Электронное пособие В мире точек

Проект "В мире точек" способствует активизации познавательного процесса и  позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных способов обработки и преобразования графической информации в разных графических редакторах. Проект служит средством раскрытия творческого потенциала младших школьников в области новых информационных технологий. В рамках проекта «В мире точек» изучаются ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Аннотация проекта «В мире точек»



Автор проекта: Николенко Е.Ю. учитель информатики

МБОУ города Иркутска СОШ №26



Место проекта в образовательном процессе

Смена парадигм, обусловившая признание информатики как фундаментальной естественной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе, усилила её общеобразовательную роль.

Овладение единым подходом к изучению информационных процессов, понимание общности процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы требует сознательного отношения учащихся к изучению информатики на базовом или профильном уровнях.

Формирование сознательного отношения школьников к изучению общих закономерностей информационных технологий обусловило необходимость расширения учебно-познавательной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Содержание обучения, представленное в проекте «В мире точек», имеет практическую направленность и учитывает актуальные интересы школьников. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал.

Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных способов обработки и преобразования графической информации в разных графических редакторах.

Проект служит средством раскрытия творческого потенциала младших школьников в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся начальных классов.

В рамках проекта «В мире точек» изучаются общие понятия компьютерной графики и особенности работы с изображениями с помощью конкретного инструмента обработки растровой графики.

Общие требования к образованности учащихся

Для качественного обучения необходимо, чтобы школьники обладали элементарными навыками работы с файлами в операционной системе.

Также приветствуется готовность к коллективному обучению, умение учиться независимо от других, планировать и организовывать свою проектную деятельность.

Концепция проекта

Основа проекта «В мире точек» - практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, творческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

на первом этапе происходит изучение инструментария, простейшая обработка графической информации;

на втором этапе уделяется особое внимание разработке отдельных элементов;

на третьем этапе выполняется комплексный монтаж.

Общепедагогическая направленность занятий - гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы обработки растровой графики являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций современной школы. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с обрабатываемыми ими продуктами в виде рисунков рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся.

Цели участия в проекте

Основными целями проекта являются:

познакомить учащихся с понятием «компьютерная графика»;

понять принципы построения, обработки и хранения изображений с помощью компьютера;

познакомиться со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание;

овладеть системой базовых знаний для создания и редактирования растрового изображения.

Задачи проектной деятельности

Основными задачами проектной деятельности являются:

познакомиться с видами компьютерной графики, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

научиться эффективно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с растровой компьютерной графикой;

сформировать навыки работы с различными форматами графических файлов;

сформировать навыки обработки изображений, создания растровых рисунков;

сформировать навыки коллективной работы над совместным графическим проектом.

Методы работы

Основная методическая установка проекта - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по обработке растровой компьютерной графики.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в упражнениях электронного практикума. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Наряду с индивидуальной широко применяется и групповая работа преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий для согласования понятий, которые будут использованы учащимися в конструировании авторских разработок. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующим рефлексированием.

Формы организации работы над проектом

Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий проекта выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема проекта начинается входным тестированием, актуализирующим уже приобретённые навыки, необходимые для работы в текущем уроке. Затем идёт постановка задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания прописан в упражнениях электронной тетради проекта.

И завершается урок итоговым тестированием, которое закрепляет изученный материал.

Разделы электронной тетради содержат задания разного уровня сложности для самостоятельного выполнения, направленные на формирование умений, необходимых для выполнения технической задачи на соответствующем минимальном уровне планируемого результата обучения. Подобный тренинг завершается переходом на новый уровень обучения - выполнением учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.

В ходе обучения проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сложных работ. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для рефлексивной оценки проделанной работы.

Планируемые результаты курса

В рамках проекта «В мире точек» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

знают виды компьютерной графики, их функциональные и технологические особенности;

умеют эффективно использовать аппаратное и программное обеспечения компьютера при работе с растровой компьютерной графикой;

владеют системой базовых знаний для создания и редактирования растрового изображения;

приобретают навыки обработки изображений, создания растровых рисунков;

вырабатывают навыки коллективной работы над совместным графическим проектом.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля участия в проекте «В мире точек» являются внешние образовательные продукты учащихся, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам проекта.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и др. и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль - необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса, от этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

При диагностике достижений учителю важно не просто в общем виде указать на объём знаний школьника, но и выявить их следующие параметры:

виды знаний;

этапы их усвоения;

уровень их усвоения;

качество обработанного изображения;

наличие творческих элементов в итоговой работе;

степень её оригинальности.

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио работ.

Проверка достигаемых школьниками результатов производится в следующих формах:

текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде одной контрольной работы по следующей теме: «Основы компьютерной графики».

Итоговый контроль проводится в конце работы над пректом. Он организуется в форме дифференцированного зачёта - защита итогового проекта.

Состав учебно-методического комплекта

Участие в проекте обеспечивается электронными пособиями «В мире точек», контрольно-измерительными материалами для проведения текущего и итогового контроля.

Электронный практикум содержит пошаговое описание выполнения практической работы, задания для самостоятельного выполнения, справочные материалы.

Аппаратное обеспечение:

Процессор не ниже Pentium III.

Оперативная память не меньше 256 Мб.

Дисковое пространство не меньше 500 Мб.

Монитор с 24-битной видеокартой.

Разрешение монитора не ниже 1024×768.

Программное обеспечение:

Операционная система: Windows 2000 или Windows XP.

Приложение Microsoft Paint.


© 2010-2022