Рабочая программа по информатике 9 класс (Угринович) с Паскалем ( 2 часа в неделю)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рег. №________


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ______________




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №___от

« _» _ _2015г

Руководитель ШМО

___________________

СОГЛАСОВАНО

«_ _»_ 2015 г.


Заместитель директора по УВР


_________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор _________________________

от « »_ 2015 г.





Рабочая программа

по информатике

для 9 класса

основного общего образования

(базовый уровень)


учителя ________________
















2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  2. Приказ Министерства образования и науки России №1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312» .

  3. Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)

  4. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям

  7. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. -- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  8. "Информатика и ИКТ" :8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . - 149 с.

  9. Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

  10. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • применение и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;

  • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

  • освоение ключевых компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения заросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Основная программа предполагает на изучение информатики в 9 классе 2 часа в неделю, всего - 68 ч

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе - 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе - 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.

Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе:

- В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

- Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.

-Так как при проведении школьных олимпиад, а также в Сузах и ВУЗах наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования.» применяется Pascal.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 12, количество контрольных работ - 5.

Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы по информатике под редакцией Н.Д.Угриновича заключается в следующем:

Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в базовом курсе информатики.
Курс информатика формирует у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете, реализации учебных целей и саморазвития, а также развивает творческие и познавательные способности учащихся.

При построении содержания учебников (как и всего УМК) автор ориентировался на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.

Основная цель авторов - решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), в них присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.

Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.

Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

Содержание курса

Содержание

Кол-во часов по авторской

программе

Кол-во часов на прохождение темы в рабочей программе

8 кл

9 кл

9 кл

1

Повторение курса информатики 8 класса

-

-

3

2

Информация и информационные процессы

9

-

-

3

Компьютер как универсальное устройство обработки информации


7


-

-

4

Кодирование и обработка текстовой информации

-

9


-


5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

-

15

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

-

10

-

7

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

-

20

29

8

Моделирование и формализация

-

10

12

9

Логика и логические основы компьютера

-

-

15

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базе данных

-

-

-

11

Коммуникационные технологии

16

-

-

12

Информационное общество

-

3

4

13

Резерв

3

3

5


ИТОГО

35

70

68



Учебно- тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов на прохождение темы

Дата прохождения темы

Всего

Пр.р

К.р.


1

Повторение курса информатики 8 класса

3

-

1


2

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

29

5

1


3

Моделирование и формализация

12

5

1


4

Логика и логические основы компьютера

15

2

1


5

Информационное общество и информационная безопасность

4

-

1


6

Резерв

5

-

-



ИТОГО

68

12

5



Наименование разделов

и

тем

Содержание

учебного материала,

лабораторные и контрольные работы

Количество часов

всего часов

из общего числа

лабораторных работ

контрольных

работ

  1. Повторение курса информатики 8 класса

Информация. Информационные процессы в живой и неживой природе. Передача информации. Компьютерные сети. Состав Интернета. Web-страницы и Web-сайты. Двоичное кодирование текстовой информации. Растровая и векторная графика. Частота дискретизации. Глубина кодирования звуковой информации. Позиционные системы счисления

3

-

1

Вводная контрольная работа

2.. Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

29

5

1

Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

  3. Разработка алгоритма (программы),содержащего оператор «выбор»

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

  5. Разработка программы с использованием графического редактора.

Контрольная работа « Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования»


3. Моделирование и формализация .

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования

12

5

1

Практические работы:

  1. Бросание мячика в площадку

  2. Графическое решение уравнения

  3. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

  4. Распознавание удобрений.

  5. Модели систем управления

Контрольная работа «Моделирование и формализация»

4. Логика и логические основы компьютера

Основные понятия логики. Построение логического выражения. Таблицы истинности. Законы логики. Построение логических схем.

