Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс (базовый курс)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа 10-11кл (базовый курс)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологи­ческих, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы ориентирован прежде всего на учащихся-гуманитариев. При этом сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии являются представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств. Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит по преимуществу системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: «Информационные процессы», «Информационные модели» и «Информационные основы управления». В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значи­тельное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности это дает возможность сформировать методологию ис­пользования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Обучение информатике в общеобразовательной школе (базовый уровень) целесообразно организовать «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем, на следующей ступени обучения, изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе. Таких «витков» может быть несколько. В базовом уровне старшей школы (10-11классы) это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

На предмет, изучаемый на общеобразовательном базовом уровне, в федеральном базисном учебном плане отводится 1 час в неделю, всего 70 часов на два года обучения. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнение работ компьютерного практикума и решение задач. Практикум ориентирован на свободно распространяемое программное обеспечение. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, так как зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет). В отдельных темах выделено время на проектную деятельность обучающихся.


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

Знать /понимать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

Уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни:

  • для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


Календарно-тематический план.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе рекомендаций:


  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИТ (базовый курс)

  • Н. Д. Угринович «Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы» Москва, БИНОМ, 2008г


Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»


Тематический раздел

Автор. программа

(Угринович)

Вариант учителя

Прмечание

10кл

11кл

1

Информация. Информационные процессы

10

8


2ч в проект. деят-ть.(10кл)

2

Компьютер и программное обеспечение.

7


7


3

Информационные технологии

18

12


6 ч. на проект. деят-ть (11кл)

4

Технологии хранения, поиска и сортировки информации. Базы данных

10


8

2ч в проект. деят-ть.(11кл)

5

Моделирование и формализация

7


7


6

Коммуникационные технологии

12

10


2 ч. на проект. деят-ть (10кл)

7

Основы социальной информатики

3


3


8

Повторение.

Проектная деятельность.

3

1

2


4

8

Итого

70

35

35



Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса.

Из тем «Информация. Информационные процессы» и «Информационные технологии» выделены часы на проектную деятельность 3часа в 10класск и 6 часов в 11классе соответственно.

Предполагается проведение следующих проектов:

  • Интернет - добро или зло? (сетевой проект, среда Wiki);

  • Связанные одной сетью (сетевой проект, среда Wiki, Google);

  • Жизнь замечательных идей /людей (локальный индивидуальный проект)

  • Информационное общество(сетевой проект)


10класс (1час в неделю, всего 34час.)


Контрольных работ - 1, Практических работ - 9, Творческих проектов - 2


№ урока

тема урока

теория

практика

Д/З

контроль

Информация и информационные процессы - 8час.

Знать:

Уметь:

  • содержание понятия «информатика»;

  • различные виды информации; свойства информации;

  • единицы измерения информации;

  • понятие кода и кодирования;

  • различные способы кодирования информации;

  • формы представления информации;

  • основные понятия систем счисления: определение, основание, правила арифметики; взаимосвязь систем счисления.

  • приводить примеры различных видов информации;

  • приводить примеры различных форм представления информации;

  • приводить примеры различных видов носителей информации;

  • приводить примеры различных способов хранения информации.

  • приводить примеры различных способов кодирования информации;

  • решать задачи на измерение информации;

  • выполнять простейшие арифметические операции в двоичной системе счисления; переводить из одной системы счисления в другую.

1

Введение в информатику.

Информатика как предмет и как область человеческой деятельности. Информация и информационные технологии. Информация. Виды и свойства. Информационные процессы. Информационная деятельность человека. Техника безопасности.

Введение

2

Вероятностный подход к измерению информации

Формула Шеннона Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Решение задач

Раздаточный материал учителя

3

Алфавитный подход к определению количества информации.

Формула Хартли.. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Решение задач

Раздаточный материал учителя

4

Кодирование информации

Формы представление информации. Способы кодирования информации. Двоичная форма представления информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Решение задач

Раздаточный материал учителя

5

Математические основы информатики

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах

Решение

Раздаточный материал учителя

6

Практикум по решению задач.

Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации.


7

Практикум по решению задач.


8

Контрольное тестирование по теме

Контрольная работа (тест).

Коммуникационные технологии - 10часов

Знать:

Уметь:

  • какие могут быть коммуникации;

  • понятие компьютерной сети;

  • назначение сервера и клиента в сети;

  • типы и назначение локальных сетей;

  • состав аппаратной базы работы компьютерных сетей;

  • назначение и роль в обществе сети Интернет;

  • назначение программы -браузер;

  • технологию поиска информации в сети Интернет;

  • технологию создания Web-документа;

  • иметь представление об электронной почте

- приводить примеры использования сетей разного типа; работать в браузере;

- сформировать адрес в сети Интернет; искать информацию по известным адресам; искать информацию с помощью поисковых систем;

  • оформлять Web-документ;

  • создавать , редактировать и отправлять электронную почту;

  • создавать Web-страницы в редакторе (конструкторе)

№ урока

тема урока

теория

практика

Д/З

контроль

1

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Передача информации

Классификация коммуникаций. Информационные коммуникации и среды. Локальные сети (типы, региональные и корпоративные). Глобальные сети.



