- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа кружка Занимательная информатика. Мой друг - компьютер
Рабочая программа кружка Занимательная информатика. Мой друг - компьютер
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янковская Г.Д. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Предмет «Информатика» является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютере, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи обуславливается тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей школьников, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной и интересной форме.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Целью изучение информатики в начальных классах учащихся с ЗПР является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них. Первой и важнейшей задачей кружка информатики является формирование у учащихся с ЗПР соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках, во внеурочной деятельности с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить занятие информатикой в интересную игру.
Задачи:
- обучение школьников поиску, отбору, организации и использования информации для решения учебных и практических задач;
- формирование первоначальных представлений о компьютере и современных информационных технологиях, первичных навыков работ на компьютере;
- формирование представлений об этических нормах работы с информацией и информационной безопасности личности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий;
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
С 1 по 3 годы обучения программа " Занимательная информатика. Мой друг - компьютер " представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
-
системность;
-
гуманизация;
-
междисциплинарная интеграция;
-
дифференциация;
-
дополнительная мотивация через игру.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные
-
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Занимательная
информатика. Мой друг - компьютер»;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
-
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
-
сбор информации;
-
обработка информации (с помощью ИКТ);
-
анализ информации;
-
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
использовать общие приёмы решения задач;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
-
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач.
-
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков;
-
синтез;
-
сравнение;
-
классификация по заданным критериям;
-
установление аналогий;
-
построение рассуждения.
Регулятивные
-
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение выполнять учебные действия в устной форме;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
-
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество
и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу и занимаясь в компьютерном кружке все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем если ребенок начнет заниматься позже, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из 102 часов:
-
1 год обучения «Юный компьютерный художник» - 34 часа (1 раз в неделю)
-
2 год обучения «Мастер печатных» - дел 34 часа (1 раз в неделю );
-
3 год обучения «Мастер презентации» - 34 часа (1 раз в неделю );
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
-
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
-
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
-
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
-
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ - Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия по информатике, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Цель начального курса информатики - не только обеспечить предметную подготовку Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:
-
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (9-12 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
-
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
-
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.
Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности;
-
правила работы за компьютером;
-
назначение и работу графического редактора Paint;
-
назначение и работу стандартных программ Блокнот и Калькулятор;
-
возможности текстового редактора Word;
-
понятие информации, свойства информации;
-
назначение и работу программы Power Point;
-
основные блоки клавиш;
-
типы моделей;
-
устройство персонального компьютера, основные блоки;
-
устройства ввода и вывода информации;
-
способы защиты информации.
Должны уметь:
-
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
-
включать и выключать компьютер;
-
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
-
набирать информацию на русском регистре;
-
запустить нужную программу, выбирать пункт меню, правильно закрыть программу;
-
работать с программами Word, Paint, Блокнот, Калькулятор;
-
работать со стандартными приложениями Windows;
-
создавать презентации;
-
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
-
осуществлять поиск информации на компьютере;
-
осуществлять поиск информации в сети Интернет;
-
работать с программами Power Point, Черепашка;
-
работать с разными видами информации;
-
работать с основными блоками компьютера и подключать их;
-
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
-
запускать операционную систему;
-
работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
-
пользоваться антивирусными программами;
-
осуществлять ручной поиск вредоносных программ;
-
распознавать некоторые вирусы;
-
оценивать результаты своей работы;
-
осуществлять проектную деятельность;
-
работать в команде.
Метапредметными результатами являются:
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.
Програмное обеспечение
-
Операционная система Windows
-
Графический редактор Paint
-
Текстовый редактор Microsoft Word
-
Компьютерная программа "Перволого 3.0»
-
Редактор Power Point
-
Задания с международной игры «Инфознайка»
-
Логические и обучающие игры
Примерная структура занятия
-
Организационный момент (1-2 мин)
-
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
-
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (10 мин)
-
Физкультминутка (1 мин)
-
Работа за компьютером (10-15 мин)
-
Релаксация (1 мин)
-
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся 1-4 годов обучения проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Тематическое планирование
1 год обучения - «Юный компьютерный художник»
(33 часа - 1 раз в неделю)
Введение.
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм - эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программы
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи направлены на
-
воспитание у учащихся эстетического вкуса.
-
развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
-
привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Содержание курса
Первый год обучения (33 часа)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения
в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (30 часов)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
-
№
Тема
Часы
Дата
1
Правила техники безопасности.