15

2

1

Практические работы:

  1. Таблицы истинности логических функций

  2. Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Контрольная работа «Логика и логические основы компьютера»


5.Информатизация общества

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

4

-

1

Итоговая контрольная работа

6.Резерв

Резерв

5

-

-


ИТОГО

68

12

5





Планируемые результаты изучения предмета

Наименование разделов и тем

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Вид

контроля

Форма

контроля

1. Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования

Знают правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи;

Знают понятие алгоритма и его свойства, способы записи алгоритмов;

Знают понятие блок-схемы,

Знают классификации языков программирования;

Знают назначение и области применения алгоритмов;

Уметь приводить примеры из жизни, строить простые блок-схемы алгоритмов, находить различие между языками;

Умеют приводить примеры языков программирования;

Знают понятие, свойства и назначение исполнителя, области использования;

Умеют описывать режим работы и систему команд исполнителя;

Умеют составлять алгоритмы с использованием базовых конструкций алгоритмического языка;

Знают понятие линейного алгоритма; умеют строить линейные алгоритмы;

Знают понятие разветвляющегося алгоритма; умеют строить разветвляющиеся алгоритмы;

Знают понятие циклического алгоритма;

Умеют строить циклические алгоритмы;

Знают понятия: массив, элемент массива;

Умеют решать задачи на обработку одномерного массива, строить линейные, разветвляющиеся, циклические алгоритмы

вводный

текущий


-краткая самостоятельная работа,

-устный опрос,

-составление опорных таблиц,

-собеседование,

-опрос,

-тестирование


2. Моделирование и формализация

Знают понятия: система, объект, процесс, модель, моделирование;

Умеют приводить примеры различных моделей, классифицировать модели, строить словесные и математические компьютерные модели;

Умеют строить информационные модели на графах, в электронных таблицах;

Знают основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС; Умеют чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора);

Умеют строить простейшие чертежи;

Умеют строить трехмерные модели

текущий


-краткая самостоятельная работа,

-устный опрос,

-составление опорных таблиц,

-собеседование,

-тестирование

3. Логика и логические основы компьютера

Знают суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

Знают таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания;

Знают правило построения таблиц истинности сложных логических выражений;

Знают правило упрощения сложных логических выражений;

Знают основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера;

Умеют писать таблицу истинности для типовых логических операций;

Умеют строить таблицу истинности для нетипового логического выражения;

Умеют упрощать сложное логическое выражение.

текущий


-краткая самостоятельная работа,

-устный опрос,

-составление опорных таблиц,

-собеседование,

-тестирование


4. Информатизация общества

Умеют приводить примеры о степени развития общества, находить информацию в Интернете по заданной теме;

Умеют приводить примеры об информационной культуре и безопасности;

Знают о правовой охране информационных ресурсов, о перспективы развития ИКТ

текущий

итоговый

-краткая самостоятельная работа,

-устный опрос,

-составление опорных таблиц,

-собеседование,

-тестирование

-информационный диктант





Характеристика контрольно-измерительных материалов Контрольные измерительные материалы по информатике в 8-9 классах охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного общего образования. При изучении информатики на базовом уровне проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: самостоятельная работа; тестирование, контрольная работа. Периодический контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела (3 контрольных работ). Формами периодического контроля являются как обязательные письменные контрольные работы (продолжительностью 1 урок), так и самостоятельные, проверочные работы, тесты (продолжительностью 10-15 минут).


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки практического задания

Оценка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Оценка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерий оценки письменной контрольной работы

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил

- не более одной грубой и одной негрубой ошибки,

- не более трех негрубых ошибок,

- одной негрубой ошибки и трех недочетов,

- при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки на «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Название темы;

раздела

Тема урока

Основное содержание темы, термины понятия

Специальные

предметные

умения

Общие учебные

умения

Вид контроля,

измерители

Домашнее задание

Повторение курса информатики 8 класса

1/1



ТБ в кабинете информатики. Повторение. Информационные процессы. Коммуникационные технологии.

