Развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе через использование ИКТ

Развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе через использование ИКТ. Материал подготовила классный руководитель Заичко Т. Н.   Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Сегодня в традиционную схему: Учитель -  ученик -  учебник -  компьютер  вводится звено (компьютер), а в школьное сознание - компьютерное обучение. Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Главная задача учителя – активная работа с информацией, в основе которой как раз и предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление учащихся. Творческое мышление формируется при наличии проблемы, требующей поиска решения, подчас оригинального подхода, потребности самовыражения личности как для учащегося так и для учителя. Современная система образования, опирается на традиционные источники информации и управления процессом познания: школьный учебник, контурные карты, атлас по ... Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Обеспечить положител... Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока учитель работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все дети, и учи...   Заключение. Эффективность любого урока, мероприятия определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения и воспитания позволяет учителю и классному руководителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается неповторимый шедевр.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе

через использование ИКТ.

Материал подготовила классный руководитель Заичко Т. Н.


Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Сегодня в традиционную схему:

Учитель - ученик - учебник - компьютер

вводится звено (компьютер), а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Главная задача ИКТ - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Главная задача учителя - активная работа с информацией, в основе которой как раз и предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление учащихся. Творческое мышление формируется при наличии проблемы, требующей поиска решения, подчас оригинального подхода, потребности самовыражения личности как для учащегося так и для учителя. Современная система образования, опирается на традиционные источники информации и управления процессом познания: школьный учебник, контурные карты, атлас по истории, другие учебные пособия по истории и обществознанию, энциклопедии, словари и т.д., реализуемые под руководством учителя. Применение ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу.

Учитель, применяющий ИКТ, должен усвоить золотое правило: «использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся». Такая работа требует другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных личностно-ориентированному подходу в образовании.

Использование информационно-коммуникативных технологий на различных уроках позволяет:
Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:
- перегруженность школьных программ;
- оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое;
Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста. Моделирующие программы помогают учащимся глубже понять сложные процессы. В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера. Для организации индивидуальной работы или работы в парах эффективно создание рабочей электронной тетради, куда выносятся основные моменты урока (схемы, графики, исторические карты, таблицы и др.).

Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне. Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

- обычная иллюстрация;
- использование анимации в слайдах;
- использование мультимедиа;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию).

Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока учитель работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все дети, и учитель видит, на каком уровне находится каждый из учеников. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствуется контроль знаний. Особенностями программированного и компьютерного обучения является то, что весь учебный материал разделяется на отдельные порции и каждый шаг, каждая порция завершается контролем, будь то вопрос, задание, упражнение или тест. При правильном выполнении контрольных заданий учащиеся получают новую порцию материала и выполняют следующий шаг обучения. Если задание выполнено неверно, то следующая страничка программы просто не откроется. Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждали, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель - осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности. Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Прежде чем приступить к работе, учитель должен для себя выяснить:

1. Какие темы стоит поддерживать с помощью ИКТ? Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы.

2. Какие программные средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий? Имеются в стандартном наборе следующие виды программного обеспечения, необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий.

Программные:

  • Microsoft Word - текстовый редактор

  • Microsoft Excel - электронные таблицы

  • Microsoft PowerPoint - мультимедийный редактор

  • Microsoft FrontPage - конструктор Web - страниц

  • Internet Explorer - браузер для работы в Интернете

  • Microsoft Outlook Express - программа для работы с электронной почтой

Аппаратные:

  • Компьютер

  • Принтер

  • Проектор

  • Телекоммуникационный блок, который позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

3. Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся? Это могут быть: составление сравнительных таблиц, выявление сходства и различий, схем, социологических диаграмм, построение графиков. Заполнение исторических карт, создание презентаций, сайта и т.д.

4. Какие типы уроков целесообразно делать компьютерными? Практика показывает, что это могут быть уроки лекции, объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовка к зачету, зачет, урок коррекции и т.д.

5. Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок? Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нём суматоху, хаотичность, потерю времени и концентрацию внимания у учащихся, а для этого надо помнить психологические требования к уроку.

Этапы организации урока с использованием ИКТ

  1. Этап организационный. На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает… Важно также умение и знание учащихся как пользоваться программным продуктом.

  2. Этап усвоения новых знаний. Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы - все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом учителю могут помочь дети. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т.д. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Презентация используется:
    - при первом знакомстве с предметом;
    - для анонсирования новой темы.
    Главное в презентации - это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация.

  3. Этап обобщения и систематизации знаний. Создание учителем-предметником электронного пособия, сайта, учебника. Созданный школьный банк данных учебно-методического обеспечения школьных дисциплин - «ресурсная библиотека» помогает учителю систематизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого на протяжении всего учебного процесса учащимся предлагается создать собственный проект по заданной проблеме или тематике. Либо на усмотрение учителя подготавливается контрольная работа, тестирование. Работа проводится дифференцированно.

4. Этап контроля и самопроверки знаний. Тестирование, ребусы, кроссворды, заполнение таблиц. Данная работа выполняется учащимися либо индивидуально, либо используется групповая форма работы. Рекомендуется проводить эту работу дифференцированно.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Должен быть определен обязательный минимум выполнения и выделено пространство для инициативных:

  • временные рамки;

  • количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов);

  • программа реализации задания (это может быть VS Word, PowerPoint),

  • объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов т.п.),

  • дополнительное задание, оговорено место размещения выполненной работы.

Заключение.

Эффективность любого урока, мероприятия определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения и воспитания позволяет учителю и классному руководителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается неповторимый шедевр.



© 2010-2022