Рабочая программа кружка Занимательная информатика. Мой друг - компьютер

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Предмет «Информатика» является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютере, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи обуславливается тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей школьников, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной и интересной форме.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Целью изучение информатики в начальных классах учащихся с ЗПР является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них. Первой и важнейшей задачей кружка информатики является формирование у учащихся с ЗПР соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках, во внеурочной деятельности с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить занятие информатикой в интересную игру.

Задачи:

- обучение школьников поиску, отбору, организации и использования информации для решения учебных и практических задач;

- формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных технологиях, первичных навыков работ на компьютере;

- формирование представлений об этических нормах работы с информацией и информационной безопасности личности;

- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий;

- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

С 1 по 3 годы обучения программа " Занимательная информатика. Мой друг - компьютер " представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Занимательная

информатика. Мой друг - компьютер»;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных

заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков

объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных

признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;


  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по

исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество

и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу и занимаясь в компьютерном кружке все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем если ребенок начнет заниматься позже, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.

Программа курса состоит из 102 часов:

  • 1 год обучения «Юный компьютерный художник» - 34 часа (1 раз в неделю)

  • 2 год обучения «Мастер печатных» - дел 34 часа (1 раз в неделю );

  • 3 год обучения «Мастер презентации» - 34 часа (1 раз в неделю );

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.


Занятия по информатике, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Цель начального курса информатики - не только обеспечить предметную подготовку Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:

  1. на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (9-12 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.

  2. на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.

  3. на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.

Предполагаемые результаты реализации программы.


К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:


  1. правила техники безопасности;

  2. правила работы за компьютером;

  3. назначение и работу графического редактора Paint;

  4. назначение и работу стандартных программ Блокнот и Калькулятор;

  5. возможности текстового редактора Word;

  6. понятие информации, свойства информации;

  7. назначение и работу программы Power Point;

  8. основные блоки клавиш;

  9. типы моделей;

  10. устройство персонального компьютера, основные блоки;

  11. устройства ввода и вывода информации;

  12. способы защиты информации.

Должны уметь:


  1. соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;

  2. включать и выключать компьютер;

  3. работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);

  4. набирать информацию на русском регистре;

  5. запустить нужную программу, выбирать пункт меню, правильно закрыть программу;

  6. работать с программами Word, Paint, Блокнот, Калькулятор;

  7. работать со стандартными приложениями Windows;

  8. создавать презентации;

  9. пошагово выполнять алгоритм практического задания;

  10. осуществлять поиск информации на компьютере;

  11. осуществлять поиск информации в сети Интернет;

  12. работать с программами Power Point, Черепашка;

  13. работать с разными видами информации;

  14. работать с основными блоками компьютера и подключать их;

  15. пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;

  16. запускать операционную систему;

  17. работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);

  18. пользоваться антивирусными программами;

  19. осуществлять ручной поиск вредоносных программ;

  20. распознавать некоторые вирусы;

  21. оценивать результаты своей работы;

  22. осуществлять проектную деятельность;

  23. работать в команде.

Метапредметными результатами являются:

развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.

Програмное обеспечение

  • Операционная система Windows

  • Графический редактор Paint

  • Текстовый редактор Microsoft Word

  • Компьютерная программа "Перволого 3.0»

  • Редактор Power Point

  • Задания с международной игры «Инфознайка»

  • Логические и обучающие игры

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (10 мин)

  4. Физкультминутка (1 мин)

  5. Работа за компьютером (10-15 мин)

  6. Релаксация (1 мин)

  7. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 1-4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.


Тематическое планирование

1 год обучения - «Юный компьютерный художник»

(33 часа - 1 раз в неделю)

Введение.

Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цели программы

Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).

Задачи направлены на

  1. воспитание у учащихся эстетического вкуса.

  2. развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

  3. привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Содержание курса

Первый год обучения (33 часа)

Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения

в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (30 часов)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тема

Часы

Дата

1

Правила техники безопасности.