Информация. Информационные процессы в живой и неживой природе. Передача информации. Компьютерные сети. Состав Интернета. Web-страницы и Web-сайты

Знать : правила ТБ и поведения в компьютерном классе; смысл понятия «информация», «количество информации», виды и свойства информации, схему передачи информации, виды компьютерных сетей, структуру Web-страницы

Уметь: пользоваться локальной сетью, Интернетом, самостоятельно разрабатывать Web- страницу, кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.

Умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников;

- умение доводить до конца начатую работу;

- умение оценивать свой труд и труд своих товарищей

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Конспект в тетради

2/2



Повторение. Кодирование текстовой, графической, числовой и звуковой информации

Двоичное кодирование текстовой информации. Растровая и векторная графика. Частота дискретизации. Глубина кодирования звуковой информации. Позиционные системы счисления

Знать: принцип дискретного представления графической информации, смысл понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта, принцип кодирования звуковой информации ,понятие «системы счисления»

Уметь: Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора,

создавать слайд-шоу из цифровых фото, переводить количество информации из одной системы счисления в другую

Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы



Умение работать с текстом, представлять информацию в различных видах.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Конспект в тетради

3/3



Вводная контрольная работа

Проверка знаний по курсу информатики 8 класса

Индивидуальный контроль


Глава 1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» - 29 часа

4/1



Алгоритм и его формальное исполнение

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком.

Знать , определение алгоритма; основные типы алгоритмических конструкций

Уметь определять исполнителей алгоритмов

Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы


ФО

§1.1

5/2



Алгоритм и его формальное исполнение

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1

§1.1

6/3



Выполнение алгоритмов компьютером.

Выполнение алгоритмов компьютером.

Знать: смысл понятия «программа», виды объектно-ориентированных языков программирования

Уметь: выполнять алгоритмы с помощью компьютера

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1

§1.1

7/4



Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

Знать : основные свойства алгоритмов, вид линейного алгоритма, общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов, виды циклических алгоритмов

Уметь: описывать свойства алгоритмов, составлять линейные,циклические, алгоритмы с ветвлением,

Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1

§1.2

8/5



Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования


применять циклы разных типов для решения задач

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2

§1.2

9/6



Переменные: имя, тип, значение

Переменные: тип, имя, значение.

Знать: виды переменных (имя, тип, значение)

Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2

§1.3

10/7



Арифметические, строковые и логические выражения

Арифметические, строковые и логические выражения.

Знать правила записи и построения арифметических и строковых констант

Уметь: решать задачи на составление алгоритмов

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3

§1.3

11/8



Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования

Кодирование основных типов алгоритмических структур на алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках.

Знать: смысл понятий «проект, объекты, свойства объекта, методы объекта, событие»

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3

§1.3

12/9



Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.

Знать: виды функций.

Уметь: различать и пользоваться функциями

Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью,

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3

§1.5

13/10



Знакомство с средой TurboPascal. Программа, структура, написание.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Знать: Правила записи основных операторов: ввода ,вывода, присваивания, ветвления, цикла; основные этапы разработки программы


Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3

Конспект в тетради

14/11



Знакомство с средой TurboPascal. Программа, структура, написание.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

Знать: Правила записи основных операторов: ввода ,вывода, присваивания, ветвления, цикла; основные этапы разработки программы


Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО

Конспект в тетради

15/12



Программирование линейных алгоритмов

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения

Знать: основные свойства линейного алгоритма

Уметь: составлять линейным алгоритм с использованием функций

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст


ФО

§1.2.1

16/13



Программирование линейных алгоритмов

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1

§1.2.1

17/14



Программирование линейных алгоритмов

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1

§1.2.1

18/15



Программирование линейных алгоритмов

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1

§1.2.1

19/16



Практическая работа «Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения»

ФО, выполнение практической работы

§1.2.1

20/17



Программирование алгоритмов с "ветвлением"

