- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс (Угринович) с Паскалем ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по информатике 9 класс (Угринович) с Паскалем ( 2 часа в неделю)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аршинова А.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рег. №________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ______________
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №___от
« _» _ _2015г
Руководитель ШМО
___________________
СОГЛАСОВАНО
«_ _»_ 2015 г.
Заместитель директора по УВР
_________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор _________________________
от « »_ 2015 г.
Рабочая программа
по информатике
для 9 класса
основного общего образования
(базовый уровень)
учителя ________________
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-
Приказ Министерства образования и науки России №1994 от 09.06.2011г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ от 09 марта 2004 года №1312» .
-
Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
-
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям
-
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. -- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
-
"Информатика и ИКТ" :8-11 классы: Методическое пособие/ Н.Д.Угринович.-М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 . - 149 с.
-
Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
-
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы приобретают учебную ИКТ-компетентность. Далее, в основной школе они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся (включая и внешкольное применение), дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
применение и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На основании требований Государственного образовательного стандарта предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
-
приобретение знаний по основным содержательным линиям курса информатики и ИКТ;
-
овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;
-
освоение ключевых компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения заросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Основная программа предполагает на изучение информатики в 9 классе 2 часа в неделю, всего - 68 ч
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе - 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе - 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени.
Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе:
- В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
- Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
-Так как при проведении школьных олимпиад, а также в Сузах и ВУЗах наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования.» применяется Pascal.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 12, количество контрольных работ - 5.
Актуальность и педагогическая целесообразность использования авторской программы по информатике под редакцией Н.Д.Угриновича заключается в следующем:
Обучение по данному учебно-методическому комплекту обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. Представленный материал позволяет избежать повторов при построении непрерывного курса информатики и акцентировать внимание школьников на тех аспектах предмета, которые не нашли должного отражения в базовом курсе информатики.
Курс информатика формирует у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете, реализации учебных целей и саморазвития, а также развивает творческие и познавательные способности учащихся.
При построении содержания учебников (как и всего УМК) автор ориентировался на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.
Основная цель авторов - решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.
Учебники обеспечивают возможность двухуровневого изучения теоретического содержания некоторых разделов курса. Помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ГОС), в них присутствует вторая часть под названием «Материал для углубленного изучения курса». Эта часть состоит из дополнений к отдельным главам первой части.
В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в методическом пособии для учителя. Кроме того, методическое пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
Содержание курса
№
Содержание
Кол-во часов по авторской
программе
Кол-во часов на прохождение темы в рабочей программе
8 кл
9 кл
9 кл
1
Повторение курса информатики 8 класса
-
-
3
2
Информация и информационные процессы
9
-
-
3
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
7
-
-
4
Кодирование и обработка текстовой информации
-
9
-
5
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
-
15
-
6
Кодирование и обработка числовой информации
-
10
-
7
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
-
20
29
8
Моделирование и формализация
-
10
12
9
Логика и логические основы компьютера
-
-
15
10
Хранение, поиск и сортировка информации в базе данных
-
-
-
11
Коммуникационные технологии
16
-
-
12
Информационное общество
-
3
4
13
Резерв
3
3
5
ИТОГО
35
70
68
Учебно- тематическое планирование
№
Содержание
Кол-во часов на прохождение темы
Дата прохождения темы
Всего
Пр.р
К.р.
1
Повторение курса информатики 8 класса
3
-
1
2
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
29
5
1
3
Моделирование и формализация
12
5
1
4
Логика и логические основы компьютера
15
2
1
5
Информационное общество и информационная безопасность
4
-
1
6
Резерв
5
-
-
ИТОГО
68
12
5
Наименование разделов
и
тем
Содержание
учебного материала,
лабораторные и контрольные работы
Количество часов
всего часов
из общего числа
лабораторных работ
контрольных
работ
-
Повторение курса информатики 8 класса
Информация. Информационные процессы в живой и неживой природе. Передача информации. Компьютерные сети. Состав Интернета. Web-страницы и Web-сайты. Двоичное кодирование текстовой информации. Растровая и векторная графика. Частота дискретизации. Глубина кодирования звуковой информации. Позиционные системы счисления
3
-
1
Вводная контрольная работа
2.. Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
29
5
1
Практические работы:
-
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
-
Разработка алгоритма (программы),содержащего оператор «выбор»
-
Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
-
Разработка программы с использованием графического редактора.
