Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Федерального Государственного стандарта основного общего образования по Информатике и ИКТ.

  2. Авторской программа Л.Л. Босовой «Информатика 9 класс»

  3. Учебного плана школы в соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в 9 классе изучается на базовом уровне за счет компонента образовательного учреждения и составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

Количество учебных часов:

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часа в год.



Учебно - методические средства обучения и контроля.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;

  • рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;

  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

Содержание курса информатики и ИКТ

Математические основы информатики (12 ч)

Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

Моделирование и формализация (8 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Основы алгоритмизации (12 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Начала программирования на языке Паскаль (16 ч)

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка алгоритма - кодирование - отладка - тестирование.

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Коммуникационные технологии (10 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.



Учебно-тематический план

(9 класс, 68 часов/2 часа в неделю)

Тема урока, практическое занятие

Кол-во часов

В том числе:

Теория

Практика

Контроль ЗУН


Введение

1

1

-

-

1

Тема «Математические основы информатики»

12

5,5

3,5

3

2

Тема «Моделирование и формализация»

8

5,5

1,5

1

3

Тема «Основы алгоритмизации»

12

7

4

1

4

Тема «Начала программирования»

16

8

7

1

5

Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

6

2,5

2,5

1

6

Тема «Коммуникационные технологии»

10

7,5

1,5

1


Итоговое повторение

3

3

-

-



68

40

20

8





















Требования к уровню подготовки по итогам

изучения Информатики и ИКТ

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Учащиеся будут уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;

  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;

  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;



Перечень учебно - методического обеспечеия

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса в 2-х частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

  3. Презентации к урокам 9 класс.




Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля


ЦОР

Домашнее задание

Примечание


план

факт

Введение (1 час)





Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Урок обобщения и систематизации знаний



презентация «Информатика и ИКТ»

Подготовить сообщение «Человек в информационном обществе»


Математические основы информатики (12 часов)





Общие сведения о системах счисления

Изучение нового материала



презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.1), вопросы № 1-10, 22

РТ: № 2,3, 9, 10, 12, 15,16





Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Изучение нового материала



презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.2, 6), вопросы 11, 19;

РТ: № 20, 22, 23, 24, 29, 30





Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления

Комбинированный урок



презентация «Системы счисления»

§1.1 (п.3, 4), задания 12-13

РТ: № 19, 25, 26, 27, 31





Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

Изучение нового материала



презентация «Системы счисления»

§1.1,

задания 15-17

РТ: № 28, 33, 35





Представление целых чисел. Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код»

Комбинированный урок



презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2 (п.1), вопросы 1-4

РТ: № 43-45





Представление вещественных чисел

Комбинированный урок



презентация «Представление информации в компьютере»

§1.2, задания 5-9

РТ: № 46, 48-50





Высказывание. Логические операции. Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»

Изучение нового материала



презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 1, 2)

РТ: № 51, 52, 54, 55





Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»


Комбинированный урок



презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 3),

задание №10

РТ: № 57





Свойства логических операций. Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»

Комбинированный урок



презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 4),

РТ: №58-61





Решение логических задач.

Практическая работа №5 «Решение логических задач»

Урок обобщения и систематизации знаний



презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 5),

задание № 12

РТ: № 63, 65





Логические элементы

Комбинированный урок



презентация «Элементы алгебры логики»

§1.3 (п. 6)

задание № 13

РТ: № 66, 67





Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа №1

Урок обобщения и систематизации знаний



интерактивный тест «Математические основы информатики» или тест к главе 1

Задания нет


Моделирование и формализация (8 часов)




Моделирование как метод познания

Изучение нового материала



презентация «Моделирование как метод познания»

§2.1,

задания 1-3, 6-7

РТ: №73, 74





Знаковые модели

Комбинированный урок



Презентация «Знаковые модели»

§2.2,

вопросы №1-3,7,8 РТ: №68-70





Графические модели. Практическая работа №6 «Построение графических моделей»


Комбинированный урок



Презентация «Графические модели»

§2.3,

вопросы №1-4,7,11

РТ: №75, 76, 78, 80, 82, 83





Табличные модели. Практическая работа №7 «Построение табличных моделей»


Комбинированный урок



Презентация «Табличные информационные модели»

§2.4,

вопросы №1-4

РТ: № 90-95





База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.


Изучение нового материала



Презентация

«База данных как модель предметной области»

§2.5,

вопросы № 1-7

РТ: №96-98





Система управления базами данных

Комбинированный урок



Презентация «Система управления базами данных»;

§2.6 (п. 1, 2, 3), вопросы №1-4





Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №8 «Создание базы данных»

Комбинированный урок



Презентация «Система управления базами данных»

§2.6,

РТ: №99,100





Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа №2

Урок обобщения и систематизации знаний.