Разработка алгоритма с ветвлением с использованием математических функций при записи арифметического выражения

Знать: основные свойства алгоритма с ветвлением

Уметь: составлять алгоритм с ветвлением с использованием функций

Умение решать разные практические задачи,

рационально использовать учебное время, пересказывать текст

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1

§1.2.2

21/18



Программирование алгоритмов с "ветвлением"

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2

§1.2.2

22/19



Программирование алгоритмов с "ветвлением"

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2

§1.2.2

23/20



Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления»

ФО, выполнение практической работы

§1.2.2

24/21



Программирование алгоритмов структуры «выбор»

Разработка алгоритма структуры «выбор» (программы) с

Знать: основные свойства алгоритма структуры «выбор»



Умение решать разные практические задачи рационально использовать учебное время, пересказывать текст


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2

§1.2.3

25/22



Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор «выбор»

использованием математических функций при записи арифметического выражения

Уметь: составлять алгоритм структуры «выбор»


ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.3, выполнение практической работы

§1.2.4

26/23



Программирование алгоритмов циклической структуры

Разработка циклического алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения

Знать: основные свойства алгоритма циклической структуры

Уметь: составлять циклический алгоритм с использованием функций



ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.4,

§1.2.4

27/24



Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла»

Выполнение практической работы

§1.2.4

28/25



Графические возможности объектно-ориентированного программирования

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования TurboPascal, разработка программы с использованием графического редактора

Знать: основные возможности графического редактора

Уметь размещать на форме элементы управления, изменять их расположение и размер

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.4

§1.6

29/26



Графические возможности объектно-ориентированного программирования

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6

§1.6

30/27



Графические возможности объектно-ориентированного программирования

ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6

§1.6

31/28



Практическая работа «Разработка программы с использованием графического редактора»

ФО, выполнение практической работы

§1.6

32/29



Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Проверка знаний по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Индивидуальный контроль


Глава 3. «Моделирование и формализация» - 12 ч.

33/1



Окружающий мир как иерархическая система.

Окружающий мир как иерархическая система.

Знать: смысл понятия «системы, элементы»

Уметь: приводить примеры использования моделей окружающего мира

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, беседа

§2.1

34/2



Моделирование, формализация, визуализация

Моделирование, формализация, визуализация

Знать о моделировании как методе познания

Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности

ФО, ответы на вопросы §2.1

§2.2

35/3



Материальные и информационные модели.

Материальные и информационные модели.

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы §2.2

§2.2

36/4



Материальные и информационные модели.

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

ФО, ответы на вопросы §2.2

§2.2

37/5



Формализация и визуализация информационных моделей

Формализация и визуализация моделей

Уметь: приводить примеры описательных и формализованных моделей

ФО, ответы на вопросы §2.2

§2.2

38/6



Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст

ФО, ответы на вопросы §2.2

§2.3

39/7



Построение и исследование моделей из курса физики Практическая работа ««Бросание мячика в площадку»

Построение и исследование физических моделей.

Знать: принцип построения физических моделей Уметь: создавать компьютерные модели движения

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время

ФО, ответы на вопросы §2.3, выполнение практической работы

§2.4

40/8



Приближенное решение уравнений. Практическая работа «Графическое решение уравнения»


Приближенное решение уравнений

Уметь: создавать компьютерные модели решения уравнений

ФО, ответы на вопросы §2.4, выполнение практической работы

§2.5

41/9



Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.

Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время

ФО, ответы на вопросы §2.5, выполнение практической работы

§2.6

42/10



Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа «Распознавание удобрений»

Экспертные системы распознавания химических веществ

Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время

ФО, ответы на вопросы §2.6 выполнение практической работы

§2.7

43/11



Практическая работа «Модели систем управления»

Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты

Выполнение практической работы

Подготовиться к контрольной работе

44/12



Контрольная работа «Моделирование и формализация

Проверка знаний по теме «Моделирование и формализация»


Индивидуальный контроль


Глава 4. «Логика и логические основы компьютера» - 15 ч.