Контрольная работа « Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования»
3. Моделирование и формализация .
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования
12
5
1
Практические работы:
-
Бросание мячика в площадку
-
Графическое решение уравнения
-
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
-
Распознавание удобрений.
-
Модели систем управления
Контрольная работа «Моделирование и формализация»
4. Логика и логические основы компьютера
Основные понятия логики. Построение логического выражения. Таблицы истинности. Законы логики. Построение логических схем.
15
2
1
Практические работы:
-
Таблицы истинности логических функций
-
Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»
Контрольная работа «Логика и логические основы компьютера»
5.Информатизация общества
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
4
-
1
Итоговая контрольная работа
6.Резерв
Резерв
5
-
-
ИТОГО
68
12
5
Планируемые результаты изучения предмета
Наименование разделов и тем
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Вид
контроля
Форма
контроля
1. Основы алгоритмизации и объектно - ориентированного программирования
Знают правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи;
Знают понятие алгоритма и его свойства, способы записи алгоритмов;
Знают понятие блок-схемы,
Знают классификации языков программирования;
Знают назначение и области применения алгоритмов;
Уметь приводить примеры из жизни, строить простые блок-схемы алгоритмов, находить различие между языками;
Умеют приводить примеры языков программирования;
Знают понятие, свойства и назначение исполнителя, области использования;
Умеют описывать режим работы и систему команд исполнителя;
Умеют составлять алгоритмы с использованием базовых конструкций алгоритмического языка;
Знают понятие линейного алгоритма; умеют строить линейные алгоритмы;
Знают понятие разветвляющегося алгоритма; умеют строить разветвляющиеся алгоритмы;
Знают понятие циклического алгоритма;
Умеют строить циклические алгоритмы;
Знают понятия: массив, элемент массива;
Умеют решать задачи на обработку одномерного массива, строить линейные, разветвляющиеся, циклические алгоритмы
вводный
текущий
-краткая самостоятельная работа,
-устный опрос,
-составление опорных таблиц,
-собеседование,
-опрос,
-тестирование
2. Моделирование и формализация
Знают понятия: система, объект, процесс, модель, моделирование;
Умеют приводить примеры различных моделей, классифицировать модели, строить словесные и математические компьютерные модели;
Умеют строить информационные модели на графах, в электронных таблицах;
Знают основные приемы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС; Умеют чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода их координат (автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора);
Умеют строить простейшие чертежи;
Умеют строить трехмерные модели
текущий
-краткая самостоятельная работа,
-устный опрос,
-составление опорных таблиц,
-собеседование,
-тестирование
3. Логика и логические основы компьютера
Знают суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;
Знают таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания;
Знают правило построения таблиц истинности сложных логических выражений;
Знают правило упрощения сложных логических выражений;
Знают основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера;
Умеют писать таблицу истинности для типовых логических операций;
Умеют строить таблицу истинности для нетипового логического выражения;
Умеют упрощать сложное логическое выражение.
текущий
-краткая самостоятельная работа,
-устный опрос,
-составление опорных таблиц,
-собеседование,
-тестирование
4. Информатизация общества
Умеют приводить примеры о степени развития общества, находить информацию в Интернете по заданной теме;
Умеют приводить примеры об информационной культуре и безопасности;
Знают о правовой охране информационных ресурсов, о перспективы развития ИКТ
текущий
итоговый
-краткая самостоятельная работа,
-устный опрос,
-составление опорных таблиц,
-собеседование,
-тестирование
-информационный диктант
Характеристика контрольно-измерительных материалов Контрольные измерительные материалы по информатике в 8-9 классах охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного общего образования. При изучении информатики на базовом уровне проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы: самостоятельная работа; тестирование, контрольная работа. Периодический контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела (3 контрольных работ). Формами периодического контроля являются как обязательные письменные контрольные работы (продолжительностью 1 урок), так и самостоятельные, проверочные работы, тесты (продолжительностью 10-15 минут).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Оценка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Оценка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерий оценки письменной контрольной работы
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил
- не более одной грубой и одной негрубой ошибки,
- не более трех негрубых ошибок,
- одной негрубой ошибки и трех недочетов,
- при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки на «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Дата
Название темы;
раздела
Тема урока
Основное содержание темы, термины понятия
Специальные
предметные
умения
Общие учебные
умения
Вид контроля,
измерители
Домашнее задание
Повторение курса информатики 8 класса
1/1
ТБ в кабинете информатики. Повторение. Информационные процессы. Коммуникационные технологии.
