Конспект урока по теме Устройства долговременной памяти компьютера

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМЕНИ В. А. ЛАПОЧКИНА

Конспект урока по теме Устройства долговременной памяти компьютера



Методическая разработка

урока информатики.


ТЕМА:


Конспект урока по теме Устройства долговременной памяти компьютера


Разработала и провела

преподаватель информатики

Подрез Н. А.


Орел 2014.

Аннотация.

В данной методической разработке представлен урок информатики по теме «Устройства долговременной памяти компьютера». Методическая цель урока - использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики. В разработке представлены несколько эффективных методов защиты здоровья обучающихся. Например, контроль за осанкой, диагностика эмоционального состояния обучающихся, минутка релаксации, физкультминутка, чередование умственной и физической нагрузок или их сочетание, использование элементов хромотерапии, а также гимнастика для глаз как необходимая составляющая урока информатики.

Урок проводился в группе 19. Специальность «Компьютерные системы и комплексы».







Содержание.


  1. Введение………………………………………………………….4 стр.

  2. План-конспект урока…………………………………………….5 стр.

  3. Заключение………………………………………………..….…12 стр.

  4. Список использованной литературы…………………………..13 стр.

  5. Приложение 1. Практическая работа…....…………..…….…..14 стр.

  6. Приложение 2. Опорный конспект …………..….…………….15 стр.









Введение.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Основная задача образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации обучения, которые соответствовали бы возрастным особенностям психофизиологического и социального развития обучающихся, а также задаче устранения их перегрузок в процессе обучения.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Использование мультимедиа дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Мультимедиа - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений студентов, в организации и проведении опроса и контроля обучающихся, а также контроля и оценки домашних заданий. Однако эффективное использование мультимедиа невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Ведь длительная работа за компьютером может нанести непоправимый вред здоровью. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда активно идет физическое и психическое развитие человека.

Изучение предмета информатика предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Поэтому необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы, температурный режим. Для активации мыслительной деятельности обучающихся необходимо проводить физкультпаузы, чередование умственной и физической нагрузки, а также их сочетание. Также обязательным элементом урока информатики является гимнастика для глаз.

Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии - такая организация образовательного пространств, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Тема урока: УСТРОЙСТВА ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА.

Цели урока.

Обучающая:

  • сформировать у студентов представления об устройствах хранения информации,

  • познакомить студентов с историей развития устройств хранения информации,

  • научить студентов классифицировать устройства хранения информации.

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, навыков самостоятельной деятельности,

  • развитие ориентации во времени, аналитического мышления обучающихся.

Воспитательная

  • воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Методическая тема предметно-цикловой комиссии естественно-научного цикла: использование здоровьесберегащих технологий на уроках естественно-научных дисциплин..

Методическая цель урока: использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор и экран,

  • опорные конспекты,

  • ЦОР (компьютерные тесты, мультимедийные презентации, видеоролик).

Межпредметные связи: история, математика, физика, химия, английский язык.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала.

  3. Подготовка к активному усвоению нового материала.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Контроль усвоения изученного материала.

  7. Итог урока.

  8. Рефлексия.

  9. Задание на дом.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Мы продолжаем изучать тему «Средства ИКТ». Мы уже познакомились с архитектурой ПК и устройствами ввода информации.

На сегодняшнем уроке будет решено сразу несколько важных задач.

  1. Повторить ранее изученный материал по теме «Устройство компьютера».

  2. Познакомиться с понятиями «Устройства хранения информации».

  3. Закрепить полученные знания путем решения практических задач.

Запишите в тетрадь тему урока «Устройства хранения информации».

Изучив эту тему вы вспомните, чем отличаются оперативная и долговременная память, какие устройства позволяют хранить информацию в компьютере и как можно классифицировать устройства хранения информации. Термины, которые мы будем изучать, вы видите на доске.

Рефлексия.

Оцените, пожалуйста, своё психологическое и эмоциональное состояние в начале урока. Для этого поднимите карточку с одним цветом.

Красная - испытываете напряжение, тревогу, дискомфорт.

Жёлтая - неуверенность, что-то смущает.

Зелёная - испытываете спокойствие, уверенность, вам комфортно.

Релаксация.

Успокаивающее дыхание в музыкальном сопровождении.
Преподаватель рукой показывает схему дыхания: рука вверх - вдох, вниз - выдох, горизонтально - пауза (задержка дыхания).


