Урок по информатике и ИКТ Алгоритм. Линейные алгоритмы (6 класс)

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Тема: Алгоритм. Линейный алгоритм.

Продолжительность: 1 урок (40 минут).

Цель урока: формирования знаний в области алгоритмов, организация работы по усвоению новых понятий.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить с понятиями «алгоритм», «шаг алгоритма», «линейный алгоритм».
Развивающая:

- формирование умения составлять линейный алгоритм;

- формирование приемов логического и алгоритмического мышления;

- развитие познавательного интереса к предмету, умения планировать свою деятельность.
Воспитательная:

- воспитание необходимости связать изучение нового материала с уже известными фактами;

- воспитание ответственности за выполняемую работу, аккуратности при работе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска;

  • Мультимедийный проектор;

  • Раздаточный материал с заданиями.

Программное обеспечение:

  • ActivInspire (задания для групп);

  • Macromedia Flash Professional;

  • Microsoft PowerPoint 2007;

  • Microsoft Word 2007.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодняшний наш урок я хочу начать со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Слайд 1.

"Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план", - говорила Алиса.

- Ребята, скажите, какой девочкой было Алиса?

(Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации).

- Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным. Чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

2. Ознакомление с новым материалом.

Детальный план действий имеет своё определение и он называется алгоритм.

Слайд 2. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию "Алгоритмы". Ребята открываем тетради записывает число и тему урока.

План действий (последовательность шагов) - это и есть алгоритм действия.

(Можно ребятам выжать толковые словари, чтобы они сами нашли определение).

Слайд 2. Алгоритм - это последовательность действий, которые приводят к достижению результата. (записываем в тетради).

- Вы уже умеете действовать по плану?

Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня.

- Кто может привести свой алгоритм?

Слайд 3. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося арабского математика Аль-Хорезми который жил в 825 году. Он сформулировал правила сложения чисел, которые в его честь были названы алгоритмами.

Способы записи алгоритма

Слайд 4. Рассмотрим, способы записи алгоритма. Перед вами алгоритм записанный в виде слов естественного языка такой способ записи алгоритма называется текстовый. Это исполняемые команды (инструкции). Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. Шаги - команды записываются в виде глаголов.

Любой алгоритм начинается с неисполняемой инструкции (Начало) и заканчивается неисполняемой инструкцией «Конец». Все инструкции пронумерованы числом с точкой, начиная с числа. Давайте посмотрим на доске текстовый алгоритм Пришивания пуговицы

Это текстовый способ записи алгоритма.

Слайд 4. Этот же алгоритм можно записать в графическом виде. Графический алгоритм - записывается этот алгоритм с помощью геометрических фигур. Такой способ записи алгоритма называется блок-схема. Рассмотрим алгоритм пришивания пуговицы, только сейчас она записана в виде блок-схемы. Этот алгоритм тоже начинается с блока «Начало» и заканчивается блоком «Конец».

- Чем соединены блоки между собой?

- Кто догадался, почему блоки соединены между собой стрелками?

Представление алгоритмов на естественном языке - более понятная форма для людей, чем графическая форма. Она более подробна. Представление алгоритмов в графическом виде - более наглядная форма.

Слайд 5 - 7. Итак, значит, алгоритм записывается …..

Способ это текстовый

Способ это графический, то есть блок - схема.

Ребята алгоритмы мы выполняем постоянно, но никогда не задумываемся также об их видах, слайд 8 итак есть 3 вида алгоритмов:

  • Линейный алгоритм

  • Алгоритм с ветвлением

  • Циклический алгоритм

Слайд 8. Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим. (Ученики конспектируют определение)

Смотрим пример линейного алгоритма. Ведь все действия выполняются в строгом порядке, одно за другим.

4. Практическое занятие.

Ребята, какой праздник ждет нас на следующей неделе (9 МАЯ) правильно!

Слайд 9 . Перед нами стоит задача организация праздника. Какие основные атрибуты праздника вы знаете? (подарок, праздничное блюдо, поздравительный номер). Я предлагаю решить нашу задачу с помощью алгоритмов.

- Наш класс разделен на группы. Для каждой группы я приготовила конверты с набором операций (действий). Вы должны расположить их по алгоритму, по порядку действий и заполнить виде блок-схемы, но учтите, помимо основной задачи - составить алгоритм, вы должны выполнить алгоритм объяснить нам, какие команды выполняются.

(Учитель раздает задания)

1-я группа физкультминутка «Танец»;

2-я группа - изготовить открытки к 9 Мая;
3-я группа - приготовление салата.

Задание для группы №1 Физкультминутка

Составьте и выполните алгоритм физкультминутки «Танец».

Используйте команды: «Конец», «Начало», «Присядь», «Поставь руки на пояс», «Топни левой ногой», «Встань», «Повернись вокруг себя», «Топни правой ногой», «Шаг вперед», «Шаг назад».

Ответ:

  1. Начало

  2. Поставь руки на пояс

  3. Шаг вперед

  4. Шаг назад

  5. Топни левой ногой

  6. Топни правой ногой

  7. Присядь

  8. Встань

  9. Повернись вокруг себя

  10. Конец

Задание для группы №2 Открытка

Составьте и выполните алгоритм изготовления открытки к 9 Мая.

Используйте команды: «Начало», «Возьми CD-диск», «Приклей цифру 9 на блестящую сторону диска», «Берем гвоздику», «Приклеиваем к гвоздике зеленые листья», «Приклеиваем гвоздику с листиками на CD-диск», «Конец», «На обратную сторону диска приклеиваем поздравление».

Задание для группы №3 Салат

Составьте и приготовьте алгоритм приготовления салата «Витаминный».

Используйте команды: «Все перемешай и добавь соль», «Отварной картофель и морковь», «Нарезать мелко солёные огурцы», «Начало», «Нарезать кубиками картофель, морковь, яйца»,

«Выложить в большую ёмкость», «Порезать колбасу», «Высыпать горошек», «Конец», «Салат заправить майонезом», «Все перемешать».

Проверка.

- Давайте проверим работы следующим образом: один член команды выходит и выполняет алгоритм:

№1 Физкультминутка. Один из учащихся команды выходит и показывает движения, весь класс повторяет.

№2 Открытка. Команды выходит и показывает получившиеся открытки.

№3 Салат. Один из учащихся команды выходит и на интерактивной доске составляет графический алгоритм (блок-схему).

- Вы теперь уже сами можете подготовиться к празднику 9 мая можете сперва составить алгоритм действий и потом обмениваться ими. Будет это алгоритм открытки, рецепт праздничного блюда и даже поздравительного танца.

5. Обобщение и подведение итогов

А теперь давайте укрепим наши знания и первое задание необходимо написать алгоритм для робота.

- Молодцы! Вы достаточно быстро справились.

- А теперь ребята каждый самостоятельно в тетрадях напишет свой алгоритм двумя способами.
- Помогло ли вам знание алгоритма наших действий при выполнении заданий?
- Понравилась ли вам ваша работа?

Итак, составленные вами алгоритмы приводят к результату? И мы теперь уверенно можем сказать что алгоритм - это последовательность действий, которые приводят к достижению результата.

Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке. Давайте узнаем были трудности на уроке или не было у нас трудностей приклейте на доску смайлик с улыбкой «у меня трудностей не возникло» или смайлик грустный «у меня было много трудностей».

© 2010-2022