Информация. Информационные процессы в живой и неживой природе. Передача информации. Компьютерные сети. Состав Интернета. Web-страницы и Web-сайты
Знать : правила ТБ и поведения в компьютерном классе; смысл понятия «информация», «количество информации», виды и свойства информации, схему передачи информации, виды компьютерных сетей, структуру Web-страницы
Уметь: пользоваться локальной сетью, Интернетом, самостоятельно разрабатывать Web- страницу, кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
Умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников;
- умение доводить до конца начатую работу;
- умение оценивать свой труд и труд своих товарищей
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
Конспект в тетради
2/2
Повторение. Кодирование текстовой, графической, числовой и звуковой информации
Двоичное кодирование текстовой информации. Растровая и векторная графика. Частота дискретизации. Глубина кодирования звуковой информации. Позиционные системы счисления
Знать: принцип дискретного представления графической информации, смысл понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта, принцип кодирования звуковой информации ,понятие «системы счисления»
Уметь: Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора,
создавать слайд-шоу из цифровых фото, переводить количество информации из одной системы счисления в другую
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы
Умение работать с текстом, представлять информацию в различных видах.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос
Конспект в тетради
3/3
Вводная контрольная работа
Проверка знаний по курсу информатики 8 класса
Индивидуальный контроль
Глава 1 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» - 29 часа
4/1
Алгоритм и его формальное исполнение
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком.
Знать , определение алгоритма; основные типы алгоритмических конструкций
Уметь определять исполнителей алгоритмов
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы
ФО
§1.1
5/2
Алгоритм и его формальное исполнение
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1
§1.1
6/3
Выполнение алгоритмов компьютером.
Выполнение алгоритмов компьютером.
Знать: смысл понятия «программа», виды объектно-ориентированных языков программирования
Уметь: выполнять алгоритмы с помощью компьютера
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1
§1.1
7/4
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Знать : основные свойства алгоритмов, вид линейного алгоритма, общий вид разветвляющихся алгоритмов разных типов, виды циклических алгоритмов
Уметь: описывать свойства алгоритмов, составлять линейные,циклические, алгоритмы с ветвлением,
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.1
§1.2
8/5
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
применять циклы разных типов для решения задач
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2
§1.2
9/6
Переменные: имя, тип, значение
Переменные: тип, имя, значение.
Знать: виды переменных (имя, тип, значение)
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2
§1.3
10/7
Арифметические, строковые и логические выражения
Арифметические, строковые и логические выражения.
Знать правила записи и построения арифметических и строковых констант
Уметь: решать задачи на составление алгоритмов
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3
§1.3
11/8
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования
Кодирование основных типов алгоритмических структур на алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках.
Знать: смысл понятий «проект, объекты, свойства объекта, методы объекта, событие»
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3
§1.3
12/9
Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.
Знать: виды функций.
