- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике и ИКТ Алгоритм. Линейные алгоритмы (6 класс)
Урок по информатике и ИКТ Алгоритм. Линейные алгоритмы (6 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Ильина И.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Класс: 6
Тема: Алгоритм. Линейный алгоритм.
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Цель урока: формирования знаний в области алгоритмов, организация работы по усвоению новых понятий.
Задачи урока:
Обучающая:
- познакомить с понятиями «алгоритм», «шаг алгоритма», «линейный алгоритм».
Развивающая:
- формирование умения составлять линейный алгоритм;
- формирование приемов логического и алгоритмического мышления;
- развитие познавательного интереса к предмету, умения планировать свою деятельность.
Воспитательная:
- воспитание необходимости связать изучение нового материала с уже известными фактами;
- воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при работе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
-
Интерактивная доска;
-
Мультимедийный проектор;
-
Раздаточный материал с заданиями.
Программное обеспечение:
-
ActivInspire (задания для групп);
-
Macromedia Flash Professional;
-
Microsoft PowerPoint 2007;
-
Microsoft Word 2007.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодняшний наш урок я хочу начать со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Слайд 1.
"Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план", - говорила Алиса.
- Ребята, скажите, какой девочкой было Алиса?
(Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации).
- Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным. Чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?
2. Ознакомление с новым материалом.
Детальный план действий имеет своё определение и он называется алгоритм.
Слайд 2. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритмы". Ребята открываем тетради записывает число и тему урока.
План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия.
(Можно ребятам выжать толковые словари, чтобы они сами нашли определение).
Слайд 2. Алгоритм - это последовательность действий, которые приводят к достижению результата. (записываем в тетради).
- Вы уже умеете действовать по плану?
Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.
- Кто может привести свой алгоритм?
Слайд 3. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика Аль-Хорезми который жил в 825 году. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.
Способы записи алгоритма
Слайд 4. Рассмотрим, способы записи алгоритма. Перед вами алгоритм записанный в виде слов естественного языка такой способ записи алгоритма называется текстовый. Это исполняемые команды (инструкции). Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. Шаги - команды записываются в виде глаголов.
Любой алгоритм начинается с неисполняемой инструкции (Начало) и заканчивается неисполняемой инструкцией «Конец». Все инструкции пронумерованы числом с точкой, начиная с числа. Давайте посмотрим на доске текстовый алгоритм Пришивания пуговицы
Это текстовый способ записи алгоритма.
Слайд 4. Этот же алгоритм можно записать в графическом виде. Графический алгоритм - записывается этот алгоритм с помощью геометрических фигур. Такой способ записи алгоритма называется блок-схема. Рассмотрим алгоритм пришивания пуговицы, только сейчас она записана в виде блок-схемы. Этот алгоритм тоже начинается с блока «Начало» и заканчивается блоком «Конец».
- Чем соединены блоки между собой?
- Кто догадался, почему блоки соединены между собой стрелками?
Представление алгоритмов на естественном языке - более понятная форма для людей, чем графическая форма. Она более подробна. Представление алгоритмов в графическом виде - более наглядная форма.
Слайд 5 - 7. Итак, значит, алгоритм записывается …..
Способ это текстовый
Способ это графический, то есть блок - схема.
Ребята алгоритмы мы выполняем постоянно, но никогда не задумываемся также об их видах, слайд 8 итак есть 3 вида алгоритмов:
-
Линейный алгоритм
-
Алгоритм с ветвлением
-
Циклический алгоритм
Слайд 8. Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим. (Ученики конспектируют определение)
Смотрим пример линейного алгоритма. Ведь все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим.
4. Практическое занятие.
Ребята, какой праздник ждет нас на следующей неделе (9 МАЯ) правильно!
Слайд 9 . Перед нами стоит задача организация праздника. Какие основные атрибуты праздника вы знаете? (подарок, праздничное блюдо, поздравительный номер). Я предлагаю решить нашу задачу с помощью алгоритмов.
- Наш класс разделен на группы. Для каждой группы я приготовила конверты с набором операций (действий). Вы должны расположить их по алгоритму, по порядку действий и заполнить виде блок-схемы, но учтите, помимо основной задачи - составить алгоритм, вы должны выполнить алгоритм объяснить нам, какие команды выполняются.
(Учитель раздает задания)
1-я группа физкультминутка «Танец»;
2-я группа - изготовить открытки к 9 Мая;
3-я группа - приготовление салата.
Задание для группы №1 Физкультминутка
Составьте и выполните алгоритм физкультминутки «Танец».
Используйте команды: «Конец», «Начало», «Присядь», «Поставь руки на пояс», «Топни левой ногой», «Встань», «Повернись вокруг себя», «Топни правой ногой», «Шаг вперед», «Шаг назад».
Ответ:
-
Начало
-
Поставь руки на пояс
-
Шаг вперед
-
Шаг назад
-
Топни левой ногой
-
Топни правой ногой
-
Присядь
-
Встань
-
Повернись вокруг себя
-
Конец
Задание для группы №2 Открытка
Составьте и выполните алгоритм изготовления открытки к 9 Мая.
Используйте команды: «Начало», «Возьми CD-диск», «Приклей цифру 9 на блестящую сторону диска», «Берем гвоздику», «Приклеиваем к гвоздике зеленые листья», «Приклеиваем гвоздику с листиками на CD-диск», «Конец», «На обратную сторону диска приклеиваем поздравление».
Задание для группы №3 Салат
Составьте и приготовьте алгоритм приготовления салата «Витаминный».
Используйте команды: «Все перемешай и добавь соль», «Отварной картофель и морковь», «Нарезать мелко солёные огурцы», «Начало», «Нарезать кубиками картофель, морковь, яйца»,
«Выложить в большую ёмкость», «Порезать колбасу», «Высыпать горошек», «Конец», «Салат заправить майонезом», «Все перемешать».
Проверка.
- Давайте проверим работы следующим образом: один член команды выходит и выполняет алгоритм:
№1 Физкультминутка. Один из учащихся команды выходит и показывает движения, весь класс повторяет.
№2 Открытка. Команды выходит и показывает получившиеся открытки.
№3 Салат. Один из учащихся команды выходит и на интерактивной доске составляет графический алгоритм (блок-схему).
- Вы теперь уже сами можете подготовиться к празднику 9 мая можете сперва составить алгоритм действий и потом обмениваться ими. Будет это алгоритм открытки, рецепт праздничного блюда и даже поздравительного танца.
5. Обобщение и подведение итогов
А теперь давайте укрепим наши знания и первое задание необходимо написать алгоритм для робота.
- Молодцы! Вы достаточно быстро справились.
- А теперь ребята каждый самостоятельно в тетрадях напишет свой алгоритм двумя способами.
- Помогло ли вам знание алгоритма наших действий при выполнении заданий?
- Понравилась ли вам ваша работа?
Итак, составленные вами алгоритмы приводят к результату? И мы теперь уверенно можем сказать что алгоритм - это последовательность действий, которые приводят к достижению результата.
Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке. Давайте узнаем были трудности на уроке или не было у нас трудностей приклейте на доску смайлик с улыбкой «у меня трудностей не возникло» или смайлик грустный «у меня было много трудностей».