45/1



Формы мышления

Понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь"

Знать: смысл понятий «истина, ложь»


Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Беседа

§3.1

46/2



Алгебра высказываний. Конъюнкция.

Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности

Знать: смысл понятия «конъюнкция»

Уметь: заполнять таблицу истинности

ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

47/3



Дизъюнкция. Инверсия

Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности

Знать: смысл понятия «дизъюнкция, инверсия»

Уметь: заполнять таблицу истинности

ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

48/4



Логические выражения. Таблицы истинности.

Логические выражения, таблицы истинности

Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения


Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

49/5



Логические выражения. Таблицы истинности.

Логические выражения, таблицы истинности

Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения


Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

50/6



Определение истинности логических выражений

Определение истинности логических выражений, решение задач

Уметь: решать логические задачи

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы




Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время

ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

51/7



Определение истинности логических выражений

§3.1

52/8



Практическая работа « Таблицы истинности логических функций»

ФО, Проверка выполнения работы

§3.1

53/9



Импликация. Эквивалентность.

Импликация. Эквивалентность.

Знать смысл понятий «импликация, эквивалентность»

Уметь: решать логические задачи


ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

54/10



Законы логики

Законы логики ,

Знать формулировку законов логики

Уметь использовать законы логики при решении задач

ФО, ответы на вопросы §3.1

§3.1

55/11



Практическая работа «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»

Выполнение практической работы

Проверка выполнения работы

§3.1

56/12



Решение логических задач

Решение логических задач

Уметь: решать логические задачи


Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время

ФО, ответы на вопросы §3.2

§3.2

57/13



Решение логических задач

ФО, ответы на вопросы §3.2

§3.2

58/14



Решение логических задач

ФО, ответы на вопросы §3.2

§3.2, подготовиться к контрольной работе

59/15



Контрольная работа «Логика и логические основы компьютера»

Проверка знаний по теме «Логика и логические основы компьютера»



Индивидуальный контроль


Глава 5. «Информационное общество и информационная безопасность» - 4 ч.

60/1



Информационное общество.

Информационное общество.

Знать признаки информационного общества


Беседа

§4.1

61/2



Информационная культура

Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Знать основные компоненты информационной культуры

Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


ФО, ответы на вопросы по материалу §4.1

§4.2

62/3



Правовая охрана программ и данных. Защита информации

Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Знать основные принципы защиты информации, виды распространяемых программ

ФО, ответы на вопросы по материалу §4.2

§4.3, подготовиться к итоговой контрольной работе

63/4



Итоговая контрольная работа

Проверка знаний по курсу информатики 9 класса

Индивидуальный контроль


64-68(16.05 - 31.05 ) Резерв -5 ч.





Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 9 класса

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 9 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. - М.: Дрофа, 2012

  5. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

  7. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  8. Операционная система Linux

  9. Пакет офисных приложений Open office.



Список дополнительной литературы для учителя, для обучающихся.

Для учителя:

  1. Электронный диск «Мир информатики»

  2. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

  3. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

  4. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net

  5. Сайт «Методическая копилка учителя информатики» metod-kopilka.ru/

  6. Сайт Константин Полякова kpolyakov.narod.ru/

  7. Олимпиады в области точных наук olymp.ifmo.ru/

  8. Сайт учителя информатики г.Кемерово jgk.ucoz.ru/load/ (каталог презентаций)

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/

Для обучающихся:

  1. Сайт «Информатика. Учебный курс» infolike.narod.ru/index.html

  2. Сайт по информатике gplinform.ucoz.ru/

  3. Олимпиады в области точных наук olymp.ifmo.ru/

  4. Сайт учителя информатики г.Кемерово jgk.ucoz.ru/load/ (каталог презентаций)

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/





ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки































































© 2010-2022