Уметь: различать и пользоваться функциями
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью,
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3
§1.5
13/10
Знакомство с средой TurboPascal. Программа, структура, написание.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Знать: Правила записи основных операторов: ввода ,вывода, присваивания, ветвления, цикла; основные этапы разработки программы
Умение работать с различными источниками информации, владеть диалогической речью, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.3
Конспект в тетради
14/11
Знакомство с средой TurboPascal. Программа, структура, написание.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Знать: Правила записи основных операторов: ввода ,вывода, присваивания, ветвления, цикла; основные этапы разработки программы
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО
Конспект в тетради
15/12
Программирование линейных алгоритмов
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения
Знать: основные свойства линейного алгоритма
Уметь: составлять линейным алгоритм с использованием функций
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО
§1.2.1
16/13
Программирование линейных алгоритмов
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1
§1.2.1
17/14
Программирование линейных алгоритмов
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1
§1.2.1
18/15
Программирование линейных алгоритмов
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1
§1.2.1
19/16
Практическая работа «Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения»
ФО, выполнение практической работы
§1.2.1
20/17
Программирование алгоритмов с "ветвлением"
Разработка алгоритма с ветвлением с использованием математических функций при записи арифметического выражения
Знать: основные свойства алгоритма с ветвлением
Уметь: составлять алгоритм с ветвлением с использованием функций
Умение решать разные практические задачи,
рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.1
§1.2.2
21/18
Программирование алгоритмов с "ветвлением"
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2
§1.2.2
22/19
Программирование алгоритмов с "ветвлением"
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2
§1.2.2
23/20
Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления»
ФО, выполнение практической работы
§1.2.2
24/21
Программирование алгоритмов структуры «выбор»
Разработка алгоритма структуры «выбор» (программы) с
Знать: основные свойства алгоритма структуры «выбор»
Умение решать разные практические задачи рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.2
§1.2.3
25/22
Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор «выбор»
использованием математических функций при записи арифметического выражения
Уметь: составлять алгоритм структуры «выбор»
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.3, выполнение практической работы
§1.2.4
26/23
Программирование алгоритмов циклической структуры
Разработка циклического алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения
Знать: основные свойства алгоритма циклической структуры
Уметь: составлять циклический алгоритм с использованием функций
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.4,
§1.2.4
27/24
Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла»
Выполнение практической работы
§1.2.4
28/25
Графические возможности объектно-ориентированного программирования
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования TurboPascal, разработка программы с использованием графического редактора
Знать: основные возможности графического редактора
Уметь размещать на форме элементы управления, изменять их расположение и размер
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.2.4
§1.6
29/26
Графические возможности объектно-ориентированного программирования
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6
§1.6
30/27
Графические возможности объектно-ориентированного программирования
ФО, ответы на вопросы по материалу §1.6
§1.6
31/28
Практическая работа «Разработка программы с использованием графического редактора»
ФО, выполнение практической работы
§1.6
32/29
Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Проверка знаний по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Индивидуальный контроль
Глава 3. «Моделирование и формализация» - 12 ч.
33/1
Окружающий мир как иерархическая система.
Окружающий мир как иерархическая система.
Знать: смысл понятия «системы, элементы»
Уметь: приводить примеры использования моделей окружающего мира
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, беседа
§2.1
34/2
Моделирование, формализация, визуализация
Моделирование, формализация, визуализация
Знать о моделировании как методе познания
Уметь приводить примеры различных информационных моделей в жизни и в учебной деятельности
ФО, ответы на вопросы §2.1
§2.2
35/3
Материальные и информационные модели.
Материальные и информационные модели.
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы §2.2
§2.2
36/4
Материальные и информационные модели.
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.
ФО, ответы на вопросы §2.2
§2.2
37/5
Формализация и визуализация информационных моделей
Формализация и визуализация моделей
Уметь: приводить примеры описательных и формализованных моделей
ФО, ответы на вопросы §2.2
§2.2
38/6
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время, пересказывать текст
ФО, ответы на вопросы §2.2
§2.3
39/7
Построение и исследование моделей из курса физики Практическая работа ««Бросание мячика в площадку»
Построение и исследование физических моделей.
Знать: принцип построения физических моделей Уметь: создавать компьютерные модели движения
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время
ФО, ответы на вопросы §2.3, выполнение практической работы
§2.4
40/8
Приближенное решение уравнений. Практическая работа «Графическое решение уравнения»
Приближенное решение уравнений
Уметь: создавать компьютерные модели решения уравнений
ФО, ответы на вопросы §2.4, выполнение практической работы
§2.5
41/9
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.
Уметь: выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время
ФО, ответы на вопросы §2.5, выполнение практической работы
§2.6
42/10
Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа «Распознавание удобрений»
Экспертные системы распознавания химических веществ
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время
ФО, ответы на вопросы §2.6 выполнение практической работы
§2.7
43/11
Практическая работа «Модели систем управления»
Уметь: создавать компьютерные модели экспертных систем, проводить компьютерный эксперимент и анализировать полученные результаты
Выполнение практической работы
Подготовиться к контрольной работе
44/12
Контрольная работа «Моделирование и формализация
Проверка знаний по теме «Моделирование и формализация»
Индивидуальный контроль
Глава 4. «Логика и логические основы компьютера» - 15 ч.