  1. Повторение ранее изученного материала.

Устный опрос.

Вопросы для устного опроса.

  1. Дайте определение понятия «компьютер». Из каких устройств он состоит?

  2. Дайте определение понятия «архитектура ПК».

  3. Назовите главную функцию процессора.

  4. Для чего компьютеру оперативная память?

Далее для организации повторения студентам предлагается тест с разноуровневыми заданиями. После выполнения заданий теста, студенты производят взаимоконтроль, выставляя оценки соседу по парте.


  1. Подготовка к активному усвоению нового материала.

Хранение информации.

Окружающий нас мир - мир информации. Важную информацию человек способен помнить всю жизнь. Некоторую информацию запоминает ненадолго, только пока в ней есть необходимость.

1. Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры.

2. Много ли информации человек может сохранить "в уме"? Почему?

3. Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете. (содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро.)

4. Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации.

  1. Изучение нового материала.

Основным понятием сегодняшнего урока является «память».

А что же такое память?

Определение. Память - способность сохранять информацию.

Компьютерная память - способность сохранять данные.

У компьютера есть внешняя и внутренняя память.

Внутреннюю память мы рассмотрели на предыдущем уроке. Напомню, что внутренняя память бывает оперативная и кэш-память. А сегодня более подробно познакомимся с внешней долговременной памятью компьютера.

Долговременная (внешняя) память компьютера - память, предназначенная для длительного хранения информации.

1.Носители информации

Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне.

Песок, земля, камень - это первые естественные носители информации. Вопрос: - Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

(Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.)

Определение:

Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

Сейчас перед вами на слайде современные искусственные носители информации.

3. Современные носители информации.

В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:

1) бумажный;

2) магнитный;

3) оптический.

А сейчас я хочу предложить вам немного попутешествовать во времени и узнать, как хранили информацию раньше.

Сообщение студента на тему «История развития устройств хранения информации».

(Перфокарты, магнитная лента, дискеты)

Спасибо за интересный и познавательный доклад! Подведем итог. Внешняя долговременная память бывает магнитная и оптическая. А какой еще вид памяти вам известен? флэш-память. Рассмотрим подробнее все три вида. У каждого из вас есть таблица, которую вы должны заполнить во время прослушивания собщения.

Сообщение студента «Жесткий магнитный диск».

1) Жесткий магнитный диск (HDD, винчестер) - основное устройство хранения информации в компьютере. Накопители на жестких дисках - устройства хранения информации, основанное на принципе магнитной записи. Информация на жестком диске записывается на жесткие алюминиевые или стеклянные пластинки, покрытые слоем ферромагнитного материала. Почти все жесткие диски имеют ширину 3,5 или 2,5 дюйма. Информационная емкость до 4 Тбайт. В жестких дисках используются достаточно хрупкие и миниатюрные элементы. Поэтому чтобы сохранить информацию, диск необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока в процессе работы.

Заполнение таблицы. Вопросы на степень понимания.

Сообщение студента «Оптический диск».

2) Оптические диски. Еще одним распространенным видом устройств долговременной памяти компьютера являются оптические диски. Оптический диск - собирательное название носители информации, чтение с которых происходит с помощью оптического излучения. Для считывания информации используется луч лазера. существует CD и DVD-диски. Информационная емкостьCD-диска - 700 Мбайт, DVD-диска от 4,7 Гбайт до 17 Гбайт. Оптические диски по принципу записи чтения делятся на:

CD-ROM/DVD-ROM - предназначены только для чтения.

CD-R/DVD-R - диски, запись на которые производится только один раз.

CD-RW/DVD-RW - перезаписываемые диски.

Так как луч лазера работает с поверхностью диска, то такой диск необходимо оберегать от царапин и пыли. Подобные воздействие может сделать диск недоступным для чтения и записи.

Заполнение таблицы. Вопросы на степень понимания.

Сообщение студента «Флэш-память».

3) Пятнадцать лет назад компания Toshiba придумала технологию энергонезависимой полупроводниковой памяти, которую она назвала флэш-памятью. Флэш-память - энергонезависимый тип памяти, позволяющий хранить данные в микросхемах. Этот тип носителей имеет несколько важных характеристик:

  • Энергонезависимость.

  • Надежность.

  • Компактность.

  • Долговечность.

  • Универсальность.

