• Преподавателю
  • Информатика
  • Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ Стерлитамакский колледж строительства, экономики и права

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Методическая разработка занятия

по дисциплине

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Приемы поиска информации в сети Интернет

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

2015г.

УТВЕРЖДАЮ


методист

___________Н.Б. Дубанова

«____» января 2015г.



Методическая разработка

занятия


Приемы поиска информации

в сети Интернет


Разработал: преподаватель высшей категории Е.В.Симакова

Методическая разработка предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на втором курсе специальности 09.02.03. «Программирование в компьютерных системах» и содержит подробное описание организации занятия. Так же в разработке есть список вопрос фронтального опроса, приведены достаточно простые примеры, рассмотрены достоинства браузеров, выбор лучшего браузера, рассмотрены с подробным решением задания на закрепление, домашнее задание. В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о поиске информации в сети Интернет.



2015г.

Содержание

Министерство образования Республики Башкортостан 1

ГАОУ Стерлитамакский колледж строительства, экономики и права 1

Методическая разработка занятия 1

по дисциплине 1

«Информационные технологии в профессиональной деятельности» 1

Приемы поиска информации в сети Интернет 1

1

2015г. 2

УТВЕРЖДАЮ 3

Приемы поиска информации 3

в сети Интернет 3

2015г. 4

Содержание 5

I. Введение 7

История человечества неразрывно связана с информацией. В те времена, когда люди ещё не умели читать и писать, они хранили информацию в памяти и передавали своим потомкам, используя сигналы, жесты, рисунки и звуки. 7

Вы удивитесь, если узнаете, что даже после изобретения бумаги, ученые не перестали изобретать новые носители информации. Например, несколько десятилетий назад были популярны пластинки, а позднее аудио- и видеокассеты с магнитной плёнкой. С появлением компьютеров увеличилось количество информации и возможностей для её хранения и распространения стало больше. Появились, так называемые, цифровые носители информации: дискеты, CD-диски, DVD-диски, карты памяти (флешки). 7

Интернет сегодня является основным поставщиком деловой информации как в целом для офисных работников, так и для каждой из целевых групп в отдельности руководители, рядовые специалисты, учащиеся, студенты. Кроме того, подавляющее большинство респондентов получает деловую информацию из Интернета каждый день или почти каждый день. 7

Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией. 7

Сеть позволяет добыть практически любую информацию. Но, к сожалению, имея компьютер и выход в сеть, не каждый может найти интересующую для него информацию. Существуют сайты, которые не только предоставляют нам информацию, но и позволяют дополнять и редактировать ее. Такие проекты развиваются с огромной скоростью и очень быстро превращаются в огромные Базы данных, к которым ежедневно обращаются люди. 7

Одним из самых грандиозных проектов по праву считается Википедия. В ней организован собственный поисковый механизм, позволяющий легко и быстро искать нужные статьи для будущих рефератов или научных работ. Если, попытав счастья в всемирной энциклопедии, вы так и не нашли того, что искали - не расстраивайтесь. На помощь уже спешат многочисленные поисковики, благо их существует достаточное количество. Главными «тимуровцами» интернета являются: Яндекс, Рамблер и Google. С помощью них вы можете отыскать любую интересующую информацию. 8

II. План занятия: 9

Дата проведения: 02.02.2012г. 9

Группа: СЖ - 31 9

Тема занятия: Приемы поиска информации в сети Интернет 9

Дидактическое обоснование занятия 9

III. Ход занятия: 10

III. Ход занятия 11

1. Организационный момент. 11

2. Объяснение новой темы: «Поиск информации в сети Интернет» 11

3.2. Практическая деятельность за ПК: 14

I. Введение

История человечества неразрывно связана с информацией. В те времена, когда люди ещё не умели читать и писать, они хранили информацию в памяти и передавали своим потомкам, используя сигналы, жесты, рисунки и звуки.

Вы удивитесь, если узнаете, что даже после изобретения бумаги, ученые не перестали изобретать новые носители информации. Например, несколько десятилетий назад были популярны пластинки, а позднее аудио- и видеокассеты с магнитной плёнкой. С появлением компьютеров увеличилось количество информации и возможностей для её хранения и распространения стало больше. Появились, так называемые, цифровые носители информации: дискеты, CD-диски, DVD-диски, карты памяти (флешки).