45/1
Формы мышления
Понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь"
Знать: смысл понятий «истина, ложь»
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Беседа
§3.1
46/2
Алгебра высказываний. Конъюнкция.
Алгебра логики, конъюнкция, таблицы истинности
Знать: смысл понятия «конъюнкция»
Уметь: заполнять таблицу истинности
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
47/3
Дизъюнкция. Инверсия
Алгебра логики, дизъюнкция, инверсия, таблицы истинности
Знать: смысл понятия «дизъюнкция, инверсия»
Уметь: заполнять таблицу истинности
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
48/4
Логические выражения. Таблицы истинности.
Логические выражения, таблицы истинности
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
49/5
Логические выражения. Таблицы истинности.
Логические выражения, таблицы истинности
Уметь: заполнять таблицу истинности, решать логические выражения
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
50/6
Определение истинности логических выражений
Определение истинности логических выражений, решение задач
Уметь: решать логические задачи
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
51/7
Определение истинности логических выражений
§3.1
52/8
Практическая работа « Таблицы истинности логических функций»
ФО, Проверка выполнения работы
§3.1
53/9
Импликация. Эквивалентность.
Импликация. Эквивалентность.
Знать смысл понятий «импликация, эквивалентность»
Уметь: решать логические задачи
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
54/10
Законы логики
Законы логики ,
Знать формулировку законов логики
Уметь использовать законы логики при решении задач
ФО, ответы на вопросы §3.1
§3.1
55/11
Практическая работа «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»
Выполнение практической работы
Проверка выполнения работы
§3.1
56/12
Решение логических задач
Решение логических задач
Уметь: решать логические задачи
Умение решать разные практические задачи, рационально использовать учебное время
ФО, ответы на вопросы §3.2
§3.2
57/13
Решение логических задач
ФО, ответы на вопросы §3.2
§3.2
58/14
Решение логических задач
ФО, ответы на вопросы §3.2
§3.2, подготовиться к контрольной работе
59/15
Контрольная работа «Логика и логические основы компьютера»
Проверка знаний по теме «Логика и логические основы компьютера»
Индивидуальный контроль
Глава 5. «Информационное общество и информационная безопасность» - 4 ч.
60/1
Информационное общество.
Информационное общество.
Знать признаки информационного общества
Беседа
§4.1
61/2
Информационная культура
Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Знать основные компоненты информационной культуры
Умение слушать, запоминать, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
ФО, ответы на вопросы по материалу §4.1
§4.2
62/3
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Знать основные принципы защиты информации, виды распространяемых программ
ФО, ответы на вопросы по материалу §4.2
§4.3, подготовиться к итоговой контрольной работе
63/4
Итоговая контрольная работа
Проверка знаний по курсу информатики 9 класса
Индивидуальный контроль
64-68(16.05 - 31.05 ) Резерв -5 ч.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 9 класса
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 9 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. - М.: Дрофа, 2012
-
Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
-
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
-
Операционная система Linux
-
Пакет офисных приложений Open office.
Список дополнительной литературы для учителя, для обучающихся.
Для учителя:
-
Электронный диск «Мир информатики»
-
Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru
-
Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru
-
Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net
-
Сайт «Методическая копилка учителя информатики» metod-kopilka.ru/
-
Сайт Константин Полякова kpolyakov.narod.ru/
-
Олимпиады в области точных наук olymp.ifmo.ru/
-
Сайт учителя информатики г.Кемерово jgk.ucoz.ru/load/ (каталог презентаций)
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/
Для обучающихся:
-
Сайт «Информатика. Учебный курс» infolike.narod.ru/index.html
-
Сайт по информатике gplinform.ucoz.ru/
-
Олимпиады в области точных наук olymp.ifmo.ru/
-
Сайт учителя информатики г.Кемерово jgk.ucoz.ru/load/ (каталог презентаций)
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/collection/
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
№ урока
Тема урока
Причина изменений в программе
Способ корректировки