2

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Представление о компьютерной сети Интернет. Состав Интернета. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Решение задач на передачу информации по сети и адресации в сети. Задачи на формирование запросов в сети ( по материалам ЕГЭ)

Тест (с разбором вариантов ответов)

3

Адресация в Интернете.

Организация запросов в Интернете.

Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP

Самостоятельная работа с самопроверкой

4

Образовательный портал Letopisi.ru.

Гипертекст WIKI-разметка

Знакомство с порталом, правила работы с WIKI.Вставка изображений и медиапродуктов

Практическая работа. Визитная карточка участника проекта

5

Информационные ресурсы Интернета

Всемирная паутина. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Электронная коммерция в Интернете

Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине

Учебный интернет-проект «Связанные одной сетью» (Letopisi.ru)

Оценивание результатов практических работ и Wiki-статьи

6

Информационные ресурсы Интернета

Электронная почта. Назначение и возможности электронной почты. Различные почтовые программы.

Сервисы WEB 2.0

Практическая работа.

Работа с Google..

7

Поиск информации в Интернете

Доменная система имен. Поиск информации по адресам. Поиск информации с помощью поисковых систем.

Практическая работа

Загрузка файлов из Интернета

Поиск информации в Интернете

8

Сайты. Способы разработки

Web-страницы и Web-сайты. Их разновидности. Структура Web-страницы Действия над Web-страницами: форматирование текста; вставка изображений; гиперссылки; списки; интерактивные формы.

Знакомство с конструктором школьных сайтов (E-publish) Осваивание среды, ее возможностей. Контент сайта. Публикация

9

Работа над индивидуальными проектами.

Работа над индивидуальными проектами:

Создание своей серии страниц, включающей оформление текста, графики, гиперссылок

Проверочный тест «Телекоммуникации»

10

Работа над индивидуальными проектами. Защита проектов.

Семинар «Суд над Интернетом»

Оценка и самооценка проектов

Информационные технологии - 12 час.

Знать:

Уметь:

  • назначение и области применения графических редакторов основные их типы и отличия друг от друга;

  • назначение и области применения текстовых редакторов основные их типы и отличия друг от друга;

  • назначение и функциональные возможности сред презентаций;

  • назначение и функциональные возможности электронных таблиц;

  • создавать и редактировать графические изображения; текстовые документы; электронные таблицы;

  • настроить среду презентаций; вставить звук и видеоклип в презентацию; создавать управляющие кнопки для интерактивного интерфейса

  • пользоваться управляющими элементами интерфейса ЭТ; пользоваться операциями выделение, редактирования: копирование, удаление, перемещение, изменение; создавать и редактировать диаграмму; создавать и копировать формулы, используя относительные и абсолютные ссылки;

№ урока

тема урока

теория

практика

Д/З

контроль

1

Растровая и векторная графика.

Виды компьютерной графики. Форматы графических файлов.


Домашняя практическая работа «Социальный плакат»

2

Редактирование изображений в растровом редакторе.

Создание и редактирование изображений. Графические объекты. Сохранение и загрузка изображений. Действия с рисунком, фрагментом рисунка.

Практикум_ Создание растровых изображений.

3

Создание изображения в векторном редакторе.

Создание и редактирование изображений. Графические объекты. Действия с рисунком, фрагментом рисунка. Знакомство со средой САПР Компас-3D.

Практикум_. Создание векторных рисунков.

4

Мультимедиа технологии

Компьютерные презентации. Дизайн. Типовые объекты презентации.

Практикум_. Создание мультимедийных презентаций.

Домашний медиапродукт видеопрезентация «Жизнь замечательных идей (людей)»

5

Мультимедиа технологии

Группы инструментов среды. Создание линейной презентации. Создание управляющих кнопок.

6

Анимация в презентациях.

Анимация и звук. Гиперссылки.

Практикум_. Создание анимации в презентациях.

7

Текстовые редакторы. Системы оптического распознавания документов.

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов.

Практикум_. Создание, редактирование и форматирование документов.

Создание гипертекстового документа. Стилизация текста «Петька босиком»

Практическая работа: «Оформляем реферат»

8

Форматирование документа

Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев, символов.

9

Списки. Таблицы. Рисунки. Гипертекст.

Виды списков. Добавление таблиц, их редактирование. Вставка объектов из других приложений.

10

Электронные таблицы.

Назначение и основные возможности. Объекты ЭТ, Типы данных. Ввод данных. Адрес данных.

