модели
-
Модели логических устройств: Логические схемы сумматора и триггера.
11 класс(34ч)
Построение и исследование информационных моделей c использованием электронных таблиц
-
Исследование физических моделей
-
Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.
-
Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.
-
Вероятностные модели: Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло.
-
Биологические модели развития популяций:
-
Оптимизационное моделирование в экономике:
-
Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
-
Экспертные системы распознавания химических веществ:
-
Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Excel.
-
Информационные модели управления объектами:
Учебно-тематический план
10 класс
№№
Тема занятия
кол-во часов
Тип урока
Форма контроля
Примечание, коррективы
Модель. Классификация моделей. Виды моделей. Моделирование.(32ч)
1
Моделирование как метод познания.
1
Комб.
2
Системный подход в моделировании.
1
Комб.
3 -4
Модели материальные и модели информационные.
2
Комб.
5
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
Комб.
с/р
6 - 7
Геометрические модели
2
Комб.
ПР «Модели геометрических фигур»
8 - 11
Графические модели
4
Комб.
ПР «Создание графиков и диаграмм»
12 - 13
Словесные модели
2
Комб.
ПР «Создание словесных моделей с помощью текстовых редакторов»
14 - 15
Математическая модель
2
Комб.
ПР «Создание и редактирование математических моделей»
16 - 18
Структурные модели
3
Комб.
ПР «Программное обеспечение для создания структурных моделей»
19 - 22
Логические модели
4
Комб.
23 - 27
Модели логических устройств: Логические схемы сумматора и триггера
5
Комб.
с/р
28 - 30
Зачетный проект по теме «виды моделей»
3
Комб.
ПР «Создание различных видов моделей одного объекта»
31 - 34
Защита проектов
2
Комб.
Резерв
2
11 класс
№№
Тема занятия
кол-во часов
Тип урока
Форма контроля
Примечание, коррективы
Повторение тем: Модель. Моделирование.(3ч)
1
Модели материальные и модели информационные.
1
Комб.
2
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
1
Комб.
3
Классификация моделей. Виды моделей.
1
Комб.
Построение и исследование информационных моделей c использованием электронных таблиц
4 - 5
Исследование физических моделей
2
Комб.
6 - 8
Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.
3
Комб.
ПР «Движение тела брошенного под углом к горизонту»
9 - 12
Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.
4
Комб.
ПР «Приближенное решение уравнений в электронных таблицах»
ПР «Проект «Метод Монте-Карло»
13 - 14
Вероятностные модели:
2
Комб.
с/р
15 - 16
Биологические модели развития популяций:
2
Комб.
ПР «Проект «Численность популяций»
17 - 18
Оптимизационное моделирование в экономике:
2
Комб.
ПР «Проект «Оптимизация раскроя»
19 - 22
Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
4
Комб.
ПР «Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах»
23 - 24
Экспертные системы распознавания химических веществ:
2
Комб.
ПР « Проект « Распознавание удобрений»»
25 - 26
Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Excel.
2
Комб.
ПР «Геоинформационные модели в электронных таблицах»
27 - 28
Информационные модели управления объектами:
2
Комб.
ПР «Информационные модели управления объектами»
29 - 31
Проектная работа на создание моделей
3
Комб.
ПР «Создание моделей на свободную тему»
32 - 33
Защита проектов
2
Резерв
1