Интернет сегодня является основным поставщиком деловой информации как в целом для офисных работников, так и для каждой из целевых групп в отдельности руководители, рядовые специалисты, учащиеся, студенты. Кроме того, подавляющее большинство респондентов получает деловую информацию из Интернета каждый день или почти каждый день.

Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией.

Сеть позволяет добыть практически любую информацию. Но, к сожалению, имея компьютер и выход в сеть, не каждый может найти интересующую для него информацию. Существуют сайты, которые не только предоставляют нам информацию, но и позволяют дополнять и редактировать ее. Такие проекты развиваются с огромной скоростью и очень быстро превращаются в огромные Базы данных, к которым ежедневно обращаются люди.

Одним из самых грандиозных проектов по праву считается Википедия. В ней организован собственный поисковый механизм, позволяющий легко и быстро искать нужные статьи для будущих рефератов или научных работ. Если, попытав счастья в всемирной энциклопедии, вы так и не нашли того, что искали - не расстраивайтесь. На помощь уже спешат многочисленные поисковики, благо их существует достаточное количество. Главными «тимуровцами» интернета являются: Яндекс, Рамблер и Google. С помощью них вы можете отыскать любую интересующую информацию.

II. План занятия:

Дата проведения: 02.02.2012г.

Группа: СЖ - 31

Тема занятия: Приемы поиска информации в сети Интернет

Дидактическое обоснование занятия

Цель урока: Знакомство с приемами поиска информации в сети Интернет через поисковые системы.

Задачи:

Образовательная - Формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая - Развитие у студентов логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу.

Воспитательная - Воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике, добросовестного отношения к труду, коллективизма и взаимовыручки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая.

Методы обучения:

  • словесный

  • наглядный

  • практический

  • частично-поисковый.

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

  • компьютер с выходом в Интернет,

  • мультимедийный проектор,

  • кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет

  • презентация к уроку <Приложение 1>

  • карточки с заданиями для групп <Приложение 2>

2. Дидактическое обеспечение:

Опорный конспект

Межпредметные связи: дисциплины:

  • «Информатика»

  • «История и культура Башкортостана»

III. Ход занятия:

1. Организационный момент:

  • Организация внимания

  • Взаимное приветствие

  • Сообщение темы занятия

  • Постановка цели и задач, мотивация

2. Объяснение новой темы: «Приёмы поиска в сети Интернет»

  1. Приёмы поиска в сети Интернет

  2. Поисковые системы

3. Закрепление:

3.1 Устное закрепление темы

3.2 Практическая работа по поиску информации в Интернет

3.3 Сообщения студентов результатов поиска

  1. Подведение итогов занятия.

  2. Рефлексия.

III. Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Сегодня на занятии, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих отыскивание нужной информации.

2. Объяснение новой темы: «Поиск информации в сети Интернет»

2.1 Приёмы поиска в сети Интернет

2.2. Поисковые системы

Учитель: (Приложение 1, слайд1).

Прежде чем начнем работать, давайте ответим на несколько вопросов:

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?

  2. Какие программы для выхода в Интернет вам известны?

  3. Какое общее название у этих программ?

  4. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы. Молодцы!

2.1 А сейчас мы поговорим о «Поиске информации в сети Интернет»

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Однако наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

(Приложение 1, слайд2). Существуют три способа поиска информации в Интернете:

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

(Приложение 1, слайд3): Указание адреса страницы - это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

(Приложение 1, слайд4): Передвижение по ссылкам - Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать информацию, только близкую по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

(Приложение 1, слайд5): Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru), Rambler (rambler.ru) и некоторые другие.

2.2 (Приложение 1, слайд 6): Что же такое - поисковая система?

Поисковая система- веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.

(Приложение 1, слайд 7): Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Каталог ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто Интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

(Приложение 1, слайд 8): Ребята, обратите внимание на следующий слайд. Так выглядит главная страница Яндекс-каталога. Здесь можно выбрать раздел по своим интересам.

(Приложение 1, слайд 9): А вот так выглядит главная страница Google - каталога

(Приложение 1, слайд10). Теперь поговорим о поисковых индексах: Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Пользователь задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, и, получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Чтобы легче понять, о чем именно идёт речь, представьте себе набор визиток с адресами и телефонами, расположенных в совершенно случайном порядке, и телефонный справочник, куда внесены данные из этих визиток, упорядоченные по фамилии их обладателя или по названию организации. Очевидно, что поиск по упорядоченному справочнику займёт куда меньше времени, чем по хаотическому набору визиток. Таким образом, телефонный справочник можно считать некоторым подобием или, наверное, даже прообразом поисковых индексов, используемых сегодня при поиске данных в их неструктурированных хранилищах.

