Конспект урока. «АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ. БЛОК-СХЕМЫ»

УРОК ПОСВЯЩЕН ИЗУЧЕНИЮ  УЧАЩИМИСЯ ПОНЯТИЙ АЛГОРИТМ, ИСПОЛНИТЕЛЬ, ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ  И ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМ  АЛГОРИТМОВ. Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов  и построение блок-схем  алгоритмов.Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы  в нашей жизни», кто может быть  исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм. Раздаточный материал для учащихся конспект «Алгоритм-1», карточки с заданиями.  Учащ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 7 «Л» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

АВТОР: КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ КГУ «ГИМНАЗИЯ №46», ГОРОД АЛМАТЫ, РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА: ДАННЫЙ УРОК ПОСВЯЩЕН ИЗУЧЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПОНЯТИЙ АЛГОРИТМ, ИСПОЛНИТЕЛЬ, ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ И ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМ АЛГОРИТМОВ.

7 класс «Л»

ИНФОРМАТИКА 2 четверть 1урок

ТЕМА

«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ, БЛОК-СХЕМЫ».

ЦЕЛЬ

Изучение учащимися понятий алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов и построение блок-схем алгоритмов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся отвечают на вопросы: «алгоритмы в нашей жизни», кто может быть исполнителем, в какой форме можно записать алгоритм. Могут решить логическую задачу и составить алгоритм.

ОЦЕНИВАНИЕ

Суммативное оценивание за ответы на вопросы и работу на ПК. Рефлексия.

РЕСУРСЫ

Раздаточный материал для учащихся конспект «Алгоритм-1», карточки с заданиями.

ЗАНЯТИЕ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Здравствуйте ребята, садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия: «алгоритмы и их исполнители формы записи алгоритмов, блок-схемы».
Целью нашего занятия будет знакомство с новыми понятиями:

«Алгоритм», исполнитель алгоритмов, и в какой форме можно записать алгоритмы.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.

Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия.

А как это сделать? (Ученики: Нужно составить план.)
А детальный план действий - это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План с описанием действий, нужен для получения ожидаемого результата, получил название АЛГОРИТМА.

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения понятия «алгоритм».

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми Algorithmi.

Учитель показывает портрет Аль-Хорезми.

Ребята, чтобы познакомиться с понятием исполнитель алгоритма, давайте подумаем: КТО или ЧТО может быть исполнителем алгоритма? Учащиеся приводят примеры алгоритмов и их исполнителей.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА - это человек или техническое устройство, которые выполняют ДЕЙСТВИЯ ПО АЛГОРИТМУ.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) - это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

По конспекту «Алгоритм-1» учитель с учениками обсуждают основные определения по теме урока.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Работают самостоятельно, записывают в тетради определение алгоритма и исполнителя. (по карточкам-конспект «Алгоритм-1»).

ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ (составить словесный алгоритм )

СТРОЯТ АЛГОРИТМ В ВИДЕ БЛОК-СХЕМЫ НА ДОСКЕ (В ТЕТРАДИ) И НА ПК. (Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.)

5. ФИЗМИНУТКА. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ ПОД МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
6. РАБОТА В ПАРАХ.

Ученики записывают на карточках этапы решения задач проверяют по эталону:

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
Оценивание - хорошо, отлично, посредственно.

7. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: Ребята, повторение - мать ученья! Этой пословицей мне хочется продолжить нашу работу на уроке и выполнить задания для закрепления понятия исполнитель алгоритма. Привести примеры алгоритма и дать определение исполнителя алгоритма и системы команд исполнителя.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание в тетради.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя - исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) - алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным;

4) результативность (или конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость - алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

словесная - записывается на естественном языке;

графическая - изображения из графических символов;

псевдокоды - условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

программная - тексты на языках программирования.

8. РАБОТА НА ПК.

Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.

9. УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ.

Самостоятельная работа учащихся - суммативное оценивание.
10.РЕФЛЕКСИЯ.

1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 2. Имя какого ученого древности связано с понятием алгоритма? 3. Что такое исполнитель алгоритма? 4. Что такое система команд исполнителя?
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов. Написать алгоритм «Сложение трех чисел» в виде блок-схемы.

Результаты обучения для учеников (А)

Умеют составлять словесные алгоритмы. Приводить примеры алгоритмов и их исполнителей.

Результаты обучения для учеников (В)

Смогут написать алгоритм в виде блок-схемы. Знают что такое система команд исполнителя.

Результаты обучения для учеников (С)

Смогут решить логическую задачу и составить алгоритм.



«АЛГОРИТМ-1» (конспект основных понятий)

АЛГОРИТМ - это предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.

Термин «алгоритм» происходит от латинской формы имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми - Algorithmi.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА - это человек или техническое устройство, которые выполняют действия по алгоритму.

СИСТЕМА КОМАНД ИСПОЛНИТЕЛЯ (СКИ) - это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

1.ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.(хорошо представлять решение задачи)

2.ПОСТРОЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. (решить математически)

3.РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА. ( разработать АЛГОРИТМ решения задачи)

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ. (Составление программы на языке программирования)

5.ОТЛАДКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ( проверка технических, грамматических, алгоритмических ошибок)

6.ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. (После устранения всех ошибок, выявленных отладкой и тестированием, получают результаты решения поставленной задачи.)
СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ:

1) понятность для исполнителя - исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять;

2) дискретность (прерывность, раздельность) - алгоритм должен быть разбит на шаги;

3) определенность - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным ;

4) результативность (или конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) массовость - алгоритм решения задачи производится для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АЛГОРИТМОВ:

словесная - записывается на естественном языке;

графическая - изображения из графических символов;

псевдокоды - условный алгоритмический языке, которые включают в себя элементы языка программирования;

программная - тексты на языках программирования.

ЭЛЕМЕНТЫ БЛОК-СХЕМЫ

БЛОК НАЧАЛА ИЛИ КОНЦА АЛГОРИТМА.Конспект урока.«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.БЛОК-СХЕМЫ».

Конспект урока.«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.БЛОК-СХЕМЫ».

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, БЛОК ВВОДА ИЛИ ВЫВОДА ДАННЫХ

Конспект урока.«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.БЛОК-СХЕМЫ».

ПРЯМОУГОЛЬНИК, БЛОК ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Конспект урока.«АЛГОРИТМЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. ФОРМЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ.БЛОК-СХЕМЫ».

РОМБ, БЛОК УСЛОВИЯ

1

1

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СТРЕЛКИ

Задание 1. Составить словесный алгоритм «Открыть ключом дверь дома».

Задание 2. Составить словесный алгоритм «Ход конем по шахматной доске»

Задание 3. Написать алгоритм «Сложение двух чисел» в виде блок-схемы.

Задание 4. Составить алгоритм « Заварка чая» в виде блок схемы в программе Paint.

© 2010-2022