• Преподавателю
  • Информатика
  • Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса по всем специальностям. Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инно­вационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только пу­тем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходи­мо перевести студента из пассивного потребителя знаний...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Методические указания к выполнению самостоятельной работы

по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса всех специальностей


Разработчик: Грищенко А.А.












Перевоз

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса по всем специальностям.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 48 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;

  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:

  • практические умения и навыки :

  • умение оперировать данными на информационном рынке;

  • умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);

  • умения обрабатывать информацию средствами информатики.

  • учебные умения:

  • использовать различные информационные источники;

  • расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;

  • проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

  • специальные учебные умения .

  • осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;

  • организовывать работу на компьютере;

  • выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;

  • излагать информацию средствами информатики.

Виды заданий для самостоятельной работы

  1. Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.

  2. Для закрепления и систематизации знаний: создание презентации в MS Power Point.

  3. Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.

Формы самостоятельной работы

  1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.

  2. Исследовательская работа.

  3. Составление информационных моделей объектов и их анализ.

Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

  • Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, при защите рефератов и проектов:

  • Контроль сообщений осуществляется на уроках.

  • Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.

  • Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Перечень самостоятельных работ

п/п

Тема работы и краткое содержание

Количество

часов

1.

История развития компьютерной техники

2

2.

История современной системы счисления (изучение развития науки чисел)

2

3.

Информационные ресурсы общества

2

4.

Выполнение домашнего задания по теме: Информация, ее свойства, подсчет количества информации

2

5.

Выполнение домашних заданий по теме: «Алгоритмы».

6

6.

Классификация вирусов и антивирусных программ

4

7.

Антивирусные программы (изучение и описание одной антивирусной программы на выбор)

2

8.

Устройство компьютера (создание кроссворда)

2

9.

Виды ПО компьютера

2

10.

История операционных систем (исследование развития операционных систем)

2

11.

Безопасность и гигиена при работе с компьютером (разработка профилактических мер, направленных на сохранение здоровья при работе с компьютером)

2

12.

Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов (изучение различных графических редакторов, заполнение таблицы)

2

13.

Применение графических редакторов в деятельности человека (исследование профессий, связанных с работой с графическими редакторами)

2

14.

Подготовка материала о своей семье для создания презентации

4

15.

Рецензирование документа (обработка готового реферата в соответствии с требованиями к оформлению рефератов)

2

16.

Издательские системы (изучение настольных издательских систем, организации и основных способов верстки текста)

2

17.

Сравнительный анализ поисковых систем.

2

18.

Работа в Ms Power Point (создание мультимедийной презентации на тему «Современные браузеры»)

2

19.

Составить портфолио своих достижений в виде презентации Ms Power Point.

2

20.

Глоссарий (создание словаря информационных терминов)

2




Самостоятельная работа № 1 История развития компьютерной техники.

Задание: изучите историю развития компьютерной техники.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 2 История современной системы счисления

Задание: изучите историю возникновения чисел десятичной системы. Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 3 Информационные ресурсы общества

Задание: изучите информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 4 Выполнение домашнего задания по теме: Информация, ее свойства, подсчет количества информации.

Задание: решите задачи по теме «Измерение информации»

Список задач:

  1. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?

  2. Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?

  3. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар? Форма выполнения задания: решение задачи.

Самостоятельная работа № 5 Выполнение домашних заданий по теме: «Алгоритмы».

Задание: постройте алгоритмы для решения следующих задач:

  1. Решить задачи по теме «Линейные программы»

Список задач:

  1. Составить алгоритм, который вычисляет значение выражения по формуле (все переменные имеют вещественный тип): Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

  2. Составить алгоритм для ввода числа, нахождения его квадрата, вывода результата на экран.

  3. Составить алгоритм нахождения среднего арифметического четырех чисел.

  1. Решить задачи по теме «Разветвляющиеся программы

Список задач:

  1. Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.

  2. Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на (-2) и вывести на экран, в противном случае увеличить в 1,5 раза и вывести на экран.

  3. Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.