Флэш-память позволяет записывать и стирать данные без таких сложностей, благодаря чему обладает неплохим быстродействием и, к тому же, достаточно надежна.

Устройства на основе flash-памяти не имеют в своём составе движущихся частей, что обеспечивает высокую сохранность данных. Для записи или считывания информации накопители подключаются к компьютеру через USB-порт.

Информационная емкость флеш-карт достигает от 2 до 128 Гбайт

Надежность высокая ввиду отсутствия движущихся частей. Тем не менее, необходимо помнить, что карты памяти нужно оберегать от механических повреждения. Также нельзя отключать карту во время передачи информации.

Заполнение таблицы. Вопросы на степень понимания.

SSD-накопители.

Многие из нас попадали в ситуацию, когда наш компьютер после установки на нем многих очень нужных нам программ в какой-то момент начинает загружаться очень медленно.

На замену магнитным винчестерам приходят твердотельные SSD-накопители (Solid State Drive). Устройства данного типа отличаются от жестких дисков по принципу работы: в них нет подвижных частей, и для размещения данных в них используются микросхемы энергонезависимой флеш-памяти.

Просмотри видеоролика. Сравнение SSD и HDD.

Перед вами тест двух накопители: ssd и hdd. Данный тест позволит нам узнать, почему ssd-диски становятся все более популярными. Итак, первый тест на вес. Мы видим, что ssd легче, чем жесткий диск. Почему это важно? Для кого актуально?

- Для пользователя настольных ПК этот параметр не имеет значения. Но для пользователя легких ноутбуков (лайтбук) этот параметр очень важен!

Следующий тест - тест на скорость загрузки и считывания данных. Скорость работы - очень важное преимущество ssd перед жесткими магнитными дисками. Из теста видно, что загрузка операционной системы происходит гораздо быстрее с твердотельного диска. Скорость считывания данных также в три раза выше.

Но главный тест - тест на вибрацию. Скажите, а для кого важен этот параметр?

Многие работают в дороге, транспорте. И из-за тряски есть риск потерять нужную информацию.

Да, верно. Поэтому давайте посмотрим тест на устойчивость к вибрации. Как вы видите, hdd очень быстро вышел из строя. Таким образом, при работе в транспорте информация может быть потеряна. А твердотельный накопитель не боится тряски, так как не имеет подвижных частей.

Но у SSD есть один существенный недостаток по сравнению с жесткими магнитными дисками: высокая цена! Поэтому основным накопителем информации в компьютере остается жесткий магнитный диск.

Заполнение таблицы. Вопросы на степень понимания.

Физминутка.

А сейчас давайте вспомним все носители информации, которые мы сегодня изучили. Я называю носитель, а вы должны определить, искусственный он или естественный. (Задание выполнется в форме игры с мячом. Преподаватель вызывает студента, бросая ему мячик. Студент, поймавший мяч, отвечает на вопрос).


  • Флеш-карта (и)

  • Береста (е)

  • Жесткий диск (и)

  • DVD-диск (и)

  • Книга (и)

  • Папирус (е)

  • Дискета (и)

  • Перфокарта (и)

  • Магнитная кассета (и)

  • SSD-диск (и)

  • Камень (е)

  • Песок (е)

  • Дорожный знак (и)

  • Земля (е)


  1. Первичное закрепление.

И чтобы закрепить изученный материал, я предлагаю вам заполнить схему памяти компьютера. Тот студент, который выполнит задание первым, покажет нам правильное решение у доски.

Конспект урока по теме Устройства долговременной памяти компьютера





  1. Практическая работа (приложение 1).

Студенты пересаживаются за компьютеры и выполняют практическую работу.

Перед вами на столах лежат указания к практической работе. Вам необходимо: 1. Вставить флеш-диск в USB-порт компьютера.

2. Открыть папку «Мой компьютер»

3. Для Съемного носителя вызовите контекстное меню, выберите пункт «Свойства»

4. Заполнить таблицу свойств флеш-диска

Далее выполните задание 2 и обязательно безопасно извлеките устройство!

В тетради для практических работ выполните отчет о работе.

Физминутка.

Исходное положение - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.


  1. Контроль усвоения изученного материала.

Компьютерное тестирование с помощью программы EasyQuizzy.