Практикум_ Построение графиков функций.

Практическая работа: создание электронного кроссворда на темы: Системы счисления; Информация; Кодирование информации

11

Встроенные функции.

Математические и логические функции. Правила записи функций. Понятие ссылки в формулах и функциях.

12

Диаграммы и графики.

Графическая форма представления данных в ЭТ. Основные типы диаграмм. Изменение диаграмм.

Практикум_. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм, круговых и др.).

Повторение. Проектная деятельность -5часов



  • Творческий проект «Связанные одной сетью» (сетевой групповой проект)

  • Жизнь замечательных идей /людей (локальный индивидуальный проект)

Индивидуальная и групповая деятельность

11класс (1час в неделю, всего 35час.)


Контрольных работ - 4, Практических работ - 11, Творческих проектов - 1


№ урока


тема урока


Теория (учебник)


Практика (практикум)


контроль

1

Введение в информатику.

Информатика как предмет и как область человеческой деятельности. Информация и информационные технологии.. Информационная деятельность человека. Техника безопасности.

Введение

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.- 7час.

Знать:

Уметь:

  • назначение и составные части процессора;

  • назначение системной шины;

  • 10структуру современного компьютера;

  • принцип открытой архитектуры;

  • назначение и виды ПО;

  • основные термины графического интерфейса Windows;

  • определение файла, правила образования имени файла, параметры файла и действия над файлами;

  • понятие папки, ее назначение, свойства действия над папками;

  • что такое файловая система, путь к файлу;

  • работать с приложениями и документами Windows-2000;

  • запускать приложения или документы Windows-2000;

  • выполнять простейшие операции с окнами (открыть, закрыть, свернуть, развернуть, изменить размеры);

  • перемещаться по файловой системе;

  • создавать свою папку;

  • переименовывать и удалять папки и файлы;

  • архивировать файлы;

  • работать с антивирусными программами.

1

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Структурная схема компьютера. Открытая архитектура компьютера. (М281-289)

Техника безопасности.

Глава 1

2

Программное обеспечение. Операционные системы.

Виды ПО. Виды ОС. История развития, идеология, основные понятия. Роль и структура окон.

Практикум_. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.

Тест «ПК»

3

Файловая система Среда Windows

Графический интерфейс Windows. Файловая система. Логическая структура дисков. Работа с основными объектами: файл, приложение, документ, папка. Проводник. Рабочий стол. Системное меню. Панель задач.


4

Файловые менеджеры и архиваторы.

Разнообразие файловых менеджеров. Архивация данных. Виды архиваторов.

Практикум_. Файловые менеджеры и архиваторы.

Тест «ОС+ПО+файлы»

5

Вирусы и антивирусы.

Понятие компьютерного вируса. Виды вирусов. Защита данных. Способы борьбы ними.

Практикум_. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.


6

Защита информации.

Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита данных


8

Нетикет

Авторское право и этикет в работе с информацией

Тест «Вирусы»

Моделирование и формализация - 7часов

Знать:

  • приводить примеры моделирования и формализации;

  • приводить примеры систем и их моделей;

Уметь:

  • уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере;

1

Моделирование как метод познания.. Формализация.

Объекты и модели. Формы представления моделей


Глава 2

2

Системный подход в моделировании.

Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере


3

Основные этапы разработки и исследования компьютерных моделей.

Примеры моделирования разными инструментальными средствами.

Практикум_. Построение геометрических моделей (построения с помощью циркуля и линейки).


4

Практикум по моделированию

Практикум_. Приближенное решение уравнений графическим методом


5

Практикум по моделированию

Практикум_. Графы


6

Практикум по моделированию

Практикум_. Графы


7

Итоговая работа «Моделирование»

тест

Базы данных. СУБД -8 часов

Знать:

  • описывать назначение и возможности баз данных;

Уметь:

  • уметь создавать табличные базы данных;

  • уметь осуществлять сортировку и поиск записей;

  • уметь задавать сложные запросы при поиске информации

1

Базы данных. СУБД (системы управления базами данных).

Виды баз данных (табличные, иерархические, сетевые). Реляционные базы данных Технология хранения, поиска и сортировки информации.

Практикум_ Система управления базами данных.

Глава 3

2

Представление данных в БД

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Практикум_ Создание структуры табличной базы данных


3

Работа с готовыми БД . Редактирование.

Ввод и редактирование данных.

Практикум_. Ввод и редактирование данных.


4

Поиск данных в базе данных. Сортировка базы данных

Создание структуры БД.

Практикум_ Поиск и сортировка данных.


5

Создание форм в БД

Практикум по разработке Баз данных


6

Создание запросов в БД

Практикум по разработке Баз данных


7

Обобщающий урок по теме Базы Данных

доклады

8

Контрольная работа по теме «Базы данных»


Основы социальной информатики - 3 часа

Знать:

  • иметь представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;

  • иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;

  • иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование.