1

2

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

1

3-4

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы

2

5-6

Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

2

7

Самостоятельная работа

1

8

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

1

9

Раскрашивание готовых рисунков.

1


10-11

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

2

12

Самостоятельная работа

1

13-14

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»)

2

15

Функция копирования. Составление рисунков.

1

16

Самостоятельная работа

1

17-18

Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

19-20

Проект. Книжная графика

( книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)

2

21-23

Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)

3

24-26

Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

3

27-28

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

2

29-31

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

3

32

Контрольная работа.

1

33

Отчет.

1


Тематическое планирование

2 год обучения - «Мастер печатных дел»

(33 часа - 1 раз в неделю)


Введение.

Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.

Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.

Цель

Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.

Задачи направлены на

  • развитие навыков работы в текстовом редакторе

  • овладение навыков набора компьютерного текста

  • поддержку мотивации маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;

  • формирование навыка использования полученные знания, умения, навыки в жизни.

В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).

Второй год обучения (33 часа)

Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (1 час )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (2 часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тексторый редактор Word (29 часов)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Тема

Часы

Дата

1

Правили техники безопасности

1

2

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

1

3-4

Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.

2

5-6

Клавиатура. Основные клавиши

2

7

Самостоятельная работа

1

8

Инструментарий программы. Меню «Файл»

1

9-10

Редактирование текста. Меню «Главная»

2

11-12

Набор текста.

2

13

Самостоятельная работа.

1

14-15

Меню «Вставка». Создание грамоты.

2

16-17

Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка

2

18-19

Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.

2

20

Самостоятельная работа

1

21

Оформление сочинения.

1

22-24

Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.

3

25-26

Оформление буклетов

2

27-28

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.

2

29-30

Брошюра. Оформление.

2

31-32

Творческий проект. Оформить брошюру

2

33

Контрольная работа

1



Тематическое планирование

3 год обучения - «Мастер презентации»

(33 часа - 1 раз в неделю)


Введение.

В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация - это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.

Цель

Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах

Задачи направлены на

  • формирование навыка использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности

  • развитие принципов работы наиболее распространенных операционных систем

  • овладение навыков работы с основными прикладными программами;

Третий год обучения (33 часа)

Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.

Компьютер и его устройства (2 часа )

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »

Графический редактор Paint (3 часа)

Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Тексторый редактор Word (3 часа)

Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.

Редактор Power Point (24 часа)

Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.

Тема

Часы

Дата

1

Техника безопасности

1

2

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

1

3-4

Знакомство с программой PowerPoint

2

5-6

Основные возможности программы PowerPoint

2

7

Самостоятельная работа

1

8-9

Составление простейшей презентации

1

10-12

Творческий Проект. «Это я»

2

13

Работа с текстом.

1

14-15

Знакомство с текстовым редактором Word

2

16-17

Знакомство с графическим редактором Paint

2

18-19

Добавление в презентацию картинок, арт текстов.

2

20

Самостоятельная работа

1

21-22

Творческий проект. «Мой класс»

2

23-24

Добавление эффектов анимации в презентацию

2

25

Самостоятельная работа

1

26-27

Творческий Проект. «Моя семья»

2

28-29

Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.

2

30-32

Творческий Проект.

2

33

Контрольная работа

1






Список литературы

1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. - Киев. 1993.

2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 1991.

3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.

4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. - М., 1987.

5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. - Майкоп, 1998.

6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. - 1994. - №5.

7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. - Вильнюс, 1990.

8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.

9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.

10. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928 с.

11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.

13. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.

14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.

15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.

16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

Сайты сети интернет

  1. standart.edu.ru/

  2. zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm

  3. koshki-mishki.ru/n4-9.html

Электронные пособия

  1. Дуванов А.А. «Азы информатики»- электронный учебник.

  2. Мир информатики 1 - 2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия

  3. Мир информатики 3 - 4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия

© 2010-2022