А сейчас я предлагаю вам пройти электронный тест, который покажет, насколько хорошо вы поняли новую тему. Данный тест поможет узнать те вопросы, на которые вам следует обратить внимание при подготовке домашнего задания. Тест создан в знакомой вам компьютерной программе EasyQuizzy. Система оценивания «зачет-незачет».

Закончили тестирование. Ознакомьтесь с отчетом и сохраните его в папку «Мои документы».

Физ. пауза.

Вот мы и познакомились с основными устройствами хранения информации. Мы много работали, писали. Теперь необходимо снять напряжение с глаз. В кабинете имеются так называемые зрительные метки. Вам необходимо, не поворачивая головы, найти глазами эти метки. Итак, встали. Вместе со мной. Первым устройством хранения информации были перфокарты. В 80-х годах их вытеснили дискеты. В 90-е в широкое использование вошли компакт-диски. А в 2000-х большее распространение получили флеш-карты. Повторить 3 раза


  1. Итог урока.

Сегодня на уроке мы повторили ранее изученный материал, узнали, что такое устройства вывода информации, научились их классифицировать, а также познакомились с интересными новинками в области компьютерной техники.

Оценки за урок.

  • За тестирование.

  • За доклады.

  • За активность.


  1. Рефлексия.

Оцените, пожалуйста, своё психологическое и эмоциональное состояние в конце урока. Для этого поднимите карточку с одним цветом.

Красная - испытываете напряжение, тревогу, дискомфорт.
Жёлтая - неуверенность, что-то смущает.
Зелёная - испытываете спокойствие, уверенность, вам комфортно.


  1. Домашнее задание.

Творческие работы. Угринович Н. «Информатика и ИКТ» п. 1.2.3.

Заключение.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья обучающихся является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в учебном режиме.

Система мер по предупреждению заболеваний, связанных с работой в компьютерном классе, поможет предупредить серьезные проблемы со здоровьем в будущем.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках информатики позволяет снизить эмоциональную и физическую нагрузку на студентов.

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Обязательным элементом урока информатики является гимнастика для глаз, которая позволяет снять напряжение при работе за компьютером или после просмотра видео с помощью мультимедийных устройств, что в будущем способствует снижению риска потери остроты зрения и возникновения синдрома «сухого глаза».

В данном уроке были использованы все вышеперечисленные методы сохранения здоровья обучающихся. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и введение в уроки здоровьесберегающих технологий поможет не только более эффективному усвоению учебного материала, но и способствует сохранению физического и эмоционального здоровья обучающихся, что является важнейшей задачей любого педагога.


Список использованной литературы.


  1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе : Народное образование. - 2008.

  2. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы". СанПиН 9-131 РБ. 2000. Приложения 7, 8, 9.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: Аркти, 2005.- 320с.

  4. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе //
    № 4. С. 72.

  5. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с.

  6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006.

  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002.

  8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с

  9. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]-: (metod-kopilka/)

  10. Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения [электронный ресурс]- :http edu.of/zaoch/default.asp?ob_no=8845

  11. Сайт «Сеть творческих учителей» [электронный ресурс]-: http: school collection.edu/

  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/


Приложение 1.

Практическая работа.

Задание №1

1. Вставьте флеш-диск в USB кабель компьютера.

2. Откройте папку «Мой компьютер»

3. Для Съемного носителя вызовите контекстное меню, выберите пункт «Свойства»

4. Заполните таблицу свойств флеш-диска


Информация

Свойства (общие)

Имя съемного диска

Тип

Файловая система

Занято

Свободно

Емкость


Задание №2

1. На Рабочем столе найдите файл «Флеш-память».

2. Скопируйте файл «Флеш-память» в буфер обмена.

3. Откройте папку съемного диска.

4. Вставьте скопированную информацию в съемный диск

5. Закройте окно съемного диска.

6. Произведите безопасное извлечение запоминающего устройства, нажав на панели задач на пиктограмму.



Приложение 2.

Опорный конспект урока.

Тема урока. Устройства долговременной памяти компьютера.

Компьютерная память __________________________________

Носитель информации_____________________________________

Типы носителей информации________________________________

Сравнительная характеристика носителей информации.



Принцип записи/чтения

Информационная емкость

Опасные воздействия

Жесткий магнитный диск

Оптический диск

Флэш-память

Твердотельный накопитель


Схема памяти компьютера.

Конспект урока по теме Устройства долговременной памяти компьютера







© 2010-2022