Уметь:

  • уметь обосновывать основные составляющие информационной культуры человека

1

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.


Доклады и рефераты учащихся.

2

Информационная культура.

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.


3

Итоговый тест за курс 10-11класса.


Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Проектная деятельность - 7 часов

1-7

Творческий проект «Информационное общество»

Индивидуальная и групповая деятельность


Содержание программы учебного предмета.

Информации и информационные процессы.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства ин­формации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфа­витный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

Информационные модели.

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Информационные системы.

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных ком­пьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информа­ционных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Компьютерные технологии представления информации.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии ор­ганизации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Ос­новные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Инструментальные средства создания Wеb-сайтов.

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/1Р. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т. д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Основы социальной информатики.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

Формы и средства контроля.

Для оценки освоения школьниками содержания учебного материала предусмотрена следующая система контролирующих материалов:

10класс

Контрольных работ - 1

Практических работ - 9

Творческих проектов - 2

11 класс

Контрольных работ - 2

Практических работ - 11

Творческих проектов - 1


Проектная деятельность учащихся представлена следующими проектами:

10 класс

  • Творческий сетевой групповой проект «Связанные одной сетью»

  • Локальный интернет - проект «Жизнь замечательных идей /людей»

11 класс

  • Локальный интернет - проект «Информационное общество»

Практикум носит как обучающий, так и контролирующий характер

Кодификатор практических работ.

Раздел программы

Содержание практикума

Информации и информационные процессы.

  1. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

  2. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

  3. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

  4. Поиск информации. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

  5. Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Информационные модели.

6. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

  1. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

  2. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы.

9. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами данных Ассеss. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

10. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка ВЮ8 и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Компьютерные технологии представления информации

11. Представление информации в компьютере. Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

12. Создание и преобразование информационных объектов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Ис­пользование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, ре­дактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Инструментальные средства создания Wеb-сайтов.

13. Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Wеb-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Wеb-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Wеb-страницах. Тестирование и публикация Wеb-сайта.

Критерии и нормы оценки.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

  • Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

  • Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

  • Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Критерии оценки устных ответов учащихся

оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если ответ имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • нет определенной логической последовательности, неточно используется математическая и специализированная терминология и символика;

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию или вопросу учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Критерии оценки самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Оценка "5" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью;

  • при решении задач сделан перевод единиц всех величин, все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;

  • на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;

  • учащийся обнаруживает верное понимание сути рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.

  • ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;

  • учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

  • работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.

  • учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

  • работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);

  • учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Оценка "1" ставится в следующем случае: работа полностью не выполнена.

Критерии оценки работ по алгоритмизации и программированию:

оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Критерии оценки практических работ на ЭВМ

оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Критерии оценки тестирования


  • оценка «5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;

  • оценка «2» - 0-50% правильных ответов на вопросы.





Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература:


  1. Информатика. Программы для образовательных учреждений 2-11кл: Метод пособие.Сост М. Н. Бородин. - М. БИНОМ, 2010г

  2. Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Н. Д Угринович,. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Н. Д Угринович, Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

  5. Н. Д Угринович, Информатика и информационные технологии. 10-11 классы. Компьютерный практикум на CD-ROM / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. (Содержит свободно распространяемое программное обеспечение по всем темам курса, интерактивные тесты и др.)

Дополнительная литература:
  1. Авторская презентация УМК Угриновича Н. Д. (113 Мб, с видео и звуком). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/IIKT8-11_2009.zip

  2. Самылкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  3. Таблицы соответствия содержания УМК Государственному образовательному стандарту 10-11 класс (профильный уровень). URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/files/ts10-11p.doc

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: infcd.metodist.ru

  6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

Информационно-компьютерная поддержка курса

1. Операционная система Windows 7.

2. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

3. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

4. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

5. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.(лицензия)

6. Офисное приложение Microsoft Office 2010, (лицензия)

7. Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):

• программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;

• файловый менеджер Total Commander;

• архиватор 7-Zip;

• программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;

• браузеры Mozilla, Google Chrome;

• антивирусная программа AVG

• программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;

• программу восстановления системы CCleaner;

• межсетевой экран Outpost Firewall;

• компьютерные калькуляторы NumLock Calculator;

• электронные таблицы OpenOffice.org Calc;

• текстовый редактор OpenOffice.org Writer;

• настольная издательская система Scribus;

• редактор электрических и логических схем sPlan;

• редактор html PSPad

8. Система процедурного программирования Pascal

9. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.

10. Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.

Рабочая программа Информатика и ИКТ 10-11 класс (базовый курс)

М. В. Казанина, учитель информатики СОШ №3 г Павлово Страница 5


© 2010-2022