Учимся работать с информацией (для 8 класса)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Ангарского

Муниципального образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»







Авторская педагогическая разработка

(адаптационная)





Учимся работать с информацией

(учебная программа для учащихся 8 класса )





Автор разработки: Никифорова Татьяна Александровна- учитель информатики

МБОУ « СОШ № 20»







2015г.

г.Ангарск

Пояснительная записка

Рост объема информации является одной из особенностей современной эпохи, которое имеет существенное значение для школы, поскольку информация является обязательной для восприятия и усвоения учащимися программ различных учебных дисциплин. Программа внеурочного курса (далее- курс) «Учимся работать с информацией» направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает. Содержание занятий способствует развитию аналитико-синтетических способностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности.

Цель данного курса - сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

  1. Формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся.

  2. Формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах.

  3. развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

  4. освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 8 класса (34 ч.), имеет практико-ориентированный характер, так как 80 % времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифферениация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

  • правила поиска информации в библиотеке, сети Интернет, работы с каталогами;

  • правила сохранения различных видов информации информации, приёмы запоминания;

  • правила классификации и сравнения;

  • методы решения творческих задач

  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

уметь:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы; выявлять закономерности, строить умозаключения;

- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного видав другой;

  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

Содержание программы

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных видах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Компьютерный практикум.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

N° п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1-2

Что мы знаем о чтении

Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения

2

3

Чтение как способ получения информации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила и техники быстрого чтения. Тренинг

1

4

Выявление навыков традиционного чтения

Самодиагностика: выявление навыков традиционного чтения

1

5

Компьютерный практикум

Организация поиска информации в компьютерном тексте

1

6-7

Интегральный алгоритм чтения

Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием интегрального алгоритма чтения

2

8

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения. Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы

1

9-10

Изучающее чтение

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изучающем чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тренинг изучающего чтения

2

11-12

Понимание смыслового содержания текста

Что значит понимать смысл. Понимание смысла слова, предложения, текста. Ступени понимания. Условия понимания и причины непонимания

2

13

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с текстом: чтение с пометками, таблицы «ЗУХ»

1

14-15

Учимся задавать и отвечать на вопросы

Приёмы работы с текстом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания

2

16-17

Поисково-просмотровое чтение

Виды поисково-просмотрового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»

2

18-19

Конспектирование при чтении

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема. Формы конспектирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, книги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся). «Подготовить конспект статьи»

2

20

Учимся готовить сообщение

Работа с текстом, выделение в тексте основных смысловых блоков, словосочетаний. Подготовка мини-сообщений по заданной теме

1

21-22

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них. Поиск диалогов в текстах

2

23

Компьютерный практикум

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов

1

24

Компьютерный практикум

Создание нумерованного и маркированного списка

1

25

Компьютерный практикум

Представление информации с помощью схематической (организационной) диаграммы

1

26

Компьютерный практикум

Представление информации в виде таблицы

1

27

Компьютерный практикум

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу

1

28-29

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания

2

30-31

Справочник. Работа со справочной литературой

Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания

2

32-33

Компьютерный практикум

Операции с файлами и каталогами (поиск, переименование, копирование, перемещение и сохранение информации)

2

34

Итоговое занятие

Роль информации в жизни человека (тема занятия определяется учителем)

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Чтение как способ получения информации

Учащиеся знают:

- виды чтения;

- правила быстрого чтения;

- чтение укороченной строки.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью

Приёмы работы с текстом.

Недостатки традиционного чтения

Учащиеся знают:

- гипертекстовое представление информации;

- метод толстых и тонких вопросов;

- чтение с пометками, чтение с пропусками;

- метод смысловой догадки;

- интегральный алгоритм чтения;

- правила выделения ключевых слов;

- выделение основного смысла отрезков текста.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- составлять план текста;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью

Способы обработки полученной информации

Учащиеся знают:

- понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- составлять план текста;

- составлять тезисы;

- представлять информацию в различных видах;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью

Способы представления информации в различных видах

Учащиеся знают:

- способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический;

- графические методы;

- кодирование и декодирование информации.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- составлять план текста;

- представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический);

- выявлять закономерности;

- владеть монологической и диалогической речью



Литература


1. КриволаповаН.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательной деятельности учащихся.5-8 классы./Н.А.Криволапова.-М.: Просвещение,2013

2. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012

3. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Т.А.Ратанова.- М.:Московский психолого - социальный институт: Флинта,2003

4.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий:пособие для учителя- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2011

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер

  • МФУ

  • Мультимедиапроектор

  • Средства телекоммуникации

  • Экран навесной



© 2010-2022