- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 7 класс (Босова)
Рабочая программа по информатике 7 класс (Босова)
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степовик (.О. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Для реализации программы используются учебники:
-
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Цели и задачи изучения курса информатики
Изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:
-
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
-
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
-
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
-
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
-
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 7-х классах выделено 1 ч/нед, что составляет 34 учебных часов в год.
Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 12;
-
проверочные работы - 2;
-
контрольная работа - 2;
-
творческая работа - 1.
Планируемые результаты обучения
Личностные образовательные результаты
-
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
-
основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
-
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
-
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
-
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
Учащиеся должны:
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
-
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
иметь представление о назначении и области применения моделей;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
-
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
-
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
-
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
-
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
-
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
-
создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
-
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Содержание курса информатики
1. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Объекты и системы
7
4
3
2
Информационное моделирование
20
10
10
3
Алгоритмика
7
3
4
Итого:
34
17
17
Список литературы для подготовки и проведения занятий
Учебник:
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические пособия для учителя:
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2007.
-
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
Дата проведения
Тема урока
Тип урока
Умения и виды
деятельности
Контрольно-оценочная деятельность
Домашнее задание
Общеучебные
Специальные
вид
форма
Объекты и системы - 7 ч
1
Повторение пройденного в 6 классе.
Техника безопасности и организация рабочего места. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Выслушивать и объективно оценивать другого; владеть приемами риторики; определять структуру объекта
Знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики.
текущий
ПР
2
§1.1. Объекты и их имена.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Выслушивать и объективно оценивать другого; владеть приемами риторики; определять структуру объекта
Знать понятие объект, свойства объекта. Уметь описать поведение объекта; изменять свойства Рабочего стола, изменять свойства панели задач, упорядочивать значки на Рабочем столе.
текущий
ПР
§1.1
РТ №1,6,7
3
§1.2. Признаки объектов.
§1.3. Отношения объектов.
Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения
Знать понятия объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью». Уметь описать отношения между объектами с помощью схемы отношений;
выполнять операции с объектами файловой системы, определять свойства объектов файловой системы.
текущий
ПР
§1.2, 1.3,
РТ №8, 14, 20, 22
4
§1.4. Разновидности объектов и их классификация. §1.5. Состав объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения;
Знать понятия объект. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.
текущий
ПР
§ 1.4, 1.5,
РТ №25, 30
5
§1.6. Системы объектов.
Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов»
Комбинированный урок
определять структуру объекта, устанавливать функциональные связи и отношения; оценивать свою работу и работу одноклассников
Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.
текущий
ПР
§1.6,
РТ №36, 38, 39
6
§1.7. Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов»
Комбинированный урок
формулировать проблемные вопросы; уметь вести дискуссию, диалог
Знать понятия система, структура, системный подход. Уметь применять операции копирования, вставки, поиска и замены фрагментов документа; вводить символы, отсутствующие на клавиатуре; работать с несколькими документами одновременно; вставлять в документ рисунки и изменять их свойства.
текущий
ПР
§1.7,
РТ №41, 43
7
§1.8. Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»
Комбинированный урок
Соотносить различные компоненты объекта; качественно описывать объект
Понимать, что компьютер - система; знать понятие интерфейс, пользовательский интерфейс
Тематичес-
кий
тест
§1.8,
РТ №50,
Информационное моделирование - 20 ч
8
§2.1. Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 «Создание словесных моделей»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Определять объект анализа; устанавливать межпредметные связи
Знать определение понятия «модель»; виды моделей; Уметь упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке; разбивать текст на колонки.
текущий
ПР
§2.1,
РТ №2, 6, 8 стр.38-43
9
§2.2. Информационные модели.
Практическая работа №11 «Графические модели»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам
Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей. Уметь упорядочивать добавлять в текст колонтитул; использовать стили форматирования.
текущий
ПР
§2.2,
РТ №12, 13, 14 стр.45
10
§2.3. Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создание словесных моделей»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Подбирать и группировать материал по определенной теме; оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.
текущий
ПР
§2.3,
РТ №15,17 стр.46
11
§2.3. Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создание словесных моделей»
Комбинированный урок
Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности
Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.
текущий
ПР
§2.3,
РТ №19 стр.47
12
§2.3. Словесные информационные модели.
Практическая работа №4 «Создание словесных моделей»
Урок закрепления знаний
Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности; составлять план
Знать определение понятия «модель»; виды моделей; знать виды информационных моделей, иметь представление о словесных информационных моделях. Уметь создавать и оформлять различные словесные модели.
текущий
ПР
§2.3,
РТ №18, 22
13
Многоуровневые списки.
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной деятельности; составлять сложный план
Уметь создавать многоуровневые списки
текущий
ПР
14
§2.4. Математические модели.
Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»
Комбинированный урок
Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
Иметь представление о математических моделях
тематический
тест
§2.4,
№2-4 стр 57 учебника,
РТ №27 стр.51
15
§2.5. Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1 - 2)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам
Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать простые таблицы
текущий
ПР
§2.5,
РТ №28-31 стр.51-53
16
§2.5. Простые и сложные таблицы.