(Приложение 1, слайд11): Структура поисковой системы:

Основой любой поисковой системы является комплекс программ, называемый поисковой машиной (движком). Базу данных для движка собирает программа, именуемая поисковым роботом, краулером или "пауком". Он работает совершенно самостоятельно и, действительно, последовательно обходит весь Интернет по ссылкам в поисках новой информации. Найденные страницы файлов или документы (их текстовую составляющую) робот заносит в специальный index-файл, называемый индексом поисковой системы.

(Приложение 1, слайд12): Обратите внимание на этот слайд. Здесь мы видим информацию по запросу "Поисковые машины Интернета ". Найдено 5 млн. страниц. Для достижения конкретного результата запрос необходимо сделать более точным.

3. Закрепление.

3.1. Первичное закрепление знаний (фронтальный опрос):

Вот мы и рассмотрели основные приёмы поиска информации в Интернете с использованием поисковых машин.

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд13):

- Какие способы поиска информации в сети Интернет вам известны?

- Какие два вида поисковых машин вы знаете?

- Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

Студенты отвечают на вопросы. При необходимости учитель помогает учащимся с ответами.

3.2. Практическая деятельность за ПК:

Учитель: А теперь мы выполним небольшую практическую работу. Я предлагаю вам сделать задание, где каждый из вас должен воспользоваться тремя поисковиками для нахождения информации, требуемой в таблице (Приложение 2). Оцените возможности нахождения по трехбальной шкале. Критерии оценивания приведены в карточке. Заполните таблицу, которая находится у вас в папке «задание» на рабочем столе, и приготовьте свой комментарий по результату.

(Студент, первым ответивший на все вопросы помогает одногрупникам с поиском)

4. Подведение итогов практической работы

После выполнения задания проверим ответы студентов и выясним какой поисковик понравился больше. Следует обратить внимание на то, что неверно сформулированная формулировка информации не всегда быстро приводит к ее поиску в любом поисковике.

Оценка работы студентов (в конце урока учитель подводит его итог, оценивает работу учащихся; в подведении итога следует заострить внимание на том, что разные поисковики при нахождении одной и той же информации дают разные результаты).

4. Итог занятия

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали. Видно, что разобрались с поисковиками, нашли информацию, а теперь оценим свои знания и навыки.

  1. Рефлексия.

Учитель: 1. Я предлагаю вам заполнить следующую таблицу :

Вопрос

Ответ

"да"

Ответ

"нет"

1. Получили ли вы для себя на уроке новую информацию?

2.Интересным ли для вас были вопросы в практическом задании?

3. Смогли ли вы справиться с заданием?


2. Выберите соответствующий смайлик, который охарактеризует ваше отношение к занятию:

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети ИнтернетМетодическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет


Учитель: Занятие окончено. Спасибо за занятие!


IV. Заключение.

Предложенная в работе методика поиска информации в сети Интернет доступна и может быть использована каждым, кто хочет найти материалы в сети. В данной методической разработке мною предлагается передать рутинную работу компьютеру, а творческое начало оставить за человеком. Такой подход вполне оправдан, потому, что запрограммировать творчество едва ли представляется возможным.

Студенты, получившие навыки работы в поисковых системах Yandex, Rambler, Google в сети Интернет смогут в дальнейшем применять полученные знанияв любом поисковике сети.

V. Список литературы:

1. Кристофер Д. Маннинг, Прабхакар Рагхаван, Хайнрих Шютце Введение в информационный поиск. - Вильямс, 2010.

2. Крис Касперски Тонкости и секреты работы с Интернет (2-е издание). - Солон-пресс · 2006

3. Леонтьев В.П. Поиск в Интернет. - ОЛМА-Пресс · 2004

4.rutube.ru/tracks/1441168.html?v=0e88a4413fef8d75806f1c8f6944d1f

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

Вопрос

Ответ

"да"

Ответ

"нет"

1. Получили ли вы для себя на уроке новую информацию?



2.Интересным ли для вас были вопросы в практическом задании?



3. Смогли ли вы справиться с заданием?



Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети ИнтернетМетодическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет

Методическая разработка занятия по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности на тему Приемы поиска информации в сети Интернет


© 2010-2022