  1. Решить задачи по теме «Циклические программы Список задач:

  1. Составить алгоритм для нахождения суммы первых десяти чисел натурального ряда.

  2. Составить алгоритм для нахождения произведения чисел, оканчивающихся нулем и находящихся в промежутке от 20 до 60.

  3. Составить алгоритм для нахождения суммы четных чисел, находящихся в промежутке между 18 и 28.

Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.

Самостоятельная работа № 6 Классификация вирусов и антивирусных программ

Задание: составьте классификацию вирусов, приведите примеры использования и антивирусных программ.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 7 Антивирусные программы

Задание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:

Касперский;

  • Avast;

  • Nod32;

  • Avira;

  • DrWeb;

  • Panda.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 8 Устройство компьютера

Задание: изучите устройство компьютера и составьте кроссворд.

Форма выполнения задания: создание кроссворда.

Самостоятельная работа № 9 Виды ПО компьютера

Задание: изучите следующие вопросы:

  1. основные понятия и определения (программа, сопровождение программ, программное обеспечение компьютера);

  2. классификация программного обеспечения;

  3. типы системного ПО;

  4. типы специального (инструментального) ПО;

  5. типы прикладного ПО.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 10 История операционных систем

Задание: изучите историю развития операционных систем.

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 11 Безопасность и гигиена при работе с компьютером

Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 12 Сравнительная характеристика растровых и векторных графических

редакторов

Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:

Параметры для сравнения

Растровые ГР

Векторные ГР

1. Краткая характеристика

2. Способ описания изображения

3. Изменение качества при изменении масштаба

4. Примеры


Форма выполнения задания: исследование.


Самостоятельная работа № 13

Применение графических редакторов в деятельности человека

Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами и подготовьте реферат.

Форма выполнения задания: реферат.

Самостоятельная работа № 14

Подготовка материала о своей семье для создания презентации

Задание: собрать материал о своей семье (фотографии, документальные источники) для создания презентации.

Форма выполнения задания: исследование.

Самостоятельная работа № 15 Рецензирование документа

Задание: изучите правила оформления реферата в соответствии с ГОСТ 7.9-95. Отредактируйте и обработайте документ в соответствии с требованиями к оформлению рефератов.

Форма выполнения задания: редактирование текстового документа.

Самостоятельная работа № 16 Издательские системы

Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.

Форма выполнения задания: сообщение.

Самостоятельная работа № 17 Сравнительный анализ поисковых систем.

Задание: заполните таблицу «Поисковые системы»

Поисковые системы

Рейтинг

популяр

ности

Краткая

характе

ристика

Найдено страниц, по запросу: Определение информации

Yandex

Google

Rambler

Апорт!

mail.ru


Форма выполнения задания: заполнение таблицы.


Самостоятельная работа № 18 Работа в MS Power Point

Задание: создайте мультимедийную презентацию на тему «Современные браузеры»)

Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  • название презентации;

  • автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);

  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

►► необходимо соблюдать единый стиль оформления;

►► нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

►► вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

►► для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование

цвета

►► на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

►► для фона и текста используются контрастные цвета;

►► особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после




использования)

Анимационные

эффекты

►► нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

►► не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание

информации

►► следует использовать короткие слова и предложения;

►► время глаголов должно быть везде одинаковым;

►► следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;

►► заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

►► предпочтительно горизонтальное расположение информации;

►► наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

►► если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

►► для заголовков не менее 24;

►► для остальной информации не менее 18;

►► шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

►► нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

►► для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;

►► нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

►► рамки, границы, заливку

►► разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

►► рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных

фактов

Объем информации

►► не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

►► наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.





Форма выполнения задания: презентация.

Самостоятельная работа № 19 Работа в MS Power Point

Задание: создайте мультимедийную презентацию на тему «Мое портфолио»

Форма выполнения задания: презентация.

Самостоятельная работа № 20 Глоссарий

Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов). Форма выполнения задания: глоссарий.

Список литературы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хен- нера : Том 1. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 5-е изд., испр.

  • М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  1. Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.


© 2010-2022