Практическая работа №6 «Создание табличных моделей»
Комбинированный урок
Выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; классифицировать информацию по различным признакам
Знать структуру и правила оформления таблицы. Уметь добавлять строки и столбцы в таблицу; удалять строки и столбцы из таблицы; объединять и разбивать ячейки таблицы; создавать сложные таблицы.
текущий
ПР
§2.5,
РТ №33-34 стр.54
17
§2.5. Сложные таблицы.
Практическая работа №6 «Создание табличных моделей»
Комбинированный урок
Владеть способами контроля и оценки деятельности
текущий
ПР
§2.5
18
§2.6. Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6 «Создание табличных моделей»
Комбинированный урок
Самостоятельно выбирать алгоритм действий
Уметь решать логические задачи, используя таблицы.
текущий
ПР
§2.6, №2-3 стр. 74-75 учебника,
РТ №33-34 стр.54
19
§2.7. Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц в Word»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
умение действовать по алгоритму
Иметь представление о вычислительных таблицах. Вычислять сумму чисел строки (графы) таблицы в текстовом процессоре Word
текущий
ПР
§2.7, задание 2 работы 7 на стр.186 учебника
20
§2.8. Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами Excel»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
умение действовать по алгоритму
Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам.
текущий
ПР
§2.8,
РТ №43 стр.59
21
§2.8. Электронные таблицы.
Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами Excel»
Комбинированный урок
Самостоятельно выбирать алгоритм действий, определять проблему и предлагать способы ее решения
Знать назначение и функции электронных таблиц. Уметь создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы; выполнять вычисления по стандартным формулам; вводить собственные формулы; решать задачи в среде электронных таблиц
текущий
ПР
§2.8,
РТ №44 стр.60
22
§2.9. Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Классифицировать информацию по различным признакам; умение действовать по алгоритму
Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.
текущий
ПР
§2.9,
РТ №45(а,б) стр.60-62
23
Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»
Комбинированный урок
Классифицировать информацию по различным признакам; самостоятельно выбирать алгоритм действий
Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.
текущий
ПР
§2.9,
РТ №46-48
стр.64-70
24
§2.9. Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков»
Урок комплексного применения ЗУН
Классифицировать информацию по различным признакам; самостоятельно выбирать алгоритм действий; вырабатывать общее решение
Понимать назначение диаграмм как средства визуализации числовых данных; знать виды диаграмм. Уметь создавать круговые, столбчатые, ярусные и другие типы диаграмм; строить графики математических функций; представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.
текущий
ПР
§2.9,
РТ №51-54
стр.72-74
25
§2.10. Многообразие схем.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта
Знать определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях. Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом Надпись панели Рисования.
текущий
ПР
§2.10,
РТ №55-58
стр.75-78
26
§2.10. Информационные модели на графах.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Комбинированный урок
Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта
Знать определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях. Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом Надпись панели Рисования.
текущий
ПР
§2.10,
РТ №66
стр.81
27
§2.10. Деревья.
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»
Комбинированный урок
Определять объект анализа; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; вырабатывать общее решение
Знать определение схемы; иметь представление о графах, о деревьях. Уметь строить разнообразные фигуры; добавлять (вписывать) текст в автофигуру; пользоваться инструментом Надпись панели Рисования
текущий
ПР
§2.10,
РТ №55-58
стр.75-78
Алгоритмика - 7 ч
28
§3.1. Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
§3.2. Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Качественно описывать объект; уметь доказывать и опровергать; выслушивать и объективно оценивать другого
Знать определение алгоритма, исполнителя алгоритма, СКИ. Уметь приводить примеры алгоритмов, исполнителей алгоритмов, СКИ
§3.1,
3.2(1,2)
29
§3.2. Исполнитель Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде Алгоритмика
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник
текущий
СР
§3.2(3),
РТ №14, 16 стр.92-93
30
§3.2. Исполнитель Чертежник.
Цикл «повторить n раз».
Работа в среде Алгоритмика.
Комбинированный урок
Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Чертежник.
§3.2(4),
РТ №17, 18(б) стр.94-96
31
§3.3. Исполнитель Робот.
Управление Роботом.
Работа в среде Алгоритмика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.
§3.3(1,2),
РТ №21, 24 стр.100-101
32
§3.3. Исполнитель Робот.
Цикл «пока».
Работа в среде Алгоритмика.
Комбинированный урок
самостоятельно выбирать алгоритм действий; вырабатывать общее решение; уметь выслушивать и вырабатывать общее решение
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.
текущий
СР
§3.3(3,4),
РТ №28, 30, 31(бвг), 32 стр.104-106
33
§3.3. Исполнитель Робот.
Ветвление.
Работа в среде Алгоритмика.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Действовать по алгоритму; уметь доказывать и опровергать; уметь вести дискуссию, диалог
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.
§3.3,
РТ №36-37 стр.110
34
Проверочная работа по теме
«Алгоритмизация»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Владеть способами контроля и оценки деятельности
Знать СКИ Чертежник. Уметь составлять алгоритмы для исполнителя Робот.
итоговый
ПР