Конспект урока на тему Базы данных (9 класс)

Материал представляет собой конспект урока на тему "Базы данных". Ключевым моментом урока - является притча, работа с которой позволяет связать учебный материал с жизнью и замотивировать учащихся на предстоящую деятельность. Задания, предложенные учащимся на занятий содержат актуальную для данного возраста информацию, что позволяет каждому включится в учебную деятельность.
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Базы данных.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

- образовательные - познакомить с понятием база данных в прикладной среде Microsoft , назначением и структурой баз данных;

- развивающие - развитие умения с помощью базы данных решать нестандартные жизненные ситуации (создание базы данных, поиск информации в базе, изменение и пополнение данных), развитие умения организовать свою познавательную деятельность; сотрудничать при решении учебной задачи;

- воспитательные - воспитание коммуникативных качеств для рациональной и продуктивной работы в группе.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор, экран;

  • база данных Microsoft Access;

  • электронная версия урока - презентация, подготовленная в PowerPoint;

• раздаточный материал (для каждого ученика) - рабочая тетрадь (см. приложение).

Изучаемые вопросы:

  • Понятие база данных, реляционная база данных, назначение.

  • Структура РБД.

  • Этапы создания базы данных.



1. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня наше занятие мне бы хотелось начать с восточной притчи.

Однажды шли три слепых старца. Им повстречался слон.

Один протянул руку и наткнулся на хобот.

- «О, какой прелестный шланг им можно поливать грядки и облить себя водой в жару».

Другой, потрогал ногу и произнёс:

- «О, какой огромный столб. Хорошая опора для нашего крова, а если будет очень холодно, то можно бросить его в костёр».

Третий потрогал кожу и прошептал:

- «О, какая замечательная тёрка. Можно натереть еду. А можно потереть огрубевшие от дальних скитаний пятки».

В это время мимо проходил зрячий, он увидел и услышал всё это и с сожалением произнёс:

- «Хобот-это, конечно, шланг; ноги - конечно, столб; кожа - конечно, тёрка. Но всё это не столько хобот, ноги и кожа, сколько это всё таки слон».

- Смысл притчи в чём?

- Когда вы видели части (хобот, слон, нога), то не представляли целого (трудно было представить целое). А когда увидели целое, то из него можем вычленить части.

- Где в жизни встречаемся с подобной ситуацией? (по частям складываем целое; целое делим на части).

- А в телефоне, при работе с компьютером на различных сайтах встречайтесь с такой ситуацией?

- У вас много друзей в школе, вне школы, в Интернете. А как вы упоминаете все сведения о них (адрес, день рождения, статус, телефон.)

-Попробуйте в группах раскрыть, как происходит хранение этой информации в телефоне, на компьютере.

- Например, открыли страничку в контакте и сразу видите, кто зашёл к вам в гости, кто оставил надпись на стене.

- Какую информацию вы можете узнать о данном человеке?

Демонстрация результатов работы в группе.

- Как можно назвать всё то, что у вас получилось?

- Итак, кто попробует сформулировать самое оригинальное название урока. Я формулирую тему урока «Базы данных», а кто сформулирует лучше.

2. Целеполагание.

- Вновь вернёмся к притче, Каждый из слепцов увидел отдельные части, а зрячий увидел целое.

- Так, что же нужно знать о базах данных для того, чтобы не было таких разрозненных сведений, как у старцев.

3. Этап продуктивной деятельности.

3. 1. Назначение и возможности БД.

- Вам необходимо найти один и тот же объект: торгово-развлекательный центр «……..», используя Жёлтые страницы - 1группа, Дубль-ГИС - 2-я группа.

- У кого получилось это сделать быстрее?

- Обратите внимание на то, что я вам предложила несколько вариантов ЖС. Почему?

- А как сделать так, чтобы не переиздавать их?

-В чём преимущество хранения информации в БД на компьютере?

-Итак для чего предназначены БД?

- Вы получаете два конверта, в которых находиться определение БД в разрезанном виде. Задача понятна?

- Прочитайте получившиеся определения. Одинаковы ли они по сути….или чего-то не хватает в каждом их них.

- А может бы вы ещё что-либо изменили, добавили …….

3.2. Структура БД.

- Прочитайте текст, предложенный на карточке под №2.

- Чем вам хочется заменить слова?

- Какую полезную для себя информацию вы можете из неё извлечь.

- Попробуйте самостоятельно преобразовать данные с целью получения информации для себя.

- Попробуйте на основе получившейся таблицы составить рассказ о структуре БД т.е. рассказать, что из себя представляет БД, как выглядит.

- Обратите внимание на форму; на то, какая информация содержится в столбцах, а какая в строках таблицы.

- Проверка задания.

- Итак, БД, имеющая прямоугольную форму называется реляционной базой данных. Строка БД называется записью и содержит информацию об одном объекте; столбец называется -полем; содержит информацию о характеристиках объекта.

3.3. Создания БД.

- Вернёмся к работе в группах.

- 1 группа -БД «Мои контакты в ISQ», БД «Мои контакты на сайте В контакте».

- Назначение БД, её структура.

4. Рефлексивно-оценочный этап

5. Домашнее задание.

- Определить название и структуру БД, которую вы будете разрабатывать на последующих занятиях.

6. Подведение итогов.

- И вновь вернёмся к притче: в чём же смысл притчи?

© 2010-2022