1
2
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
1
3-4
Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы
2
5-6
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
2
7
Самостоятельная работа
1
8
Функция раскрашивания в графическом редакторе.
1
9
Раскрашивание готовых рисунков.
1
10-11
Декоративное рисование
(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)
2
12
Самостоятельная работа
1
13-14
Проба пера. Проект.
Тематическая композиция ( Создание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»)
2
15
Функция копирования. Составление рисунков.
1
16
Самостоятельная работа
1
17-18
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи
2
19-20
Проект. Книжная графика
( книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)
2
21-23
Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)
3
24-26
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)
3
27-28
Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов
2
29-31
Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.
3
32
Контрольная работа.
1
33
Отчет.
1
Тематическое планирование
2 год обучения - «Мастер печатных дел»
(33 часа - 1 раз в неделю)
Введение.
Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития самостоятельной письменной речи и коррекции ее недостатков у детей. Однако возникает вполне закономерный вопрос: можно ли научить пользоваться текстовым редактором детей младшего школьного возраста.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Цель
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, грамот, похвальных листов, буклетов.
Задачи направлены на
-
развитие навыков работы в текстовом редакторе
-
овладение навыков набора компьютерного текста
-
поддержку мотивации маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
-
формирование навыка использования полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры. Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условиях предлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформить поздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8 марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.).
Второй год обучения (33 часа)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (1 час )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (2 часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый редактор Word (29 часов)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.
№
Тема
Часы
Дата
1
Правили техники безопасности
1
2
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
1
3-4
Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы.
2
5-6
Клавиатура. Основные клавиши
2
7
Самостоятельная работа
1
8
Инструментарий программы. Меню «Файл»
1
9-10
Редактирование текста. Меню «Главная»
2
11-12
Набор текста.
2
13
Самостоятельная работа.
1
14-15
Меню «Вставка». Создание грамоты.
2
16-17
Графический редактор Paint. Основные возможности. Составление рисунка
2
18-19
Меню «Вставка». Составляем поздравительную открытку.
2
20
Самостоятельная работа
1
21
Оформление сочинения.
1
22-24
Меню «Ссылки». Реферат, правила оформления рефератов.
3
25-26
Оформление буклетов
2
27-28
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы.
2
29-30
Брошюра. Оформление.
2
31-32
Творческий проект. Оформить брошюру
2
33
Контрольная работа
1
Тематическое планирование
3 год обучения - «Мастер презентации»
(33 часа - 1 раз в неделю)
Введение.
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация - это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цель
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи направлены на
-
формирование навыка использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
-
развитие принципов работы наиболее распространенных операционных систем
-
овладение навыков работы с основными прикладными программами;
Третий год обучения (33 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Графический редактор Paint (3 часа)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.
Тексторый редактор Word (3 часа)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление рефератов, поздравительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков - схем.
Редактор Power Point (24 часа)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№
Тема
Часы
Дата
1
Техника безопасности
1
2
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.
1
3-4
Знакомство с программой PowerPoint
2
5-6
Основные возможности программы PowerPoint
2
7
Самостоятельная работа
1
8-9
Составление простейшей презентации
1
10-12
Творческий Проект. «Это я»
2
13
Работа с текстом.
1
14-15
Знакомство с текстовым редактором Word
2
16-17
Знакомство с графическим редактором Paint
2
18-19
Добавление в презентацию картинок, арт текстов.
2
20
Самостоятельная работа
1
21-22
Творческий проект. «Мой класс»
2
23-24
Добавление эффектов анимации в презентацию
2
25
Самостоятельная работа
1
26-27
Творческий Проект. «Моя семья»
2
28-29
Составление презентации с вложениями. Гипперсылки.
2
30-32
Творческий Проект.
2
33
Контрольная работа
1
Список литературы
1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. - Киев. 1993.
2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 1991.
3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.
4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. - М., 1987.
5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. - Майкоп, 1998.
6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. - 1994. - №5.
7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. - Вильнюс, 1990.
8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
10. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 928 с.
11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс, 2007. - 80 с.
13. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. - М.: Астрель,2003. - 192 с.
14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. - 2006. - №12.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
Сайты сети интернет
-
standart.edu.ru/
-
zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
-
koshki-mishki.ru/n4-9.html
Электронные пособия
-
Дуванов А.А. «Азы информатики»- электронный учебник.
-
Мир информатики 1 - 2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
-
Мир информатики 3 - 4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия