Рабочая программа по информатике для СПО

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»



Рекомендовано к использованию

Педагогическим советом СПб ГБПОУ «ИПЛ»

Протокол № _____

«______»_____________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ от _________№____

Директор СПб ГБПОУ «ИПЛ»

____________И.А.Степанов




Рабочая программа

по информатике и ИКТ




Учебные группы: I, II курсов

Количество часов на изучение предмета: 116 часов

Преподаватель: Заводчикова Е.В.



Санкт-Петербург, 2015

Пояснительная записка

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у обучающихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа предмета «Информатика» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. - 221 с.

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

4. Учебный план ОУ на 2015 - 2016 учебный год.

5.Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена для обучающихся I -II курсов.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и программой развития и формирования универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики М.С.Цветкова, Л.С.Великович. Информатика и ИКТ. Учебник начальное и среднее профессиональное образование. - М.: издательский центр «Академи»,2012.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Курс рассчитан на изучение на 1 и 2 курсах общим объемом 174 учебных часа

Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебников «Информатика» для 10 -11 классов.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению обучающийся. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Практическая часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучающихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых задач.

Цели обучения

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания обучающихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить обучающихся с современными информационными технологиями.

Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Обучающиесяя должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Критерии оценок за устные и письменные работы (соответствуют государственным стандартам): Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка практических работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требования безопасности труда.

При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 - 100% правильно выполненной работы - оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы - оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы - оценка «3»

0- 39% правильно выполненной работы - оценка «2»

Содержание учебного предмета

(116 часов)

  1. Информационная деятельность человека - 6 час.

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Основные этапы развития информационного общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Виды профессиональной информационной деятельности человека.

Правовые нормы, относящиеся к информации

Практика на компьютере: Образовательные информационные ресурсы

Регистрация и получение информации на портале государственных услуг.

Поиск информации в глобальной сети Интернет

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление с использованием сети Интернет

Обучающиеся должны знать:

  • основные этапы развития информационного общества;

  • развитие основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности

Обучюащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Основные термины по разделу:

Автоматизированные системы управления (АСУ)

Системы принятия управленческих решений на базе ИКТ

Ада Лавлейс

Первый программист. Составляла программы для Аналитической машины Бэббиджа

Азбука Морзе

Телеграфный код: язык кодирования телеграфных сообщений

Аналитическая машина Бэббиджа

Первый проект программно управляемого вычислительного автомата. Разработал Чарльз Бэббидж в середине XIX века

Арабские числа

Десятичная позиционная система счисления. Зародилась в Индии в V веке н.э.

Библиотеки стандартных программ

Первый вид программного обеспечения ЭВМ. Возникли на ЭВМ первого поколения.

Второе поколение ЭВМ

Транзисторные машины. Возникли в 60-х годах XX века

Геоинформационные системы (ТИС)

Технологии хранения, представления и обработки данных, привязанных к географической карте местности (района, города, страны)

Защита от информационных преступлений

Основные меры: технические и аппаратно-программные, административные, юридические

Защищенная система

Информационная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на нее заданного множества угроз

ИКТ в образовании

Распространенные средства: электронные учебники; учебные ресурсы Интернета (образовательные порталы); дистанционное образование

Информационная безопасность

Гарантия защиты действующих систем хранения, передачи и обработки информации от компьютерных (информационных) преступлений

Информационная технология

Совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств

Информационное общество

Стадия развития общества, на которой основным предметом трудовой деятельности людей становится информация

Информационные преступления

Основные формы: несанкционированный (неправомерный) доступ к информации, нарушение работоспособности компьютерной системы, нарушение целостности компьютерной информации

Информационные ресурсы

Знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации

Кластерные системы

Сеть ПК, работающая как многопроцессорный вычислительный комплекс (альтернатива суперкомпьютеру). Зарождаются в 90-х годах XX века

Машина Паскаля

Первая механическая счетная машина. Изобрел Блез Паскаль в 1645 г.

Национальные информационные ресурсы

Фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации, отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования

Непозиционная система счисления

Система счисления, в которой количественное значение, обозначаемое цифрой, не зависит от позиции | цифры в записи числа

Основание позиционной системы счисления

Равно количеству используемых в системе цифр (мощность алфавита системы счисления)

Первая в мире ЭВМ

ENIAC. Создана в США в 1945 году

Первое поколение ЭВМ

Ламповые машины. Возникли в 50-х годах XX века

Персональный компьютер (ПК)

МикроЭВМ с дружественным к пользователю аппаратным и программным обеспечением. Первый ПК - Арр1е-1, 1976 г. Создатели: С.Джобс, С.Возняк

Печатный станок

Первое средство массового тиражирования книг. Изобрел Иоганн Гуттенберг в середине XV века

Позиционная система счисления

Система счисления, в которой количественное значение, обозначаемое цифрой, зависит от позиции цифры в записи числа

Прикладное программное обеспечение

Основа программного обеспечения информационных технологий

Система счисления

Способ изображения чисел и соответствующие ему правила действий над числами

Системное программное обеспечение

Зарождается на ЭВМ второго поколения. Основа программного обеспечения персонального компьютера. Включает в себя операционную систему и сервисные программы

Системы автоматизированного проектирования (САПР)

Компьютерные технологии создания чертежей, осуществления экономических и технических расчетов, работы с конструкторской документацией

Системы программирования

Развиваются на ЭВМ третьего поколения. Инструмент работы программиста. Современные СП включают: транслятор, текстовый редактор, библиотеки подпрограмм, отладчики и пр

.

Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации

Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная

Телефон

Первое средство передачи звука на расстояние. Изобрел А. Белл в 1876 году

Транслятор

Программа-переводчик с языка программирования на язык машинных кодов. Включаются в программное обеспечение ВМ второго поколения

Третье поколение ЭВМ

Машины на интегральных схемах. Возникли в 70-х годах XX века

Фонограф

Первое устройство звукозаписи. Изобрел Томас Эдисон в 1877 году

Четвертое поколение ЭВМ

Компьютеры на микропроцессорах (микроЭВМ, персональные компьютеры). Многопроцессорные суперкомпьютеры. Возникли в 70-80-х годах XX века

Электрический телеграф

Первое средство быстрой передачи информации на большие расстояния. Изобретатели; П. Л. Шеллинг (1832), С. Морзе (1837)

Электронный офис

Возникает и развивается в 90-х годах XX века. Пример: Microsoft Office. Технология обработки деловой информации на базе интегрированных пакетов прикладных программ


  1. Информация и информационные процессы - 39 часов

Подходы к понятию информации и измерению информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. Представление информации в восьмеричной и шестнадцатеричной системе счислений.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Принципы обработки информации компьютером.

Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения.

Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Алгоритм и его свойства. Виды алгоритмических структур.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Хранение информационных объектов. Архив информации. Файловая система.

Программные поисковые сервисы. Комбинации условий поиска. Передача информации между компьютерами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практика на компьютере: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической и звуковой информации. Представление информации в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления. Определение истинности логического выражения. Построение таблиц истинности логических выражений. Преобразование логических выражений. Решение логических задач. Базовые логические элементы. Логическая схема полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. Логическая схема триггера. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Введение в среду программирования. Линейные программы. Операция / и MOD. Программная реализация алгоритмической структуры «ветвление» и «выбор». Программная реализация алгоритмической структуры «цикл». Массивы. Файловая система. Маски имен файлов. Создание архива данных и работа с ним. Поисковые системы. Определение скорости передачи данных. АСУ различного назначения, примеры их использования.

Обучающиеся должны знать:

  • основные подходы к определению понятия «информация»;

  • классификацию информационных процессов;

  • представление информации в компьютере;

  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

  • основные понятия алгоритмизации

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Обучающиеся должны уметь:

  • решать задачи и выполнять задания на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации;

  • записывать числа в различных системах счисления;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Основные термины по разделу:

Алгоритм (определение)

Понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату

Алгоритм управления

Последовательность команд управления, приводящая к заранее поставленной цели. Информационная составляющая системы управления

Алгоритмический язык (АЯ) (учебный)

Вербальный способ описания алгоритмов с русскими служебными словами

Блок-схема

Графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают указания на действия исполнителя, а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий

Вспомогательный алгоритм

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно

ГРИС

Учебный графический исполнитель, назначение которого - получение чертежей, рисунков на экране монитора

Дискретность алгоритма

Свойство алгоритма, в соответствии с которым процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов

Зацикливание

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается

Исполнитель алгоритма управления

Объект управления

Кибернетика

Наука об общих свойствах управления в живых и неживых системах

Команда ветвления (развилка)

Выбор по условию одного из двух вариантов продолжения выполнения алгоритма с последующим выходом на общее продолжение

Команда цикла (повторение)

Команда многократного выполнения серии команд по некоторому условию

Конечность (или результативность) алгоритма

Свойство алгоритма, в соответствии с которым исполнение алгоритма должно завершиться (привести к результату) за конечное число шагов

Модель управления в кибернетике

Информационный процесс, протекающий между управляющим объектом и объектом управления путем обмена информацией по каналам (линиям) прямой и обратной связи

Обратная связь

Процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту по каналу обратной связи

Подпрограмма (процедура)

Вспомогательный алгоритм в языках программирования

Понятность алгоритма

Свойство алгоритма, в соответствии с которым алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя

Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются используемые в нем вспомогательные алгоритмы

Программа

Алгоритм, представленный на языке исполнителя

Программное управление

Управление в автоматических системах, в которых функцию управляющего объекта выполняет компьютер

Прямая связь

Процесс передачи команд управления от управляющего объекта к объекту управления по каналу прямой связи

Система команд исполнителя (СКИ)

Перечень команд, которые может выполнить конкретный исполнитель алгоритма

Среда исполнителя

Обстановка, в которой действует исполнитель

Структура алгоритма управления

В системах без обратной связи может быть только линейной. В системах с обратной связью может быть циклической и ветвящейся

Точность алгоритма

Свойство алгоритма, в соответствии с которым каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя


  1. Средства информационных и коммуникационных технологий - 19 часов

Архитектура компьютеров. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

Практика на компьютере:

Автоматизированное рабочее место специалиста. История компьютера. Работа с программным обеспечением. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка и использование. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Использование папки общего доступа для коллективного редактирования текста. Понятие о системном администрирование сети. Сервисное программное обеспечение компьютера. Сайты разработчиков антивирусных программ и их продукты. Проверка компьютера на вирусы с использованием антивирусного сканера Dr. Web Curelt! Проверка компьютера на вирусы с использованием антивирусного сканера Kaspersky Virus Removal Tool. Средства информационных и коммуникационных технологий.

Обучающиеся должны знать:

  • основные элементы компьютеров;

  • виды программного обеспечения;

  • организацию работы пользователей в локальных сетях;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Основные термины по разделу:

Алгоритм Евклида

Алгоритм вычисления наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Имеет структуру цикла с вложенным ветвлением

Ввод данных

Занесение данных с внешних устройств в оперативную память компьютера для их последующей обработки

Величина

Отдельный информационный объект, имеющий имя, тип и значение, занимающий определенное место в памяти компьютера (ячейку памяти)

Вывод данных

Передача данных из оперативной памяти на внешние устройства вывода (монитор, принтер и т. д.)

Датчик случайных чисел

Программа получения случайных чисел

Команда присваивания

<переменная>:=<выражение> Сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной

Константа

Постоянная величина, ее значение не может изменяться при выполнении программы

Массив

Представление в языках программирования таблично организованных данных. Пронумерованная конечная последовательность однотипных величин

Оператор

Команда, записанная на языке программирования

Паскаль

Универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации

Переменная

Величина, обозначаемая символическим именем (идентификатором), значение которой может меняться в ходе исполнения программы

Прикладные программисты

Занимаются разработкой прикладного программного обеспечения как общего, так и специального назначения

Программирование

1. Процесс разработки программы для компьютера.

2. Раздел информатики, занимающийся вопросами разработки программ управления компьютером

Система программирования

Программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ на определенном языке программирования

Системные программисты

Занимаются разработкой системного программного обеспечения

Свойства присваивания

- значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения;

- новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение;

- присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания

Случайные числа

Числа, получающиеся в результате случайного выбора из конечного множества значений (игровой кубик, жребий, лотерея и т. п.)

Сценарий работы, программы

Описание взаимодействия программы с пользователем (пользовательский интерфейс) в процессе ее выполнения

Счетчик

Переменная целого типа, в которой подсчитывается количество искомых значений (число выполнений некоторого события)

Тест

Конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат

Тестирование

Испытание работоспособности программы на серии тестов с целью обнаружения ошибок

Тип величины

Свойство, определяющее множество значений, допустимые действия и форму внутреннего представления величины. Основные типы: целый, вещественный, символьный, Логический

Этапы решения задачи путем программирования

1) постановка задачи;

2) формализация (математическая);

3) построение алгоритма;

4) составление программы на языке программирования;

5) отладка и тестирование программы;

6) проведение расчетов и анализ полученных результатов

Язык программирования

Фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных


  1. Технология создания и преобразования информационных объектов - 34 часа

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация. Основные способы преобразования (верстки) текста.

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

Базы данных и системы управления базами данных. Структура данных и система запросов.

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения.

Представления о мультимедийных средах. Аудио- и видеомонтаж.

Практика на компьютере: Форматирование символов. Форматирование абзацев. Форматирование страницы. Колонки. Списки. Создание и форматирование таблиц. Создание изображений. Панель инструментов WordArt. Создание плаката. Символы, математические формулы. Создание титульного листа, сносок и оглавления. Гипертекстовое представление информации. Основные понятия MS Excel. Функции автозаполнения. Построение диаграмм. Ввод формул. Вычисления по формулам. . Стандартные функции. Вычисление математических функций. Построение графиков. Решение задач в Excel. Создание базы данных. База данных. Сортировка записей. Поиск и замена. Фильтры записей. Создание формы с помощью мастера. Связь таблиц. Создание запросов. Создание отчета. Разработка презентаций с помощью Power Point. Использование анимации в презентации. Создание интерактивной презентации.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Обучающиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Основные термины по разделу:

База данных (БД)

Совокупность организованной информации, относящейся к определенной предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения

БД документальная

Содержит документы самого разного типа: текстовые, графические, звуковые, мультимедийные

БД распределенная

База данных, разные части которой хранятся на различных компьютерах, объединенных в сеть

БД реляционная

База данных с табличной организацией данных (одна или несколько взаимосвязанных прямоугольных таблиц)

БД фактографическая

Содержит краткую информацию об объектах некоторой системы в строго фиксированном формате

БД централизованная

База данных, хранящихся на одном компьютере

Дизъюнкция (ИЛИ)

Результат операции - «ложь» тогда и только тогда, когда оба операнда имеют значение «ложь»

Запись

Строка таблицы реляционной базы данных

Запрос на выборку

Команда поиска записей в базе данных, удовлетворяющих некоторому условию. Параметры команды: выводимые поля, условие выбора, параметры сортировки

Информационная система

Совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем

Ключ сортировки

Поле (поля), по значению которого (которых) производится сортировка

Конъюнкция (И)

Результат операции - «истина» тогда и только тогда, когда оба операнда имеют значение «истина»

Логические операции (основные)

- отрицание (НЕ);

- логическое умножение - конъюнкция (И);

- логическое сложение - дизъюнкция (ИЛИ)

Логическое выражение

Выражение, принимающее логическое значение («истина» или «ложь»)

Операции отношения (сравнения)

= (равно);

<> (не равно);

> (больше);

< (меньше);

>= (больше или равно);

<= (меньше или равно)

Основные типы полей

- числовой;

- символьный;

- логический;

- «дата»

Открытие базы данных

Команда, с которой начинается работа с готовой базой данных

Отрицание (НЕ)

Изменяет значение логической величины на противоположное («истина» на «ложь», а «ложь» на «истина»)

Первичный ключ

Одно поле (простой ключ) или совокупность полей записи (составной ключ), значения которых не повторяются у разных записей; идентификатор записи

Поле записи

Именованный столбец таблицы реляционной базы данных

Простое логическое выражение

Содержит одну величину логического типа или операцию отношения (сравнения)

Реляционная СУБД

Система управления реляционной базой данных

Система управления базами данных (СУБД)

Программное обеспечение компьютера, предназначенное для работы с базами данных

Сложные логические выражения

Логические выражения, содержащие логические операции

Создание базы данных

Команда, по которой создаются (открываются) файлы для хранения таблиц, сообщается информация о составе полей записи, их типах и форматах

Сортировка базы данных

Упорядочение записей в таблице по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь поля (или полей)

Старшинство логических операций

По убыванию старшинства: операции в скобках; отрицание (НЕ); конъюнкция (И); дизъюнкция (ИЛИ)

Тип поля

Свойство поля, определяющее множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях, а также действия, которые можно производить с этими значениями

Условие выбора

Логическое выражение простое или составное (сложное)

Формат поля

Свойство поля, определяющее число позиций, отводимых в таблице для поля. Для числовых полей, кроме того, может указываться количество знаков в дробной части (точность)

Абсолютная адресация

Способ адресации ячеек ЭТ, при котором адрес «замораживается» и на него не распространяется принцип относительной адресации

Вещественный тип

Тип представления чисел, имеющих дробную часть, в памяти компьютера

Внутреннее представление чисел

Способ записи чисел в памяти компьютера в двоичной системе счисления

Деловая графика в электронных таблицах

Построение диаграмм и графиков по данным в электронной таблице

Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы

Прямоугольная часть таблицы, обычно обозначаемая именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием

Диапазон значений

Область изменения значений чисел (целых или вещественных), которые можно хранить в памяти компьютера. Всегда ограничен

Имя (адрес) ячейки ЭТ

Складывается из буквенного обозначения столбца и номера строки

Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах

Способ реализации логических операций в электронных таблицах. Имя операции (<логическое выражение 1>;<логическое выражение 2>)

Операции манипулирования диапазонами Электронной таблицы

- удаление;

- вставка;

- копирование;

- перенос;

- сортировка и др.

Переполнение

Выход результатов вычислений за границы допустимого диапазона

Погрешность вычислений

Ошибка машинных вычислений с вещественными числами, связанная с ограниченностью разрядности мантиссы

Представление вещественных чисел

Х = т рп, где: т - мантисса числа; п - порядок числа; р - основание системы счисления, в которой представлено число

Принцип относительной адресации

Адреса ячеек, используемые в формуле, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула

Режимы отображения в электронных таблицах

Режим отображения значений (основной); режим отображения формул

Содержимое ячейки электронной таблицы

- текст(последовательность символов);

- числовое значение (целое или вещественное число);

- формула

Табличный процессор (ТП)

Прикладная программа, работающая с электронными таблицами

Текст в электронных таблицах

Любая последовательность символов, которая не может быть числом или формулой, а также начинающаяся с апострофа

Условная функция в электронных таблицах

ЕСЛИ(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>), где <условие> - логическое выражение. Если значение этого выражение - «истина», то значение ячейки определяет <выражение 1>, если «ложь» - <выражение 2>

Формула в электронных таблицах

Запись, определяющая порядок вычислений. Включает числа, имена ячеек, знаки операций, обращения к функциям, круглые скобки

Функции обработки диапазона

- суммирование чисел, входящих в диапазон;

- нахождение минимального (или максимального) значения;

- нахождение среднего значения и др.

Целый тип

Тип представления целых чисел в памяти компьютера

Электронная таблица (ЭТ)

Данные, представленные в табличном виде и предназначенные для организации табличных расчетов на компьютере

Ячейка электронной таблицы

Наименьшая структурная единица электронной таблицы


  1. Телекоммуникационные технологии - 18 часов

Технические и программные средства телекоммуникационных технологий. Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Методы создания и сопровождения сайта. Интерактивные формы на Web-страницах. Структура HTML -кода Web-страницы. Создание интерактивных Web-страниц. Организация коллективной деятельности в компьютерных сетях. Личные и коллективные сетевые сервисы.

Практика на компьютере: IP-адрес в различных форматах. Унифицированный указатель ресурсов (URL). Браузер. Заказ товара через Интернет-магазин. Выбор отдыха через Интернет-турагенство. Создание шаблона Web-страницы, заголовков личных уровней. Оформление на Web-странице. Создание почтового ящика для электронной почты. Работа в чате.

Обучающиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Основные термины по разделу:

Web-браузер

Клиент-программа для работы пользователя с WWW

Web-сайт

Некоторое количество Web-страниц, связанных тематически

Web-сервер

Компьютер в сети Интернет, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение

Web-страница

Основная поименованная информационная единица, представляющая собой отдельный документ, хранящийся на Web-сервере

WorldWideWeb (WWW)

Сетевой сервис, поддерживающий гипертекстовое пространство Интернета (Всемирную паутину)

Аналоговая связь

Связь, при которой передача информации производится в форме непрерывного (электрического) сигнала

Гипермедиа

Система гиперсвязей между мультимедиа документами

Глобальная компьютерная сеть

Система связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей, удаленных друг от друга на большие расстояния

Доменное имя почтового сервера

Вся часть электронного адреса, расположенная справа от значка @

Домены

Части электронного адреса, разделяемые точками, уточняющие местоположение почтового сервера в сети

Интернет

Мировая система компьютерных сетей

Каналы передачи данных

По физическому принципу своего устройства делятся на проводные (телефонные линии, электрический кабель), беспроводные (радиоканалы) и оптические

Клиент-программа

Программа, подготавливающая запрос пользователя, передающая его по сети, а затем принимающая ответ

Компьютерная сеть

Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизированный обмен данными между компьютерами по каналам связи

Локальная сеть

Небольшая компьютерная сеть, работающая в пределах одного помещения, одного предприятия

Локальная сеть одноранговая

Локальная сеть, в которой все объединенные в ней компьютеры равноправны

Локальная сеть с выделенным узлом

Локальная сеть, в которой имеется одна машина, выполняющая дополнительные обслуживающие функции. Такой узел называют сервером локальной сети. Прочие узлы называются рабочими станциями

Модем

Электронное устройство, осуществляющее соединение компьютеров в сети через аналоговую телефонную линию. Модуляция - преобразование из цифровой формы в аналоговую, демодуляция - обратное преобразование

Поисковая система

Программное обеспечение, позволяющее подбирать нужные документы в WWW по тематике или по ключевым словам

Почтовый ящик

Именованный раздел, отведенный для конкретного пользователя на почтовом сервере, принимающем и обрабатывающем поступающую почту

Протоколы, работы сети

Стандарты, определяющие формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования

Сервер локальной сети

Компьютер, используемый как хранилище общих информационных ресурсов (данных и программ) и позволяющий подключаться к техническим устройствам общего доступа (принтерам, сканерам и т. д.)

Сервер-программа

Программа, принимающая запрос пользователя, подготавливающая ответную информацию и передающая ее пользователю

Телекоммуникация

Процесс обмена информацией по компьютерной сети

Телеконференция

Система обмена информацией на определенную тему между пользователями сети

Технология «клиент-сервер»

Организация программного обеспечения, принятая в современных сетях

Узлы компьютерной сети

Компьютеры, объединенные в сеть. Среди них есть постоянно работающие в сети, выполняющие системные услуги и поддерживающие информационные сервисы. Они называются хост-компьютерами. ПК пользователя также становится узлом сети, но только на время подключения

Файловые архивы

Электронные хранилища, позволяющие через Интернет пополнять программное обеспечение пользователей персональных компьютеров. Серверы, поддерживающие работу файловых архивов, называются FTP-серверами

Хост-компьютер

Постоянно работающий в сети компьютер, выполняющий системные услуги и поддерживающий информационные сервисы

Цифровая связь

Связь, в которой любая информация передается в форме двоичного кода

Шлюз

Узел в региональной или отраслевой сети, связывающий ее с другими сетями

Шум

Различного рода помехи, приводящие к потере (искажению) информации при передаче

Электронная почта

Служба обмена письмами в компьютерных сетях

Электронное письмо

Текстовый файл, содержащий «конверт» с адресом (адресами) получателя (получателей) и текст письма

Электронный адрес

Уникальное имя почтового ящика абонента


Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка обучающегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.


Введение

1

1



1

Информационная деятельность человека

6

4

2


2

Информация и информационные процессы

39

25

13

1

3

Средства информационных и коммуникационных технологий

19

9

9

1

4

Технология создания и преобразования информационных объектов

34


34


5

Телекоммуникационные технологии

18


18



Итого

116

38

76

2




Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

1. М.С.Цветкова, Л.С.Великович Информатика. Учебник для начального и среднего профессионального образования. - М.: АКАДЕМИЯ, 2012.

2. Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С.Цветкова «Информатика и ИКТ». ПРАКТИКУМ для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. - М.:АКАДЕМИЯ, 2013

II. Литература для учителя

1. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения. -М: АКАДЕМИЯ, 2011

2. Шепеваева А.Х. Поурочные разработки по информатике 10-11 классы, - М: ВАКО, 2011.

3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. - М: БИНОМ, 2013

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. - М: БИНОМ, 2013

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2012. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar .

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2012. URL: metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar

Дополнительные источники

  1. Сборники заданий ЕГЭ по информатике 2009 - 2015 гг.

  2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера, М: ОЛИМП, 2008

  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ Практикум, ПИТЕР, 2010

Интернет-ресурсы:

  1. edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия

  2. center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам

  3. nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики

  4. phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика

  5. ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям

  6. km.ru/ - энциклопедия

  7. ege.ru/ - тесты по информатике

  8. comp-science.narod.ru/ - дидактические материалы по информатике

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место обучающихся (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  3. Колонки (рабочее место учителя).

  4. Проектор (рабочее место учителя).

  5. Лазерный принтер черно-белый.

  6. Сканер.

  7. Локальная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Офисное приложение Microsoft Office 2013, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  12. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

  13. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

© 2010-2022