интерактивный тест «Моделирование и формализация» или тест к главе 2

Задания нет


Основы алгоритмизации (12 часов)




Алгоритмы и исполнители

Изучение нового материала



Презентация «Алгоритмы и исполнители»

§3.1,

вопросы №1-19

РТ: №105, 109





Способы записи алгоритмов

Изучение нового материала



Презентация «Способы записи алгоритмов»

§3.2,

вопросы №1-7





Объекты алгоритмов

Комбинированный урок



Презентация «Объекты алгоритмов»

§3.3,

вопросы №1-18





Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»

Изучение нового материала



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»

§3.4 (п.1)





Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»


Изучение нового материала



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»

§3.4 (п.2), вопросы №10-22





Сокращённая форма ветвления. Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы»


Урок обобщения и систематизации знаний.



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»

§3.4 (п.2)





Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»

Изучение нового материала



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3)

стр. 133-136,

вопросы №23-29





Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»

Урок обобщения и систематизации знаний.



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3) стр.136-139, вопросы №30-31





Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа №14 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным числом повторений»

Урок обобщения и систематизации знаний.



Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

§3.4 (п.3)

стр. 139-143, вопросы №32-34





Конструирование алгоритмов. Практическая работа №15 «Конструирование алгоритмов»

Урок обобщения и систематизации знаний. Применение знаний на практике



Презентация «Конструирование алгоритмов»

§3.5,

вопросы №1-10





Алгоритмы управления. Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления»

Изучение нового материала



Презентация «Алгоритмы управления»

§3.6,

вопросы №1-6

РТ: №165-171





Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа №3

Урок обобщения и систематизации знаний.



интерактивный тест «Основы алгоритмизации» или тест к главе 3

Задания нет


Начала программирования (16 часов)




Общие сведения о языке программирования Паскаль

Изучение нового материала



Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

§4.1,

вопросы №1-11





Организация ввода и вывода данных. Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»

Изучение нового материала



Презентация «Организация ввода и вывода данных»

§4.2,

вопросы №1-10





Программирование как этап решения задачи на компьютере. Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»

Урок обобщения и систематизации знаний.



Презентация «Программирование как этап решения задачи на компьютере»

§4.3,

вопросы №1-12





Программирование линейных алгоритмов. Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»


Комбинированный урок



Презентация «Программирование линейных алгоритмов»

§4.4





Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»


Комбинированный урок



Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.1)





Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»

Комбинированный урок



Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

§4.5 (п.2,3)





Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»

Комбинированный урок



Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п.1)





Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»


Комбинированный урок



Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п.2)





Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №22 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы с заданным числом повторений»


Комбинированный урок



Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п. 3)





Различные варианты программирования циклического алгоритма. Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»

Комбинированный урок



Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

§4.6 (п. 4)





Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»

Комбинированный урок



Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.1-3)





Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»


Комбинированный урок



Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.4)





Последовательный поиск в массиве. Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»

Комбинированный урок



Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.5)





Сортировка массива. Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»

Комбинированный урок



Презентация «Одномерные массивы целых чисел»

§4.7 (п.6)





Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»


Комбинированный урок



Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль»

§4.8





Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования»Проверочная работа №4

Урок обобщения и систематизации знаний.



интерактивный тест «Начала программирования» или тест к главе 4

Задания нет


Обработка числовой информации в электронных таблицах (6 часов)




Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах»

Изучение нового материала




Презентация «Электронные таблицы»

§5.1





Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»


Комбинированный урок




Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.1)





Встроенные функции. Логические функции. Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»


Комбинированный урок




Презентация «Организация вычислений»

§5.2 (п.2,3)





Сортировка и поиск данных. Практическая работа №32 «Сортировка и поиск данных»

Комбинированный урок




Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

§5.3 (п.1)





Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»


Комбинированный урок




Презентация «Средства анализа и визуализации данных»

§5.3 (п.2)





Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа №5

Урок обобщения и систематизации знаний.



интерактивный тест «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Задания нет


Коммуникационные технологии (10 часов)




Локальные и глобальные компьютерные сети

Изучение нового материала




Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети»

§6.1





Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

Комбинированный урок




Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет»


§6.2 (п. 1,2)





Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Комбинированный урок




Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет»


§6.2 (п.3,4)





Всемирная паутина. Файловые архивы.

Комбинированный урок




Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

§6.3 (п. 1-2)





Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Комбинированный урок




Презентация «Информационные ресурсы и сервисы Интернет»

§6.3 (п. 3-5)





Технологии создания сайта.

Изучение нового материала




Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.1)





Содержание и структура сайта. Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»


Комбинированный урок




Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.2)





Оформление сайта. Практическая работа №35 «Оформление сайта»


Комбинированный урок




Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.3)





Размещение сайта в Интернете. Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»


Комбинированный урок




Презентация «Создание Web-сайта»

§6.4 (п.4)





Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа №6

Урок обобщения и систематизации знаний.



интерактивный тест «Коммуникационные технологии»

Задания нет


Итоговое повторение (3 часа)




Основные понятия курса.

Урок обобщения и систематизации знаний.




Повторить записи в тетради





Итоговое тестирование.

Самостоятельная работа



Итоговый тест за курс 9 класса

Повторить записи в тетради





Резерв









© 2010-2022